Повышение инвестиционной активности регионов (на примере Орловской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 12:32, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на ос-нове имеющихся методологических разработок и моделей оценить инвестиционный потенциал региональных экономических систем, а также провести сравнительный межрегиональный анализ структуры, направлений и тенденций в изменении указанного потенциала, по результатам которого оценить имеющиеся проблемы.

Файлы: 1 файл

Текст ВКР_ОКОНЧАТЕЛЬНО ИСПРАВЛЕННЫЙ.docx

— 194.45 Кб (Скачать файл)

     Назрела необходимость перестройки системы  стимулирования путем увеличения удельного  веса финансовых льгот: предоставление гарантий, принятия государством части  инвестиционных рисков, предоставления инвестиционных кредитов и другие. Переход на стимулы позволит придать  большую стабильность инвестиционному  процессу.

     В целом к числу основных факторов, сдерживающих инвестиционную активность, относятся:

  • высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
  • сохраняющиеся избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности, в том числе на региональном и местном уровне, коррупция, экономическую преступность;
  • отсутствие действенных налоговых механизмов стимулирования инвестиционной активности (особенно после отмены с 1 января 2002 г. инвестиционной льготы по налогу на прибыль) при сохранении в целом высокой налоговой нагрузки на бизнес;
  • более высокая, чем в развитых странах, «цена» банковского кредитования и сложная процедура получения кредита для реализации инвестиционных проектов;
  • отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
  • недостаточный уровень развития фондового рынка;
  • недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, неудовлетворительное состояние правоприменительной практики по данному кругу вопросов.

     Таким образом, сложившаяся ситуация требует  проведения мероприятий по улучшению  инвестиционного климата РФ и  ее отдельных регионов, что позволит увеличить масштабы инвестиционной деятельности, что в свою очередь  будет способствовать увеличению уровня промышленного производства, повышение  конкурентоспособности российских предприятий, увеличению числа рабочих  мест и повышению общего уровня жизни  населения.  

     3.2 Меры по улучшению  инвестиционного  потенциала регионов России. 

     Оживление мировой экономики после кризиса  создаст благоприятные условия  для возобновления роста иностранных  инвестиций. В связи с этим необходимо создать в нашей стране более  благоприятные условия для размещения инвестиций, чем в странах, которые  конкурируют с Россией за привлечение  иностранного капитала. Для этого  требуется серьезная системная работа по последовательному улучшению инвестиционного потенциала и инвестиционного климата, которая должна вестись по семи ключевым направлениям:

