Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа
Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране преобразования привели к глубоким изменениям в экономической, политической, социально-культурной сферах жизни общества. Но процесс формирования новых общественных отношений идет не всегда так, как прогнозировалось. Субъективному фактору реформ противостоят объективные процессы саморегулирования общественной системы, которые в значительной степени и определяют существующее положение дел.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа безработицы 5
1.1. Безработица как социально-экономическое явление 5
1.2. Современные концепции безработицы 9
1.3. Основные тенденции в сфере труда и занятости в России на современном этапе 18
Глава 2. Практические аспекты исследования безработицы 24
2.1. Анализ ситуации на рынке труда города Москвы 24
2.2. Особенности безработицы в Москве 31
2.3. Социальный портрет безработного в Москве 35
Глава 3. Совершенствование систем регулирования занятости и снижения безработицы 39
3.1. Разработка и реализация программ содействия занятости населения в Москве 39
3.2. Развитие системы социальной поддержки безработных относящихся к уязвимым категориям населения 43
3.3. Основные пути регулирования безработицы и развития занятости 57
Заключение 71
Список литературы 73
4. Усиление
гибкости (дифференциации и
5. Гармонизация индивидуальных и коллективных трудовых прав на основе расширения сферы социального партнерства.
6. Приоритет
международных стандартов
Перечисленные тенденции не отрицают преемственности с многовековым процессом становления и развития, трудовых прав. Эти тенденции, несомненно, оказывают влияние на все институты Общей и Особенной частей трудового права. Ведущими систематизирующими факторами отрасли являются ее предмет и метод. Соответственно первые три тенденции и отчасти четвертая связаны с формированием предмета трудового права в постиндустриальную эпоху. Следующие из указанных тенденций влияют на изменение метода правового регулирования трудовых отношений в XXI в.
В настоящее время важность вышеназванных
тенденций отчасти признается на самом
высоком уровне. Так, в Генеральном соглашении
между Общероссийскими объединениями профсоюзов,
Общероссийскими объединениями работодателей
и Правительством РФ на 2010—2014 годы закреплено
следующее положение: «Стороны ставят
в число приоритетных целей проведения
в предстоящий период социально-экономической
политики, обеспечивающей право граждан
на достойный труд, повышение качества
жизни работников и их семей, стабильной
занятости и гибкости рынка труда, расширение
возможностей профессионального и карьерного
роста работников». Далее нами будет проведен
анализ этих тенденций.
Признание общецивилизационной значимости
трудовых прав и расширение сферы действия
(экспансия) трудового права. Эта тенденция
связана с определением места трудовых
прав в системе прав человека информационного
общества. Как пишет французский юрист
А. Супио, «трудовое право стало юридическим
нововведением текущего столетия (XX в.),
а основные его принципы нисколько не
утратили своего значения (трудовой договор
обеспечивает статус наемного работника,
коллективный договор — свободу объединения
и право на забастовку). Их лишь необходимо
приспособить к социальным и экономическим
переменам, в то же время сохранить основополагающие
ценности». [22, c.100]
Некоторые ученые относят к неотъемлемым правам человека только политические и гражданские права, а их смысл видят только в умалении и «обуздании» политической власти государства. Так, М.В. Баглай подчеркивает тот факт, что защищенность экономических и социальных прав по своей юридической силе слабее, чем политических и гражданских. Он связывает это с реалиями рыночной экономики и уменьшением возможности государства влиять на экономические процессы. [17, c.40] По его мнению, права второго поколения не могут быть защищены в судебном порядке, так как суд не примет гражданского иска только на основе конституционного закрепления прав по причине отсутствия конкретного ответчика. В итоге социальные права признаются им не столько юридическими нормами, сколько стандартами, к которым должно стремиться государство в своей политике. С.С. Алексеев права человека второго поколения также не считает неотъемлемыми правами человека, поскольку они, по его мнению, не переведены в собственно правовую плоскость и зависят от экономического положения государства. С.С. Алексеев не признает права второго поколения неотъемлемыми правами человека на основании того, что они: а) являются в основном декларациями, идеалами и зависят от переменных величин - уровня развития экономики, социальной сферы, культуры общества, политики государства, б) не могут быть предметом непосредственной судебной защиты, ставят человека в зависимость от чиновника, в) в силу вышеназванного лишены свойств, позволяющих рассматривать их в качестве неотъемлемых субъективных прав. Далее он предлагает понизить второе поколение прав человека до «прав гражданина данного государства». [9, c.17]
Правовой механизм социального партнерства не утратит своего назначения и в XXI в., так как имеет в своей основе консенсус (согласование) интересов работников, работодателей и государства, где государство выступает в особой роли — социального партнера. Идея социального партнерства, несмотря на серьезные трудности, по мнению западных специалистов, остается определяющим фактором стабильности в обществе. Более того, по мнению ряда специалистов Международного бюро труда МОТ, в современный период усиливающаяся глобализация рынков заставляет каждую страну повышать конкурентоспособность своих товаропроизводителей. В этой связи участие государства в регулировании трудовых отношений будет расширяться. В эпоху глобализации все большее распространение получит практика участия государства в коллективных переговорах и консультациях в форме трипартизма.
