Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, и развитие практических навыков организации инновационной деятельности на ОАО "Завод ЖБК-1".
При этом необходимо решить ряд задач:
· Провести анализ инновационной деятельности предприятия;
· Дать комплексную характеристику нововведениям, которым посвящен курсовой проект;
· Провести экспертную оценку проектов и обосновать выбор одного из них;
· Рассчитать эффективность инновационного проекта;
· Определить уровень устойчивости и чувствительности проекта исходя из возможного изменения прогнозируемых факторов;
· Составить план реализации проекта.
Введение 3
Теоретическая часть 5
Понятие конкуренции 5
Факторы конкурентных преимуществ фирмы 6
Основные виды конкуренции 6
Понятие конкурентоспособного товара 9
Методы конкурентной борьбы 13
Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности 15
Проектная часть 20
1. Описание объекта исследования 20
1.1. Краткая характеристика предприятия 20
1.2. Отрасль и перспективы ее развития 21
1.3. Характеристика рынка 24
1.4. Анализ конкурентов 25
1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1" 27
1.6. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2. Характеристика инновационной деятельности на предприятии 31
3. Комплексная характеристика нововведения 35
4. Обоснование и выбор проекта 44
5. Обоснование эффективности инновационного проекта 47
6. Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма
управления рисками 58
7. Организация реализации проекта 75
Заключение 77
Список использованной литературы 79
Содержание
Введение 3
Теоретическая часть 5
Понятие конкуренции 5
Факторы конкурентных преимуществ фирмы 6
Основные виды конкуренции 6
Понятие конкурентоспособного товара 9
Методы конкурентной борьбы 13
Сущность и необходимость
Проектная часть 20
1. Описание объекта исследования 20
1.1. Краткая характеристика
1.2. Отрасль и перспективы ее развития 21
1.3. Характеристика рынка 24
1.4. Анализ конкурентов 25
1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1" 27
1.6. Анализ основных технико-
2. Характеристика инновационной деятельности на предприятии 31
3. Комплексная характеристика
4. Обоснование и выбор проекта 44
5. Обоснование эффективности
6. Экспертиза инновационного
управления рисками 58
7. Организация реализации
Заключение 77
Список использованной литературы 79
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная
структура, где "встречаются" производители
и потребители, продавцы и покупатели.
Там в результате взаимодействия
спроса потребителей и предложения
производителей устанавливаются и
цены товаров, и объемы продаж. Ключевым
понятием, выражающим сущность рыночных
отношений, является понятие конкуренции.
Конкуренция - это центр тяжести
всей системы рыночного хозяйства,
тип взаимоотношений между
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, также важной составляющей конкурентной борьбы является ввод в производство инновационной продукции повышенного качества, отвечающей наиболее широкому спектру запросов потребителей.
Целью данной работы является закрепление
теоретических знаний, полученных при
изучении дисциплины, и развитие практических
навыков организации
Объектом исследования курсовой работы является ОАО "Завод ЖБК-1". Предметом исследования является разработка инновационного проекта для предприятия.
При этом необходимо решить ряд задач:
· Провести анализ инновационной деятельности предприятия;
· Дать комплексную характеристику нововведениям, которым посвящен курсовой проект;
· Провести экспертную оценку проектов и обосновать выбор одного из них;
· Рассчитать эффективность инновационного проекта;
· Определить уровень устойчивости и чувствительности проекта исходя из возможного изменения прогнозируемых факторов;
· Составить план реализации проекта.
В качестве базы, для выполнения курсовой работы использовалась бухгалтерская отчетность ОАО "Завод ЖБК-1" за 2004-2005 гг., методические указания и учебные издания.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Понятие конкуренции
Конкуренция - свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.
Исследования
Конкуренция - это состязательность
хозяйствующих субъектов, когда
их самостоятельные действия эффективно
ограничивают возможность каждого
из них односторонне воздействовать
на общие условия обращения
Конкуренция в экономике выполняет
ряд функций, наиболее важные из которых
- определение рыночной стоимости
товаров, сведение конкретного труда
к общественно необходимому. Она
содействует выравниванию индивидуальных
стоимостей и соответственно дифференциации
размеров прибыли на основе различий
в производительности труда и
управлении производством. В межотраслевом
аспекте конкуренция формирует
среднюю норму прибыли, ведет
к перераспределению дохода между
отраслями, регулирует пропорции производства,
осуществляет экономический отбор,
поощряет сильнейших. В период перехода
к рыночной экономике конкуренция
должна способствовать предпринимательской
деятельности, интенсивному развитию
экономики, обеспечивать ускоренное внедрение
научно-технического прогресса в
производство, более полное удовлетворение
потребностей в разнообразной
Конкуренция является важной предпосылкой
в перегруппировке ресурсов, упорядочении
цен; стимулом выступает мощный фактор
более выгодных условий производства
и сбыта товаров. Для современной
конкуренции характерны техническое
превосходство, качество и надежность
продукции. Конкуренция должна заинтересовывать
предпринимателей, нацеливать производство
на удовлетворение рыночного спроса,
а через него - на меняющиеся потребности,
повышение качества продукции, услуг.