  1. Снижение административных барьеров с выделением приоритетов по строительству производственных объектов и таможенному администрированию при экспорте и импорте высокотехнологичной продукции и сокращению отраслевых административных барьеров. Правительством подготовлен план мер по снижению барьеров при строительстве производственных объектов. В частности, для упрощения доступа к земельным участкам для строительства предлагается распространить опыт Фонда содействия развитию жилищного строительства на уровень субъектов и муниципалитетов РФ, создав такого же рода фонды либо автономные учреждения, которые способствовали бы тому, чтобы пускать эту землю в оборот на легальных основаниях. Кроме того, планируется активно формировать в субъектах РФ промышленные площадки с выделением специальных зон под развитие инвестиций, а также упростить требования к документам территориального планирования.
  2. Сокращение сроков госэкспертизы и разрешение негосударственной экспертизы при получении разрешений на строительство. Также планируется устранение ограничений, связанных с отнесением проектной документации к типовой. Как отметила Э. Набиуллина, законодательством были приняты решения о том, что типовая документация не проходит госэкспертизу, но принятые подзаконные акты, по сути дела, нивелировали эту норму, и надо срочно отменять эту подзаконную базу. Необходимо также установление ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство и при вводе объекта в эксплуатацию.
  3. Улучшение таможенного администрирования. Необходимо сосредоточиться на нескольких направлениях. Это, прежде всего экспорт высокотехнологичной продукции и импорт необходимых комплектующих, оборудования для модернизации.
  4. Важной задачей является также снятие внутриотраслевых административных барьеров. Для каждой отрасли они свои. В рамках административной комиссии проводится работа для того, чтобы проанализировать, что происходит в каждом секторе, и снять эти административные барьеры, уже подготовлены и одобрены меры по сельскому хозяйству, по образованию. Имеется набор отраслевых мер по строительству, по здравоохранению, транспорту, промышленности.
  5. Введение страхования ответственности вместо разрешений и лицензирования. Будет продолжена работа и над внедрением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности. В этом году было принято решение по 13 видам. Важной мерой для снятия административных барьеров является и переход к электронным государственным услугам.
  6. Совершенствование миграционной политики. По разным секторам нам необходимо привлекать минимум 60-70 тысяч высококвалифицированных специалистов в год. Минэкономразвития совместно с Федеральной миграционной службой разрабатывает ряд мер, направленных на улучшение ситуации в данной сфере. Это подходы к расширению внеквотных должностей и более длительные сроки выдачи разрешений на работу.
  7. Фактором инвестиционного климата является также доля государства в отраслях экономики, которая в Росси очень велика. Поэтому необходимо определение стратегии выхода из государства по определённым секторам. На 2010 год план приватизации предусматривает увеличение объёма продаж государственной собственности, ведется работа по преобразованию Госс-корпораций - подготовлены соответствующие поправки в законодательство.
  8. Подключение производств к инфраструктуре. Основные проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы – это отказы в присоединении к объектам инфраструктуры, навязывание дополнительных обязательств с предоплатой, нарушение сроков присоединения. Минэкономразвития предлагает ряд мер для улучшения ситуации. Это принятие правил недискриминационного доступа к коммунальным услугам, типовые договоры присоединения к объектам инфраструктуры с чётким описанием прав и обязанностей, ужесточение ответственности за нарушение требований законодательства со стороны организаций коммунального хозяйства, установление чётких правил по тарифам и оплате за подключение. Немаловажной, по ее словам, является и такая вспомогательная мера, как повышение квалификации государственных служащих. Необходимо разработать соответствующие программы, используя опыт Казахстана и Татарстана.

     В сфере налогового регулирования предполагается расширить список предприятий, которые в ближайшие годы будут пользоваться льготной ставкой по социальным страховым платежам - не 34%, а 14%. К таким предприятиям Минфин вместе с Минэкономразвития и бизнесом предлагают отнести резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, малых инновационных компаний при вузах, прочих инновационных компаний. Сложившуюся базу льгот (около 70 миллиардов рублей) предполагается расширить - новые льготы в этой сфере будут составлять до 70-100 миллиардов рублей. Также прорабатывается предложение в 2011 году осуществить переход не к 34% базовой ставки страховых платежей в социальные фонды, а к 32% .

     Для поддержки инновационной деятельности предлагается завершить реформу  системы начисления налоговой амортизации, перейдя к другому принципу формирования амортизационных групп.

     Минфин  предлагает также ввести в законодательство понятие об инвестиционном партнерстве  с ограниченной ответственностью участников. Сейчас существует форма коллективных инвестиций без создания юридического лица и речь идет о том, чтобы эти  инвестиции стимулировать через  налоговые льготы.

     Предлагается  также сократить перечень документов, необходимых для подтверждения  правомерности применения нулевой  ставки НДС при экспорте; создать  благоприятные условия налогового администрирования в инновационных  сферах, введя целый ряд новых  режимов.

     В целом, государство ставит перед  собой задачу перевода российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции социально-экономического развития страны, разработанной Правительством исходя из этого решения.

     Повышение качества жизни неотъемлемо от вопросов продуктивности и эффективности  взаимодействия государства и общества в вопросах предоставления возможностей для частного капитала участвовать  в оказании ряда государственных  услуг.

     В ноябре 2008 года в Москве состоялась международная научно-практическая конференция: «Государственно-частное  партнерство: новые возможности  для развития инфраструктуры в странах  с переходной экономикой». Конференция  была организована Европейской экономической  комиссией ООН (ЕЭК ООН) при поддержке  Правительства РФ, Высшей школы экономики  и Внешэкономбанка РФ. Конференция  привлекла большое внимание со стороны  деловых кругов, а также представителей администрации и придала новый  импульс развитию этого вопроса  в России.

