Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, и развитие практических навыков организации инновационной деятельности на ОАО "Завод ЖБК-1".
При этом необходимо решить ряд задач:
· Провести анализ инновационной деятельности предприятия;
· Дать комплексную характеристику нововведениям, которым посвящен курсовой проект;
· Провести экспертную оценку проектов и обосновать выбор одного из них;
· Рассчитать эффективность инновационного проекта;
· Определить уровень устойчивости и чувствительности проекта исходя из возможного изменения прогнозируемых факторов;
· Составить план реализации проекта.
Введение 3
Теоретическая часть 5
Понятие конкуренции 5
Факторы конкурентных преимуществ фирмы 6
Основные виды конкуренции 6
Понятие конкурентоспособного товара 9
Методы конкурентной борьбы 13
Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности 15
Проектная часть 20
1. Описание объекта исследования 20
1.1. Краткая характеристика предприятия 20
1.2. Отрасль и перспективы ее развития 21
1.3. Характеристика рынка 24
1.4. Анализ конкурентов 25
1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1" 27
1.6. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2. Характеристика инновационной деятельности на предприятии 31
3. Комплексная характеристика нововведения 35
4. Обоснование и выбор проекта 44
5. Обоснование эффективности инновационного проекта 47
6. Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма
управления рисками 58
7. Организация реализации проекта 75
Заключение 77
Список использованной литературы 79
Следствием конкуренции на рынке
любой продукции, в том числе
и инновационной, является, с одной
стороны, обострение производственных
и рыночных отношений, а с другой
- развитие науки, появление новых
решений и вариантов
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
1. Описание объекта исследования
1.1. Краткая характеристика предприятия
1) Полное и сокращенное наименование предприятия.
Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество "Завод железобетонных конструкций-1".
Сокращенное наименование предприятия: ОАО "Завод ЖБК-1".
2) Дата регистрации предприятия.
"Завод ЖБК-1" был
введен в эксплуатацию 1957 г. В
1997 году был переименован из
АООТ в ОАО "БЗ ЖБК-1". 16.06.2003
произошла реорганизация в "
3) Почтовый и юридический адрес предприятия.
Юридический адрес: Российская Федерация, 308013, г. Белгород, ул. Коммунальная, 5.
4) Подчиненность предприятия.
Предприятие находится в подчинении ООО "Управляющая компания
ЖБК-1"
5) Вид деятельности предприятия.
· железобетонных изделий и конструкций;
· мелкоштучных изделий;
· арматурных каркасов;
· бетона и раствора.
6) Организационно-правовая форма предприятия.
"Завод ЖБК-1" по
своей организационно-правовой
7) Форма собственности.
Форма собственности ОАО "Завод ЖБК-1" акционерная.
8) Включено в государственный реестр Российской Федерации предприятий - монополистов:
- федеральный: не включено;
- местный: включено.
9) Организационная структура предприятия.
Структура ОАО "Завод ЖБК-1" представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Организационная структура ОАО "Завод ЖБК-1"
1.2. Отрасль и перспективы ее развития
В настоящее время рынок
Переход к массовому индивидуальном жилищному строительству повлек изменения в структуре спроса на строительные материалы.
Производство фундаментных материалов всегда было предметом особого внимания. Эта большая группа строительных материалов требует серьезного анализа для того, чтобы сформировать обоснованную тенденцию их дальнейшего развития.
В настоящее время в нашей стране наработаны технологии и оборудование по производству весьма широкой номенклатуры сборного жеоезобетона, способной удовлетворить вкусы и запросы любого самого взыскательного потребителя.
Ведутся споры, какому материалу создать приоритетные условия для развития, обеспечить государственную поддержку, что лучше, что хуже, сравнивается несравнимое, подтасовываются показатели.
Организация производства достаточного
количества железобетонных изделий
для всех видов гражданского и
промышленного строительства
Необходимо отметить, что произойдет
некоторое увеличение производства
по тем видам материалов, которые
широко используются в индивидуальном
строительстве. Этот сегмент рынка
представляет интерес в связи
с высокими темпами индивидуального
строительства в последнее
Белгородская область входит в
первую пятерку регионов России с
наиболее высокими темпами роста
жилищного строительства. Это обусловлено
в первую очередь высокоразвитой
производственной базой промышленности
строительных материалов области. ОАО
"Завод ЖБК-1" является базовым
предприятием по реализации областных
программ промышленного и жилищного
строительства и
Производственный потенциал
В состав промышленности строительных
материалов в настоящее время
входят 15 отраслей, объединяющих более
10 тысяч предприятий. Практически
все предприятия отрасли
В структуре производства продукции отрасли преобладают сборные железобетонные и бетонные конструкции и детали, стеновые материалы, цемент и нерудные строительные материалы.
В структуре затрат промышленности строительных материалов топливно-энергетические ресурсы составляют около 20%, а по отдельным отраслям и более. Зача-стую отечественные технологии производства основных видов строительных материалов характеризуются в несколько раз более высокой энергоемкостью, чем технологии, применяемые в промышленно развитых странах.
С 2001 г. в промышленности строительных материалов отмечается устойчивый рост производства практически по всем основным видам продукции. Перспективы развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии неразрывно связаны с ростом объемов строительства жилья и повышением его доступности для широких слоев населения, причем рост потребности в строительных материалах обусловлен не только потребностью непосредственно на строительство нового жилья и создание соответствующей инфраструктуры, но и опосредовано на их текущие и капитальные ремонты.
Промышленность строительных материалов
имеет высокий потенциал в
отношении возможностей роста производства,
но часть заявленных мощностей находится
в неудовлетворительном состоянии
и требует замены. Имеющееся отставание
обусловлено, главным образом, низким
техническим уровнем
На данный момент уделяется постоянное
внимание совершенствованию технической
политики, направленной на обеспечение
безопасности, надежности зданий и
сооружений, повышение
1.3. Характеристика рынка
В настоящий момент "Завод ЖБК-1" выпускает около двух тысяч видов изделий. Профильной продукцией является железобетон. До последнего времени основной объем продаж железобетона приходился на рынок Белгородской области. Это связано с большой долей транспортной составляющей в цене продукции. Транспортировка продукции на расстояние свыше 100-150 км. от места производства делает ее неконкурентоспособной по цене при наличии в местах потребления производителей аналогичной продукции. В силу чего рынок можно рассматривать как региональный, а межрегиональными товарными потоками пренебречь.
Рынок имеет ярко выраженные сезонные
колебания. Разница между объемом
продаж по месяцам года достигает 40%.
Минимальный объем сбыта
Из-за сложности с получением информации
об объеме продаж по видам продукции
по предприятиям возможно проведение
рыночного анализа по объему производства.
Следует оговориться, что для
небольших предприятий данные показатели
практически одинаковы, так как
они работают под конкретный заказ.
Крупные предприятия для
1.4. Анализ конкурентов
Исходя из того, что "Завод ЖБК-1" является многопрофильным предприятием, то анализ конкурентов проведем по отдельному виду выпускаемой продукции - сборному железобетону.
Положение ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в г. Белгороде представлено в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Конкуренты ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в г. Белгороде
№ |
Наименование предприятия |
Объем реализации ЖБИ, % |
|
1 |
ОАО "Завод ЖБК-1" |
57 |
|
2 |
ОАО "Стройдеталь" |
30 |
|
3 |
ОАО "Энергострой бетон ЖБИ-4" |
6 |
|
4 |
ЗАО "Прогресспромстрой" |
3 |
|
5 |
ЗАО "Бетонкомплект" |
4 |
|
Итого: |
100 |
||
Положение ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в Белгородской области представлено в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Конкуренты ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в Белгородской области
№ |
Наименование предприятия |
Объем реализации ЖБИ, % |
|
1 |
ОАО "Завод ЖБК-1" |
27 |
|
2 |
ОАО "Стройдеталь" |
14 |
|
3 |
ОАО "Энергострой бетон ЖБИ-4" |
3 |
|
4 |
ОАО "Домострой ЖБИ-3" (п. Строитель) |
27 |
|
5 |
ОАО "КМАпроектжилстрой" (г. Ст. Оскол) |
7 |
|
6 |
ЗАО "Прогресспромстрой" (г. Нов. Оскол) |
13 |
|
7 |
ОАО "Масловопристаньский ЖБК-1" |
3 |
|
Итого: |
100 |
||
На территории области действуют 20 предприятий железобетонных изделий и конструкций. Основными центрами производства строительных материалов на территории области являются: Белгород, Шебекино, Старый Оскол, Губкин. Уразово, Алексеевка, Строитель.
