Конкуренция в инновационном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, и развитие практических навыков организации инновационной деятельности на ОАО "Завод ЖБК-1".
При этом необходимо решить ряд задач:
· Провести анализ инновационной деятельности предприятия;
· Дать комплексную характеристику нововведениям, которым посвящен курсовой проект;
· Провести экспертную оценку проектов и обосновать выбор одного из них;
· Рассчитать эффективность инновационного проекта;
· Определить уровень устойчивости и чувствительности проекта исходя из возможного изменения прогнозируемых факторов;
· Составить план реализации проекта.

Содержание работы

Введение 3
Теоретическая часть 5
Понятие конкуренции 5
Факторы конкурентных преимуществ фирмы 6
Основные виды конкуренции 6
Понятие конкурентоспособного товара 9
Методы конкурентной борьбы 13
Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности 15
Проектная часть 20
1. Описание объекта исследования 20
1.1. Краткая характеристика предприятия 20
1.2. Отрасль и перспективы ее развития 21
1.3. Характеристика рынка 24
1.4. Анализ конкурентов 25
1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1" 27
1.6. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2. Характеристика инновационной деятельности на предприятии 31
3. Комплексная характеристика нововведения 35
4. Обоснование и выбор проекта 44
5. Обоснование эффективности инновационного проекта 47
6. Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма
управления рисками 58
7. Организация реализации проекта 75
Заключение 77
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

курсовая 8.docx

— 148.95 Кб (Скачать файл)

Следствием конкуренции на рынке  любой продукции, в том числе  и инновационной, является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - развитие науки, появление новых  решений и вариантов производства продукции, совершенствование имеющихся  технологий производства, приток инвестиций в наиболее прогрессивные отрасли.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

1. Описание объекта исследования

1.1. Краткая характеристика  предприятия

1) Полное и сокращенное  наименование предприятия.

Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество "Завод  железобетонных конструкций-1".

Сокращенное наименование предприятия: ОАО "Завод ЖБК-1".

2) Дата регистрации предприятия.

"Завод ЖБК-1" был  введен в эксплуатацию 1957 г. В  1997 году был переименован из  АООТ в ОАО "БЗ ЖБК-1". 16.06.2003 произошла реорганизация в "Завод  ЖБК-1".

3) Почтовый и юридический  адрес предприятия.

Юридический адрес: Российская Федерация, 308013, г. Белгород, ул. Коммунальная, 5.

4) Подчиненность предприятия.

Предприятие находится  в подчинении ООО "Управляющая  компания

ЖБК-1"

5) Вид деятельности предприятия.

· железобетонных изделий  и конструкций;

· мелкоштучных изделий;

· арматурных каркасов;

· бетона и раствора.

6) Организационно-правовая  форма предприятия.

"Завод ЖБК-1" по  своей организационно-правовой форме  является открытым акционерным  обществом.

7) Форма собственности.

Форма собственности ОАО "Завод ЖБК-1" акционерная.

8) Включено в государственный  реестр Российской Федерации  предприятий - монополистов:

- федеральный: не включено;

- местный: включено.

9) Организационная структура  предприятия.

Структура ОАО "Завод  ЖБК-1" представлена на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Организационная  структура ОАО "Завод ЖБК-1"

1.2. Отрасль и перспективы ее развития

В настоящее время рынок строительных материалов наполнен импортными товарами, строительными услугами такого качества и ассортимента, с которыми отечественные  продукты далеко не всегда выдерживают  конкуренцию.

Переход к массовому индивидуальном жилищному строительству повлек изменения в структуре спроса на строительные материалы.

Производство фундаментных материалов всегда было предметом особого внимания. Эта большая группа строительных материалов требует серьезного анализа  для того, чтобы сформировать обоснованную тенденцию их дальнейшего развития.

В настоящее время в нашей  стране наработаны технологии и оборудование по производству весьма широкой номенклатуры сборного жеоезобетона, способной удовлетворить вкусы и запросы любого самого взыскательного потребителя.

Ведутся споры, какому материалу создать  приоритетные условия для развития, обеспечить государственную поддержку, что лучше, что хуже, сравнивается несравнимое, подтасовываются показатели.

Организация производства достаточного количества железобетонных изделий  для всех видов гражданского и  промышленного строительства может  в значительной степени снизить  потребный объем инвестиций в  развитие производства строительных материалов, в строительство и развитие топливно-энергетической базы.

Необходимо отметить, что произойдет некоторое увеличение производства по тем видам материалов, которые  широко используются в индивидуальном строительстве. Этот сегмент рынка  представляет интерес в связи  с высокими темпами индивидуального  строительства в последнее время.

Белгородская область входит в  первую пятерку регионов России с  наиболее высокими темпами роста  жилищного строительства. Это обусловлено  в первую очередь высокоразвитой производственной базой промышленности строительных материалов области. ОАО "Завод ЖБК-1" является базовым  предприятием по реализации областных  программ промышленного и жилищного  строительства и благоустройства  населенных пунктов области. Высококвалифицированные  кадры, политика активного технического перевооружения, проводящаяся уже ряд  лет, позволила войти заводу в  число 30 лучших предприятий промышленности строительных материалов России.

