Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.

1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;

2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.


Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.

1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;

2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;

Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.

3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;

3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:

1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:

1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.

Файлы: 1 файл

Ещё Курсовая.docx

— 183.98 Кб (Скачать файл)

использования они равнозначны  государственным бюджетным расходам.  Находятся

они в распоряжении центральных  и местных  органов власти , концентрируясь  в

определенные целевые фонды.  Это  пенсионные  фонды,  внебюджетные  фонды  и

другие, которые создаются за счет специальных налогов ,  займов  и  субсидий

из  бюджета.  Посредством  их  государство  сглаживает  остроту   бюджетного

дефицита,  оказывает  помощь  в  развитии  северных  регионов,   стимулирует

инвестиционные процессы в областях и республиках.

 

   Большинство  государственных   фондов   формируется   для   содержания   и

финансирования производственной  и  социальной  инфраструктуры:  аэропортов,

гидроэлектростанций,  водоохраны,  лесовосстановительных   посадок   и   др.

крупнейшими фондами  являются  фонды  социального  страхования:  пенсионного

обеспечения , пособий по болезни,  безработице,  переквалификации  кадров  и

т.д.

 

    Внебюджетные фонды расширяют  возможность государственного  регулирования

и вмешательства в экономику, минуя  бюджет и парламентский контроль. В  любом

государственном  образовании  выделяется  внутренняя  структура  бюджета  по

доходам и расходам.

|Доходы(             |удельный  |Расходы*                        |удельный   |

|                    |вес , %   |                                |вес , %    |

|налоги, акцизные    |85        |на здравоохранение, образование,|50         |

|сборы, таможенные   |          |пособия , субсидии региональным |           |

|пошлины, гербовый   |          |властям на эти цели             |           |

|сбор и др.          |          |                                |           |

|доходы от           |7         |на поддержание  конъюнктуры      |15         |

|государственной     |          |экономический рост: инвестиции  в|           |

|собственности,      |          |инфраструктуру, дотации фирмам, |           |

|государственных     |          |расходы на развитие аграрного   |           |

|предприятий,        |          |сектора  экономики, осуществление|           |

|торговли и др.      |          |целевых  программ и планов       |           |

|поступления фондров |7         |на оборону                      |12         |

|социального         |          |                                |           |

|страхования,        |          |                                |           |

|пенсионного и       |          |                                |           |

|страхового фондов   |          |                                |           |

|прочие доходы       |1         |на материальное  обеспечение     |3          |

|                    |          |внешней  политики                |           |

|                    |          |содержание  аппаратов государства|10         |

|                    |          |платежи  по государственному     |8          |

|                    |          |долгу                           |           |

|                    |          |прочие  расходы                  |2          |

 

 

Структура бюджета в каждой стране имеет свои  особенности.  Они  обусловлены

не   только   национальными   традициями,   организацией    образования    и

здравоохранения, но главным  образом  характером  административной  системы,

структурными  особенностями  экономики,  развитием  оборонных   отраслей   ,

численностью армии и др.

 

  Расходная  часть  бюджета   характеризует  направления   и  цели   бюджетных

ассигнований для  развития  и  регулирования  экономических  процессов.  Они

всегда  носят  целевой  и  ,   как   правило   ,   безвозвратный   характер.

Безвозвратное представление государственных  средств из  бюджета  на  целевое

развитие  называется  бюджетным  финансированием.  Этот  режим  расходования

финансовых ресурсов  отличается  от  банковского  кредита   ,  которое,  как

правило, предполагает возвратный  характер  кредита.  Значительное  место  в

бюджетных расходах  приходится  на  так  называемые  бюджетные  статьи.  Они

призваны смягчить социальную дифференциацию и обеспечить доступ к  получению

квалификации,   достойное    медицинское    обслуживание,    гарантированное

пенсионное обеспечение.  Эти  расходы  способствуют  развитию  человеческого

капитала, классификации работника, укреплению его здоровья.

 

Расходы на поддержание  конъюнктуры  и  экономический  рост  через  субсидии

инвестиции  оказывают  влияние  на  повышение  нормы  накопления,  ускорение

темпов развития отраслей и производств. Государство выступает  катализатором

развития  НТП,  инновационных  технологий,  повышения  конкурентоспособности

национальной продукции на внешних  рынках.

 

Значительное место в бюджетных  расходах  занимают  расходы  на  вооружение,

материальное  обеспечение  внешнеполитических  связей  содержание   аппарата

управления.

 

Определенное место в расходных  статьях  бюджета  приходится  на  расходы  по

обслуживанию  внутреннего и  внешнего  долга,  оборону,  закупку  вооружений,

военное строительство. Размеры этих  расходов  существенно  воздействуют  на

масштабы спроса и  величину  инвестиций.  Расходы  бюджета  на  кредитование

экспорта, страхование экспортных  кредитов  и  иностранного  инвестирования,

ввозимого   и   вывозимого  капитала  стимулируют  экспорт  на  долгосрочную

перспективу ,  оптимизируют  сальдо  платежного  баланса  страны,  открывают

возможность  освоения  новых  зарубежных  рынков,   способствуют   повышению

авторитета и укреплению национальной валюты.

 

  Часть  расходов  государство   использует  для  обеспечения   поставок   на

внутренний рынок зарубежных  товаров.

 

 Доходы государственного  бюджета   на  85%  формируются  за  счет  налоговых

поступлений, прибыли казенной промышленности,  поступлений  от  приватизации

собственности и т.д.

 

Общая  сумма  доходов   в  идеале   должна   покрывать   запрограммированные

расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную  часть  в

общей структуре , образуя бюджетный  дефицит.

