Совершенствование системы здравоохранения (на примере Красногорского района Московской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Целью является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения в Красногорском районе Московской области. Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач: охарактеризована сущность здравоохранения и особенности управления здравоохранением; дана характеристика организации и управления сферой здравоохранения в Красногорском районе Московской области; разработан комплекс мероприятий по повышению эффективности системы здравоохранения в Красногорском районе Московской области; определена экономическая эффективность проектных мероприятий.

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы здравоохранения (на примере Красногорского района Московской области).docx

— 552.92 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исходя из содержания раздела II Основ  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан и ст. 72 Конституции РФ, согласно которой  здравоохранение является предметом  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, система  органов управления здравоохранением представлена федеральными и субъектов  Федерации государственными органами исполнительной власти, а также муниципальными органами местного самоуправления в  порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения  по подчиненности. Основными элементами системы органов управления здравоохранением являются подсистема государственного управления здравоохранением, состоящая  из федеральных и органов управления здравоохранением субъектов РФ, а  также подсистема муниципального управления здравоохранением, которую составляют муниципальные органы местного самоуправления. Рассмотрим каждую из указанных подсистем.

Подсистема  государственного управления здравоохранением представлена федеральными органами управления здравоохранением и органами управления субъектов Федерации.

Федеральные органы управления здравоохранением призваны осуществлять управление здравоохранением на всей территории России. Общее руководство  системой здравоохранения возложено  на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.

Президент РФ принимает нормативные акты по вопросам здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит  реализацией федеральной государственной  политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных  посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Согласно  ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в стране осуществляет Правительство  РФ. Полномочия Правительства РФ в  социальной сфере закреплены в Федеральном  конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (в ред. от 02.03.2007 N 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации38«. В частности, Правительство РФ осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения либо непосредственно учитывающие его важнейшие интересы; в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения; представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодные государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации.

В настоящее  время по вопросам здравоохранения  действует ряд законов Российской Федерации, конкретизирующих основные положения единой государственной  политики в сфере здравоохранения, которые реализуются через федеральные  целевые программы, утверждаемые Правительством РФ. Руководствуясь законами, Правительство  РФ осуществляет регулирование: основных требований, предъявляемых к деятельности государственных и муниципальных  органов по созданию условий, необходимых  для поддержания физического  и психического здоровья граждан; компетенции  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; основных положений об организации учреждений здравоохранения и их взаимоотношениях с гражданами; организации оказания гражданам лечебной лекарственной помощи, а также решает основные вопросы подготовки кадров для системы здравоохранения.

В то же время полномочия по государственному руководству всей отраслью здравоохранения  сосредоточены в руках отраслевых органов39.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы здравоохранения на федеральном  уровне является Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации (далее – Министерство или Минздравсоцразвития РФ), которое функционирует в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 (в ред. от 28.04.2006 N 254) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития40«.

Министерство  обладает всеми основными признаками, присущими любому другому административному  ведомству. В его структуру входят: отраслевой программно-целевой блок, разветвленная сеть учреждений здравоохранения, многоуровневая система управления и собственность. Минздравсоцразвития РФ является федеральным органом исполнительной власти, который:

– осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;

– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства, Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В систему  Министерства здравоохранения и  социального развития РФ, помимо вышеобозначенных служб, агентств и фондов, входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, службы материально-технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому Министерству.

Таким образом, основными задачами Министерства здравоохранения  и социального развития РФ, в соответствии с Положением о нем, являются выработка  государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, социального развития, труда и  защиты прав потребителей.

Помимо  основных Минздравсоцразвития РФ и находящиеся в его ведении федеральные агентства и федеральные службы, Российская академия медицинских наук, а также государственные внебюджетные фонды, деятельность которых координирует Министерство, решают также специальные (тактические) задачи, в числе которых: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; улучшение состояния здоровья детей и матерей; обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

В соответствии с этими задачами на Министерство здравоохранения и социального  развития РФ возложена обязанность  выполнения многочисленных управленческих функций и реализации полномочий отраслевого и межотраслевого управления.

 

 

2. Аналитическая часть

 

2.1 Социально-экономическая характеристика  Красногорского района

 

Площадь района составляет 220 км². Район граничит на востоке с городом Москвой, на юге с Одинцовским, на западе с  Истринским, на севере с Солнечногорским муниципальными районами и городским округом Химки Московской области.

Основные  реки – Москва, Истра.

Красногорский район образован в сентябре 1932 года. 7 октября 1940 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Красногорск, насчитывавший в то время 20 тысяч жителей был преобразован в город.

Город Красногорск  располагается в центральной  части Московской области, вплотную примыкая с северо-запада к столице  России (районам Митино и Строгино), на левом берегу реки Москвы (город частично пересекает её левый приток река Банька). Географически город лежит на отрогах Смоленско-Московской возвышенности; рельеф плавно понижается с северо-запада города к югу и юго-востоку, лежащим в пойме реки Москвы.

