Повышение инвестиционной активности регионов (на примере Орловской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 12:32, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на ос-нове имеющихся методологических разработок и моделей оценить инвестиционный потенциал региональных экономических систем, а также провести сравнительный межрегиональный анализ структуры, направлений и тенденций в изменении указанного потенциала, по результатам которого оценить имеющиеся проблемы.

Файлы: 1 файл

Текст ВКР_ОКОНЧАТЕЛЬНО ИСПРАВЛЕННЫЙ.docx

— 194.45 Кб (Скачать файл)

     5. Экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;

     6. Финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов.

     7. Законодательный - совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

     Далее оценим инвестиционный потенциал России и отдельных ее регионов на современном  этапе.

     1.3 Рейтинговая оценка инвестиционной активности России

международными  финансово-рейтинговыми агентствами.

 

     В ноябре 2003 года инвестиционный рейтинг  был впервые присвоен России агентством Fitch, а агентство Moody's приняло аналогичное  решение еще в октябре 2003 года. Последнее повышение Российского рейтинга агентством Standard & Poor's произошло в конце января 2004 года, когда он был увеличен до уровня "BB+" с уровня "ВВ".

     Standard & Poor's последним из трех ведущих  рейтинговых агентств повысило  долгосрочный инвестиционный рейтинг  России в иностранной валюте  до инвестиционного уровня. В  сообщении агентства указывается,  что рейтинг повышен до уровня  «BBB- с "BB+" при стабильном  прогнозе.

     Также были повышены долгосрочный рублевый рейтинг с "BBB-" до "BBB" и  краткосрочный валютный рейтинг - с "В" до "А-3". Агентство объясняет  повышение рейтингов недавним существенным улучшением условий обслуживания внешнего долга и возросшей внешней  ликвидностью. Отмечается, что эти  улучшения перевешивает политические риски, которые «остаются серьезными и растущими».

     Агентство обращало внимание на увеличение золотовалютных резервов России благодаря благоприятной  конъюнктуре нефтяных цен, в результате чего к концу 2004 года Россия получила статус нетто-кредитора.

     Вместе  с тем, эксперты агентства подчеркивали, в 2004 году «в России возросла политическая неопределенность», что выразилось в замедлении процесса реформ и снижении политической предсказуемости. S&P считало  попытки судебной и административной реформ, предпринятые в России неэффективными. Также отмечалась приостановка реструктуризации в секторе электроэнергетики  и задержки с реформой «Газпрома».

     Для увеличения доверия инвесторов эксперты агентства советовали улучшить в  стране политический климат и возобновить  реформы. В противном случае бегство  частного капитала из России в среднесрочном  периоде ускорится.

     В 2008 году все ведущие рейтинговые  агентства понизили рейтинг РФ до неблагоприятного, что было вызвано  сильным влиянием мирового финансового  кризиса на экономику России.

     В июне 2009 года международное рейтинговое агентство Fitch объявило о присвоении России рейтинга на уровне «BBB-».

     Аналитик  ИГ «Атон» Алексей Воробьев считает, что рейтинговые агентства по существу изменяют рейтинг постфактум, то есть когда уже произошли какие-либо положительные или отрицательные  изменения в стране. «Сейчас произошло  повышение, по существу, за былые заслуги», - говорит он.

     Как отмечает аналитик, в связи с тем, что решения агентств запаздывают, они иногда кажутся парадоксальными. Как считает эксперт, если принимать  во внимание больше экономические показатели, чем политические, в целом агентство  по достоинству оценило Россию. «Но  есть и проблемы в структурных  реформах, о которых, в том числе, твердят и рейтинговые агентства», - отмечает аналитик. [Интернет издание «GZT.ru новости». Код доступа: http://www.gzt.ru]

     Экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский  также отмечает, что совершенно очевидно, что страна может обслуживать  свои внешние долги - платежный баланс России находится в отличном состоянии. «Совсем непонятно, зачем надо было целый год ждать, потому что по большому счету ничего с тех пор  не изменилось», - говорит аналитик. «Если исходить из подхода агентства - хороший платежный баланс и бюджетные  показатели - они опоздали» - подчеркнул А. Струченевский. [Аналитический обзор инвестиционной привлекательности регионов России ведущей инвестиционной компанией России «Тройка Диалог». Режим доступа: www.troika.ru/rus/]

