Теоретические основы инновационного процесса в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 16:29, реферат

Описание работы

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Теоретические основы инновационного процесса в современной школе.
1.1. Инновационные процессы в образовании.
1.2. Понятие, классификация, структура и этапы
инновационного процесса.
1.3. Характеристика современных авторских школ.
Глава 2. Из опыта организации инновационных школ.
2.1. История рождения и развития Вальдорфских школ.
2.2. .Сущность вальдорфской педагогики
2.3. Содержание работы Самарской Вальдорфской школы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

большая курсовая инновационные процессы в вальдорофской школе.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

Довольно скоро после открытия первой штутгартской школы аналогичные учебные заведения появились и за пределами Германии. Например, начиная с 1925 г., такие школы появились в Швейцарии, где они именовались «Школами Рудольфа Штайнера». С 1923 г. начали основываться школы в Голландии, называвшиеся Vrije School («Свободная школа»). Вскоре возникли школы в Англии (первая — с 1925 г. в Лондоне), Португалии (Лиссабоне), Норвегии (1926) и США (в 1928 г., в Нью-Йорке). Эти школы поддерживали духовную непрерывность движения в годы его запрета в Германии национал-социализмом. Эмигрировавшие из Германии учителя основывали вальдорфские школы в США, Бразилии, Южной Африке и др. странах. 

В восьмидесятых — девяностых годах количество новых вальдорфских школ резко возрастает, так что к 2002 г. в ФРГ их существует уже более 170. В целом, в мире на сегодня имеется около 870 подобных учебных заведений. С 1989 г. они стали возникать и в странах бывшего социалистического лагеря (вначале в Венгрии, а затем в Польше, России, Румынии, Украине, Эстонии, Чехии). В рамках вальдорфского движения организовывались также детские сады, дошкольные учреждения (на сегодня — около 2000), а также лечебно-воспитательные учебные заведения и детские дома, которые также насчитываются сотнями. Эта динамика

отчетливо показывает резкий рост общественного интереса к образовательным учреждениям вальдорфского типа во всем мире за последние двадцать лет. 

В России на сегодня существует 25 вальдорфских школ и около 60 вальдорфских детских садов. При этом меньше половины вальдорфских школ работают как государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, основная часть российских вальдорфских школ являются

 

негосударственными образовательными учреждениями. На начало 2001 - 2002 учебного года в вальдорфских школах России обучалось примерно 3000 детей, в детских садах — примерно 1600 детей. Имеется три центра подготовки вальдорфских учителей — в Москве, Петербурге и Ярославле, проходят регулярные курсы повышения квалификации, организуемые Международной ассоциацией вальдорфской педагогики стран Восточной Европы (IAO).

 

 

 

2.2.Сущность Вальдорфской педагогики

 

Жизненный опыт и переживания каждого ребенка индивидуальны. Сущность ребенка стремится выразиться, взаимодействуя с окружающим миром. Ребенок несет в себе это зерно, определяющее, кем и чем он станет. Педагога можно сравнить с садовником, дающим зерну возможность прорасти и оберегающим нежный росток. В ребенке, как в зерне, заложены все будущие способности. На нас, более старшем поколении, лежит ответственность за уничтожение препятствий для свободного развития талантов и способностей детей. Воспитатель также обязан признать отсутствие тех или иных способностей или другие недостатки, и работать над их исправлением. Индивидуум никогда не может быть «объектом» воспитания, пустым кувшином, который следует наполнить. Он – светильник, который нужно зажечь – то есть дать возможность воспитанию и обучению развиваться внутри.    

Человек никогда не утрачивает способность учиться чему-либо новому. Как может школа поощрять стремление к учению, чтобы оно не угасло в течение всей жизни? Во многих школах считают, что образование закончено с получением аттестата зрелости. Цель вальдорфской педагогики – нечто гораздо большее. Важно через любовь к предмету пробудить интерес, который обеспечивает гораздо лучшую мотивацию, нежели оценки или принуждение. Лишь тогда развиваются способности к учению в течение всей жизни. В вальдорфской школе учат, прежде всего, учиться.

 

 

   Годовая характеристика

 

Ученики вальдорфской школы с 1-го по 8-ой класс не получают оценок. Они должны научиться работать не из страха перед экзаменом, а учась брать ответственность за собственное учение. Вместо оценок, выражаемых числами, проделанная каждым учеником работа, его знания, умения и навыки  описываются учителем в характеристике, составляемой в конце каждого учебного года.  
   Характеристика должна дать максимально справедливую и всестороннюю оценку, которая может помочь старшим учащимся также в процессе самовоспитания. Вместо создания ограничений, такой отзыв намечает путь дальнейшего развития. 
 
