Нововедение как обект иннновациононного менежмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

Факторы, стимулирующие инновационную активность предприятия, связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции.

К горизонтальным продуктовым инновациям относятся  такие формы инновационной активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.

К вертикальным продуктовым инновациям следует  отнести такие формы инновационной  активности, как: создание качественно  нового товара; замена снятой с производства устаревшей продукции; улучшение качества производимой продукции; внедрение  новой системы послепродажного  сервиса.

При горизонтальной конкуренции рост инновационной  активности является способом занятия  новых рыночных ниш или закрепления  на уже имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом  на повышение требований к поставщикам  со стороны покупателей сырья  и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков  обеспечить соответствующий уровень  продвижения товара на рынке.

Под процессными  инновациями следует понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.

Управленческие  инновации ставят своей целью  преобразование управленческой структуры  компании, совершенствование системы  корпоративных финансов, а также  управление персоналом.

Если  конкуренция является стимулом для  инновационной активности, то трансферт  технологий становится средством проникновения  в компанию новых идей в ситуации, когда процесс инноваций происходит посредством копирования и имитации. Трансферт более современных  технологий чаще всего реализуется  посредством горизонтальных связей между предприятиями. Речь идет о  простом копировании нового продукта, нового технологического процесса, а  также новых управленческих решений у компаний, действующих на одном и том же рынке, т. е. у компаний-конкурентов.

Для характеристики инновационной активности применяется  такой показатель, как доля инновационных  предприятий, т.е. тех, кто осваивает  новую продукцию или новые  технологии. В странах OECD показатель доли инновационных предприятий  в промышленности составляет 53%. В  России этот показатель значительно  меньше.

Следует отметить, что инновационное активное предприятие в России существенно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условиях высоко конкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут. В связи с этим можно выделить три типа российских предприятий в зависимости от характера и масштаба инноваций.

Тип 1 - инновационные  предприятия, работающие на международном  уровне. Это преимущественно крупные  предприятия, работающие на госзаказ, имеющие достаточно развитую материально-техническую  базу и продающие свою продукцию  на международном рынке.

Тип 2 - инновационные  предприятия, работающие на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначена в основном для российского рынка и лишь частично продающих продукцию за рубежом. Производственная база таких предприятий, как правило, не достигает мировых стандартов, а внедряемые инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий.

Тип 3 –  предприятия, которые не занимаются нововведениями. К сожалению, в настоящее  время к этому типу относится  большинство российских предприятий  – 78%.

Это, в  основном, мелкие и средние предприятия  с устаревшей материальной базой, незагруженными производственными мощностями, не выходящие  на внешний рынок.

Важным  фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы. Более  высокое качество рабочей силы, характеризующееся  более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к  более эффективному использованию  производственных ресурсов. Именно образовательный  уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силы определяет способность фирмы осуществлять собственные НИОКР или копировать новые продукты у других фирм.

Компания, использующая принципы обучающейся  организации, становится привлекательным  местом работы для высококвалифицированных  творческих работников, улучшает отношения  с заказчиками и партнерами. Особая роль в этом принадлежит науке. Поэтому  она должна быть тесно интегрированной  в производство, стать участником инновационного цикла разработки, распространения  и использования инноваций.

О конкурентных возможностях можно судить по показателям  относительной доли рынка, контролируемой компанией, скорости реакции на изменение  рыночной ситуации и т.п. Технические  возможности обусловлены параметрами  оборудования, технологической схемой производства и т.п. Особо следует  отметить возможности организационной  культуры в продвижении инноваций  и роль сильного руководства в  создании такой культуры.

 

 

 

  1. Особенности инвестиционной деятельности в инновационной сфере.

 

 

 

 

 

  1. Источники финансирования инновационной деятельности.

 

 

Система финансирования инновационной деятельности представляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся  по виду собственности, степени централизации, а также по уровням собственников  и формам финансирования. До 1991г. финансирование инновационной деятельности базировалось в России в основном на бюджетных ассигнованиях. В настоящее время принята следующая классификация источников финансирования инноваций.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

  • государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
  • инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в  том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные  ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

  • собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
  • привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
  • заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных, долговых и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования выступают:

  • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, иммобилизованные излишки нематериальных активов, основных и оборотных средств и т.д.);
  • привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
  • заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов на различной основе.

