Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа
Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране преобразования привели к глубоким изменениям в экономической, политической, социально-культурной сферах жизни общества. Но процесс формирования новых общественных отношений идет не всегда так, как прогнозировалось. Субъективному фактору реформ противостоят объективные процессы саморегулирования общественной системы, которые в значительной степени и определяют существующее положение дел.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа безработицы 5
1.1. Безработица как социально-экономическое явление 5
1.2. Современные концепции безработицы 9
1.3. Основные тенденции в сфере труда и занятости в России на современном этапе 18
Глава 2. Практические аспекты исследования безработицы 24
2.1. Анализ ситуации на рынке труда города Москвы 24
2.2. Особенности безработицы в Москве 31
2.3. Социальный портрет безработного в Москве 35
Глава 3. Совершенствование систем регулирования занятости и снижения безработицы 39
3.1. Разработка и реализация программ содействия занятости населения в Москве 39
3.2. Развитие системы социальной поддержки безработных относящихся к уязвимым категориям населения 43
3.3. Основные пути регулирования безработицы и развития занятости 57
Заключение 71
Список литературы 73
Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и со снижением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса.
Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуаций на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов, по уровню официально зарегистрированной безработицы.
В структурном составе безработных:
1. По обстоятельствам незанятости:
Доля безработных, потерявших работу в результате ликвидации организации или сокращения штата, составляет 22,4%, уволившихся по собственному желанию – 50,8%.
Рисунок 4. Структурный состав безработных по обстоятельствам незанятости.
Удельный вес лиц, ранее состоявших на военной службе, 1 октября 2012 года уменьшился вдвое и составил 0,1% от общей численности безработных.
Доля выпускников профессиональных учебных заведений в общей численности, регистрируемых безработных – 0,3%. Каждый 10-й безработный (9,5%) имеет длительный (более года) перерыв в работе.
2. По уровню образования:
Доля безработных граждан, имеющих высшее профессиональное образование, составила 30,7%. Безработные граждане, имеющие среднее профессиональное образование, составляют в структуре безработных 19,9% и начальное профессиональное образование – 13,1%.
Рисунок 5. Структурный состав безработных по уровню образования.
Образование на уровне среднего общего или основного общего имеют 36,3% зарегистрированных безработных.
3. По полу и возрасту:
Снизились темпы сокращения численности мужчин среди безработных граждан, и к началу октября преобладание лиц женского пола над мужским стало не столь явным как ранее, доля женщин в общей численности безработных граждан достигла величины 65% (против 62% на 01.10.2011г.).
Рисунок 6. Структурный состав безработных по полу и возрасту.
Остается стабильной доля молодежи в возрасте 16-29 лет, которая на начало октября т.г. составила 27,8%, доля же граждан предпенсионного возраста, выросла – с 7,6% 01.10.2011г. до 9,4% на эту же дату текущего.
4. По профессиональному составу:
Среди представителей рабочих профессий в составе безработных преобладают водители, продавцы, маляры, слесари механосборочных работ, сварщики на машинах контактной сварки. Из специалистов и служащих длительное время остаются невостребованными безработные граждане, ранее работавшие бухгалтерами, менеджерами, специалистами, охранниками, кассирами и инспекторами. 11% безработных перед обращением в службу занятости занимались неквалифицированным трудом.
Глава 3. Совершенствование систем регулирования занятости и снижения безработицы
Разработка и реализация программ содействия занятости населения является важным инструментом государственной социальной политики.
Программа содействия занятости населения города Москвы на 2014 год разработана Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" и Департаментом труда и занятости населения города Москвы в рамках социального партнерства в области занятости населения. [24, c.10]
Основной целью Программы является обеспечение позитивного посткризисного развития рынка труда путем сохранения действующих и создания новых рабочих мест, реализации ситуационно адаптированных программ содействия занятости и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики города.
В процессе реализации Программы будут решаться следующие приоритетные задачи:
- сохранение действующих и
- обеспечение прогнозирования потребности города Москвы в квалифицированных кадрах;
- содействие трудоустройству
- обеспечение профессионального
обучения безработных граждан
в соответствии с
- развитие системы временной занятости населения;
- организация опережающего
- стимулирование
- обеспечение занятости
- реализация мер социальной
защиты граждан в период
- реализация государственной политики в сфере занятости на принципах социального партнерства;
- повышение эффективности
Источниками финансирования Программы являются:
- федеральный бюджет, за счет субвенций которого осуществляются полномочия субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;
- бюджет города Москвы, за счет
средств которого
- внебюджетные источники, включающие средства работодателей.