 

  Образовавшийся  остаток   доходов  правительство  может   использовать   на

непредусмотренные программой или  планом расходы,  осуществлять  долгосрочные

выплаты по государственному  долгу  или  перенести  этот  остаток  в  бюджет

следующего года.

 

   Рассмотрим бюджетное устройство  на примере российской Федерации.

Под бюджетным устройством принято  понимать организацию бюджетной  системы  и

принципы ее построения.[1]

    Бюджетная система РФ  состоит из бюджетов трех уровней:

первый  уровень   -  федеральный  бюджет  Российской  Федерации  и   бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов  РФ  (89  бюджетов  -  21  республиканский

бюджет, 55 краевых и областных  бюджетов,  10  окружных  бюджетов  автономных

округов, бюджет автономной Еврейской  области,  городские  бюджеты  Москвы  и

Санкт-Петербурга) и  бюджеты  территориальных  государственных  внебюджетных

фондов;

третий уровень -  местные  бюджеты  (около  29  тысяч  городских,  районных,

поселковых и сельских бюджетов).

    Как видно, бюджетное   устройство  РФ  определяется  ее  государственным

устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два  уровня  -

государственный бюджет  и  местные  бюджеты  (однако  и  в  унитарных,  и  в

федеративных   государствах   бюджеты   нижестоящих   уровней   (нижестоящих

государственных  и  административно-территориальных  единиц)  не  входят   в

бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия  БК

РФ   внебюджетные    фонды,    являясь    элементом    финансовой    системы

(общегосударственные финансы)  не включались в бюджетную  систему.

    Бюджетное  законодательство  РФ  содержит  понятие   «консолидированный

бюджет» - свод бюджетов всех уровней  бюджетной  системы  на  соответствующей

территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный  бюджет  субъекта  РФ  составляют

бюджет самого  субъекта  и  свод  бюджетов  находящихся  на  его  территории

муниципальных образований. Консолидированный  бюджет  РФ  -  это  федеральный

бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ.  Консолидированные  бюджеты

позволяют получить полное представление  обо всех доходах и расходах  региона

или Федерации в целом, они не утверждаются  и  служат  для  аналитических  и

статистических целей.

    Принципы бюджетной системы

 

    Бюджетным кодексом РФ (Глава  5)  законодательно  закреплены  следующие

принципы бюджетной системы  Российской Федерации:

    4. единства бюджетной  системы Российской Федерации;

    5. разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы;

    6. самостоятельности бюджетов;

    7.   полноты   отражения   доходов   и   расходов   бюджетов,   бюджетов

       государственных  внебюджетных фондов;

    8. сбалансированности бюджета;

    9. эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

   10. общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

   11. гласности;

   12. достоверности бюджета;

   13. адресности и целевого  характера бюджетных средств.[2]

    Принцип единства бюджетной  системы  означает  единство  правовой  базы,

денежной  системы,   форм   бюджетной   документации,   единство   принципов

бюджетного процесса, санкций за  нарушения  бюджетного  законодательства,  а

также  единый  порядок  финансирования  расходов  бюджета,  единый   порядок

финансирования расходов бюджетов всех  уровней  бюджетной  системы,  ведения

бухгалтерского учета средств  федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  РФ,

местных бюджетов.

    Принцип разграничения   доходов  и  расходов  между   уровнями  бюджетной

системы означает закрепление соответствующих  видов  доходов  (полностью  или

частично)   и   полномочий   по   осуществлению   расходов    за    органами

государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

    Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

    право законодательных  органов государственной власти  и органов местного

самоуправления   на   каждом   уровне   бюджетной   системы   самостоятельно

осуществлять бюджетный процесс;

    наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

    законодательное закрепление  регулирующих доходов  бюджетов,  полномочий

по формированию доходов соответствующих  бюджетов;

    право органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления

самостоятельно в соответствии  с  законодательством  определять  направления

расходования средств соответствующих  бюджетов  и  источники  финансирования

дефицитов соответствующих бюджетов;

    недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  при исполнении

законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами  бюджетов

и сумм экономии по расходам бюджетов;

    недопустимость компенсации  за счет бюджетов  других  уровней   потерь  в

доходах и дополнительных  расходов,  возникших  в  ходе  исполнения  законов

(решений) о бюджете, за исключением  установленных законом случаев.

    Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов  бюджетов,  бюджетов

государственных внебюджетных фондов  означает,  что  все  доходы  и  расходы

бюджетов, внебюджетных  фондов  и  иные  определенные  законом  обязательные

поступления, подлежат отражению в  бюджетах, бюджетах внебюджетных  фондов  в

обязательном порядке и в  полном объеме. Все государственные  и  муниципальные

расходы  подлежат  финансированию  за  счет   бюджетных   средств,   средств

внебюджетных  фондов,  аккумулированных  в  бюджетной   системе   Российской

Федерации.

    Принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем   предусмотренных

бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему  доходов  бюджета

и поступлений из источников финансирования его  дефицита.  При  составлении,

утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы  должны  исходить  из

необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

    Принцип эффективности  и  экономности  использования   бюджетных  средств

означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы  и

получатели бюджетных средств  должны  исходить  из  необходимости  достижения

заданных  результатов  с  использованием  наименьшего  объема  средств   или

достижения наилучшего результата  с  использованием  определенного  бюджетом

объема средств.

    Принцип  общего  (совокупного)  покрытия  расходов  означает,  что  все

расходы  бюджета  должны  покрываться  общей  суммой   доходов   бюджета   и

поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и  поступления

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг