Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, и развитие практических навыков организации инновационной деятельности на ОАО "Завод ЖБК-1".
При этом необходимо решить ряд задач:
· Провести анализ инновационной деятельности предприятия;
· Дать комплексную характеристику нововведениям, которым посвящен курсовой проект;
· Провести экспертную оценку проектов и обосновать выбор одного из них;
· Рассчитать эффективность инновационного проекта;
· Определить уровень устойчивости и чувствительности проекта исходя из возможного изменения прогнозируемых факторов;
· Составить план реализации проекта.
Введение 3
Теоретическая часть 5
Понятие конкуренции 5
Факторы конкурентных преимуществ фирмы 6
Основные виды конкуренции 6
Понятие конкурентоспособного товара 9
Методы конкурентной борьбы 13
Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности 15
Проектная часть 20
1. Описание объекта исследования 20
1.1. Краткая характеристика предприятия 20
1.2. Отрасль и перспективы ее развития 21
1.3. Характеристика рынка 24
1.4. Анализ конкурентов 25
1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1" 27
1.6. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2. Характеристика инновационной деятельности на предприятии 31
3. Комплексная характеристика нововведения 35
4. Обоснование и выбор проекта 44
5. Обоснование эффективности инновационного проекта 47
6. Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма
управления рисками 58
7. Организация реализации проекта 75
Заключение 77
Список использованной литературы 79
1. Чистая текущая
NPV = -28924060,69 + 22673332,34 + 18148670,02 + 16125692,71 + + 14178455,86 + 12471395,90 = 54673486,13
Так как NPV >0, т.е. положителен, проект
считается эффективным и
2. Внутренняя норма доходности (IRR).
Рассчитаем внутреннюю норму доходности:
r1 и r2 - нижняя и верхняя ставки
дисконтирования
Таблица 6.15.
Расчет IRR
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
ЧДП |
-28924060,69 |
27436268,56 |
26571991,24 |
28566328,98 |
30393260,14 |
32351221,54 |
|
Коэф-т дисконт. (92,3%) |
1,0000 |
0,5200 |
0,2704 |
0,1406 |
0,0731 |
0,0380 |
|
ЧТДС |
-28924060,69 |
14267430,35 |
7185641,27 |
4017136,42 |
2222594,07 |
1230252,52 |
|
NPV |
-28924060,69 |
-14656630,34 |
-7470989,07 |
-3453852,65 |
-1231258,58 |
-1006,07 |
|
Тогда внутренняя норма доходности составит:
IRR = 21 + (54673486,13/(54673486,13+
3. Индекс рентабельности PI определяется
как отношение приведенных
PI = (22673332,34 + 18148670,02 + 16125692,71 + 14178455,86 + + 12471395,90 ) / 28924060,69 = 2,8902
Так как PI=2,8902 > 1, то по правилу принятия решения можно сделать вывод об эффективности проекта.
Определим период возврата инвестиций по формуле:
Твоз = tх + (NPVt / ДДПt+1)
Твоз = 2 + (6250728,35 / 18148670,02) = 2,344
Определим период окупаемости проекта по формуле:
Ток = Твоз - Тин
Ток =2,344 - 1=1,344 года.
Найдем такой объем реализации, при котором чистый дисконтированный доход нарастающим итогом будет равен нулю. Расчеты представлены в таблице 6.16.
Таблица 6.16.