     Старший аналитик ФК «Уралсиб» Владимир Савов  считает, что по тем показателям, на которые обычно смотрят рейтинговые  агентства, Россия еще в прошлом  году могла получить инвестиционные рейтинги. “С тех пор эти показатели только улучшились, в первую очередь, речь идет о способности вовремя  выплачивать долги. Нет сомнений в кредитоспособности государства, поэтому повышения рейтинга следовало  ожидать», - говорит аналитик. [По данным аналитического управления Credit Suisse]

     А. Струченевский отмечает, что S&P требует  от России проведения структурных реформ. Однако, с другой стороны, агентство  «будет находиться под определенным давлением». Как считает аналитик, «если агентство будет верно  своему принципу - надо еще подождать».

     В. Савов говорит, что в своем  нежелании повышать рейтинг России S&P может отмечать необходимость  проведения структурных реформ, дело «ЮКОСа», но макропоказатели страны увеличивают давление на агентство, требуя «что-то сделать». «Агентства оценивают  не экономику в целом, насколько  хорошо жить в России, а именно рейтинг  государства» - отмечает эксперт. Повышение  рейтинга России, безусловно, окажет позитивное влияние на инвестиционный климат и вызовет приток средств со стороны западных фондов.

     Как отмечает А.Воробьев, на западные пенсионные фонды накладываются ограничения, разрешающие вкладывать деньги в  страну, имеющую два инвестиционных рейтинга двух из трех крупнейших рейтинговых  агентств. «После повышения рейтинга следует ожидать спроса на российские активы» - говорит эксперт. По его  мнению, приток средств продолжится  в сферу ТЭК, хотя там есть некоторые  трудности законодательного характера, и в потребительский рынок. «В первую очередь это касается фондового  рынка. Рейтинг агентств показывает климат для портфельных инвестиций, а не для прямых», - отмечает эксперт. [Ежедневная деловая газета РБК daily. Режим доступа: www.rbcdaily.ru]

     Для упрощения работы российских компаний за рубежом, В. Савов придерживается мнения, что работа упростится, но не очень сильно. «Всегда проще, когда приходит компания и говорит - мы работаем в стране с инвестиционным рейтингом. Это помогает, но на уровне кредитования банки смотрят на конкретную компанию, и не стоит ожидать, что они будут давать кредиты только из-за этого», - отмечает аналитик.

     Таким образом, в связи с мировым  финансовым кризисом инвестиционный рейтинг  РФ понизился, но, по мнению многих экспертов, такая ситуация в условиях проведенных  антикризисных мер продлится  недолго и рейтинг РФ будет  повышен.

     В 2010 г. международное рейтинговое агентство Moody’s поставило Россию на первую инвестиционную ступень, повысив потолок суверенного рейтинга (наивысший уровень, который эмитент может иметь в стране), а также рейтинги по еврооблигациям и рублевым облигациям с Ва2 до Ваа3. Рейтинг валютных облигаций Министерства финансов России повышен с Ва3 до Ва1. Рейтинг России у агентства Fitch сейчас на одну ступень ниже инвестиционного (ВВ+) , у Standard & Poor"s - на две (ВВ). [Международное агентство Moody’s. Режим доступа: www.moodys.ru]

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что на современном этапе  Россия является инвестиционно привлекательной  страной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ       АКТИВНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

     2.1 Общая характеристика  инвестиционной деятельности  Орловской 

          области в составе  РФ и ЦФО.  

      Орловская область— субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального Федерального округа и Центрального экономического района.

     Дата  образования Орловской области  – 27 сентября 1937 г. Центр – г. Орел (320,8 тыс. жителей на 1 января 2008 г.), основан  в 1566 г. Расстояние от Москвы до Орла 382 км.

     Орловская область находится в юго-западной части Европейской территории России, в центре Среднерусской возвышенности. В северном направлении область  граничит с Калужской и Тульской областями, в западном – с Брянской, в южном – с Курской, в восточном  – с Липецкой областями. Площадь  территории – 24,7 тыс. кв. км, протяжённость  с севера на юг – более 150 км, в  широтном направлении – свыше 200 км.  В состав Орловской области  входит 267 муниципальных образований, в том числе 3 городских округа (Орёл, Ливны, Мценск), 24 муниципальных  района, 17 городских поселений, 223 сельских поселения. Административный центр  – город Орёл, население которого составляет 812,5 тыс. человек, из них  городское – 522,4 (64,3 %) и сельское – 290,1 (35,7 %).