В настоящее время ОАО "Завод
ЖБК-1" является монополистом в производстве
высококачественных элементов благоустройства
в Белгородской и прилегающих
областях (Курская, Воронежская). Появление
серьезных конкурентов в
1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1"
Потребителями продукции завода являются ПМК, СУ, частные лица города Белгорода и Белгородской области. Всего у предприятия 150 потребителей. В таблице 1.3 приведены данные об основных потребителях завода "ЖБК- 1".
Таблица 1.3.
Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК - 1"
№ |
Название предприятия |
Вид продукции |
|
1 |
Белг.МПМК-3 |
железобетон, блоки, тов. бетон, раствор |
|
2 |
АО "Монолитбелгородстрой" |
железобетон, блоки, тов. бетон и раствор |
|
3 |
ПКЦ "Белгородстрой" |
железобетон, блоки, тов. бетон и раствор |
|
4 |
АО "Белстроймонтаж" |
железобетон, блоки, тов. бетон и раствор |
|
5 |
Индивидуальные лица |
все виды продукции |
|
Характеристика потребителей строительных материалов, выпускаемых заводом, выглядит следующим образом:
Частные лица (8-11%). Продукция используется, главным образом, для застройки земельных участков, постройки коттеджей, гаражей. Продукция приобретается обычно за наличный расчет.
Строительные организации
Предприятия, фирмы, организации различных форм собственности (15-20%). Продукция применяется при строительстве зданий. Оплата производится согласно условиям договора.
Продукция ОАО "Завод ЖБК-1" используется при строительстве жилых и промышленных зданий, в качестве конструкций для инженерных сооружений.
1.6. Анализ основных технико-
Таблица 1.4.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2004 г. |
2005 г. |
|
1. Товарная продукция |
т.р. |
758411 |
953688 |
|
2. Объем производства продукции в натураль- ном выражении: |
||||
- сборный ж/бетон |
м3 |
104841 |
91521 |
|
- блоки |
м3 |
17826 |
19018 |
|
- "Хенке" |
м3 |
46832 |
56182 |
|
- "Хесс" |
м3 |
73535 |
84427 |
|
- бетонные смеси |
м3 |
317337 |
344190 |
|
- в т.ч. товарный бетон |
м3 |
73453 |
96175 |
|
- товарный раствор |
м3 |
41790 |
38303 |
|
- арматура товарная |
тн |
823 |
1130 |
|
3. Выручка от продаж без НДС |
т.р. |
878034 |
985035 |
|
4. Валовая прибыль |
т.р. |
269419 |
330463 |
|
5. Себестоимость проданных товаров |
т.р. |
608615 |
654572 |
|
6. Прибыль от продаж |
т.р. |
231207 |
289854 |
|
7. Прибыль до налогообложения |
т.р. |
188546 |
254000 |
|
8. Чистая прибыль |
т.р. |
129887 |
185573 |
|
9. Амортизационные отчисления |
т.р. |
16427 |
15887 |
|
10. Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
% |
26,33 |
29,43 |
|
11. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения |
% |
21,47 |
25,79 |
|
12. Рентабельность продаж по чистой прибыли |
% |
14,79 |
18,84 |
|
13. Рентабельность активов по прибыли до налогообложения |
% |
31,36 |
31,42 |
|
14. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли |
% |
27,38 |
29,40 |
|
15. Фонд оплаты труда |
т.р. |
91377 |
114083 |
|
16. Среднесписочная численность |
чел. |
889 |
905 |
|
17. Производительность 1 чел. |
т.р. |
853,11 |
1053,80 |
|
18. Средняя заработная плата |
т.р. |
8677 |
10208 |
|
19. Среднегодовая стоимость ОФ |
т.р. |
124345 |
181729 |
|
20. Фондоотдача на 1 рубль ОФ |
руб. |
6,10 |
5,25 |
|