Безработица в городе Москве: причины, тенденции, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране преобразования привели к глубоким изменениям в экономической, политической, социально-культурной сферах жизни общества. Но процесс формирования новых общественных отношений идет не всегда так, как прогнозировалось. Субъективному фактору реформ противостоят объективные процессы саморегулирования общественной системы, которые в значительной степени и определяют существующее положение дел.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа безработицы 5
1.1. Безработица как социально-экономическое явление 5
1.2. Современные концепции безработицы 9
1.3. Основные тенденции в сфере труда и занятости в России на современном этапе 18
Глава 2. Практические аспекты исследования безработицы 24
2.1. Анализ ситуации на рынке труда города Москвы 24
2.2. Особенности безработицы в Москве 31
2.3. Социальный портрет безработного в Москве 35
Глава 3. Совершенствование систем регулирования занятости и снижения безработицы 39
3.1. Разработка и реализация программ содействия занятости населения в Москве 39
3.2. Развитие системы социальной поддержки безработных относящихся к уязвимым категориям населения 43
3.3. Основные пути регулирования безработицы и развития занятости 57
Заключение 71
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Безработица в городе Москве причины, тенденции, перспективы.doc

— 771.50 Кб (Скачать файл)

Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике.  Высвобождение  работников зачастую  связано  и  с   техническим прогрессом, и со снижением объемов производства, и с его  реорганизацией,  и с  конверсией  военно-промышленного  комплекса.

Разные  причины  сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую  систему  мер  социальной  защиты безработных.  Вместе  с  тем  неодинаковые  реальные  возможности  помощи  в трудоустройстве при существенных различиях ситуаций на рынке труда  приводят к сильной дифференциации регионов, по  уровню  официально  зарегистрированной безработицы.

В структурном составе безработных:

1. По обстоятельствам незанятости: 

Доля безработных, потерявших работу в результате ликвидации организации или сокращения штата, составляет 22,4%, уволившихся по собственному желанию – 50,8%.

Рисунок 4. Структурный состав безработных по обстоятельствам незанятости.

 

Удельный вес лиц, ранее состоявших на военной службе, 1 октября 2012 года уменьшился вдвое и составил 0,1% от общей численности безработных.

Доля выпускников профессиональных учебных заведений в общей численности, регистрируемых безработных – 0,3%. Каждый 10-й безработный (9,5%) имеет длительный (более года) перерыв в работе.  

2. По уровню образования:

Доля безработных граждан, имеющих высшее профессиональное образование, составила 30,7%. Безработные граждане, имеющие среднее профессиональное образование, составляют в структуре безработных 19,9%  и начальное профессиональное образование – 13,1%.

Рисунок 5. Структурный состав безработных по уровню образования.

Образование на уровне среднего общего или основного общего имеют 36,3% зарегистрированных безработных.  

3. По полу и возрасту:

Снизились темпы сокращения численности мужчин среди безработных граждан, и к началу октября преобладание лиц женского пола над мужским стало не столь явным как ранее, доля женщин в общей численности безработных граждан достигла величины 65% (против 62% на 01.10.2011г.).  

Рисунок 6. Структурный состав безработных по полу и возрасту.

Остается стабильной доля молодежи в возрасте 16-29 лет, которая на начало октября т.г. составила 27,8%, доля же граждан предпенсионного возраста, выросла  – с 7,6% 01.10.2011г. до 9,4%  на эту же дату текущего.

4. По профессиональному составу:

Среди представителей рабочих профессий в составе безработных преобладают  водители, продавцы, маляры, слесари механосборочных работ, сварщики на машинах контактной сварки.  Из специалистов и служащих длительное время остаются невостребованными безработные граждане, ранее работавшие бухгалтерами, менеджерами, специалистами, охранниками, кассирами и инспекторами. 11% безработных перед обращением в службу занятости занимались неквалифицированным трудом. 

 

 

 Глава 3. Совершенствование систем регулирования занятости и снижения безработицы

 

3.1.     Разработка и реализация программ содействия занятости населения в Москве

 

Разработка и реализация программ содействия занятости населения является важным инструментом государственной социальной политики.

Программа содействия занятости населения города Москвы на 2014 год разработана Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" и Департаментом труда и занятости населения города Москвы в рамках социального партнерства в области занятости населения. [24, c.10]

Основной целью Программы является обеспечение позитивного посткризисного развития рынка труда путем сохранения действующих и создания новых рабочих мест, реализации ситуационно адаптированных программ содействия занятости и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики города.

В процессе реализации Программы будут решаться следующие приоритетные задачи:

- сохранение действующих и создание  новых рабочих мест в организациях  города, в том числе для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- обеспечение прогнозирования  потребности города Москвы в  квалифицированных кадрах;

- содействие трудоустройству незанятого  населения, прежде всего молодежи  из числа выпускников образовательных  учреждений профессионального образования всех уровней;

- обеспечение профессионального  обучения безработных граждан  в соответствии с потребностями  регионального рынка труда;

- развитие системы временной  занятости населения;

- организация опережающего обучения  работников, предполагаемых к высвобождению, в целях изменения профессиональной и качественной структуры трудовых ресурсов в соответствии с потребностями рынка труда города;

- стимулирование предпринимательской  активности населения, в том числе  безработных граждан, за счет самозанятости и создания дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение занятости инвалидов  и молодежи на квотируемых  рабочих местах;

- реализация мер социальной  защиты граждан в период безработицы;

- реализация государственной политики в сфере занятости на принципах социального партнерства;

- повышение эффективности деятельности  государственной службы занятости  населения города Москвы.