Производственный потенциал отрасли  создавался для удовлетворения потребностей различных отраслей народного хозяйства  страны.

В состав промышленности строительных материалов в настоящее время  входят 15 отраслей, объединяющих более 10 тысяч предприятий. Практически  все предприятия отрасли приватизированы. Доля продукции промышленности строительных материалов в общем объеме внутреннего  валового продукта Российской Федерации  составляет более 3%, а в стоимости  основных промышленно-производственных фондов - около 4%.

В структуре производства продукции  отрасли преобладают сборные  железобетонные и бетонные конструкции  и детали, стеновые материалы, цемент и нерудные строительные материалы.

В структуре затрат промышленности строительных материалов топливно-энергетические ресурсы составляют около 20%, а по отдельным отраслям и более. Зача-стую отечественные технологии производства основных видов строительных материалов характеризуются в несколько раз более высокой энергоемкостью, чем технологии, применяемые в промышленно развитых странах.

С 2001 г. в промышленности строительных материалов отмечается устойчивый рост производства практически по всем основным видам продукции. Перспективы развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии неразрывно связаны с ростом объемов строительства  жилья и повышением его доступности  для широких слоев населения, причем рост потребности в строительных материалах обусловлен не только потребностью непосредственно на строительство  нового жилья и создание соответствующей  инфраструктуры, но и опосредовано на их текущие и капитальные ремонты.

Промышленность строительных материалов имеет высокий потенциал в  отношении возможностей роста производства, но часть заявленных мощностей находится  в неудовлетворительном состоянии  и требует замены. Имеющееся отставание обусловлено, главным образом, низким техническим уровнем предприятий  промышленности строительных материалов и износом парка технологического оборудования и в отдельных случаях  вызвано необеспеченностью отрасли  необходимыми видами ка-чественного сырья и исходных материалов. Созданные новые производства, в том числе и на импортном оборудовании, используются не на полную мощность.

На данный момент уделяется постоянное внимание совершенствованию технической  политики, направленной на обеспечение  безопасности, надежности зданий и  сооружений, повышение конкурентоспособности  строительных материалов, конструкций  и изделий.

1.3. Характеристика рынка

В настоящий момент "Завод ЖБК-1" выпускает около двух тысяч видов  изделий. Профильной продукцией является железобетон. До последнего времени  основной объем продаж железобетона приходился на рынок Белгородской области. Это связано с большой долей  транспортной составляющей в цене продукции. Транспортировка продукции на расстояние свыше 100-150 км. от места производства делает ее неконкурентоспособной по цене при наличии в местах потребления  производителей аналогичной продукции. В силу чего рынок можно рассматривать  как региональный, а межрегиональными товарными потоками пренебречь.

Рынок имеет ярко выраженные сезонные колебания. Разница между объемом  продаж по месяцам года достигает 40%. Минимальный объем сбыта наблюдается  в зимние месяцы в связи со спадом строительной деятельности. В данный период имеет место увеличение товарных запасов, которые позволяют удовлетворить  резкий скачок спроса в апреле-мае  в начале строительного сезона. Максимум сбыта приходится на летние месяцы. Существенное падение продаж происходит в октябре-ноябре в связи с  завершением общестроительных работ  на объектах и переходом к отделочным работам для большинства индивидуальных застройщиков и значительной части  строительных организаций.

Из-за сложности с получением информации об объеме продаж по видам продукции  по предприятиям возможно проведение рыночного анализа по объему производства. Следует оговориться, что для  небольших предприятий данные показатели практически одинаковы, так как  они работают под конкретный заказ. Крупные предприятия для обеспечения  стабильной загрузки производства вынуждены  создавать складские запасы. Серийный тип производства позволяет сделать  это без угрозы не найти покупателя на продукцию. Указанное обстоятельство приводит к тому, что колебания  в объеме производства в целом  на рынке менее значительны, чем  колебания продаж.

1.4. Анализ конкурентов

Исходя из того, что "Завод ЖБК-1" является многопрофильным предприятием, то анализ конкурентов проведем по отдельному виду выпускаемой продукции - сборному железобетону.

Положение ОАО "Завод ЖБК-1" среди  производителей сборного железобетона в г. Белгороде представлено в  таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Конкуренты ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в г. Белгороде

 

Наименование предприятия

Объем реализации ЖБИ, %

 

1

ОАО "Завод ЖБК-1"

57

 

2

ОАО "Стройдеталь"

30

 

3

ОАО "Энергострой бетон ЖБИ-4"

6

 

4

ЗАО "Прогресспромстрой"

3

 

5

ЗАО "Бетонкомплект"

4

 
 

Итого:

100

 
       

Положение ОАО "Завод ЖБК-1" среди  производителей сборного железобетона в Белгородской области представлено в таблице 1.2.

