Нововедение как обект иннновациононного менежмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

Контрольное задание 

для студентов  и слушателей заочной формы обучения по дисциплине

 «инновационный менеджмент»

Тема 1. Нововведения как объект инновационного менеджмента.

 

  1. Экономическое значение и роль инновационной деятельности.

 

В рыночной экономике инновации выступают  как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без  инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная  деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических  идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью —  генерирование, инициирование, контролирование  новых идей, создание условий для  разработки и вывода инновационной  продукции на рынок.

Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в  достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как внедрение новшеств в производственную, заготовительно-сбытовую, маркетинговую, инвестиционную и финансовую деятельность организации.

динамичной  внешней экономической и социально-политической среде деятельности организации  достижение долгосрочных положительных  результатов невозможно без постоянного  обновления применяемых технологических, управленческих и заготовительно-сбытовых процессов, ассортимента продукции (товаров, услуг) и поиска новых рыночных возможностей (освоения новых сегментов рынка).

Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, ныне все чаще связывают  с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и  управление. Он состоит в разработке и реализации нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления.

 

  1. Функции инновационного менеджмента.

 

Инновационный менеджмент выполняет функции, которые  предопределяют формирование структуры  системы управления предприятием при  осуществлении инновационного процесса.

Существуют  два типа функций менеджмента  инноваций:

1) функции  субъекта управления, т. е. субъектом  управления будет один или  группа работников, проводящих целенаправленное  управление функционированием объекта  управления;

2) функции  объекта управления, т. е. объектом  управления в этом конкретном  случае будут и инновации, и  инновационный процесс, и экономические  отношения между всеми задействованными  участниками рынка инноваций.  Функции субъекта управления:

1) функция  прогнозирования – предполагает  разработку на длительную перспективу  кардинальных изменений технико-технологического  и экономического состояния объекта  управления в целом и всех  его различных систем и подсистем;

2) функция  планирования – предполагает  объединить в себе весь комплекс  работ по выработке плановых  заданий в инновационном процессе  и по воплощению их в жизнь;

 

3) функция  организации – предполагает объединить  людей, совместно внедряющих инновационную  и инвестиционную программы на  базе каких-либо правил и процедур;

4) функция  регулирования – воздействие  на объект управления для получения  состояния стабильности технико-технологической  и экономической систем;

5) функция  координации – предполагает координацию  согласованности работ всех участков  системы управления, аппарата управления  и отдельных специалистов;

6) функция  стимулирования – предполагает  побуждение и стимуляцию работников;

7) функция  контроля – предполагает проверку  организации в момент внедрения  процесса инноваций на разных  его этапах, плана создания, реализации  инноваций и т. п.

Функции объекта управления:

1) рисковое  вложение капитала в инновационный  проект;

2) организация  инновационного процесса при  внедрении инновационного проекта;

3) организация  продвижения инноваций на рынке  и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала отчетливо  проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке  инноваций. Вложение капитала в новый  продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно  всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации  инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению  нового продукта или новой услуги.

 

  1. Стратегия и тактика в инновационном менеджменте.

 

Инновация как экономическая категория  является объектом воздействия со стороны  хозяйственного механизма. Последний воздействует как на процессы создания, реализации, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Местом возникновения этих отношений является рынок.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации  осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия  образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный  менеджмент.

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом  и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент базируется на основополагающих моментах:

1) целенаправленного  поиска идеи, служащей фундаментом  для данной инновации;

2) организации  инновационного процесса для  данной инновации (что предполагает  проведение организационно-технического  комплекса работ по превращению  идеи в вещь (новый продукт,  материализованная форма операции), готовую для продвижения на  финансовом рынке и для продажи);

3) процесса  продвижения и реализации инновации  на рынке (что составляет определенное  искусство, требующее творческого  подхода и активных действий  продавцов).

Любое управление включает в себя определенную стратегию  и тактику. Стратегия означает общее  направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений.

Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление  и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели, естественно, ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в  конкретных условиях. Задачей тактики  инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения  и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной  ситуации. Без тактики инновационного менеджмента невозможна реализация его стратегических принципов. Поэтому тема приемов инновационного менеджмента и является актуальной.

 

Тема 2. Управление инновационными процессами.

 

 

  1. Методы воздействия хозяйственного механизма из инновационного процесса.

 

 

 

  1. Этапы инновационного процесса.

 

Инновационный менеджмент состоит из следующих  этапов:

1. Инновационный  процесс. 

2. Определение  цели управления инновацией.

3. Выбор  стратегии менеджмента инновации. 

4. Определение  приемов управления инновацией.

5. Разработка  программы управления инновацией.

6. Организация  работ по выполнению программы. 

7. Контроль за выполнением намеченной программы.

8. Анализ  и оценка эффективности приемов  управления иннова-цией.

9. Корректировка  приемов менеджмента инновации. 

Организация инновационного менеджмента закладывается  уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном  процессе.

Инновационный процесс служит тем фундаментом  прочности, от которого будет зависеть в дальнейшем эффективность использования  приемов инновационного менеджмента. Он определяет основную идею инновации, характерные черты и специфику  функционирования нового продукта или  новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению  и какие приемы следует применять  для диффузии конкретной финансовой инновации.

На втором плане организации инновационного менеджмента определяется цель управления данным новым продуктом или операцией. Цель - это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента  может быть прибыль, привлечение  денежных средств, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т. п.

Инновации тесно связаны с риском и с  рисковым вложением капитала. Поэтому  конечная цель инноваций - это оправдание риска, то есть получение максимальной прибыли на все свои затраты (денег, времени, труда). Любое действие, связанное  с риском, всегда целенаправленно, так  как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цель венчурного вложения капитала всегда должна быть четкой.

Следующим важным этапом организации инновационного менеджмента является выбор стратегии  управления инновациями. От правильно  выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов  управления инновацией, то есть их результативность и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и  консультантам. Главным субъектом  управления является менеджер. Он имеет  два права: право выбора и право  ответственности за этот выбор.

Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели. Решение  должно приниматься менеджером единолично. Для управления инновациями могут  быть созданы специализированные группы людей, состоящие из аналитиков, консультантов, экспертов и т. п. Каждый их этих людей  выполняет только порученную ему  работу и отвечает только за свой участок  работ.

Эти работники  могут подготовить предварительное  коллективное решение и принять  его простым или квалифицированным (то есть две трети, три четверти или единогласно) большинством голосов.

Однако  окончательно выбрать вариант принятия решения должен только один человек, так как он одновременно принимает  на себя и ответственность за данное решение, за его выполнение, за его  эффективность и т. п. Ответственность  указывает на заинтересованность принимающего решение в достижении поставленной инновационным менеджментом цели.

При выборе стратегии и приемов менеджмента  инноваций часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний менеджера в  процессе его работы, из полученной информации, из результатов анализа  и оценки этой информации, сделанных  аналитиками, консультантами, экспертами. Большую роль в принятии эффективного решения играет интуиция менеджера, то есть его чутье, прозорливость  и опыт. Наличие стереотипных ситуаций дает менеджеру возможность в  определенных типовых ситуациях  действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций менеджер должен переходить от стереотипных решений к поиску оптимальных, приемлемых для себя решений.

Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и  могут быть самыми разными. Поэтому  инновационный менеджмент обладает многовариантностью.

Многовариантность инновационного менеджмента означает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации.

Инновационный менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации и т. п. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и правильно оценивать конкретную ситуацию в стране, состояние рынка, место и положение на нем данного продуцента, а также способности менеджера как профессионала быстро найти хорошее, если не единственно правильное решение в данной ситуации в данный момент времени.

Информация о работе Нововедение как обект иннновациононного менежмента