Нововедение как обект иннновациононного менежмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

В инновационном  менеджменте готовых рецептов нет  и быть не может. Он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения  тех или иных задач, добиться ощутимого  успеха в конкретной ситуации.

Важными этапами организации инновационного менеджмента являются разработка программы  управления инновацией и организация  работы по выполнению намеченной работы.

Программа - это план. Программа управления инновацией представляет собой согласованный  по срокам, результатам и финансовому  обеспечению комплекс действий исполнителей для достижения поставленной цели.

Программы могут быть целевыми и рабочими.

Рабочая программа представляет собой программу, разработанную для реализации какой-то частной цели. Рабочая программа - это частная программа.

Целевая комплексная программа есть результат  применения программно-целевого метода планирования, который предполагает наличие цели и программы по ее реализации. В этой программе предусматривается: что, когда, кто и за счет каких  ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией.

Программно-целевой  метод планирования инноваций представляет собой процесс, включающий:

1) наличие  проблемы;

2) разработку  различных вариантов решения  проблемы;

3) разработку  комплексной программы развития  системы; 

4) создание  механизма реализации комплексной  программы (наличие конкретных  исполнителей, их права и обязанности,  участки работы и т. п.).

Важным  этапом организации инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы действий.

Не менее  важны анализ и оценка эффективности  приемов управления инновацией. При  анализе прежде всего выявляют: помогли  ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта  цель, нельзя ли методы менеджмента  инноваций использовать более эффективно.

Заключительным  этапом организации инновационного менеджмента является возможная  корректировка приемов управления инновацией.

 

  1. Классификация инноваций.

 

Существует  несколько мнений по поводу признаков, на основе которых производится классификации  инноваций. Рассмотрим некоторые из них.

Российский  исследователь Ю. В. Яковец предложил следующую классификацию инноваций:

базисные  инновации – реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой  кардинальных переворотов в технике, формируются новые ее направления, отрасли;

улучшающие  инновации – предусматривают  реализацию изобретений среднего уровня и служат базой для создания новых  моделей взамен старой на новую, либо расширяют сферу ее применения;

микроинновации – улучшают некоторые производственные или потребительские характеристики выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

псевдоинновации – направлены на модернизацию моделей машин и технологий, представляющих уже вчерашний день техники.

Можно представить  классификацию инноваций по следующим  признакам:

по областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные и  др.;

по этапам НТП, результатом которых стала  инновация: технические, технологические, научные, конструкторские, производственные и информационные;

по темпам осуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные;

по степени  интенсивности: равномерные, слабые, массовые;

по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;

по результативности: высокие, низкие, средние;

по эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные.

В. В. Горшков  и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки  зрения структурной характеристики инновации подразделяются на 3 группы:

инновации на «входе» в предприятие;

инновации на «выходе» из предприятия;

инновации структуры предприятия как системы, которая включает в себя отдельные  элементы и взаимосвязи между  ними.

По целевому изменению инновации разделяются  на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и  инновации в области управления.

Рассматривая  различные подходы к классификации  инноваций, необходимо учитывать, что  обобщение и систематизация классификационных  признаков и создание на этой почве  научно обоснованной классификации  инноваций имеют достаточно весомую  практическую значимость, поскольку  обладают потенциальной способностью дать детальное представление о  характеристиках того или иного  прогрессивного новшества. А это  в свою очередь необходимо для  осуществления реальной, ощутимой поддержки  со стороны государственных органов  по внедрению инноваций на предприятиях страны.

 

 

 

 

 

Тема 3. Государственная  инновационная политика.

 

  1. Влияние нормативно-законодательной базы на инновационную деятельность.

 

 

  1. Прямые и косвенные методы воздействия государства на инновационные процессы.

 

В целях стимулирования инновационной  активности применяются разные методы взаимодействия государства, которые  могут быть подразделены на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования  инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством осуществления государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе на малых наукоемких фирмах. В США программно-целевой подход используется в настоящее время как особо важная форма проведения государственной научно-технической политики и основной метод государственного финансирования, прежде всего военно-космических НИОКР. Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

К косвенным методам воздействия  государства в промышленно развитых странах относится либерализация  налогового законодательства, в частности  применение налоговых льгот. В промышленно  развитых и новых индустриальных странах используются следующие  виды налоговых льгот, которые стимулируют инновационную деятельность:

• уменьшение налога на прирост инновационных  затрат;

• «налоговые каникулы» в течение  нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

• снижение ставок налога на прибыль, направленную на выполняемые по заказу и совместные НИОКР;

• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования  патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в  состав интеллектуальной собственности;

• уменьшение налогооблагаемой прибыли  на сумму стоимости приборов и  оборудования, передаваемых НИИ, вузам;

• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей из прибыли в части затрат на инновационные  цели;

• вычет из налогооблагаемой прибыли  взносов в благотворительные  фонды, деятельность которых связана  с финансированием инноваций.

К косвенным методам воздействия  в области инновационной политики относятся и законодательные  акты. Они весьма разнообразны и  касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей  на их открытия – интеллектуальную собственность, что предполагает монополию  автора на инновационное решение. Это  обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать «инновационную ренту», т. е. плату за пользование  его изобретением. Такое положение в конечном счете благоприятно сказывается на активности научно-инновационной работы в стране.

При всем многообразии форм и методов  стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов  во всех промышленно развитых странах  прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную  политику в качестве специфического элемента государственного регулирования. Так, имеется согласованность инновационной  политики со всеми направлениями  государственной экономической  политики; это проявляется в использовании  единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих  избранному экономическому курсу.

 
3.Задачи по созданию благоприятного инновационного климата.

Государство создает законодательные условия  для активизации инновационной  деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной  деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности.

Важнейшим способом регулирования процесса создания и распространения инноваций  является создание благоприятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной  деятельности.

Инновационный климат в экономике, от которого во многом зависит конкурентоспособность  страны на мировом рынке, отчасти  определяется структурой, объемом и  характером проводимых НИОКР.

В структуре  НИОКР в качестве основных ее элементов  выделяются фундаментальные исследования (теоретические и поисковые), прикладные исследования и опытно-конструкторские  работы.

Основными задачами государственной инновационной  политики на ближайшую перспективу являются:

 

1. определение приоритетов развития инновационной и научно-технической сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

2. обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.

Правительство РФ намерено обеспечить эффективность  финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных  программ и проектов, а также оказать  государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных  рисков. Одновременно будут проводиться  санация и закрытие неэффективно работающих организаций, реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских  и проектных институтов в инжиниринговые организации с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой. Особое внимание Правительство РФ уделит защите прав на интеллектуальную собственность, разработке жесткой системы правоохранительных мер в рамках государственной политики защиты авторских прав.

 Будут  закреплены в законодательном  порядке механизмы вовлечения  в хозяйственный оборот результатов  интеллектуальной деятельности, в  том числе полученных за счет  средств федерального бюджета.  Предполагается принятие закона  о секретных изобретениях и  о внесении изменений и дополнений  в Патентный закон. Доказано, что  инвестиционный спрос является  тем звеном, который вытянет всю  цепь экономических отношений  из депрессии и обеспечит высокоэффективный  экономический рост.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций является для российской экономики  важнейшей задачей. С помощью  средств зарубежных портфельных  инвесторов возможно решение следующих  экономических задач:

• пополнение собственного капитала российских предприятий;

• аккумулирование  заемных средств российскими  предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди  портфельных инвесторов долговых ценных бумаг;

• пополнение федерального и местных бюджетов субъектов РФ путем размещения среди  иностранных инвесторов ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти.

Информация о работе Нововедение как обект иннновациононного менежмента