Повышение инвестиционной активности регионов (на примере Орловской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 12:32, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на ос-нове имеющихся методологических разработок и моделей оценить инвестиционный потенциал региональных экономических систем, а также провести сравнительный межрегиональный анализ структуры, направлений и тенденций в изменении указанного потенциала, по результатам которого оценить имеющиеся проблемы.

Файлы: 1 файл

Текст ВКР_ОКОНЧАТЕЛЬНО ИСПРАВЛЕННЫЙ.docx

— 194.45 Кб (Скачать файл)

     За  последние годы рынок лизинга  в Орле показал устойчивый рост, представители малого и среднего бизнеса для приобретения нужного  им промышленного и производственного  оборудования (в лизинг можно получить и автотранспорт, и коммерческую недвижимость) предпочитают воспользоваться  услугами лизинга, а не брать кредит в банке.

     Причин  для этого немало, одна из значимых и определяющих состоит в том, что для получения посредством  лизинга в Орле нужного имущества  отсутствует необходимость иметь  какое-либо залоговое обеспечение, так как само имущество и будет  являться залогом.

     Для более полного анализа инвестиционного  положения Орловского региона оценим его инвестиционный потенциал. 

     2.3 Анализ места Орловской области в ЦФО по инвестиционному

потенциалу. 

     В Центральном Федеральном округе нет, к сожалению, мощных сырьевых ресурсов, нефти или газа. В округе сосредоточены  в основном предприятия обрабатывающей промышленности, и, естественно, кризис, который сопровождался падением спроса на продукцию именно предприятий  данного сектора, сказался на всех без  исключения регионах. В то же время  реализация механизмов поддержки системообразующих  и градообразующих предприятий, повышение эффективности государственного заказа и улучшение дел в системе  выполнения гособоронзаказов оказали  сдерживающее влияние на отдельные  регионы округа. По итогам 2009 года Тамбовская область сумела сохранить промышленное производство на уровне предыдущего  года, а Белгородская превысила его  на 5,1%. Однако в 16 регионах ЦФО произошло  заметное сокращение промышленного  производства. Самое серьезное падение  отмечалось в Орловской области  – на 37,8%.

     Агропромышленный  комплекс является одной из базовых  отраслей хозяйства Центрального федерального округа. При этом Центрально-черноземные  регионы (Воронежская, Курская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская области) располагают  значительным аграрным потенциалом, в  максимальной степени реализуют  свои преимущества в сельскохозяйственном производстве. Остальные регионы  ЦФО относятся к нечерноземной  зоне, где ведение сельского хозяйства  затруднено. Благодаря целенаправленной планомерной работе по налаживанию  хозяйственных связей, активизации  взаимовыгодного межрегионального сотрудничества во всех отраслях сельского  хозяйства и перерабатывающей индустрии, по итогам за 2009 год из 13 областей округа, увеличивших производство продукции  сельского хозяйства, наиболее существенный рост отмечен во Владимирской (12,1%), Белгородской (10%), Рязанской (8,4%) областях. Производство сельхозпродукции снизилось  в Тверской и Курской областях на 1,2%, а в Смоленской – на 4,0%.

     Инвестиционный  потенциал ЦФО составляет свыше 60% инвестиционного потенциала России. При этом большая доля приходится на Московскую область и на Москву. По итогам 2009 года в 10 регионах округа (включая Москву) отмечено сокращение инвестиций в основной капитал. Самое  сильное падение произошло в  Московской области – на 37,0%, Костромской  – на 34,6%, Рязанской – на 28,6%, Орловской  – на 24,6%, Белгородской – на 23,4%. Однако Тверская, Ивановская, Брянская, Владимирская, Тульская, Тамбовская и Ярославская  области сохранили положительную  динамику роста.

     По  итогам кризисного 2009 года объем работ  в строительстве в ЦФО составил 82,9% к уровню 2008 года. Тем не менее  удалось предотвратить его снижение в Ивановской, Липецкой, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской  областях.

     Наиболее  высокие показатели темпов ввода  жилья в 2009 году были отмечены в Тверской (126,9%), Костромской (118,7%), Владимирской (107,8%), Брянской (107,3%), Ивановской (106,5%) областях. В Калужской, Воронежской областях произошел наибольший спад на 30,0% и 23,0% соответственно.

     Несмотря  на кризис, в 2009 году в ЦФО увеличилось  количество малых и средних предприятий. Доля среднесписочной численности  работников малых и средних предприятий  к среднегодовой численности  занятых в экономике регионов в Московской и Владимирской областях составила более 23%, в Калужской  и Ярославской – соответственно 19,7% и 19,0%.