Состязающиеся между собой
Главное условие, способствующее развитию конкуренции, - эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским спросом.
Факторы конкурентных преимуществ фирмы
Высокая конкурентоспособность любой продукции, в том числе и инновационной, базируется на конкурентных преимуществах организации, производящей эту продукцию. Конкурентное преимущество получают фирмы:
· Базирующиеся в тех регионах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки;
· Если в регионе базирования фирмы имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях;
· Если совпадают интересы владельцев, менеджеров и персонала;
· Если в распоряжении фирмы имеются
дешевые или уникально
Основные виды конкуренции
Добросовестная конкуренция
Эффективная конкуренция должна быть
добросовестной, т.е. не ущемляющей права
потребителей и не использующей методы,
запрещенные законом. Добросовестная
и эффективная конкуренция
Чистая конкуренция
Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами, монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую.
Чистая конкуренция между
Внутрифирменная конкуренция - подразделения одной фирмы конкурируют в области улучшения качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения финансовых документов.
Функциональная конкуренция
Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности).
Предметная конкуренция
В конце XIX - начале XX вв. получила развитие внутриотраслевая конкуренция. Соперничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбыли позволяет не просто следовать в авангарде научно-технического прогресса, а быть все время впереди. Именно механизм внутриотраслевой конкуренции позволяет многом странам с рыночной экономикой занимать лидирующее положение на мировом рынке.
Один из самых острых вопросов рыночного хозяйства - конкуренция за повышение технического уровня и качества изготовляемой продукции. Высокое качество обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за потребителя, создает перспективу на дальнейшее развитие производства. Качество труда и продукта - одновременно и цель конкурентной борьбы, и средство ее достижения. Репутация производителя тесно связана с качеством его товаров, отсюда - уважение к фирменному знаку покупателей и самих работников, многолетние традиции по укреплению престижа фирмы за счет повышения качества изделий и услуг.
Недобросовестная конкуренция
В предпринимательской практике встречается
недобросовестная конкуренция - любые
направленные на приобретение преимуществ
в предпринимательской
В российской предпринимательской практике в настоящее время, как правило, используется так называемые методы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция представляет собой применение методов и приемов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.
Виды недобросовестной конкуренции:
· скрытое использование чужой торговой марки;
· подделка продукции конкурента;
· подкуп сотрудников конкурента;
· продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;
· неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму;
· тайный сговор конкурентов на торгах;
· экономический и промышленный шпионаж;
· распространение ложной информации;
· махинации с деловой
· физическое уничтожение конкурента;
· разглашение коммерческой тайны конкурента;
· необъективная реклама.
У фирм, к которым была применена недобросовестная конкуренция, не редко резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
Понятие конкурентоспособного товара
Товар - центральная фигура, главное действующее лицо на мировом рынке. В нем находят отражение все особенности и противоречия мирового хозяйства в его исторической определенности. Интернационализация хозяйственной жизни и НТП, развивающиеся с необратимостью объективных законов, непосредственно и полнокровно отражаются в товаре, в его потребительских и стоимостных характеристиках, в продолжительности жизненного цикла товара, в структуре и динамике товарных потоков.
Товар - наиболее конкретный носитель
материальной и духовной культуры общества,
наиболее чуткий индикатор экономической
силы производителя (будь то отдельное
предприятие, страна или группа стран).
Конкуренция, как уже подчеркивалось выше,
выступает основной движущей силой товарного
хозяйства, а сам товар становится орудием
конкурентной борьбы, ее видимой причиной
и неизбежным следствием. Успех в этой
борьбе обеспечивает товар, который принято
называть конкурентоспособным. Именно
он должен стать целью работы экспортера,
его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный
товар одновременно должен быть объектом
особого внимания государства, центральным
звеном внешнеэкономической стратегии,
ее материальной основой и наглядным критерием
эффективности.
Конкурентоспособность товара - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособным является тот
товар, комплекс потребительских и
стоимостных характеристик