Расчет затрат на Программу произведен по всем источникам финансирования с учетом сроков реализации запланированных мероприятий.
Расчет необходимых средств на реализацию Программы производился исходя из реалистического варианта развития ситуации на рынке труда в 2011 году.
Общая потребность в средствах на реализацию Программы составит 6219962,1 тыс. рублей, из них средства бюджета города Москвы - 3421475,7 тыс. рублей, субвенции федерального бюджета - 2432214,4 тыс. рублей, внебюджетные источники, включающие средства работодателей, - 366272,0 тыс. рублей.
В целях информирования планируется задействовать важнейшие средства и каналы коммуникации. Информирование будет осуществляться посредством:
- предоставления общедоступных
информационных услуг через
- выпуска периодического издания газеты "Биржа труда";
- издания статистического
- размещения информационных, рекламно-информационных
материалов, специальных программ,
тематических сюжетов и
- организации пресс-конференций, выставок, семинаров, конкурсов и других массовых мероприятий.
Планируется провести информационно-разъяснительные кампании и акции: Московский день занятости, Московский молодежный день занятости, а также:
- по вопросам содействия
- по организации общественных
работ и временного
- городской конкурс "Растим смену" на лучшую организацию, предоставляющую рабочие места для временного трудоустройства учащейся молодежи, городской конкурс "Лучший работодатель Москвы", другие социально значимые городские мероприятия.
В соответствии с Программой безработным и иным категориям граждан будут оказаны следующие виды социальной поддержки и материальной помощи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы:
- социальная поддержка в виде
выплаты пособия по
- дополнительная социальная
- выплата стипендии и оказание
материальной помощи
Будут возмещены затраты Пенсионного фонда Российской Федерации за выплаченные пенсии, назначенные безработным гражданам досрочно.
Предусмотрена адресная материальная поддержка участникам временных работ:
- безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе имеющим иждивенцев;
- безработным гражданам в
- безработным гражданам-
- несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- обучающихся и студентов
- гражданам в возрасте до 30 лет из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (молодежная практика).
Кроме того, будет проводиться работа по выявлению нелегальной занятости среди безработных граждан с целью пресечения попыток получения пособия по безработице обманным путем.
В современном мире наиболее зависимыми от государства слоями населения являются молодежь и пенсионеры, так как именно они наиболее чувствительны к любым изменениям, которые происходят в экономике и социальной политике.
Современная молодежь как социальная группа, с одной стороны, характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями и технологиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма, с другой – общими проблемами, связанными с «жизненным стартом» - с получением образования, началом трудовой деятельности, созданием семьи, профессиональным ростом. [19, c.24]
В силу этого, своеобразие молодежи как социальной группы, порождает ее уязвимость в широком смысле слова. Это выражается, во-первых, в наличии в ее составе значительной доли тех (учащиеся, студенты), кто не имеет в полном смысле слова своего собственного социального положения и кого характеризуют главным образом за счет, либо прошлого социального статуса (социальным положением родительской семьи), либо будущего социального статуса (сфера будущей профессиональной деятельности); во-вторых, ее принадлежностью к различным структурам общества, мерой включенности в модели социально одобряемого поведения; в-третьих, в том, что молодежь не является саморазвивающейся системой, так как она – часть общества, включена во все многообразие его связей и отношений, несет на себе весь комплекс противоречий, связанных с реализацией присущих ей общественных функций (воспроизводственной, трансляционной, инновационной). Благодаря всему этому молодые люди сталкиваются, особенно в условиях нестабильного развития государственной системы, с серьезными проблемами в образовании (право на качественное образование), в труде (стесненные обстоятельства: низкая конкурентоспособность из-за плохой профессиональной подготовки, отсутствия практического опыта, невысоких стартовых возможностей и поддержки со стороны родительской семьи, низкой зарплаты, условий труда и т. п.).
Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих станах, является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует:
- свободу выбора рода
- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде;
- бесплатное содействие в
А безработным гражданам:
- бесплатное получение услуг
по профессиональной
Информация о работе Безработица в городе Москве: причины, тенденции, перспективы