     Орловская область относится к давно  депопулирующим регионам, коэффициент  смертности в 2005 году составлял 18,6  при низкой рождаемости (8,6 ). Убыль  населения росла на протяжении всех 1990-х годов и стабилизировалась  в начале 2000-х годов. Доля детей  сократилась за 1990—2005 годы с 21 до 15 %, доля населения старше трудоспособного  возраста сохраняется на уровне 23-24 % . Среди сельских жителей доля пожилых  достигает 30 % в том числе среди  сельских женщин — 38 %. Младенческая смертность на протяжении последних 10 лет составляла 10-11 на тысячу родившихся, что несколько  ниже среднероссийских показателей. Ожидаемая  продолжительность жизни в 2000-е  годы не росла: 65 лет для всего  населения и 58 лет для мужчин в 2005 году.

     Муниципальных образований (на 1 января 2010 г.) в области  насчитывается 267 в т. ч.: муниципальные  районы – 24, городские округа – 3, городские  поселения – 17, сельские поселения  – 223.

     Наиболее  крупные города (тыс. человек –  оценка на 1 января 2009 г.): Орел – 320,8, Ливны  – 51,1, Мценск – 45,7, Болхов – 12,4, Дмитровск  – 6,1.

     Основными преимуществами региона (рис.1) являются – хорошее транспортно-географическое положение, через область и непосредственно через город Орёл проходят важнейшие транспортные магистрали федерального значения. Протяжённость железнодорожных путей общего пользования составляет более 650 км, автомобильных дорог с твёрдым покрытием – около 5,6 тыс. км., высокопродуктивное сельское хозяйство и достаточно современная промышленность: машиностроение (30% объёма производства), пищевая промышленность (более 25% включая мукомольную) и промышленность строительных материалов (13%), начавшая развиваться в 70-х годах. К недостаткам следует отнести слабость бюджетной базы, отсутствие крупных производств – «точек роста». Часть территории Орловской области подверглась воздействию радиоактивных выбросов с Чернобыльской АЭС.

Конкурентные  преимущества Орловской области
Выгодное  территориально географическое положение
Благоприятные климатические условия
Наличие квалифицированных кадровых ресурсов
Наличие свободных производственных площадей для размещения крупных 

промышленных  объектов

Возможность обеспечения инвестиционных проектов

необходимой энергетической и инженерной инфраструктурой


     Рисунок 3 – Конкурентные преимущества Орловской области [Разработано автором]

     К недостаткам следует отнести  слабость бюджетной базы, отсутствие крупных производств – «точек роста». Часть территории Орловской  области подверглась воздействию  радиоактивных выбросов с Чернобыльской  АЭС.

     Специализация: сельское хозяйство и легкая и пищевая промышленность. На долю области приходится 43,9% производства в стране центробежных насосов, 18,1 – строительных погрузчиков, 12,8 – облицовочной плитки, 10,3 – машин для городского и коммунального хозяйства, 8,6% – молочных консервов.

     Сельскохозяйственные  угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 1739 тыс. га, или 71% всех земель области, пашня – 1438 тыс.га, или 58%. Ведущие направления сельского хозяйства: животноводство мясомолочного направления, свиноводство, птицеводство, коневодство; выращивание зерновых культур и сахарной свеклы (фабричной).

     Основные  отрасли промышленности: машиностроение (производство оборудования для текстильной, кожевенно-обувной, стекольной, пищевой промышленности, автогрейдеров, автопогрузчиков, приборов, вычислительных машин, часов, насосов); производство стального проката, пластмасс; микробиологическая, легкая, пищевая (сахарная, мясная) промышленность; производство стройматериалов. Орловская область является монополистом в России по производству машин для уборки и полива городских улиц, чесальных машин для шерсти и прессов для обувной промышленности.

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг региона – 3B2, что означает незначительный потенциал – умеренный риск. Среди регионов России по инвестиционному риску область занимает 26-ое место, по инвестиционному потенциалу – 60-ое место. Наименьший риск – экологический, наибольший – управленческий. Регион имеет повышенный инфраструктурный потенциал.

Информация о работе Повышение инвестиционной активности регионов (на примере Орловской области)