Денежные потоки |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
1. Инвестиционная деятельность |
-28924060,69 |
||||||
Приобретение технологической линии |
2382800,00 |
||||||
Оборотный капитал |
26451260,69 |
||||||
Приобретение лицензии |
90000,00 |
||||||
2. Финансовая деятельность |
28924060,69 |
-5784812,14 |
-5784812,14 |
-5784812,14 |
-5784812,14 |
-5784812,14 |
|
Кредит |
28924060,69 |
||||||
Возврат кредита |
5784812,14 |
5784812,14 |
5784812,14 |
5784812,14 |
5784812,14 |
||
3. Операционная деятельность |
27436268,56 |
2205930,68 |
2809511,04 |
3424736,39 |
4044718,09 |
||
Выручка от продаж |
90720000,00 |
22404800,00 |
23168600,00 |
23932400,00 |
24645280,00 |
||
Объем реализации |
43200,00 |
10184,00 |
10184,00 |
10184,00 |
10184,00 |
||
Цена единицы |
2100,00 |
2200,00 |
2275,00 |
2350,00 |
2420,00 |
||
Себестоимость |
52161066,93 |
17622161,14 |
18170257,68 |
18703031,85 |
19178627,67 |
||
Сумма процентов за кредит |
2892406,07 |
2313924,86 |
1735443,64 |
1156962,43 |
578481,21 |
||
Амортизация |
329707 |
329707 |
329707 |
329707 |
329707 |
||
Прибыль от продаж |
35666527,00 |
2468714,00 |
3262898,68 |
4072405,72 |
4888171,12 |
||
Налог на прибыль |
8559966,48 |
592491,36 |
783095,68 |
977377,37 |
1173161,07 |
||
Чистая прибыль |
27106560,52 |
1876222,64 |
2479803,00 |
3095028,35 |
3715010,05 |
||
4. Сальдо денежной наличности |
21651456,42 |
-3578881,46 |
-2975301,10 |
-2360075,75 |
-1740094,05 |
||
5. ЧДП |
-28924060,69 |
27436268,56 |
2205930,68 |
2809511,04 |
3424736,39 |
4044718,09 |
|
Коэффициент дисконтирования (21%) |
1,0000 |
0,8264 |
0,6830 |
0,5645 |
0,4665 |
0,3855 |
|
6. NPV |
-28924060,69 |
22673332,34 |
1506650,65 |
1585968,98 |
1597639,52 |
1559238,82 |
|
7. NPV нарастающим итогом |
-28924060,69 |
-6250728,35 |
-4744077,70 |
-3158108,72 |
-1560469,19 |
-1230,37 |
|
На основе полученных данных рассчитаем уровень чувствительности проекта к изменению фактора "объем реализации" по формуле
где
Х - исходное значение показателя;
х - негативное предельное значение показателя.
Уч = (¦43200 - 10184¦) / 43200 • 100% = 76,43%
Получен хороший результат, что свидетельствует о низком уровне чувствительности проекта к изменению рассматриваемого фактора.
Результаты исследования устойчивости и чувствительности проекта "организация производства теплоэффективных бетонных блоков" по факторам риска представлены в таблице 6.17.
Таблица 6.17.
Результаты исследования устойчивости и чувствительности проекта
Фактор |
Исход. значение |
Предельн. значение |
Уровень чувствительности |
Значение NPV при 10% изменении показателя |
Вывод |
|
Стоимость технологической линии |
2382800 руб. |
76484228 руб. |
3109,85% |
62653517,94 |
Фактор не влияет на устойчивость проекта |
|
Объем производства продукции |
43200 м3 |
10184 м3 |
76,43% |
54673486,13 |
Степень устойчивости проекта очень высокая |
|
Проведем анализ рисков, не учтенных в выше изложенных расчетах (таблица 6.18.).
Таблица 6.18.
Анализ рисков проектов
Фактор риска |
Вероятность наступления |
Метод управления риском |
Вероятность снижения |
|
Усиление конкуренции |
30% |
Активная рекламная |
70% |
|
Ошибки в проектно-сметной документации |
20% |
Привлечение к проекту
высококвалифицированных |
80% |
|
Неплатежеспособность |
10% |
Использование метода предоплаты |
80% |
|
Коммерческие риски |
5% |
Активная рекламная |
90% |
|
Недостаточная квалификация работников |
5% |
Повышение квалификации, периодические проверки |
90% |
|
Низкое качество сырья |
30% |
Заключение договоров поставок с зарекомендовавшими себя предприятиями, входной и сопровождающий контроль качества |
90% |
|
Высокая текучесть кадров |
5% |
Обеспечение хороших условий труда, достойной заработной платы, благоприятной психологической обстановки. |
85% |
|
Наиболее высокую вероятность наступления имеют риск усиления конкуренции и риск поставок некачественного сырья, поэтому при осуществлении проекта этим факторам необходимо уделить особое внимание и своевременно принять меры по их устранению.
