Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.

1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;

2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.


Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.

1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;

2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;

Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.

3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;

3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:

1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:

1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.

Файлы: 1 файл

Ещё Курсовая.docx

— 183.98 Кб (Скачать файл)

|              | |  |                    | |денежной          | |         |

|              | |  |к ВВП (%%)          | |массе М2 в %%     | |         |

|Великобритания| |  |49                  | |47                | |         |

|Испания       | |  |65                  | |59                | |         |

|Люксембург    | |  |1,6                 | |1,5               | |         |

|Швейцария     | |  |23                  | |18                | |         |

|Япония        | |  |87                  | |75                | |         |

|Исландия      | |  |55                  | |144,4             | |         |

|Россия        | |  |47                  | |378               | |         |

 

      Действительное бремя  государственного долга для той   или  иной  страны

предопределяется прежде всего  способностью (или неспособностью)  государства

его обслуживать.  А  эта  способность  правительства  мобилизовать  наличные

денежные ресурсы в большой  степени зависит от величины денежной  массы,  чем

от размеров ВВП.

        В  условиях,  когда   показатель   монетизации   экономики,   равный

соотношению между объемом денежной массы  М2  и  ВВП,  достаточно  близок  к

единице, отношения объемов государственного долга к ВВП и к  М2  если  и  не

совпадают, то достаточно близки по значению. Картина существенно  изменяется

тогда, когда  из-за  низкого  доверия  к  национальной  валюте  (вследствие,

например, ранее пережитой высокой  инфляции)  уровень  монетизации  экономики

низок.

      В этом случае  показатель долг/М2 оказывается  в несколько раз выше, чем

показатель долг/ВВП в экономике, величина  которого  обычно  характеризуется

соотношением "долг/ВВП". Наличие  первичного  бюджетного  дефицита  является

фактором  увеличения  и  основной   суммы   долга,   и   коэффициентов   его

обслуживания, что приводит к самовозрастанию  задолженности. Увеличение  доли

первичного   бюджетного   излишка   в   ВВП   позволяет   избежать    такого

самовоспроизводства долга и его  неуправляемого роста.

 

 

Квазифискальный дефицит государственного бюджета.

 

   Квазифискальный  (квазибюджетный)  дефицит  -   существующий   наряду   с

измеряемым   (официальным)   скрытый   дефицит   государственного   бюджета,

обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

   Квазифискальные операции  включают, например, следующие:

1. финансирование  государственными  предприятиями  избыточной  занятости   в

   государственном секторе  и выплата ими заработной платы   по  ставкам  выше

   рыночных  за  счет  банковских  ссуд  или   путем   накопления   взаимной

   задолженности;

2. накопление в  коммерческих  банках,  отделившихся  на  начальных   стадиях

   экономических   реформ   от   Центрального   Банка,   большого   портфеля

   недействующих  ссуд  -  т.н.  "плохих  долгов"   (просроченных   долговых

   обязательств  госпредприятий,  льготных  кредитов  домашним   хозяйствам,

   фирмам и т.д.). Эти кредиты,  в конце концов, выплачиваются  в основном  за

   счет льготных кредитов  Центрального Банка;

3.  отдельные  операции,  связанные   с  государственным  долгом,   а   также

   финансирование Центральным  Банком убытков от мероприятий  по  стабилизации

   обменного курса валюты, беспроцентных и льготных  кредитов  правительству

   (например,  на   закупки   пшеницы,   риса,   кофе   и   т.д.);   кредиты

   рефинансирования коммерческим  банкам на обслуживание "плохих  долгов",  а

   также   рефинансирование   Центральным    Банком    сельскохозяйственных,

   промышленных и жилищных  программ  правительства  по  льготным  ставкам  и

   т.д.) деятельностью Центрального  Банка,  государственных  предприятий   и

   коммерческих банков как  в индустриальных, так и в переходных  экономиках.