Важным  финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, государственные приоритетные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

Финансовый  механизм реализации государственной инновационной политики должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла.

Предлагаемая  рядом авторов концепция финансового  механизма характеризуется, во-первых, целевой ориентацией на сочетание  прямого госбюджетного финансирования инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных  научных организаций, во-вторых, множественностью источников финансирования, когда наряду с бюджетными ассигнованиями участвуют  внебюджетные источники, в том числе  средства финансово-промышленных групп, коммерческих банков, объединений, организаций  и других хозяйствующих субъектов.

Особое  значение в рамках такого механизма  приобретает усиление роли государственного заказа как одного из главных инструментов государственной инновационной политики. Объектом целевого государственного финансирования должны стать федеральные ин новационные и государственные научно-технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты.


В условиях перехода к рыночной экономике в  проблеме поиска инвестиционных и финансовых ресурсов решающую роль должны играть рынки капиталов и инноваций. Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, предприятия инновационного бизнеса, различные объединения научных работников, научные подразделения промышленных фирм, новаторы.

Исходным  условием возникновения полноценного инновационного рынка является устойчивое функционирование цепочки: рыночный спрос - рост производства - спрос на инновации. Вместе с тем необходимо в короткие сроки завершить создание организационно-правовой базы инновационного рынка, прежде всего  в части защиты интеллектуальной собственности и формирования инфраструктуры.

Эффективное функционирование инновационного рынка  предполагает обеспечение конкурентной среды и активное противодействие  монополизму в науке.

Важная  роль отводится становлению малого инновационного бизнеса, который является серьезным фактором ускорения НТП  благодаря созданию реальной конкуренции  в инновационной сфере. Кроме  того, развитие малых инновационных  предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных  научно-технических кадров, а также  более полному использованию  научно-производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных  разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.

С развитием  рыночных отношений складываются реальные условия для создания фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предпринимательства. Ключевую роль здесь должны сыграть инновационные фонды, которые начиная с 1989г. создаются при значительной государственной поддержке.

Трудности привлечения внешних источников финансирования заставляют предприятия  ориентироваться на прибыль от основной и непрофильной деятельности. Помимо прибыли важнейшим источником собственных  средств предприятий являются амортизационные отчисления. Нельзя забывать, что амортизационная политика государства пока создала условия для простого воспроизводства основных фондов только на стабильно работающих предприятиях. Даже на таких производствах не были созданы условия для расширения и модернизации производства, внедрения новшеств.

Таким образом, значение амортизационных отчислений как источника финансового обеспечения  инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повышение  технического уровня производства, недостаточно. Поэтому, наряду с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим  хранения и расходования амортизационного фонда, индексирования амортизационных  отчислений в соответствии с темпами  инфляции.

В мировой  практике для финансирования инвестиций в основной капитал широко применяются  заемные средства, особенно банковские кредиты. В развитых странах мира доля банковских кредитов как источника финансирования капиталовложений, составляет 20-40%, в то время как в России она не превышает 6-8%. Доля банковских кредитов и заемных средств других организаций составляет 9,1%. В научно-технической сфере кредитные ресурсы составляют около 7% общего объема финансирования НИОКР, в то время как средства внебюджетных фондов и прочие привлеченные средства составляют более 20%. Доля инвестиций, направляемых коммерческими банками на производственные инновации, не превышает 2%. Причина заключается и в банковском кризисе, и в высокой стоимости кредитов, и в отсутствии заинтересованности банков.

Одной из наиболее распространенных форм финансирования инвестиций является получение финансовых ресурсов путем эмиссии акций и облигаций, т.е. эмиссии долевого или долгового типа.

Привлекательность акционерной формы финансирования заключается в том, что основной объем необходимых ресурсов поступает  в начале организации инвестиционных и инновационных проектов. Данная форма привлечения капитала позволяет перенести на более поздние сроки выплату задолженности, когда возрастает способность генерировать доходы.

Мировая практика инвестиционной деятельности показывает, что одним из наиболее перспективных и пользующихся быстро растущим спросом является финансирование инвестиционных и научно-технических  проектов. Это направление особенно актуально для стран и регионов, которые нуждаются в расширении, модернизации и обновлении производства, в том числе капиталоемких  отраслей, а также наукоемких производств.

Информация о работе Нововедение как обект иннновациононного менежмента