Пути улучшения использования иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода Кыргызской Республики к рыночной экономике одним из определяющих факторов ее развития становится привлечение иностранных инвестиций как составной части либерализации внешнеэкономических отношений Кыргызстана. Это непосредственно связано как со структурными изменениями в экономике, так и с кризисами воспроизводственных процессов в народном хозяйстве республики, дефицитом внутренних финансовых и материальных ресурсов для инвестирования. Приток иностранного капитала рассматривается как одно из важных условий динамичного развития экономики и включения в систему современных мирохозяйственных связей.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы управления инвестиционной деятельностью на предприятии
1.1 Понятие инвестиционной деятельности предприятия, ее сущность и виды инвестиций
1.2 Роль инвестиционной политики в современных условиях
1.3 Инвестиционная стратегия в системе управления предприятием
Глава 2. Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республике
2.1 Анализ деятельности предприятий с иностранными инвестициями
2.2 Анализ внешней помощи Кыргызской Республике
2.3 Анализ использования иностранных инвестиций по отраслям
Глава 3. Пути улучшения использования иностранных инвестиций
3.1 Основные направления привлечения иностранных инвестиций
3.2 Основные пути улучшения использования иностранных инвестиций
3.3 Экономико-математическое моделирование

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 944.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Другой характерной  особенностью предприятий с иностранными инвестициями является то, что в общем объеме инвестиций в основной капитал большой удельный вес  оборудования, инструмента и инвентаря,  то есть активной части основного капитала, что не встретишь на других предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.8

Объем оборудования, инструмента и инвентаря в общем объеме инвестиций в основной капитал  на предприятиях с иностранными инвестициями.

 

2000

2001

2002

2003

2004

Объем инвестиций в основной капитал, всего - млн. сом.                                                                       Из него

2352,5

1278,7

1657,3

1718,5

1875,3

Оборудование, инструмент, инвентарь

1665,3

856,3

1378,3

1467,6

1638,3

Удельный вес  оборудования, инструмента и инвентаря  в общем объеме инвестиций в основной капитал. %

70,8

67,0

83,2

85,4

87,4


 

 

Как показывают данные табл. 2.1.8 удельный вес активной  части  основного капитала, то есть капиталообразующие инвестиции больше и держатся на стабильном уровне, даже имеют тенденцию роста, составив в 2004 году 87,4 %.

      Еще один из характерных  особенностей предприятий с иностранными инвестициями – это занятость и рост заработной платы.  В только 2004 году численность работающих на предприятиях с иностранными инвестициями  по сравнению с 2000 годом увеличилась на 9655 человек, то есть на %.Средняя заработная плата работающих на предприятиях с иностранными инвестициями за 20004 год составила 4355,8 сома, что почти в 2,4 раза выше среднемесячной заработной платы работающих на предприятиях, в организациях в целом по республике.

Исходя из официальных курсов валют, установленных НацБанком Кыргызской Республики, средне месячная заработная плата работающих  на предприятиях с иностранными инвестициями в 2004 году составила  96  долларов США. Этот показатель  все равно меньше в сравнении с Россией и Казахстаном, но тем не менее в сравнении с другими предприятиями и организациями внутри Кыргызстана около 30 долларов США, выше  в 2,6 раза.

 

Рис. 2.1.3 Среднемесячная заработная плата по отдельным видам  экономической деятельности в 2004 году.

 

Наибольшая среднемесячная заработная плата наблюдалась у работников, занятых   в гостиничном и рестораном бизнесе – 6493,3 сома, обрабатывающей  промышленности – 5001,6 сома, здравоохранении и предоставление социальных услуг 3748,9 сома, на транспорте и связи – 4685,7 сома,  операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям – 4094,5 сома

Основными видами выпускаемой, продукции являются: моторное топливо (бензин) (95,8% общего объема этой продукции), чай (96,2%), компьютеры (97,1%), безалкогольные напитки (72,1%), ювелирные изделия (52,2%). Совместными предприятиями производится весь республиканский объем мазута, газойлей (дизельного топлива), бутылок для напитков и продуктов пищевых, из стекла.