     Снижение  покупательной способности населения  повлияло на снижение оборота розничной  торговли. Однако замедление инфляции, наметившаяся тенденция по снижению безработицы способствовали стабилизации потребительского спроса. По итогам 2009 года Белгородской (100,8%) и Липецкой (100,0%) областям удалось сохранить  оборот розничной торговли на уровне предыдущего года. Наибольшее снижение зафиксировано в Костромской (11,0%), Владимирской (10,1%), Ярославской (10,8%) областях.

     Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, его денежными доходами. В результате финансово-экономического кризиса резкое изменение параметров российской экономики, связанное с  внешними факторами, обусловило высокую  степень неопределенности, рисков, снижение доверия всех экономических  контрагентов друг к другу, что привело  к сокращению производства, увольнениям, снижению денежных доходов населения, в том числе и в регионах ЦФО. Однако в 2009 году были сохранены  все основные социальные программы, а также осуществлены «точечные» меры поддержки граждан, в результате удалось сохранить прирост реальных денежных доходов населения по итогам 2009 года в Москве (16,3%), Тульской (4,2%) и Липецкой (2,2%) областях. Максимальное снижение реальных денежных доходов  наблюдалось в Ярославской (9,8%), Рязанской (8,6%) и Орловской (6,9%) областях.

     В сфере оплаты труда продолжилась положительная тенденция роста  начисленной номинальной заработной платы, несмотря на то, что в результате влияния кризиса многие предприятия  и организации перешли на сокращенную  рабочую неделю, из-за сокращения портфеля заказов провели работу по оптимизации  кадрового состава, стремясь предотвратить  массовые увольнения работников, ввели  режимы неполной рабочей недели, отпуска  без сохранения заработной платы  при одновременном сокращении до минимума всех текущих расходов. Одновременно со стороны всех органов власти осуществлялись меры по повышению минимальных государственных  гарантий по оплате труда. Максимальный рост номинальной заработной платы (выше уровня по ЦФО, равного 110,0%) достигнут  в Московской (114,4%), Тамбовской (113,1%), Ивановской (111,4%), Тульской (110,5%) областях. Однако по итогам 2009 года более чем  в два раза в округе выросла  просроченная задолженность по заработной плате. При этом в 6 регионах образовалась просроченная задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней (Брянской, Калужской, Костромской, Московской, Орловской  и Смоленской областях).

     Одним из важнейших приоритетов регионов ЦФО в анализируемом году явилась  реализация программ содействия занятости  населения, мер социальной поддержки  безработных граждан. Достаточно велика дифференциация уровня безработицы  в регионах. Уровень безработицы (по МОТ) за 2009 год в Белгородской (4,8%), Московской (4,9%), Липецкой (5,6%) областях сложился ниже, чем в среднем по округу (5,8%). Самый высокий уровень  безработицы отмечен в Ивановской (10,8%), Брянской (10,7%) и Орловской (9,9%) областях.

     В 2009 году ухудшилось финансовое состояние  предприятий в округе в целом, в большинстве регионов существовала просроченная кредиторская и дебиторская  задолженности крупных и средних  организаций промышленности и бизнеса. Вследствие кризиса произошло резкое сокращение доходов консолидированных  бюджетов субъектов РФ, сопровождавшееся одновременно ростом расходов, направленных на антикризисную поддержку экономики  и социальной сферы и населения.

     Анализ  показателей исполнения консолидированных  бюджетов субъектов Федерации по итогам 2009 года показывает снижение доходов  по округу в целом (89,3%) относительно соответствующего периода предыдущего  года за счет снижения доходов в  Белгородской, Калужской, Липецкой, Тульской областях и г. Москве. Эта тенденция  обусловлена, в первую очередь, заметным снижением поступлений налогов, сборов и иных платежей в бюджетную  систему РФ, которые существенно  снизились в Липецкой (на 29,8%) и  Белгородской (на 34,1%) областях и г. Москве (на 22,9%). Реально только Брянской, Владимирской, Тамбовской и Тверской областям удалось  сохранить положительные темпы  роста по данному показателю.

     К регионам-лидерам отнесены Белгородская, Липецкая, Калужская области, а также  город Москва. В Липецкой и Белгородской областях существенный сектор занимают предприятия металлургической промышленности, которые значительно пострадали из-за спада спроса на их продукцию  как в мире, так и в России в первые месяцы кризиса (в конце 2008 года), и в этих регионах доходы по налогу на прибыль в целом значительно  сократились. Несмотря на снижение финансовых результатов предприятий и организаций, их инвестиционной активности, этим регионам удалось сохранить положительную  динамику денежных доходов населения  и низкий уровень безработицы, стабилизировать  оборот розничной торговли на уровне предыдущего года. Необходимо отметить, что в Липецкой области ОЭЗ  промышленно-производственного типа на фоне негативных тенденций кризиса  – один из немногих проектов, генерирующий динамичные положительные показатели: от привлекаемых инвестиций и создаваемых  рабочих мест до развития инновационных  технологий.