Источниками финансирования Программы являются:

- федеральный бюджет, за счет субвенций которого осуществляются полномочия субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;

- бюджет города Москвы, за счет  средств которого обеспечивается  финансирование мероприятий по  содействию занятости населения, а также содержание государственных органов службы занятости;

- внебюджетные источники, включающие  средства работодателей.

Расчет затрат на Программу произведен по всем источникам финансирования с учетом сроков реализации запланированных мероприятий.

Расчет необходимых средств на реализацию Программы производился исходя из реалистического варианта развития ситуации на рынке труда в 2011 году.

Общая потребность в средствах на реализацию Программы составит 6219962,1 тыс. рублей, из них средства бюджета города Москвы - 3421475,7 тыс. рублей, субвенции федерального бюджета - 2432214,4 тыс. рублей, внебюджетные источники, включающие средства работодателей, - 366272,0 тыс. рублей.

В целях информирования планируется задействовать важнейшие средства и каналы коммуникации. Информирование будет осуществляться посредством:

- предоставления общедоступных  информационных услуг через Интернет-сайт  ДТиЗН www.labor.ru, информационной поддержки  федерального портала "Работа  в России" (www.trudvsem.ru);

- выпуска периодического издания газеты "Биржа труда";

- издания статистического ежегодника "Труд и занятость населения  Москвы", информационно-справочных, аналитических и тематических  материалов (брошюры, проспекты, плакаты, видеопродукция и т.д.) по основным  направлениям деятельности службы занятости, по вопросам содействия самозанятости безработных граждан;

- размещения информационных, рекламно-информационных  материалов, специальных программ, тематических сюжетов и передач  в печатных СМИ, на радио и  телевизионных каналах, с использованием объектов наружной рекламы и информации, других каналов и носителей информации;

- организации пресс-конференций, выставок, семинаров, конкурсов и других  массовых мероприятий.

Планируется провести информационно-разъяснительные кампании и акции: Московский день занятости, Московский молодежный день занятости, а также:

- по вопросам содействия самозанятости  для безработных граждан;

- по организации общественных  работ и временного трудоустройства  для безработных и ищущих работу  граждан;

- городской конкурс "Растим смену" на лучшую организацию, предоставляющую рабочие места для временного трудоустройства учащейся молодежи, городской конкурс "Лучший работодатель Москвы", другие социально значимые городские мероприятия.

В соответствии с Программой безработным и иным категориям граждан будут оказаны следующие виды социальной поддержки и материальной помощи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы:

- социальная поддержка в виде  выплаты пособия по безработице  и материальной помощи;

- дополнительная социальная поддержка  в соответствии с Законом города  Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения города Москвы"; [1]

- выплата стипендии и оказание  материальной помощи безработным  гражданам в период прохождения  профессионального обучения по направлению службы занятости.

Будут возмещены затраты Пенсионного фонда Российской Федерации за выплаченные пенсии, назначенные безработным гражданам досрочно.

Предусмотрена адресная материальная поддержка участникам временных работ:

- безработным гражданам, испытывающим  трудности в поиске работы, в  том числе имеющим иждивенцев;

- безработным гражданам в возрасте  от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущим работу впервые;

- безработным гражданам-участникам  оплачиваемых общественных работ;

- несовершеннолетним гражданам  в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

- обучающихся и студентов образовательных  учреждений начального, среднего  и высшего профессионального образования в свободное от учебы время и в период каникул;

- гражданам в возрасте до 30 лет из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (молодежная практика).

Кроме того, будет проводиться работа по выявлению нелегальной занятости среди безработных граждан с целью пресечения попыток получения пособия по безработице обманным путем.

 

3.2.     Развитие системы социальной поддержки безработных относящихся к уязвимым категориям населения

 

В современном мире наиболее зависимыми от государства слоями населения являются молодежь и пенсионеры, так как именно они наиболее чувствительны к любым изменениям, которые происходят в экономике и социальной политике.

Современная молодежь как социальная группа, с одной стороны, характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями и технологиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма, с другой – общими проблемами, связанными с «жизненным стартом» - с получением образования, началом трудовой деятельности, созданием семьи, профессиональным ростом. [19, c.24]

В силу этого, своеобразие молодежи как социальной группы, порождает ее уязвимость в широком смысле слова. Это выражается, во-первых, в наличии в ее составе значительной доли тех (учащиеся, студенты), кто не имеет в полном смысле слова своего собственного социального положения и кого характеризуют главным образом за счет, либо прошлого социального статуса (социальным положением родительской семьи), либо будущего социального статуса (сфера будущей профессиональной деятельности); во-вторых, ее принадлежностью к различным структурам общества, мерой включенности в модели социально одобряемого поведения; в-третьих, в том, что молодежь не является саморазвивающейся системой, так как она – часть общества, включена во все многообразие его связей и отношений, несет на себе весь комплекс противоречий, связанных с реализацией присущих ей общественных функций (воспроизводственной, трансляционной, инновационной). Благодаря всему этому молодые люди сталкиваются, особенно в условиях нестабильного развития государственной системы, с серьезными проблемами в образовании (право на качественное образование), в труде (стесненные обстоятельства: низкая конкурентоспособность из-за плохой профессиональной подготовки, отсутствия практического опыта, невысоких стартовых возможностей и поддержки со стороны родительской семьи, низкой зарплаты, условий труда и т. п.).

 

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих станах, является страхование от безработицы. В России  в соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом  труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде;

- бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве  при посредничестве огранив службы занятости.

А безработным гражданам:

- бесплатное получение услуг  по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке  и повышению квалификации, психологической  поддержке по направлению органов  службы занятости;

  • обеспечение социальной поддержки;
  • компенсацию в соответствии с законодательство Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностях граждан.

Информация о работе Безработица в городе Москве: причины, тенденции, перспективы