Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:53, дипломная работа
Целью является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения в Красногорском районе Московской области. Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач: охарактеризована сущность здравоохранения и особенности управления здравоохранением; дана характеристика организации и управления сферой здравоохранения в Красногорском районе Московской области; разработан комплекс мероприятий по повышению эффективности системы здравоохранения в Красногорском районе Московской области; определена экономическая эффективность проектных мероприятий.
4. Применительно
к сфере здравоохранения
Очевидно,
в некотором роде исключением
из этого правила можно считать
скорую медицинскую помощь, которая,
как определяют Основы законодательства
об охране здоровья граждан (ст. 39), осуществляется
безотлагательно лечебно-
Как было
показано, судебная практика исходит
из того, что платная медицинская
деятельность (платные медицинские
услуги), осуществляемая учреждениями
здравоохранения, не входит в противоречие
с конституционными положениями, гарантирующими
безвозмездность оказания медицинской
помощи в государственных (муниципальных)
учреждениях здравоохранения. Представляется,
что активная платная медицинская
деятельность учреждений, осуществляемая
не в ущерб основной цели их деятельности,
может вывести учреждения на новый
уровень в техническом
В то же время деятельность по оказанию медицинскими учреждениями платных услуг на практике сталкивается с рядом проблем, в числе которых: правовая неурегулированность механизма оказания платных медицинских услуг; необходимость сочетания платности предоставления услуг медицинскими учреждениями и доступности медицинской помощи; процедурные проблемы получения учреждениями здравоохранения возможности оказания платных услуг на легальном основании (лицензирование платных услуг).
В литературе справедливо отмечается, что «в условиях рыночной экономики, когда многие направления функционирования бюджетных организаций не обеспечиваются достойным финансированием, юридически грамотное оказание платных медицинских услуг может служить одним из проявлений свободы хозяйствования27«. Между тем, на наш взгляд, наделение государственных и муниципальных учреждений правом на оказание платных услуг является все-таки временной мерой, которая должна способствовать поддержанию финансовой стабильности деятельности таких учреждений. Представляется, что развитие правоотношений в данной сфере должно привести к возможности выбора гражданином между бесплатным лечением и услугами платной системы.
5. Одним
из эффективных способов
6. Важнейшим
фактором совершенствования
7. Нуждается
в совершенствовании
8. Требует
дальнейшего развития и
1.3
Основы организации
Управление
здравоохранением имеет своим предметом
распределение публичных
Государственное управление здравоохранением строится на основе принципов управления, среди которых можно выделить следующие:
1. Публичная
власть управляющего. Для государственного
управления здравоохранением
2. Единство
руководства и разделение
3. Единство
распорядительства по
4. Приоритет
интересов государственного
5. Централизация
и иерархия в управлении. Они
создают стабильность и
6. Постоянство
управленческого персонала.
7. Недопущение
дискриминации в отношении
8. Обратная
связь в управлении. Управляющий
должен учитывать результаты
своих действий и
9. Иные
принципы государственного
Структура системы управления здравоохранением включает следующие элементы: субъект, объект и их связи, собственно процесс государственного управления (функции, формы и методы, цели и задачи). Рассмотрим их подробнее.
Итак, исследуемой
системе здравоохранения
Объектами государственного управления здравоохранением являются учреждения здравоохранения, испытывающие на себе государственное воздействие названных выше субъектов. К ним относятся: поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, центры санитарно-эпидемиологического надзора, специализированные санатории, станции скорой медицинской помощи, судебно-медицинские и другие учреждения здравоохранения. Они подразделяются на государственные (федеральные или субъектов Федерации), муниципальные и частные.
Одним из
способов осуществления взаимосвязи
объекта и субъекта управления здравоохранением
является передача информации. При
этом в целях обеспечения
В настоящее
время в процессе управления здравоохранением
в России принимают участие многие
органы государственной власти и
органы местного самоуправления, однако
организацию реального
Следует отметить, что определение органа управления здравоохранением в действующем законодательстве отсутствует. Однако, учитывая специфику здравоохранительных отношений, а именно множественность субъектов управления, необходимо законодательно установить, какие именно органы можно относить к органам управления здравоохранением.
Понятие органов управления здравоохранением приводится в проекте ФЗ «О здравоохранении в Российской Федерации», согласно которому органы управления здравоохранением – это федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области здравоохранения, а также органы управления медицинскими службами, перечень которых установлен настоящим этим Законом.
Для органов
управления здравоохранением характерно
наличие признаков, присущих всем органам
управления, за тем лишь исключением,
что объектом их управления выступают
учреждения отрасли здравоохранения.
Именно объектом управления предопределяется
специфика рассматриваемой
1) это организация33 или политическое учреждение34, часть государственного аппарата, создаваемая государством;
2) имеет
структуру, территориальный
3) его главное назначение – осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству отраслью здравоохранения в соответствии с установленным для него профилем и функциями;
4) он
имеет свою компетенцию (
5) его
права гарантируются
6) его
организационными гарантами
7) защита
прав органа управления
Признаки органа управления здравоохранением позволяют выразить его сущность и сформулировать его определение.
На наш
взгляд, под органом управления здравоохранением
следует понимать государственную
организацию, которая, являясь частью
государственного аппарата, имеет структуру,
территориальный масштаб
Совокупность органов управления здравоохранением и система их взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними образуют систему органов управления здравоохранением, которая обусловлена федеративным государственным устройством РФ. В настоящее время термин «система» имеет чрезвычайно широкий спектр применения: нет такой области человеческой деятельности, где бы он не использовался. Подобный «системный бум» свидетельствует об универсальности данного понятия35. При этом следует различать понятия «структура» и «система органов управления здравоохранением». Система, как указывает Ю.Н. Старилов, отражает избранную законодателем модель федеральных органов исполнительной власти, тогда как структура определяет «конкретное устройство, внутреннее строение, распределение функций, задач и полномочий в системе государственного управления36«. С другой стороны, верным будет утверждение о том, что «система» и «структура» – неразрывные парные понятия, которые не существуют одно без другого. Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с определенной системой, принадлежит ей и характеризует ее37.