Глобализация рынка труда неизбежно приведет к обогащению содержания международного механизма социального партнерства. В прошлом веке сложился межгосударственный уровень социального партнерства посредством деятельности МОТ и иных международных организаций, объединений (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и др.).
Рассматриваемая тенденция приоритета международных стандартов трудовых прав связана с возрастанием роли общепризнанных принципов и норм международного трудового права в условиях глобализации. И.Я. Киселев отмечал повышение авторитета международных трудовых стандартов, многие из которых воплощают общепризнанные в цивилизованном мире принципы и нормы международного права, действуют как внутреннее национальное право и даже имеют приоритет по сравнению с ним.
Формируется механизм прямого обеспечения международно-правовой защиты трудовых прав индивидуальных работников, и появляются признаки превращения региональных трудовых стандартов в наднациональное право.
В этих условиях утратили значение прежние представления о неограниченном суверенитете национального государства в регулировании трудовых отношений. Наиболее полное выражение международные стандарты трудовых прав получили в конвенциях и рекомендациях МОТ. Как справедливо отмечает З.С. Богатыренко, современный этап совершенствования нормотворческой деятельности МОТ неразрывно связан с принятием Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации (1998 г.), а также с концепцией достойного труда. [22, c.100]
Главной задачей МОТ является реализация концепции достойного труда, которая заключается «в том, чтобы женщины и мужчины имели возможность получить достойную и продуктивную работу в условиях свободы, равенства, экономической безопасности и человеческого достоинства». Как уже указывалось, выдвинутая и обоснованная Генеральным директором МБТ программа достойного труда преследует четыре стратегические цели: претворение в жизнь основополагающих прав в сфере труда, расширение возможностей занятости и получения дохода, совершенствование системы социальной защиты, укрепление социального диалога.
Таким образом, стратегия развития трудовых отношений должна строиться на создании возможностей равного доступа всех граждан к фундаментальным правам и свободам - право на труд и социальное обеспечение, свобода объединений, принципы равенства возможностей каждого, недопустимости дискриминации и принудительности труда.
Результатом анализа и обсуждений концепции достойного труда стали, разработанные Международным бюро труда МОТ статистические базовые показатели объективного измерения достойного труда, позволяющие определить соответствие состояния трудовых отношений в отдельных государствах заявленным целям. Концепция достойного труда включает шесть аспектов.
Во-первых, понятие возможности женщин и мужчин для труда означает такое положение, при котором они могли бы найти работу. При этом речь идет о широком понимании работы, охватывающем все формы экономической деятельности.
Во-вторых, в идее о труде в условиях свободы подчеркивается то, что работа должна быть свободно выбранной, т.е. без принуждения индивидов, что некоторые формы труда неприемлемы в XXI в. Конкретно: принудительный труд, рабский труд и наихудшие формы детского труда — следует ликвидировать в соответствии с принятыми международными конвенциями. Это также означает, что трудящиеся должны иметь возможность свободно объединяться в свои организации и не подвергаться дискриминации.
В-третьих, производительный труд важен для трудящихся, чтобы они располагали приемлемыми средствами к существованию для себя и своих семей, а также, чтобы обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность предприятий.
В-четвертых, понятие справедливости на работе означает необходимость честного и справедливого отношения и равных возможностей на работе. Оно включает отсутствие дискриминации на работе и при доступе к работе, а также возможность сбалансировать трудовую деятельность и семейную жизнь.
В-пятых, защищенность на работе напоминает о необходимости гарантии здоровья, пенсий и средств к существованию, а также о должной финансовой и иной защите в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств.
В-шестых, достоинство на работе требует, чтобы к трудящимся относились с уважением и чтобы они могли заявить о своих проблемах и участвовать в принятии решений, затрагивающих условиях их труда. При этом для трудящихся существенна возможность представлять свои интересы коллективным образом.
В течение 1 полугодия 2012 года отмечен рост основных показателей экономического развития города Москвы. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Москве, за январь – июнь 2012 года оборот организаций по всем видам экономической деятельности составил 3650,5 млрд. рублей, или 114,3% к соответствующему периоду 2011 года. [10, c.76]
Основой экономики области является промышленное производство. Индекс промышленного производства составил 108,4% к соответствующему периоду 2011 года.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил: по добыче полезных ископаемых – 3,1 млрд. рублей, или 140,7% к соответствующему периоду прошлого года; по обрабатывающим производствам –724,8 млрд. рублей (119,1%); по производству и распределению электроэнергии, газа и воды –95,3 млрд. рублей (98,6%).[11, c.37]
За январь-май 2012 года крупными организациями области использовано 47,3 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.
