Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, и развитие практических навыков организации инновационной деятельности на ОАО "Завод ЖБК-1".
При этом необходимо решить ряд задач:
· Провести анализ инновационной деятельности предприятия;
· Дать комплексную характеристику нововведениям, которым посвящен курсовой проект;
· Провести экспертную оценку проектов и обосновать выбор одного из них;
· Рассчитать эффективность инновационного проекта;
· Определить уровень устойчивости и чувствительности проекта исходя из возможного изменения прогнозируемых факторов;
· Составить план реализации проекта.
Введение 3
Теоретическая часть 5
Понятие конкуренции 5
Факторы конкурентных преимуществ фирмы 6
Основные виды конкуренции 6
Понятие конкурентоспособного товара 9
Методы конкурентной борьбы 13
Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности 15
Проектная часть 20
1. Описание объекта исследования 20
1.1. Краткая характеристика предприятия 20
1.2. Отрасль и перспективы ее развития 21
1.3. Характеристика рынка 24
1.4. Анализ конкурентов 25
1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1" 27
1.6. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2. Характеристика инновационной деятельности на предприятии 31
3. Комплексная характеристика нововведения 35
4. Обоснование и выбор проекта 44
5. Обоснование эффективности инновационного проекта 47
6. Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма
управления рисками 58
7. Организация реализации проекта 75
Заключение 77
Список использованной литературы 79
Существует тесная взаимосвязь между понятиями "конкурентоспособность" и "качество", "конкурентоспособность" и "технический уровень", но ставить знак равенства между первым понятием и двумя другими неправомерно. Понятие "конкурентоспособность" значительно шире понятий "качество" и "технический уровень" продукта, хотя последние и являются важнейшей составной частью конкурентоспособного товара.
Коммерческие организации и
другие субъекты хозяйствования в конкурентной
борьбе на рынке инновационной
· повышать технический уровень производства;
· улучшать технический уровень продукции или системы услуг;
· развивать организацию
· повышать качество продукции и услуг;
· снижать издержки производства;
· совершенствовать систему технического обслуживания;
· сокращать эксплуатационные расходы потребителей;
· повышать полезный эффект своей продукции, вида услуг.
Для повышения полезного эффекта
от выпускаемой продукции
· положительное отношение к новому;
· высокая адаптивность к ситуациям;
· новизна, сложность и неповторяемость выполняемых работ;
· высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
· неопределенность параметров организации труда;
· возможность получения большого дохода.
Всякое инновационное изделие
обладает комплексом свойств, определяющих
степень его пригодности к
использованию в конкретных условиях.
Для того чтобы объективно оценить
такой товар, поставщик должен использовать
те же критерии, которыми оперирует
потребитель. Только в таком случае
можно ожидать, что оценка, данная
своему товару поставщиком, совпадет с
мнением покупателя. Следовательно,
вначале необходимо решить задачу определения
перечня параметров существенных с
точки зрения потребителя. Однако для
производителя (экспортера) этот вопрос
стоит несколько шире. Прежде всего,
он должен оценить принципиальную возможность
реализации своего инновационного товара
на рассматриваемом рынке, т.е. уровень
нормативных параметров. Определение
принципиальной возможности реализации
начинается с оценки патентной чистоты.
Затем выясняется соответствие параметров
анализируемого товара обязательным стандартам
и нормам. С техническими параметрами
связан первый шаг потребителя к
покупке нового на рынке товара.
Если не все параметры изделия
соответствуют требованиям
Практика определения
В своей жизни инновационный продукт переживает несколько этапов, как правило, плавно переходящих один в другой:
1. Этап внедрения, когда товар
является новинкой и требуются
определенное время и
2. Этап роста, когда признание
товара на рынке
3. Этап зрелости, когда объем продаж товара, достигнув своего максимального значения, начинает постепенно снижаться.
4. Этап старения, когда спрос на товар на рынке неуклонно падает.
Учет ЖЦТ позволяет оценивать конкурентоспособность товара в динамике, что особенно важно при разработке товаров-аналогов и принципиально новых товаров.
Если предполагается начать разработку того или иного экспортного товара, необходимо, прежде всего, выяснить, в какой стадии ЖЦТ находятся его аналога, уже представленные на рынке. Включаясь в производство товара, вступившего в стадию зрелости, вы рискуете оказаться на рынке в том момент, когда начнется стадия старения и спрос стремительно упадет. С другой стороны, неправильно определив стадию роста товара - аналога, приняв ее, например, за наступление зрелости, можно упустить возможность увеличения объема ваших продаж. Таких подводных камней немало, и необходимо научиться их обходить, правильно учитывая динамику и продолжительность жизненного цикла товара.