В Иссык-Кульской области предприятиями с иностранными инвестициями произведено промышленной продукции (работ, услуг) на сумму 7,7 млрд. сомов, значительный объем которой обеспечивает предприятие «Кумтор Голд Компани» (98,6 процента от объема продукции совместных предприятий области).

В Джалал-Абадской области совместным предприятием «Кыргыз-Петролиум Компани» переработано нефтепродуктов на сумму 748,3 млн. сомов, что составляет 46,3 процента от общего объема продукции области.

В 2002г. предприятиями  с иностранными инвестициями г. Бишкек выпущено промышленной продукции (работ, услуг) на сумму 3,3 млрд. сомов, что составляет 34,6% всего промышленного производства города. Значительный вклад в производство промышленной продукции внесли следующие предприятия: КАТК «Кока-Кола-Бишкек-Ботлерс» (производство безалкогольных напитков), АО «Бета Кыргызстан», ОсОО «SASA» (расфасовка чая), турецкая фирма «Пласформ» (заготовки для пластмассовых бутылок), ОсОО «Акун» (производство муки).

В 2002 году предприятиями  с иностранными инвестициями освоено 1657,3 млн. сомов инвестиционных средств, что на 22,9% больше, чем в 2001 году.

Основными источниками  финансирования в 2002г. являлись прямые иностранные инвестиции (53,5 процента от общего объема) и средства предприятий  и организаций (43,6 процента). Резко  сократилась доля иностранного кредита — с 20,5% в 2001г. до 1,5% в 2002 году.

В 2002 году сданы  в эксплуатацию в г. Бишкек: завод  по производству мыломоющих средств, цеха по производству текстильного покрытия для полов и лапши быстрого приготовления «кукси», автозаправочная станция; в Чуйской области — Кыргызско-Китайская бумажная фабрика, фабрика по производству трикотажной хлопчатобумажной пряжи, завод по обработке кожи и овчины, установлена технологическая линия по выпуску стекла на Токмакском стекольном заводе; в Нарынской области — цех по обработке кожи.

Капитальные вложения направлялись на строительство объектов топливной, легкой, пищевой, полиграфической промышленности, предприятий связи, торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства и здравоохранения.    

 

2.2 Анализ  внешней помощи Кыргызской Республике.

Экономисты  определяют иностранную помощь как любой приток капитала в развивающуюся страну, отвечающим двум критериям:

1. для донора  перевод капитала  не должен  быть коммерческим трансфертом;

2. передача средств должна осуществляется на льготных условиях, что означает более низкую процентную ставку и более мягкие условия возврата заемного капитала по сравнению с коммерческими займами.

Иностранная  помощь, которая сейчас принята и  широко используется, включает в себя все государственные гранты и льготные займы в денежной или натуральной форме, предоставление которых имеет своей целью передачу ресурсов от промышленно развитых стран развивающимся стран для осуществления  программ развития или политики выравнивания доходов.

Внешняя помощь, привлеченная со стороны доноров, предоставляется  в виде:

·        программной помощи (для реализации программ структурных преобразований, непосредственно не связанных с финансированием каких-либо отдельных секторальных инвестиционных проектов), направляемой на поддержку бюджета и платежного баланса;

·        в виде инвестиционной помощи, направляемой на финансирование инвестиционных проектов в отдельных секторах экономики;

·        и в виде технической помощи (передача знаний, «ноу-хау», технологий, оборудования, направляемой на содействие развития экономики).

На период с 2000 года по  12 июня 2005 года общая  сумма предоставленной Кыргызской Республике внешней помощи  составляет: 1 миллиард 21 миллион 21 тысячу долларов. За выше указанный период было заключены  пять грантовых и четыре кредитных соглашений (по данным Министерства Финансов «Отчёт об официальной внешней помощи Кыргызской Республике).