     Государственно-частное  партнерство (ГЧП) ( английское наименование: Public-Private Partnerships или сокращенно: PPP) представляет собой систему взаимоотношений  государства и частного бизнеса, при котором государство часть  своих функций, в том числе  и в социальной сфере, передает на определенных условиях для выполнения частному сектору. Это включает в  себя все стадии осуществления проектов: финансирование, проектирование, создание и управление объектами и услугами общественного сектора. Внедрение  принципов ГЧП в социально-хозяйственные  отношения влечет за собой более  низкие издержки, более высокий уровень  услуг, снижение рисков. Российское правительство  объявило о своем намерении в  последующие десять лет вложить  в инфраструктурные проекты около  одного триллиона долларов, большая  часть из которых должна будут  реализовываться на принципах ГЧП. В Российской Федерации накоплен определенный опыт по ГЧП, осуществляется сотрудничество Департаментом по экономической  кооперации и интеграции ЕЭК ООН, курирующим вопросы государственно-частного партнерства, проводятся конференции, рассматривается и реализуется  ряд проектов в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации  на принципах ГЧП. Просматривается  тенденция на совмещение усилий частных  компаний и государства в реализации масштабных инвестиционных проектов в  различных отраслях экономики. Между  тем, экономический кризис принес новые  противоречивые тенденции в эту  область экономической деятельности. Как известно, государство в условиях глобального экономического кризиса  вынуждено брать на себя роль «последнего  кредитора», чтобы поддержать обрушивающиеся финансовые институты экономики, а  также отраслевые корпорации. В этих условиях те или иные формы национализации становятся неизбежными как в  развитых, так и в развивающихся  странах. Наряду с возможным оздоравливающим  эффектом предпринятых мер по санации  экономики в период кризиса в  условиях недостаточного реформирования ряда отраслей экономики РФ принимаемые  меры могут привести к сворачиванию развития рыночных отношений, методов  управления, к неэффективному огосударствлению частных предприятий, к растрате накопленных в период экономического рассвета финансовых ресурсов через  их неэффективное вливание без перспективы  возврата затраченных государством средств.

     С этой точки зрения, на наш взгляд, необходимо исходить из принципа «не  навреди» уже состоявшимся рыночным реформам и реформированным отраслям народного хозяйства. При этом следует  продолжить реформы в энергетическом секторе (в том числе в электроэнергетической  и газовой отраслях), а также  в жилищно-коммунальном секторе, здравоохранении  и образовании.

     Особое  внимание следует уделять развитию инновационных секторов экономики, созданию свободных экономических  зон, стимулированию научно-технического прогресса в промышленности и  сельском хозяйстве. Те предприятия  и финансово-инвестиционные институты, которое государство вынуждено  взять под свой прямой контроль, необходимо подвергнуть в дальнейшем вторичной приватизации, учитывающей  на этот раз как позитивный, так  и негативный опыт разгосударствления отраслей экономики, чтобы «два раза не наступать на одни и те же грабли». [http://ppp-russia.ru.- специализированный сайт ГЧП]

     При этом активное внедрение принципов  государственно-частного партнерства  в различные сферы экономики  России может и должно стать одним  из вариантов рыночного антикризисного метода хозяйствования.

     21.07.05 был принят Федеральный закон  № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», основной целью которого является  привлечение инвестиций в экономику  Российской Федерации, однако  он не охватывает всего круга  возможностей и необходимости  в этой связи установления  правовой регламентации соглашений  ГЧП (к сожалению, указанный  закон известен немногим, о чем  свидетельствует тот факт, что  в журнале Федерального Собрания  РФ - «РФ сегодня» утверждается, что  законодательство о концессиях  в России отсутствует, а есть  только в Казахстане.)

     Практика  показала, что вопросы развития ГЧП  нуждаются в более широком  и качественном правовом регулировании, что затрагивает и реализацию конкретных проектов на практике, среди  которых можно отметить строительство  в Санкт-Петербурге автомобильной  дороги «Западный скоростной диаметр», Орловского тоннеля под рекой  Невой и другие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, в ходе выполнения данной работы были решены поставленные задачи и  сделаны соответствующие выводы.

     Национальная  экономика любой страны для осуществления  воспроизводственного процесса требует  определенного объема инвестиционных ресурсов. Разработка инвестиционной политики во многом предопределяется макроэкономическим состоянием национальной экономики и, конечно, размерами  инвестиционных ресурсов, т. е. инвестиционным потенциалом.

Информация о работе Повышение инвестиционной активности регионов (на примере Орловской области)