     Образ человека, предлагаемый антропософией, служит основанием вальдорфской педагогики. В учебном плане делается попытка найти темы, соответствующие особенностям каждого возраста, каждого этапа развития, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Для этого нет готовых рецептов. Работа по поиску наиболее подходящего материала, который может пробудить наибольший интерес ученика – это то, чему каждый учитель учится всю жизнь. С одной стороны, учитель должен дать ученикам знания, умения и навыки, которые  будут необходимы им в жизни; с другой стороны – ему необходимо знать, изучение каких предметов способствует развитию тех или иных качеств, и какой возраст наиболее благоприятен для этого. Учебные предметы служат в первую очередь инструментом воспитания детей на каждом уровне развития.

 

 

    Религиозный и национальный вопрос

 

Важно отметить, что вальдорфские школы являются  неконфессиональными, однако во всей системе образования присутствует значительный элемент христианства – как основы современной культуры, морали и собственно человечности. Например, с первого класса  все дети участвуют в школьных праздниках, многие из которых прямо определяются христианским календарем (важнейшие – Рождество и Пасха). 
 
   Дети с учителем делают соответствующие сценические постановки, разучивают песни, украшают классы и т.п. Во втором классе одна из сквозных тем – христианские святые (конкретные личности, разумеется, зависят от страны; в России, например, это Сергей Радонежский, Кирилл и Мефодий и другие русские святые). В третьем классе изучается Ветхий Завет, в четвертом – краеведение, которое, естественно, включает существенный историко-религиозный компонент. И так далее. Короче говоря, вальдорфская школа, являясь неконфессиональной, не ставит своей целью обязательно привести учащихся в лоно конкретной конфессии

(православной, лютеранской, католической), но рассматривает христианство и Библию как один из важнейших факторов воспитания общечеловеческой

культуры и морали. При этом школа, разумеется, равно открыта для детей из православных, атеистических, мусульманских и других семей. 
   В отношении национального вопроса надо сказать, что вальдорфские школы существуют в Западной Европе и США,  в ЮАР и в Японии, в Израиле и Индии – и нигде не может быть и речи о каком-либо ограничении по национальному признаку, о подчеркивании какого-либо расового или национального неравенства. Сам Рудольф Штайнер активно подчеркивал: «вальдорфская школа должна быть не школой мировоззрения, но школой  метода».

 
   

Педагогические задачи

 

В настоящее время будущий вальдорфский учитель обязательно, помимо своей предметной квалификации, должен закончить как минимум одногодичные курсы по вальдорфской педагогике. Вся школьная работа держалась и держится на непосредственном человеческом контакте между учителями и учениками. Если такой контакт нарушается, очень быстро возникают проблемы, решение которых требует от учителя больших внутренних усилий. 
   В дошкольном возрасте преобладает стремление к подражанию. Ребенок

подражает не только видимым фактам, но и образу мыслей человека, который долго находится рядом с ним. Это становится составной частью его жизни и его поведения. Моральные качества, которые ребенок, таким образом, перенимает у окружающих, являются решающими в его будущей жизни. Тот, кто в раннем детском возрасте не смог удовлетворить, реализовать эту потребность, прежде всего из-за недостаточного душевного контакта с родителями, останется подражателем навсегда, неуверенным, неудовлетворенным собой человеком, который нередко следует примерам примитивнейших людей, встречающихся на его жизненном пути. В экстремальных случаях, что все чаще  наблюдаются в промышленно развитых странах, он становится морально ущербным. 
      В возрасте примерно семи лет у ребенка появляются  новые стремления. Ребенок хочет идти в школу, хочет учиться, он хочет иметь внутреннюю опору, он хочет  испытывать полное доверие к учителю, всему, что тот говорит и делает. Другими словами, он нуждается в том, что Рудольф Штайнер называет словом «авторитет». Конечно, истинного авторитета нельзя завоевать строгостью или даже силой.   

   По-настоящему уважают только тех, кто сам испытывает искреннюю симпатию к детям. У детей, которые в первые  годы жизни получали достаточную  пищу для удовлетворения своей потребности к подражанию,

это стремление к авторитету, возникает само собой. Если же такая потребность не удовлетворена, то в более позднем возрасте могут возникать отклонения в поведении. Дети, которым слишком рано пришлось принимать самостоятельные решения и выдавать самостоятельные суждения, нередко

