Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 16:29, реферат
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
Введение
Глава 1.Теоретические основы инновационного процесса в современной школе.
1.1. Инновационные процессы в образовании.
1.2. Понятие, классификация, структура и этапы
инновационного процесса.
1.3. Характеристика современных авторских школ.
Глава 2. Из опыта организации инновационных школ.
2.1. История рождения и развития Вальдорфских школ.
2.2. .Сущность вальдорфской педагогики
2.3. Содержание работы Самарской Вальдорфской школы.
Заключение
Список литературы
Довольно скоро после открытия первой штутгартской школы аналогичные учебные заведения появились и за пределами Германии. Например, начиная с 1925 г., такие школы появились в Швейцарии, где они именовались «Школами Рудольфа Штайнера». С 1923 г. начали основываться школы в Голландии, называвшиеся Vrije School («Свободная школа»). Вскоре возникли школы в Англии (первая — с 1925 г. в Лондоне), Португалии (Лиссабоне), Норвегии (1926) и США (в 1928 г., в Нью-Йорке). Эти школы поддерживали духовную непрерывность движения в годы его запрета в Германии национал-социализмом. Эмигрировавшие из Германии учителя основывали вальдорфские школы в США, Бразилии, Южной Африке и др. странах.
В восьмидесятых — девяностых годах количество новых вальдорфских школ резко возрастает, так что к 2002 г. в ФРГ их существует уже более 170. В целом, в мире на сегодня имеется около 870 подобных учебных заведений. С 1989 г. они стали возникать и в странах бывшего социалистического лагеря (вначале в Венгрии, а затем в Польше, России, Румынии, Украине, Эстонии, Чехии). В рамках вальдорфского движения организовывались также детские сады, дошкольные учреждения (на сегодня — около 2000), а также лечебно-воспитательные учебные заведения и детские дома, которые также насчитываются сотнями. Эта динамика
отчетливо показывает резкий рост общественного интереса к образовательным учреждениям вальдорфского типа во всем мире за последние двадцать лет.
В России на сегодня существует 25 вальдорфских школ и около 60 вальдорфских детских садов. При этом меньше половины вальдорфских школ работают как государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, основная часть российских вальдорфских школ являются
негосударственными образовательными учреждениями. На начало 2001 - 2002 учебного года в вальдорфских школах России обучалось примерно 3000 детей, в детских садах — примерно 1600 детей. Имеется три центра подготовки вальдорфских учителей — в Москве, Петербурге и Ярославле, проходят регулярные курсы повышения квалификации, организуемые Международной ассоциацией вальдорфской педагогики стран Восточной Европы (IAO).
2.2.Сущность Вальдорфской педагогики
Жизненный опыт и переживания каждого ребенка индивидуальны. Сущность ребенка стремится выразиться, взаимодействуя с окружающим миром. Ребенок несет в себе это зерно, определяющее, кем и чем он станет. Педагога можно сравнить с садовником, дающим зерну возможность прорасти и оберегающим нежный росток. В ребенке, как в зерне, заложены все будущие способности. На нас, более старшем поколении, лежит ответственность за уничтожение препятствий для свободного развития талантов и способностей детей. Воспитатель также обязан признать отсутствие тех или иных способностей или другие недостатки, и работать над их исправлением. Индивидуум никогда не может быть «объектом» воспитания, пустым кувшином, который следует наполнить. Он – светильник, который нужно зажечь – то есть дать возможность воспитанию и обучению развиваться внутри.
Человек никогда не утрачивает способность учиться чему-либо новому. Как может школа поощрять стремление к учению, чтобы оно не угасло в течение всей жизни? Во многих школах считают, что образование закончено с получением аттестата зрелости. Цель вальдорфской педагогики – нечто гораздо большее. Важно через любовь к предмету пробудить интерес, который обеспечивает гораздо лучшую мотивацию, нежели оценки или принуждение. Лишь тогда развиваются способности к учению в течение всей жизни. В вальдорфской школе учат, прежде всего, учиться.
Годовая характеристика
Ученики вальдорфской школы
с 1-го по 8-ой класс не получают оценок.
Они должны научиться работать не из страха
перед экзаменом, а учась брать ответственность за собственное
учение. Вместо оценок, выражаемых числами,
проделанная каждым учеником работа, его
знания, умения и навыки описываются учителем
в характеристике, составляемой в конце
каждого учебного года.
Характеристика должна дать максимально
справедливую и всестороннюю оценку, которая
может помочь старшим учащимся также в
процессе самовоспитания. Вместо создания
ограничений, такой отзыв намечает путь
дальнейшего развития.
Образ человека, предлагаемый антропософией,
служит основанием вальдорфской педагогики.
В учебном плане делается попытка найти
темы, соответствующие особенностям каждого
возраста, каждого этапа развития, как
в физиологическом, так и в психологическом
плане. Для этого нет готовых рецептов.