Красногорск находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как  Moscow Time (Московское время), MSK (UTC+3). Летом в Московской области используется Московское летнее время (UTC+4).

Климат  города умеренно континентальный (характерна мягкая зима и умеренно тёплое лето), в целом идентичен климату  Москвы. Среднегодовая сумма осадков  – 500–600 мм с максимумом, приходящимся на лето.

В Красногорске имеется значительное количество парковых насаждений, в центре города – большой ландшафтный усадебный парк. К территории города с севера и запада примыкают обширные лесопарковые массивы. Не занятые лесными насаждениями территории, граничащие с городом, подверглись сильному антропогенному воздействию и в значительной мере застроены.

Экологическая обстановка в городе, несмотря на благоприятное  местоположение относительно Москвы (с  учетом превалирующих северо-западных ветров), в начале XXI века заметно  ухудшается, и основным загрязнителем  выступает автомобильный транспорт. По данным независимой экологической  экспертизы «Экостандарт», на 2006 год Красногорск вошёл, наряду с Балашихой, Химками, Люберцами, Каширой, Воскресенском и Подольском, в семёрку подмосковных городов с наибольшей загрязнённостью воздуха.

Во втором полугодии, а особенно в четвертом квартале экономическая ситуация в стране осложнилась разразившимся мировым финансовым кризисом. Кризисным явлениям была подвергнута и экономика района.

Темпы роста  экономических показателей в  последнем квартале прошлого года существенно замедлились, однако в целом за год их положительная динамика сохранилась. За 2008 год предприятиями района отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 55млрд. 72млн. рублей, что на 1,6% превысило показатели 2007 года. По крупным и средним предприятиям объем отгрузки товаров, работ и услуг увеличился по сравнению с 2007 годом на 22%. По предприятиям малого бизнеса отмечается уменьшение объемов реализуемых товаров, работ и услуг на 25%. Снижение произошло, в первую очередь, по таким видам деятельности, как операции с недвижимым имуществом, строительство, розничная торговля, что является проявлением кризисных явлений на финансовом рынке.

Численность занятых в экономике района на постоянной основе в 2008 году увеличилась  по сравнению с 2007 годом на 1446 человек  и составила 61,3тысячу человек. В  четвертом квартале 2008 года произошло  уменьшение численности занятых  по сравнению с достигнутым уровнем. В сентябре численность работающих на крупных и средних предприятиях составляла 41,8тысячи человек, а в декабре – 40,7тысяч человек. По данным центра занятости населения по состоянию на 11 февраля текущего года заявили о предстоящем увольнении 20 организаций Красногорского района, из них 10 – сокращение уже провели. Среди них ЗАО «Бецема», ЗАО «Бестром», ЗАО «Росинка» и другие. На учете в качестве безработных состоит 361 гражданин, за последние три месяца количество безработных увеличилось на 110 человек. Уровень регистрируемой безработицы в районе составляет 0,3% от общей численности занятых в экономике. Занятость населения Красногорского района Московской области отразим на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1 – Занятость населения Красногорского муниципального района по видам деятельности в 2008 году

 

Одним из наиболее важных показателей экономического развития является уровень заработной платы. По предварительным расчетам заработная плата работающих в 2008 году выросла по сравнению с 2007 годом  на 26,8% и составила в среднем  за год более 24тыс.рублей, а в декабре  месяце она составила около 27 тыс. рублей. Заработная плата на крупных и средних предприятиях в конце года превысила 30тыс.рублей. Однако, на территории района имеются предприятия, где среднемесячная заработная не соответствует реальному уровню.

Динамику  средней заработной платы в районе за 2006 – 2008 годы отразим на рис. 2.2.

Экономика района не ориентирована на какое-то градообразующее предприятие, ее формируют крупные, средние и малые предприятия, осуществляющие деятельность в различных отраслях.

 

Рис. 2.2 –  Динамика средней заработной платы  в Красногорском муниципальном  районе за 2006 – 2008 гг., руб.

 

Лидирующее  положение в районе сохраняет промышленность. В этом секторе экономики отгружено продукции в объеме 28 млрд. руб., что составляет 50% от общего объема отгрузки в целом по району. Отмечается рост объема отгруженной продукции по сравнению с 2007 годом на 20,7%.

Активно проводилась в 2008 году инвестиционная политика. Объем инвестиций составил около 24 млрд. рублей, что на 24% больше 2007 года. Значительных успехов добился в предкризисном периоде прошлого года строительный комплекс Красногорского района. По вводу жилых домов в эксплуатацию район занял второе место в Московской области, что было отмечено при подведении итогов работы строительного комплекса Подмосковья за 2008 год. Введено в эксплуатацию 43 многоэтажных дома общей площадью 632,6 тыс. кв. метров, индивидуальных жилых домов общей площадью 88 тыс. кв. метров.

Информация о работе Совершенствование системы здравоохранения (на примере Красногорского района Московской области)