чувствуют определенную неуверенность; их недоверчивость, их стремление к противоречию, свидетельствует  не о силе духа, а о внутренней слабости. Поскольку потребности в подражании в раннем детстве не были удовлетворены, они ищут для себя, особенно в подростковом возрасте, так называемые «особые авторитеты» среди поп-музыкантов, различных героев кино или политических диктаторов. Недостаток стабильности, который часто господствует в их жизни, приводит к тому, что им будет очень трудно естественным образом работать вместе с другими людьми. 
      В период полового созревания (пубертатный период) пробуждаются другие  потребности: стремление проверить внешнюю сторону бытия и научиться понимать насыщенную жизнь человека во всех ее «углах и извивах». То есть, другими словами, человек достигает такого возраста, когда у него формируются действительно глубокие интересы. Для того чтобы это состоялось, он нуждается в людях, умеющих ненавязчиво наладить с ним душевный контакт, подсказать ему истинный путь к знаниям и деятельности, помочь найти смысл жизни, предостеречь от безличной пустоты, так характерной для многих современных профессий. У подростков, если они, благодаря полученному к этому возрасту соответствующему воспитанию, жизнелюбивы и уверены в себе, потребность в углубленном познании мира и человека возникает как бы само собой. 
      Задача учителя – не затрагивая собственного «Я» ученика, способствовать формированию его тела и души таким образом, чтобы индивидуальность когда-нибудь смогла стать его полным хозяином. 
      Уже в первый школьный день детей встречает классный учитель (или учительница). Отныне ребята будут приветствовать его каждое утро на протяжении восьми лет, поскольку он ежедневно ведет главные уроки, а по возможности и какой-то один из специальных предметов в своем классе. Помимо непосредственной подготовки к урокам, у классного учителя есть множество других задач: частые контакты с родителями; участие  в еженедельной учительской конференции; постоянные занятия с детьми; повышенное внимание к детям, которым трудно успевать наравне с другими, например, по арифметике или письму; контакты со школьным врачом и преподавательницей лечебной эвритмии; проверка рабочих тетрадей и, кроме всего, выполнение некоторых административных нагрузок в рамках школы. 
      Почему на плечи одного человека ложится такая тяжелая ноша? Не страдает ли от этого уровень его преподавания? Разве вальдорфские учителя не знают, что мы живем в век специализации? Безусловно, следует признать, что система с классным учителем таит в себе большие проблемы.

Нередко классные учителя вынуждены посвящать значительную часть своего отпуска разнообразным занятиям в целях повышения квалификации. Им рекомендуют сотрудничать с коллегами-специалистами, преподающими в старших классах или имеющими большой стаж работы. В некоторых школах классный учитель охотно соглашается, чтобы занятия, например по физике

или химии в седьмом или восьмом классах, проводил учитель старшей ступени. Даже если порой необходимо идти на компромиссы того или иного рода, систему классных учителей все же сохраняют. Это – один из важнейших принципов всей школьной работы. 
      У классного учителя перед родителями одно громадное преимущество – на протяжении восьми лет он является проводником к прекрасному в природе и человеке. На уроках, во время общих занятий искусством, на экскурсиях и в доверительных беседах, которые некоторые дети охотнее ведут с учителем, чем с родителями, он может многое показывать, открывать, обращать на что-то их особое внимание. Благодаря учителю дети постигают богатства и чудеса всего света; из его уст исходят жизненные надежды. Итак,  вместе преодолевая трудности и разделяя радости, учитель и класс постепенно объединяются в некое сообщество. Может случиться и так, что это сообщество окажется неплодотворным. Но, как правило, такая взаимная привязанность приобретает глубокий смысл, состоящий в том, что ученики укрепляются в вопросах бытия. Видеть из года в год вокруг себя одних и тех же людей для современных детей, когда так легко возникают непрочные отношения, и так трудно сохранить верность близкому, может быть, именно это и становится самым главным событием. 
    Все обучение в вальдорфской школе имеет своей целью развитие  трех видов способностей:  способности к эмоциональному сопереживанию, ясному мышлению и практической деятельности. Это развитие осуществляется в процессе изучения многих предметов с использованием различных методик.

 
 
2.3.Содержание работы Самарской Вальдорфской школы

 

Вальдорфская школа г. Самары принадлежит к тем немногим инновационным школам, коллектив которой поставил перед собой задачу освоить одну из зарубежных систем реформ-педагогики – вальдорфскую педагогическую систему. Особенность этой системы состоит в том, что она не представляет собой жесткой педагогической технологии, которую можно "внедрять" без учета "человеческого фактора" в любом месте и в любое время. Здесь суть педагогической работы понимается, как искусство индивидуального подхода к ребенку. Цель учебного процесса в вальдорфской школе не ограничивается задачей передачи знаний, умений и навыков, связанных с процессом обучения (т.е. учебных умений и навыков без связи с жизнью). Цель - развитие человека в целом – его мышления (способности к творческому решению проблемных задач), чувства (способности к переживанию, понимание чувств других людей, произведений искусства, красоты природы) и воли (способности к осмысленному и ответственному целеполаганию и действию). Большую роль в учебном процессе играет искусство, практическая работа, а также общая социальная направленность обучения и воспитания.

Информация о работе Теоретические основы инновационного процесса в современной школе