Таблица 1.2.

Конкуренты ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в Белгородской области

 

Наименование предприятия

Объем реализации ЖБИ, %

 

1

ОАО "Завод ЖБК-1"

27

 

2

ОАО "Стройдеталь"

14

 

3

ОАО "Энергострой бетон ЖБИ-4"

3

 

4

ОАО "Домострой ЖБИ-3" (п. Строитель)

27

 

5

ОАО "КМАпроектжилстрой" (г. Ст. Оскол)

7

 

6

ЗАО "Прогресспромстрой" (г. Нов. Оскол)

13

 

7

ОАО "Масловопристаньский ЖБК-1"

3

 
 

Итого:

100

 
       

На территории области действуют 20 предприятий железобетонных изделий  и конструкций. Основными центрами производства строительных материалов на территории области являются: Белгород, Шебекино, Старый Оскол, Губкин. Уразово, Алексеевка, Строитель.

В настоящее время ОАО "Завод  ЖБК-1" является монополистом в производстве высококачественных элементов благоустройства  в Белгородской и прилегающих  областях (Курская, Воронежская). Появление  серьезных конкурентов в ближайшее  время затруднено значительными  финансовыми вложениями для внедрения  производства, отсутствием подходящей технологической базы и опыта  в данной технологии. Иностранных  конкурентов в силу специфики  продукции нет.

1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1"

Потребителями продукции завода являются ПМК, СУ, частные лица города Белгорода  и Белгородской области. Всего у  предприятия 150 потребителей. В таблице 1.3 приведены данные об основных потребителях завода "ЖБК- 1".

Таблица 1.3.

Потребители продукции ОАО "Завод  ЖБК - 1"

 

Название предприятия

Вид продукции

 

1

Белг.МПМК-3

железобетон, блоки, тов. бетон, раствор

 

2

АО "Монолитбелгородстрой"

железобетон, блоки, тов. бетон  и раствор

 

3

ПКЦ "Белгородстрой"

железобетон, блоки, тов. бетон  и раствор

 

4

АО "Белстроймонтаж"

железобетон, блоки, тов. бетон  и раствор

 

5

Индивидуальные лица

все виды продукции

 
       

Характеристика потребителей строительных материалов, выпускаемых заводом, выглядит следующим образом:

Частные лица (8-11%). Продукция используется, главным образом, для застройки  земельных участков, постройки коттеджей, гаражей. Продукция приобретается  обычно за наличный расчет.

Строительные организации различных  форм собственности (65-75%). Продукция  используется при строительстве  промышленных и жилых зданий. Оплата ведется по безналичному расчету.

Предприятия, фирмы, организации различных  форм собственности (15-20%). Продукция  применяется при строительстве  зданий. Оплата производится согласно условиям договора.

Продукция ОАО "Завод ЖБК-1" используется при строительстве жилых и  промышленных зданий, в качестве конструкций  для инженерных сооружений.

1.6. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия

Таблица 1.4.

 

Наименование показателя

Ед. изм.

2004 г.

2005 г.

 

1. Товарная продукция

т.р.

758411

953688

 

2. Объем производства  продукции в натураль-

ном выражении:

       

- сборный ж/бетон

м3

104841

91521

 

- блоки

м3

17826

19018

 

- "Хенке"

м3

46832

56182

 

- "Хесс"

м3

73535

84427

 

- бетонные смеси

м3

317337

344190

 

- в т.ч. товарный бетон

м3

73453

96175

 

- товарный раствор

м3

41790

38303

 

- арматура товарная

тн

823

1130

 

3. Выручка от продаж  без НДС

т.р.

878034

985035

 

4. Валовая прибыль

т.р.

269419

330463

 

5. Себестоимость проданных  товаров

т.р.

608615

654572

 

6. Прибыль от продаж

т.р.

231207

289854

 

7. Прибыль до налогообложения

т.р.

188546

254000

 

8. Чистая прибыль

т.р.

129887

185573

 

9. Амортизационные отчисления

т.р.

16427

15887

 

10. Рентабельность продаж  по прибыли от

продаж

%

26,33

29,43

 

11. Рентабельность продаж  по прибыли до

налогообложения

%

21,47

25,79

 

12. Рентабельность продаж  по чистой прибыли

%

14,79

18,84

 

13. Рентабельность активов  по прибыли до

налогообложения

%

31,36

31,42

 

14. Рентабельность собственного  капитала по

чистой прибыли

%

27,38

29,40

 

15. Фонд оплаты труда

т.р.

91377

114083

 

16. Среднесписочная численность

чел.

889

905

 

17. Производительность 1 чел.

т.р.

853,11

1053,80

 

18. Средняя заработная  плата

т.р.

8677

10208

 

19. Среднегодовая стоимость  ОФ

т.р.

124345

181729

 

20. Фондоотдача на 1 рубль  ОФ

руб.

6,10

5,25

 
         

Информация о работе Конкуренция в инновационном менеджменте