Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:13, контрольная работа
В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.
Привлечение иностранного капитала в форме прямых или портфельных инвестиций требует устойчивого валютного рынка в России
4.Сравнение инновационной активности развитых стран и РФ.
Тема 4. Экономические интересы в инновационной сфере.
Внешние факторы
Инновационный
процесс выступает как
К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта.
К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:
- закон
получения и присвоения
- закон
стоимости, регулирующий
- законы
спроса и предложения,
- закон
конкуренции, характеризующий
- закономерность
циклического развития
Субъективную природу имеют те внешние факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:
- инновационную
политику государства как
- денежно-кредитную
политику организаций,
Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций.
- стратегии
конкурирующих фирм. Значение этого
фактора определяется
- поведение
потребителей, от которого во
многом зависит наличие спроса
на появляющиеся в результате
развития инновационных
При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.
Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.
К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.
В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию.
Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.
Инновационный
потенциал предприятия
Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.
К внешним факторам относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:
- использование
внешних источников для
- коммуникации
с заказчиками, деловыми
- лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.
Для малых и средних предприятий, особое значение в качестве внешнего фактора развития инновационной деятельности приобретает использование образовательного трансфера, а также консультаций.
Это дает малым и средним предприятиям особые шансы более широко применять свои весьма ограниченные по объему исследования и разработки и дефицитные кадровые ресурсы. Существует несколько форм трансферных услуг:
- выдача
и получение заказов по линии
самостоятельных и независимых
научно-исследовательских
- коллективные исследования и научно- исследовательская кооперация;
- использование
технологических банков данных
и услуг государственных
- специальная литература.
Богатый
выбор вариантов поддержки
- программы
поддержки малых и средних
предприятий в области
- предоставление
помощи при внешних
- косвенные мероприятия по стимулированию исследований и разработок (например, снижение налогов);
- прямая
помощь по определенным
- помощь
при создании инновационных
В рамках
целенаправленного
Малые и средние предприятия не должны смущаться, столкнувшись с бюрократическими барьерами и большим числом разных программ, а относиться к ним как к очередному, не очень сложному этапу на пути к успешному осуществлению своего инновационного проекта.
Больной
вопрос для малых и средних
предприятий в рамках реализации
инновационных проектов - слабость
финансовой базы - может быть разрешен
благодаря целевому планированию, которое
находит отражение в
Решающее значение имеет заблаговременное финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужные сроки.
Внутренние факторы
Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность. К ним относятся:
- мотивированное руководство;
- интеграция
технологических и
- высокая производительность;
- эффективные
отношения с персоналом, широкое
вовлечение его в
- непрерывное организационное обучение;
- эффективная
система маркетинга, осуществляющая
коммуникации с конечными
- управление
качеством, инфраструктурой,
Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы.
В первую
группу входят факторы, формирующие
систему внутренних экономических
отношений и способы
Первая группа факторов - это:
- форма
собственности на средства
- организационная
структура, обусловливающая
- «размер
организаций», определяющий ее
- отраслевая
принадлежность, характеризующая специализацию
компании, основную цель ее деятельности,
долю на рынке и
Размер
фирмы влияет на ее способность концентрировать
не только финансовые, но и человеческие
ресурсы для осуществления
При прочих равных условиях, чем более крупный размер имеет фирма, тем у нее больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.
Вторая группа факторов включает:
- финансовое
положение компании, дающее представление
о ее финансовой устойчивости,
степени ее зависимости от
внешних источников
- научно-технический
потенциал, характеризующий
- производственный
потенциал, характеризующий
- кадровый
потенциал, определяющий
В качестве
средства, формирующего систему внутренних
экономических отношений и
Процессы реструктуризации могут носить пассивный характер, выражающийся в закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов на объекты социальной сферы, реструктуризации задолженности и др., а также активный характер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий, инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционной продукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и др. В научной литературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальные и вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации.
Продуктовые инновации являются самым распространенным типом активности российских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями в частности касается источника инновационной активности: осуществляются ли они посредством имитации, заимствования существующих технологий или продуктов от других компаний, либо с помощью собственных исследований и разработок. В одном случае речь идет об имитации, во втором - непосредственно об инновации.
Конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров. Вместе с тем, конкуренция - это и экономическая среда конкретного рынка, на котором взаимодействуют и другие экономические факторы.
Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.
Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии.
Так, Ю. Симачев отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке .
В начале,
с ростом числа конкурентов на
рынке инновационная активность
возрастает, а затем стабилизируется
или даже падает. Умеренная конкуренция
способствует ускорению процесса внедрения
новшеств. Но с усилением конкурентной
борьбы денежные ресурсы истощаются,
инновационный процесс или
Информация о работе Нововедение как обект иннновациононного менежмента