 Из общей  суммы предоставленной финансовой  помощи: 50,26% направлены  на реализацию инвестиционных проектов (инвестиционная помощь); 49,74% направлены на поддержку бюджета и платежного баланса, стабилизацию национальной валюты и укрепление международных валютных резервов (программная помощь).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.1

Активность  доноров по секторам в 2000 – 2004 годах

(распределение  по секторам на основе административной  классификации).

 

 

 

Донор

Сельское хозяйство  и ирригация

Транспорт и коммуникации

Энергетика

Социальный сектор

Гос

управление

Промышленность

Оборонный

Прочие услуги, связанные  с эконом. деятельностью

Расходы, не отнесенные к  основной группе

ВБ

Х

Х

Х

Х

Х

 

Х

Х

Х

АБР

Х

Х

 

Х

Х

 

Х

Х

 

Германия

     

Х

     

Х

 

ИБР

 

Х

Х

           

Китай

         

Х

     

КФАЭР

   

Х

           

МФРСХ

Х

               

ОПЕК

     

Х

         

Япония

 

Х

       

Х

 

Х


  

       Данные таблицы отражают активность  доноров по секторам экономики.  Активными, для  которых стали:  Сельское хозяйство, транспорт  и коммуникации Энергетика, Социальный  сектор, Оборонный и другие отмеченные «Х» в таблице. Наиболее активными донорами являются:  Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, правительство Японии, ОПЕК, МСФК, Китай.  Я  специально перечислил этих доноров в таком порядке, потому как хотел подчеркнуть их активность по мере её снижения от самого активного до донора который минимально участвует во внешней помощи республики.

           Поступление кредитов и грантов  неравномерно в разные годы, так  как это связано с тем, как  и с какой периодичностью заключаются   соответствующие соглашения. Так, например, у  каждого донора в рамках финансового и технического сотрудничества имеются свои особенности работы. Большая часть доноров в целях согласования приоритетных направлений сотрудничества и бюджета финансирования проектов на определенный срок, проводят двусторонние переговоры с различной периодичностью, по итогам которых подписывается итоговый документ в виде меморандума или протокола.

Так, межправительственные переговоры по финансовому и техническому сотрудничеству между Кыргызской Республикой  и Германией проводятся один раз  в два года. В целях конструктивного  диалога в ходе переговоров, на ежегодной  основе проводятся межправительственные консультации. По итогам межправительственных консультаций и переговоров немецкая и кыргызская стороны подписывают Протокол.

Стратегия помощи стране Всемирного Банка разрабатывается  на три года. По итогам переговоров  подписывается Меморандум о взаимопонимании.

Стратегия помощи стране Азиатского Банка Развития разрабатывается  на каждые три года, которая на ежегодной  основе обновляется и корректируется с учетом изменений социально-экономической  ситуации, Программы государственных  инвестиций и т.п. По итогам ежегодных переговоров, проводимые страной миссией АБР, подписывается Меморандум о взаимопонимании по стратегии помощи стране.

Европейский союз каждый год проводит переговоры по финансовому и техническому сотрудничеству, в рамках которых обсуждается  индикативный план двустороннего сотрудничества на 4 года и более конкретный план финансирования на 2 года. По итогам переговоров подписывается Меморандум о финансировании.

Меморандум  о взаимопонимании подписывается  между Исламским Банком Развития и Правительством Кыргызской Республики.

Вторая часть  донорских организаций самостоятельно разрабатывает стратегию двустороннего  сотрудничества на определенный срок, основываясь на собственных исследованиях. Например, по такому принципу работает Департамент Международного Развития Правительства Великобритании, ЮСАИД, ЕБРР.

По данным Министерства Финансов выходит, что  наибольшее количество соглашений по предоставлению  внешней помощи было заключено в 2000 году- 53% от общего количества, другие годы (2001,2002,2003гг.) – приблизительно 20%, а в 2004 только лишь 7%. Соглашения подписаны на общую сумму в 132,53 миллионов долларов. В детальном разрезе это выглядит на таблице 2.2.2.

Информация о работе Пути улучшения использования иностранных инвестиций