7. Организация реализации проекта
В данном разделе приведем календарный план реализации проекта, где указаны вопросы, которые необходимо решить на каждом из выделенных этапов (таблица 7.1.).
Таблица 7.1.
План реализации проекта
№ |
Наименование этапа |
Сроки |
Ответственные лица |
Круг вопросов |
|
1. |
Прединвестиционная стадия |
01.01.07г. - 30.06.07г. |
· генеральный директор |
· Анализ имеющихся вариантов инновационного проекта; · Решение о приобретении технологической линии ЛБ-2; · Решение о приобретении лицензии на выпуск новой продукции; · Анализ рынка. |
|
2. |
Приобретение и поставка оборудования |
01.06.07г. - 30.09.07г. |
· директор по производству · главный инженер · начальник отдела маркетинга |
· Подготовка документации: · Заключение договора на покупку и поставку оборудования; · Доставка оборудования; · Подбор персонала; · Планирование рекламной деятельности. |
|
3. |
Монтаж оборудования |
01.10.07г. - 30.12.07г. |
· директор по производству · коммерческий директор · начальник отдела маркетинга · начальник отдела сбыта |
· Установка линии ЛБ-2; · Пуско-наладочные работы; · Обучение персонала работе на данном оборудовании; · Начало рекламной деятельности; · Поиск будущих потребителей; · Пуск оборудования. |
|
4. |
Производство и реализация продукции |
с 01.01.08г. |
· коммерческий директор · начальник отдела сбыта · главный технолог |
· Заключение договоров на реализацию продукции; · Реализация продукции |
|
В таблице 7.2. укажем возможные причины прекращения реализации проекта на ОАО "Завод ЖБК-1"
Таблица 7.2.
Условия прекращения реализации проекта
Этап |
Причина |
|
1.Приобретение и поставка оборудования |
· срыв поставки |
|
2. Монтаж оборудования |
· несоответствие деталей оборудования · некачественный монтаж оборудования · неквалифицированный новый персонал · невыполнение договора рекламной компанией |
|
3.Производство и реализация продукции |
· резкое повышение цен на сырье и материалы · неприемлемое качество необходимых сырья и материалов · отсутствие спроса |
|
Заключение
Курсовой проект состоит из двух
частей - теоретической и проектной.
В теоретической части
Следствием конкуренции на рынке
любой продукции, в том числе
и инновационной, является, с одной
стороны, обострение производственных
и рыночных отношений, а с другой
- развитие науки, появление новых
решений и вариантов
В проектной части рассматривался портфель инновационных проектов для ОАО "Завод ЖБК-1". Отрасль промышленности строительных материалов набирает темпы роста, в связи с чем требуется обновление технологии и оборудования.
Портфель инновационных
При обосновании эффективности проекта, в результате выполненных вычислений, было установлено, что данный проект экономически эффективен, имеет высокую привлекательность для инвестиций, т.к. имеет высокую доходность и, несмотря на долгосрочность, окупается в первые два года своей реализации. Также можно говорить о высокой экономической устойчивости проекта, т.к. внутренняя норма доходности почти в пять раз превышает коэффициент дисконтирования, используемый в расчетах.
Экономическая экспертиза,
проведенная по методу факторного анализа
устойчивости и чувствительности инновационного
проекта, с целью определения "узких
мест" показала, что проект не станет
убыточным при увеличении покупной
стоимости технологической
В случае, если ОАО "Завод ЖБК-1" введет в свой ассортимент новую продукцию - теплоэффективные бетонные блоки - это положительно скажется на финансовых результатах его деятельности, т.к. предприятий, выпускающих аналогичную продукцию в области не много и их оборудование уступает предложенной технологической линии ЛБ-2. Исходя из результатов анализа рынка стеновых материалов, можно сделать вывод, что спрос на продукцию будет расти в связи с увеличением объемов индивидуального и массового строительства в Белгородской области.
Список литературы
1. Балабанов И.Г. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2000.
2. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", Издательство ЭКМОС, 1998.
3. Завьялов П.С. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность. - Маркетинг, 2000, № 4.
4. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг. - Российский экономический журнал, 2001, № 12.
5. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Медынский В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства / Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. - М.: ЮНИТИ, 1999.
7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.