Работа по поиску наиболее подходящего
материала, который может пробудить наибольший
интерес ученика – это то, чему каждый
учитель учится всю жизнь. С одной стороны,
учитель должен дать ученикам знания,
умения и навыки, которые будут необходимы
им в жизни; с другой стороны – ему необходимо
знать, изучение каких предметов способствует
развитию тех или иных качеств, и какой
возраст наиболее благоприятен для этого.
Учебные предметы служат в первую очередь
инструментом воспитания детей на каждом
уровне развития.
Религиозный и национальный вопрос
Важно отметить, что вальдорфские
школы являются неконфессиональными,
однако во всей системе образования присутствует
значительный элемент христианства –
как основы современной культуры, морали
и собственно человечности. Например,
с первого класса все дети участвуют
в школьных праздниках, многие из которых
прямо определяются христианским календарем
(важнейшие – Рождество и Пасха).
Дети с учителем делают соответствующие
сценические постановки, разучивают песни,
украшают классы и т.п. Во втором классе
одна из сквозных тем – христианские святые
(конкретные личности, разумеется, зависят
от страны; в России, например, это Сергей
Радонежский, Кирилл и Мефодий и другие
русские святые). В третьем классе изучается
Ветхий Завет, в четвертом – краеведение,
которое, естественно, включает существенный
историко-религиозный компонент. И так
далее. Короче говоря, вальдорфская школа,
являясь неконфессиональной, не ставит
своей целью обязательно привести учащихся
в лоно конкретной конфессии
(православной, лютеранской, католической), но рассматривает христианство и Библию как один из важнейших факторов воспитания общечеловеческой
культуры и морали. При этом
школа, разумеется, равно открыта для детей
из православных, атеистических, мусульманских
и других семей.
В отношении национального вопроса надо
сказать, что вальдорфские школы существуют
в Западной Европе и США, в ЮАР и в Японии,
в Израиле и Индии – и нигде не может быть
и речи о каком-либо ограничении по национальному
признаку, о подчеркивании какого-либо
расового или национального неравенства.
Сам Рудольф Штайнер активно подчеркивал:
«вальдорфская школа должна быть не школой
мировоззрения, но школой метода».
Педагогические задачи
В настоящее время будущий вальдорфский
учитель обязательно, помимо своей предметной квалификации,
должен закончить как минимум одногодичные
курсы по вальдорфской педагогике. Вся
школьная работа держалась и держится
на непосредственном человеческом контакте
между учителями и учениками. Если такой
контакт нарушается, очень быстро возникают
проблемы, решение которых требует от
учителя больших внутренних усилий.
В дошкольном возрасте преобладает стремление
к подражанию. Ребенок
подражает не только видимым
фактам, но и образу мыслей человека, который
долго находится рядом с ним. Это становится составной
частью его жизни и его поведения. Моральные
качества, которые ребенок, таким образом,
перенимает у окружающих, являются решающими
в его будущей жизни. Тот, кто в раннем
детском возрасте не смог удовлетворить,
реализовать эту потребность, прежде всего
из-за недостаточного душевного контакта
с родителями, останется подражателем
навсегда, неуверенным, неудовлетворенным
собой человеком, который нередко следует
примерам примитивнейших людей, встречающихся
на его жизненном пути. В экстремальных
случаях, что все чаще наблюдаются в промышленно
развитых странах, он становится морально
ущербным.
В возрасте примерно семи лет у ребенка
появляются новые стремления. Ребенок
хочет идти в школу, хочет учиться, он хочет
иметь внутреннюю опору, он хочет испытывать
полное доверие к учителю, всему, что тот
говорит и делает. Другими словами, он
нуждается в том, что Рудольф Штайнер называет
словом «авторитет». Конечно, истинного
авторитета нельзя завоевать строгостью
или даже силой.
По-настоящему уважают только тех, кто сам испытывает искреннюю симпатию к детям. У детей, которые в первые годы жизни получали достаточную пищу для удовлетворения своей потребности к подражанию,
это стремление к авторитету, возникает само собой. Если же такая потребность не удовлетворена, то в более позднем возрасте могут возникать отклонения в поведении. Дети, которым слишком рано пришлось принимать самостоятельные решения и выдавать самостоятельные суждения, нередко
чувствуют определенную неуверенность; их недоверчивость, их стремление
к противоречию, свидетельствует не о
силе духа, а о внутренней слабости. Поскольку
потребности в подражании в раннем детстве
не были удовлетворены, они ищут для себя,
особенно в подростковом возрасте, так
называемые «особые авторитеты» среди
поп-музыкантов, различных героев кино
или политических диктаторов. Недостаток
стабильности, который часто господствует
в их жизни, приводит к тому, что им будет
очень трудно естественным образом работать
вместе с другими людьми.
