Повышение инвестиционной активности регионов (на примере Орловской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 12:32, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на ос-нове имеющихся методологических разработок и моделей оценить инвестиционный потенциал региональных экономических систем, а также провести сравнительный межрегиональный анализ структуры, направлений и тенденций в изменении указанного потенциала, по результатам которого оценить имеющиеся проблемы.

Файлы: 1 файл

Текст ВКР_ОКОНЧАТЕЛЬНО ИСПРАВЛЕННЫЙ.docx

— 194.45 Кб (Скачать файл)

 

     Национальная  рейтинговая шкала АНО «Агентство региональных социально-экономических  проектов» состоит из четырех  рейтинговых классов:

Класс А – Высокий уровень надежности

Класс В – Удовлетворительный уровень  надежности

Класс С – Низкий уровень надежности

Класс D – Неудовлетворительный уровень  надежности

Каждый  из классов разделяется на несколько  подклассов, обозначаемых индексами "++", "+", " ".

Таблица

Рейтинг Значение
А++ Высокий уровень  надежности.

Риск  минимальный.

А+ Высокий уровень  надежности.

Риск  незначительный.

А Высокий уровень  надежности.

Риск  низкий.

Вероятность реструктуризации долга или его  части минимальна.

В++ Удовлетворительный  уровень надежности.

Риск  невысокий.

Вероятность реструктуризации долга или его  части незначительна.

В+ Удовлетворительный  уровень надежности.

Риск  полной или частичной реструктуризации долга низкий.

В Удовлетворительный  уровень надежности.

Риск  невысокий.

С++ Низкий уровень  надежности.

Риск  значителен.

С+ Низкий уровень  надежности.

Риск  полной или частичной реструктуризации долга высок.

С Низкий уровень  надежности.

Риск  чрезвычайно высок.

D Неудовлетворительный  уровень надежности.

 

     Иерархия  областей Центрального федерального округа (ЦФО) по итогам социально-экономического развития в 2009 году представлена в таблице 

Таблица  Иерархия областей ЦФО по итогам социально-экономического развития в 2009 году.

Первая  группа – регионы-лидеры 1.Белгородская  область

2.Липецкая  область

3.Калужская  область

4.г.  Москва

Вторая  группа – регионы перспективного развития 5. Тамбовская  область

6. Московская  область

7. Ярославская  область

Третья  группа – регионы догоняющего развития 8. Владимирская  область

9. Тверская  область

Четвертая группа – регионы разнонаправленных трендов развития: благоприятные и неблагоприятные 10. Рязанская  область

11. Костромская  область

12. Ивановская  область

13. Воронежская  область

Пятая группа – проблемные регионы 14. Курская область

15. Смоленская  область

16. Орловская  область

Шестая  группа – регионы стратегического  отставания 17. Тульская  область

18. Брянская  область


 

     Центральный федеральный округ остается локомотивом  экономики России, обеспечивая 30% валового продукта всей страны. Помимо обрабатывающей промышленности здесь сосредоточена  значительная часть отечественной  науки, в том числе и инновационной. На данный момент ЦФО - крупнейший в  стране производитель сельскохозяйственной продукции. При этом по уровню и качеству жизни населения он не является передовым. Решение этой проблемы остается главной  задачей для глав субъектов РФ, входящих в округ.

Экономический кризис, повлекший за собой падение  производства, рост безработицы, снижение доходов населения практически  во всех регионах страны, оказал значительное  влияние на рейтинговые оценки социально-экономического развития областей ЦФО по итогам 2009 года. Впрочем, отдельные регионы, где важным антикризисным фактором развития явилась диверсификация экономики, пострадали не так сильно. Антикризисные меры, в том числе реализация программ по снижению напряженности на рынке труда, работа по реструктуризации задолженности системообразующих предприятий, а также финансовая поддержка территорий и отраслей, которые можно отнести к системообразующим, дали определенный эффект.

     При подготовке аналитического отчета использовались основные параметры оценки субъектов  РФ, входящих в ЦФО. В первую очередь, это статистическая информация, исследуемая  в процессе присвоения рейтинга. Она  касается различных аспектов функционирования региона: отражает цифровые показатели экономического и социального развития, качество жизни населения, инвестиционный и промышленный потенциал и др. 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

         3.1 Проблемы развития инвестиционного климата регионов России в

              современных условиях.