Чтобы достичь стабильности в продажах,
разработку нового товара целесообразно,
начинать еще, до того момента, когда
предыдущий товар вступает в стадию
зрелости. В противном случае будет
безвозвратно упущено время и
снижен потенциал
Методы конкурентной борьбы
Диапазон методов, который может
быть использован конкурирующими сторонами,
достаточно широк. За рубежом сейчас
равновесие на рынке достигается
не только благодаря прямому
Методы конкуренции можно
Первая группа - экономические формы конкуренции. Часть из них существовала и ранее, другая возникла вследствие появления качественно новых объектов производства (акционерные общества, товарищества, ассоциации и т.д.), которые будут развиваться по мере становления рынка.
Вторая группа - методы, связанные с сохранением искусственного монополизма и командно-административных структур, которые, однако, постепенно теряют свое значение с переходом от внешнего принуждения производителей к экономическим рычагам и стимулам.
Существуют также рыночные формы
конкурентной борьбы. В хозяйственной
деятельности многих западных стран
нередко применяется метод
Широко распространен такой метод конкуренции, как продажа в рассрочку, позволяющий избежать затоваривания. Продавец, ищущий рынок сбыта, предоставляет кредиты - от готовых завтраков до загородных коттеджей, тур поездок, дорогих автомашин и т.п.
Для повышения
Немалое значение для ряда предприятий имеет контроль за ноу-хау и патентами по выпуску определенного рода продукции. На этой основе появляется возможность создавать все новые и новые образцы изделий, придерживаясь какой-то одной базовой модели.
Важную роль в конкурентной борьбе на рынке инноваций играют товары-заменители, позволяющие получать высокие прибыли.
Существуют два основных метода конкуренции: ценовой и неценовой. Среди неценовых методов можно выделить рыночные и внерыночные формы конкурентной борьбы. Наиболее характерны для ценовой конкуренции лизинг, кредиты, продление сроков гарантийного обслуживания, дифференциация качества товаров при одной и той цене. Через ценовую конкуренцию предприниматели влияют на спрос главным образом посредством изменений в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса. Если предложенная продукция является уникальной, то у производителя больше свободы в установлении более высоких цен, чем на конкурирующие товары.
Важное условие в конкурентной
борьбе - сокращение производственных
и непроизводственных расходов. Чтобы
выстоять в конкуренции производителей
на рынке, чтобы гарантировать своему
предприятию финансовых успех, необходимо
сокращать издержки производства, прежде
всего переменные издержки, лидерство
в которых обеспечивает высокое
преимущество в ценовой политике
фирмы. Ценовая конкуренция
В условиях конкуренции предприниматели гораздо больше времени должны уделять таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов. Предприниматель, если он стремится к преуспеванию на рынке, должен следовать правилу: делать, прежде всего, ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя это и взаимосвязано).
Главное в рыночных условиях - способность
производителя дать потребителю
инновационный продукт за ту же цену,
при тех же издержках производства,
что и у товаров-
Сущность и необходимость
Конкуренция в области инновационной
деятельности - это своего рода инновационный
конкурс с непредсказуемыми в
некоторых случаях результатами
при решении научно-
Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:
· конкуренция - главный фактор восприимчивости
организации к техническим
· конкуренция вынуждает
· конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей
· конкуренция стимулирует
· конкуренция вынуждает
· конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.
В России конкуренция из скрытой перешла в явную форму и стала одним из решающих факторов развития инновационного предпринимательства.
Всю систему факторов конкурентоспособности
инновационной организации
Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.
Вторая группа факторов (внешних) включает
параметры социально-
Кроме внутренних и внешних факторов
следует выделить факторы, оказывающие
непосредственное влияние на уровень
конкурентоспособности
С учетом всего вышеизложенного
система основных факторов конкурентоспособности
предпринимательской
Приведенная классификация факторов
конкурентоспособности
Среди внутренних факторов конкурентоспособности
организации важная роль принадлежит
технологическому фактору, который
включает в себя технический уровень
продукции и собственно технологию
производства. Конкурентоспособность
технологии - базовая категория по
отношению к
Основной формой конкуренции в
инновационной сфере является научно-техническое
превосходство новой продукции,
которое определяется превосходством
научных достижений инженерно-технических
работников (интеллектуальной собственности).
Наука имеет ценность как выражение
интеллектуального труда. Конкурентоспособность
продукции можно оценить
В целях обеспечения конкуренции
между инновационными организациями
в решении закрепленных за ними научно-технических
проблем следует осуществить
в отраслях народного хозяйства
переход к проектированию на конкурентной
основе образцов новой техники, технологии,
материалов, имеющих важнейшее
Конкуренция заставляет инновационных
предпринимателей идти на рынок инноваций,
участвовать в его
· развивать собственную научную
и научно-техническую
· заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией
· приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг)
· покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность
· инвестировать в
Конкуренция в инновационной деятельности
- экономический процесс