Начисленная заработная плата работников за январь - май 2012 года по полному кругу организаций увеличилась до 31813 рублей (115,5% к соответствующему периоду 2011 года).
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленная постановлением Правительства Москвы за 1 квартал 2012 года, составила 7701,0 рублей.
Численность постоянного населения города Москвы на 01.01.2011 достигла 7104,0 тыс. человек (с учетом предварительных итогов ВПН в 2010 году), из них 80,1% - городское население. Численность населения в трудоспособном возрасте – 4210,0 тыс. человек (на 01.01.2010 года без учета предварительных итогов ВПН).
Ситуация на рынке труда города Москвы в 1 полугодии характеризовалась следующими показателями.
По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, проведенных Росстатом во II квартале 2012 года, средняя численность экономически активного населения составила 3826,2 тыс. человек. В численности экономически активного населения 3720,5 тыс. человек классифицировались как занятые граждане и 105,6 тыс. человек - как безработные с применением критериев Международной Организации Труда (МОТ). За год уровень общей безработицы (по методологии МОТ) снизился с 3,4% до 2,8%.
В целом по России показатель равен 5,9%, по Центральному федеральному округу – 3,4%. Ниже, чем в Подмосковье, значения уровня безработицы зафиксированы только по городам Москва (0,9%) и Санкт-Петербург (1,2%).
По данным Мособлстата:
списочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций за январь - май 2012 года составила 2076,2 тыс. человек, или 101,2% к январю - маю 2011 года;
на дополнительно введенные рабочие места в этих организациях за январь – июнь было принято 4,22 тыс. человек;
в результате сокращения кадров или ликвидации организаций было уволено 3,9 тыс. человек.
По представленной работодателями в областную службу занятости населения информации:
масштабы использования работодателями режимов неполной занятости значительно – почти в 2,9 раза - сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в 1,7 раза - по сравнению с началом года и составили 3,8 тыс. человек;
количество организаций, уведомивших областную службу занятости в январе - июне 2012 года о планируемом сокращении работников, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2011 года в 2,1 раза: с 111 до 51. Численность намеченных к увольнению работников сократилась с 7,4 тыс. человек до 4,8 тыс. человек, или на 35,1%. Всего было высвобождено в массовом порядке 3,6 тыс. работников, из которых обратились в службу занятости 1,5 тыс. человек (в январе-июне 2011 года уволено 5,5 тыс. человек, обратились в службу занятости 2,0 тыс. человек).
Все эти макроэкономические факторы оказали влияние на основные параметры рынка труда. По оценкам специалистов областной службы занятости населения спрос на рабочую силу уменьшился по сравнению с 1 полугодием 2011 года на 7,0% и составил 267,0 тыс. человек. Предложение рабочей силы на рынке труда уменьшилось на 8,2% и составило 367,3 тыс. человек. [11, c.24]
Таблица 1. Усредненные статистические данные о занятости и безработице в городе Москва по годам
Год |
Экономически Активные |
Занятые |
Безработные |
Уровень Безработицы |
2011 |
6 050 000 |
5 965 000 |
85 000 |
1,40 |
2010 |
6 101 000 |
5 997 000 |
105 000 |
1,72 |
2009 |
6 082 000 |
5 919 000 |
163 000 |
2,68 |
2008 |
6 117 000 |
6 062 000 |
55 000 |
0,90 |
2007 |
6 060 000 |
6 013 000 |
47 000 |
0,77 |
2006 |
5 893 000 |
5 798 000 |
95 000 |
1,61 |
2005 |
5 866 000 |
5 818 000 |
48 000 |
0,82 |
2004 |
5 835 000 |
5 740 000 |
95 000 |
1,63 |
2003 |
5 745 000 |
5 671 000 |
74 000 |
1,29 |
2002 |
5 699 000 |
5 617 000 |
81 000 |
1,43 |
2001 |
5 517 000 |
5 400 000 |
116 000 |
2,11 |
2000 |
5 277 000 |
5 072 000 |
205 000 |
3,89 |
Основной категорией, составляющей предложение рабочей силы на рынке труда, остаются граждане, уволенные по текучести кадров – 205,3 тыс. человек (55,9% к предложению рабочей силы). Основными причинами увольнения по инициативе работника являлись: низкая заработная плата, удаленность работы от места жительства, удорожание проезда к месту работы, неудобный график работы, вредные условия труда.
Информация о работе Безработица в городе Москве: причины, тенденции, перспективы