Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа
Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране преобразования привели к глубоким изменениям в экономической, политической, социально-культурной сферах жизни общества. Но процесс формирования новых общественных отношений идет не всегда так, как прогнозировалось. Субъективному фактору реформ противостоят объективные процессы саморегулирования общественной системы, которые в значительной степени и определяют существующее положение дел.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа безработицы 5
1.1. Безработица как социально-экономическое явление 5
1.2. Современные концепции безработицы 9
1.3. Основные тенденции в сфере труда и занятости в России на современном этапе 18
Глава 2. Практические аспекты исследования безработицы 24
2.1. Анализ ситуации на рынке труда города Москвы 24
2.2. Особенности безработицы в Москве 31
2.3. Социальный портрет безработного в Москве 35
Глава 3. Совершенствование систем регулирования занятости и снижения безработицы 39
3.1. Разработка и реализация программ содействия занятости населения в Москве 39
3.2. Развитие системы социальной поддержки безработных относящихся к уязвимым категориям населения 43
3.3. Основные пути регулирования безработицы и развития занятости 57
Заключение 71
Список литературы 73
Государство так же предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения на региональном уровне. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая предприятия для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу социально не защищенных категорий граждан. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также обучение по специальным программ.
Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по
- выплату стипендии в период
профессиональной подготовки, повышение
квалификации переподготовки
- возможность участия в
Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решение проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетенцию службы занятости в ходит:
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов: [23, c.90]
Для регистрации в целя поиска подходящей работы, безработные предоставляют справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца с предыдущего места работы и предоставляют следующие документы: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; б) трудовую книжку или иные документы подтверждающие трудовой стаж; в) документы удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Инвалиды в дополнении к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации.
2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии с действующим законодательством подходящей считается такая работа которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условием последнего места работы, состоянием здоровья, транспортной доступности.
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Специалисты службы занятости в течении 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии 2 варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае не возможности подобрать подходящую вакансию безработному может быть предложена профессиональная подготовка (переподготовка). На каждого клиента зарегистрированного в целях поиска подходящей работы заботится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.
Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных имеют право на повторное обращение. В случаи несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратиться с иском в суд.
По мнению некоторых специалистов, единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения станет развитие малого предпринимательства и самозанятости граждан, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.
Другим вариантом в решении проблемы содействия занятости, является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а так же их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не получающие пособие и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.
Оплачиваема работа, включая работу временного характера и общественные работы считается подходящей для следующих категорий граждан:
В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан решает следующие задачи:
Данный вид деятельности службы занятости, является одним из главных элементов активной политики занятости, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствие качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.
В соответствии с законом данная форма работы ведется с безработным если:
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. [20, c.35]
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ране не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
При этом профессиональное обучение должно решать следующие задачи:
1. Предоставление гражданам
Все это в полной мере говорит о необходимости создании целостной концепции профессионального образования безработных граждан.
Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с:
Эффективности системы профессионального образования подтверждается высокой долей трудоустройства по окончанию обучения граждан.
Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть: кратковременной (до 4 месяцев); длительной (более 1 года).
В России число людей стоящих на учете в службе занятости длительное время с каждым годом все больше увеличивается. Среди длительно безработных 36 % составляют мужчины, 64 % женщины. Так как вероятность найти работу в короткие сроки у женщин вдвое меньше чем у мужчин. Длительная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, так как они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительно безработным гражданам необходимо вести работу по следующим направлениям:
Информация о работе Безработица в городе Москве: причины, тенденции, перспективы