 

     В настоящее время проблема инвестиционного  развития России весьма актуальна. Перед  страной остро стоит необходимость  модернизации и обновления основных фондов, перевооружения существующего  оборудования с целью повышения  конкурентоспособности действующих  предприятий, а также вложений в  инновационные проекты. Правительство  активно пропагандирует подобные идеи. Тем не менее, главная задача так  и не решена - в первую очередь  необходимо создать комфортные условия  для инвесторов. Совокупность социальных, экономических, организационных, политических, правовых и этнокультурных предпосылок  и образует инвестиционный климат страны или того или иного региона. Исследование этих процессов крайне важно как  на уровне всей страны, так и на уровне отдельного региона, поскольку для  России характерны значительные различия в инвестиционном климате субъектов РФ. Поэтому для эффективного развития необходимо учитывать эти особенности. Улучшение инвестиционного климата позволит увеличить темпы экономического роста, а также улучшить социальное положение населения.

     По  данным Росстата, более 60 % организаций  испытывает недостаток собственных  финансовых средств, для осуществления инвестиций, для приблизительно 30 % организаций процент коммерческого кредита является слишком высоким, около 26 % организаций сдерживают высокие инвестиционные риски. Существенно оказывает влияние на принятие инвестиционных решений и ситуация неопределенности в экономике, особенно это характерно для 2009 года в связи с кризисными явлениями. А вот доля организаций, не осуществляющая инвестиции по причине их низкой прибыльности, заметно снижается. Число организация, неудовлетворенных правовой базой, регулирующей инвестиционные процессы также снижается, и в 2009 году составляет 10 %. 

     Таблица 9 - Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (в процентах от общего числа организаций).

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность 2004 2005 2006 2007 2009
1 2 3 4 5 6
Недостаточный спрос на продукцию 15 21 17 11 18
Недостаток  собственных финансовых средств 60 65 63 59 63
Высокий процент коммерческого кредита 30 31 28 27 26
Сложный механизм получения кредитов для  реализации инвестиционных проектов 17 17 12 14 15
Инвестиционные  риски 24 25 28 29 27
Неудовлетворительное  состояние технической базы 12 9 8 8 7
Низкая  прибыльность инвестиций в основной капитал 11 14 13 12 8
Неопределенность  экономической ситуации в стране 20 18 14 11 33
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 21 17 13 18 10

 

     Иностранными  инвесторами Россия рассматривается  как страна с высокими инвестиционными  рисками по следующим причинам:

  • наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;
  • недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков проблемы с обслуживанием внешнего долга;
  • несовершенная законодательная база, ее не комплексность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличие подзаконных актов нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;
  • дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия и региональных требованиях к инвесторам;
  • недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

     Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют  эффективно конкурировать с другими  странами за привлечение иностранных инвестиции на мировых рынках капитала.

     Иностранный инвестор в первую очередь видит  проблему в с несоответствии российского  инвестиционного законодательства международному. При оценке состояния  инвестиционного климата в той  или иной стране большое значение на международном уровне придается  условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных  инвесторов. Именно в этой сфере  зачастую возникают коллизии между  общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного  сотрудничества и особыми «правилами игры», в национальной инвестиционной политике.

     Российское  законодательство же не устанавливает  конкретные льготы, а только предусматривает обеспечение стабильных условий осуществления инвестиций. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного климата и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный закон не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ряд формулировок имеет расплывчатый характер.

     Прежде  всего положение о стабильности в ФЗ «Об иностранных инвестициях  в РФ» распространяется только на приоритетные инвестиционные проекты  с объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей или долей  иностранного инвестора в уставном капитале 100 млн. рублей и на коммерческую организацию с иностранными инвестициями с долей иностранного инвестора в уставном капитале свыше 25%. Следовательно, данное положение закона не распространяется на средние и мелкие предприятия, что создает неравные условия осуществления инвестиционной деятельности, которые должны быть одинаковыми для всех типов предприятий.

Информация о работе Повышение инвестиционной активности регионов (на примере Орловской области)