В период полового созревания (пубертатный
период) пробуждаются другие потребности:
стремление проверить внешнюю сторону
бытия и научиться понимать насыщенную
жизнь человека во всех ее «углах и извивах».
То есть, другими словами, человек достигает
такого возраста, когда у него формируются
действительно глубокие интересы. Для
того чтобы это состоялось, он нуждается
в людях, умеющих ненавязчиво наладить
с ним душевный контакт, подсказать ему
истинный путь к знаниям и деятельности,
помочь найти смысл жизни, предостеречь
от безличной пустоты, так характерной
для многих современных профессий. У подростков,
если они, благодаря полученному к этому
возрасту соответствующему воспитанию,
жизнелюбивы и уверены в себе, потребность
в углубленном познании мира и человека
возникает как бы само собой.
Задача учителя – не затрагивая собственного
«Я» ученика, способствовать формированию
его тела и души таким образом, чтобы индивидуальность
когда-нибудь смогла стать его полным
хозяином.
Уже в первый школьный день детей встречает
классный учитель (или учительница). Отныне
ребята будут приветствовать его каждое
утро на протяжении восьми лет, поскольку
он ежедневно ведет главные уроки, а по
возможности и какой-то один из специальных
предметов в своем классе. Помимо непосредственной
подготовки к урокам, у классного учителя
есть множество других задач: частые контакты
с родителями; участие в еженедельной
учительской конференции; постоянные
занятия с детьми; повышенное внимание
к детям, которым трудно успевать наравне
с другими, например, по арифметике или
письму; контакты со школьным врачом и
преподавательницей лечебной эвритмии;
проверка рабочих тетрадей и, кроме всего,
выполнение некоторых административных
нагрузок в рамках школы.
Почему на плечи одного человека ложится
такая тяжелая ноша? Не страдает ли от
этого уровень его преподавания? Разве
вальдорфские учителя не знают, что мы
живем в век специализации? Безусловно,
следует признать, что система с классным
учителем таит в себе большие проблемы.
Нередко классные учителя вынуждены посвящать значительную часть своего отпуска разнообразным занятиям в целях повышения квалификации. Им рекомендуют сотрудничать с коллегами-специалистами, преподающими в старших классах или имеющими большой стаж работы. В некоторых школах классный учитель охотно соглашается, чтобы занятия, например по физике
или химии в седьмом или восьмом
классах, проводил учитель старшей ступени.
Даже если порой необходимо идти на компромиссы
того или иного рода, систему классных
учителей все же сохраняют. Это – один из важнейших
принципов всей школьной работы.
У классного учителя перед родителями
одно громадное преимущество – на протяжении
восьми лет он является проводником к
прекрасному в природе и человеке. На уроках,
во время общих занятий искусством, на
экскурсиях и в доверительных беседах,
которые некоторые дети охотнее ведут
с учителем, чем с родителями, он может
многое показывать, открывать, обращать
на что-то их особое внимание. Благодаря
учителю дети постигают богатства и чудеса
всего света; из его уст исходят жизненные
надежды. Итак, вместе преодолевая трудности
и разделяя радости, учитель и класс постепенно
объединяются в некое сообщество. Может
случиться и так, что это сообщество окажется
неплодотворным. Но, как правило, такая
взаимная привязанность приобретает глубокий
смысл, состоящий в том, что ученики укрепляются
в вопросах бытия. Видеть из года в год
вокруг себя одних и тех же людей для современных
детей, когда так легко возникают непрочные
отношения, и так трудно сохранить верность
близкому, может быть, именно это и становится
самым главным событием.
Все обучение в вальдорфской школе имеет
своей целью развитие трех видов способностей:
способности к эмоциональному сопереживанию,
ясному мышлению и практической деятельности.
Это развитие осуществляется в процессе
изучения многих предметов с использованием
различных методик.
2.3.Содержание работы
Самарской Вальдорфской школы
Вальдорфская школа г. Самары принадлежит к тем немногим инновационным школам, коллектив которой поставил перед собой задачу освоить одну из зарубежных систем реформ-педагогики – вальдорфскую педагогическую систему. Особенность этой системы состоит в том, что она не представляет собой жесткой педагогической технологии, которую можно "внедрять" без учета "человеческого фактора" в любом месте и в любое время. Здесь суть педагогической работы понимается, как искусство индивидуального подхода к ребенку. Цель учебного процесса в вальдорфской школе не ограничивается задачей передачи знаний, умений и навыков, связанных с процессом обучения (т.е. учебных умений и навыков без связи с жизнью). Цель - развитие человека в целом – его мышления (способности к творческому решению проблемных задач), чувства (способности к переживанию, понимание чувств других людей, произведений искусства, красоты природы) и воли (способности к осмысленному и ответственному целеполаганию и действию). Большую роль в учебном процессе играет искусство, практическая работа, а также общая социальная направленность обучения и воспитания.
Информация о работе Теоретические основы инновационного процесса в современной школе