     Белгородская  и Липецкая области, входящие в ЦЧР, располагающие значительным аграрным потенциалом, в максимальной степени  реализуют свои преимущества в сельскохозяйственном производстве. В ЦФО проводится целенаправленная планомерная работа по налаживанию  хозяйственных связей, активизации  взаимовыгодного сотрудничества регионов во всех отраслях сельского хозяйства  и перерабатывающей индустрии. «Локомотивом»  в этой работе выступает г. Москва как крупнейший потребитель сельскохозяйственной продукции.

     Анализ  экономических и социальных показателей  развития областей ЦФО показывает, что по ряду индикаторов Калужская  область отстает от Липецкой. Например, темп роста объема работ, выполненных  по виду деятельности «Строительство»  в области – 101%, в Калужской  – 84,5%. Почти в 2 раза больше введено  общей площади жилых домов  в Липецкой области – 731,2 тыс. кв. м с ростом 101,3%, в то время как  в Калужской – 441,8 тыс. кв. м (70%).

     Валовой объем зерна в 2009 году по Липецкой области составил 2725,5 тыс. тонн, что  почти в 14 раз больше, чем по Калужской  области (196,8 тыс. тонн). По производству картофеля и овощей Липецкая область  опережает Калужскую в 1,7 и 1,3 раза с ростом 117,1% и 110,5% соответственно. По обороту розничной и оптовой  торговли Липецкая область также  опережает Калужскую соответственно в 1,2 и 1,7 раза.

     Несмотря  на то, что темп роста инвестиций в основной капитал в 2009 году по Липецкой области остался практически  на уровне предыдущего года, его  объем в 1,4 раза превысил показатель Калужской области. Финансовые результаты деятельности организаций (сумма прибыли) Липецкой области почти в 5 раз  превышают показатели Калужской. Показатели Липецкой области, характеризующие  уровень жизни населения, также  почти в 5 раз превысили аналогичные  показатели Калужской области. Это  реальные и денежные доходы на душу населения (Липецкая – 102,2%, 21,9 тыс. руб., Калужская – 99,3%, 19,9 тыс. руб., соответственно), численность не занятых трудовой деятельностью (Липецкая – 6,5 тыс. чел., Калужская – 8,6 тыс. чел.).

     Среди регионов перспективного развития в 2009 году Тамбовской области удалось  сохранить положительный рост в  большинстве показателей социально-экономического развития: рост промышленного производства (100,8%), производства сельхозпродукции (100,2%), прирост инвестиций в основной капитал составил 3,3%, рост объемов  строительства – 101,8%, ввода жилых  домов – 100,7%, рост номинальной заработной платы – выше уровня по ЦФО (110,0%) – 113,1%.

     К регионам догоняющего развития эксперты отнесли Владимирскую и Тверскую области. В частности, для Тверской области характерен рост инвестиций (24,6%), темпов ввода жилья. Во Владимирской области достигнут высокий рост производства сельхозпродукции (12,1%), характерен высокий показатель ввода жилья (10,7%).

     Для проблемных регионов (Курской, Смоленской и Орловской областей) характерны: спад промышленного производства, снижение производства сельскохозяйственной продукции (в Курской области – на 1,2%, в Смоленской – на 4,0%); значительный спад темпов роста ввода жилья (в  Курской области – на 28,2%, в  Смоленской – на 32,9% и в Орловской  – на 12,4%), снижение финансовых результатов  деятельности предприятий и организаций (за исключением Смоленской области).

     К регионам стратегического отставания отнесены Тульская и Брянская области, в которых доминируют машиностроение, металлургия и ОПК. Вследствие этого  по итогам 2009 года отмечено падение  промышленного производства в Брянской (на 18,8%), Тульской (на 8,4%) областях, снижение финансовых результатов деятельности предприятий и организаций в  Тульской области.

     На  основе проведенного анализа следует  признать объективность представленной методики измерения рейтинга социально-экономического развития областей ЦФО.

     Оценка  уровня надежности и рисков областей Центрального федерального округа (ЦФО) по итогам 2009 г. представлена в таблице 

Таблица - Уровень надежности и рисков областей ЦФО по итогам 2009 г.

     
1. Белгородская  область  А++
2. Липецкая область А++
3. Калужская область А+
4. г. Москва А
5. Тамбовская  область В++
6. Московская  область В
7. Ярославская область В+
8. Владимирская  область В
9. Тверская область В
10. Рязанская область В
11. Костромская область В
12. Ивановская  область В
13. Воронежская область В
14. Курская область С++
15. Смоленская  область С+
16. Орловская область С+
17. Тульская область С
18. Брянская область D

Информация о работе Повышение инвестиционной активности регионов (на примере Орловской области)