 

|Таблица 1. Доля        |              |                       |

|дефицита в % от ВВП.   |              |                       |

|параметры              |года          |                       |

|                       |1996          |1997                   |

|ведущие индустриальные |              |                       |

|страны(1)              |              |                       |

|фактический дефицит    |-2,9          |-2,3                   |

|относительное          |-1,4          |-1,1                   |

|отклонение к ВВП(2)    |              |                       |

|структурный дефицит    |-2,1          |-1,6                   |

|остальные              |              |                       |

|индустриальные         |              |                       |

|страны(3)              |              |                       |

|фактический дефицит    |-2,9          |-2                     |

|относительное          |-1,2          |-1,1                   |

|отклонение к ВВП(2)    |              |                       |

|структурный дефицит    |-2,1          |-1,4                   |

 

|Примечание к      | |         |    |    |    |    |    |    |

|таблице :         | |         |    |    |    |    |    |    |

| 1. Группа        | |         |    |    |    |    |    |    |

|индустриально     | |         |    |    |    |    |    |    |

|развитых стран    | |         |    |    |    |    |    |    |

|объединяет страны | |         |    |    |    |    |    |    |

|"большой          | |         |    |    |    |    |    |    |

| семерки".        | |         |    |    |    |    |    |    |

| 2. Показатель    | |         |    |    |    |    |    |    |

|"относительное    | |         |    |    |    |    |    |    |

|отклонение ВВП"   | |         |    |    |    |    |    |    |

|представляет собой| |         |    |    |    |    |    |    |

|величину          | |         |    |    |    |    |    |    |

|относительного    | |         |    |    |    |    |    |    |

|отклонения        | |         |    |    |    |    |    |    |

|фактического      | |         |    |    |    |    |    |    |

|объема ВНП от     | |         |    |    |    |    |    |    |

|его потенциального| |         |    |    |    |    |    |    |

|уровня.           | |         |    |    |    |    |    |    |

| 3. Группа        | |         |    |    |    |    |    |    |

|индустриальных    | |         |    |    |    |    |    |    |

|стран в 1980-89   | |         |    |    |    |    |    |    |

|гг. включала      | |         |    |    |    |    |    |    |

|Австралию,        | |         |    |    |    |    |    |    |

|Австрию, Бельгию, | |         |    |    |    |    |    |    |

|Данию, Ирландию,  | |         |    |    |    |    |    |    |

|Испанию,          | |         |    |    |    |    |    |    |

|Нидерланды, Новую | |         |    |    |    |    |    |    |

|Зеландию и Швецию.| |         |    |    |    |    |    |    |

|В последующий     | |         |    |    |    |    |    |    |

|период в нее также| |         |    |    |    |    |    |    |

|были включены     | |         |    |    |    |    |    |    |

|Греция, Норвегия, | |         |    |    |    |    |    |    |

|Португалия и      | |         |    |    |    |    |    |    |

|Финляндия.        | |         |    |    |    |    |    |    |

 

2.2 Основные подходы к сокращению  и ликвидации  дефицита государственного

бюджета.

                      1.Монетизация бюджетного дефицита

 

       В  случае  монетизации  дефицита  (то  есть  внутреннего  банковского

финансирования) нередко возникает  сеньораж - доход государства от  печатания

денег. Сеньораж является следствием превышения темпа  роста  денежной  массы

над темпом роста реального ВВП, что приводит  к  повышению  среднего  уровня

цен. В результате все экономические  агенты платят своеобразный  инфляционный

налог, и часть их доходов  перераспределяется  в  пользу  государства  через

возросшие цены.

       В условиях  повышения уровня инфляции возникает  так называемый "эффект

Танзи"  -  сознательное  затягивание  налогоплательщиками  сроков   внесения

налоговых отчислений в государственный  бюджет,  что  характерно  для  многих

переходных   экономик.   Нарастание   инфляционного    напряжения    создает

экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так  как  за  время

"затяжки" происходит обесценение  денег,  в  результате  которого  выигрывает

налогоплательщик.  В  итоге  дефицит  государственного   бюджета   и   общая

неустойчивость финансовой системы  могут возрасти.

      Монетизация дефицита  государственного бюджета может  не  сопровождаться

непосредственно эмиссией наличности, а  осуществляется  в  других  формах  -

например, в виде  расширения  кредитов  Центрального  Банка  государственным

предприятиям по льготным ставкам  или в форме отсроченных платежей.

      Отсроченные платежи  - способ финансирования бюджетного  дефицита,  при

котором правительство покупает товары и услуги,  не  оплачивая  их  в  срок.

Если закупки осуществляются в  частном  секторе,  то  производители  заранее

увеличивают цены, чтобы застраховаться от  возможных  неплатежей.  Это  дает

толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

      Если  отсроченные   платежи  накапливаются  в   отношении   предприятий

государственного  сектора,   то   эти   дефициты   нередко   непосредственно

финансируются  Центральным  Банком  или  же  накапливаются,  в  отличие   от

монетизации, официально считаются  не  инфляционным  способом  финансирования

бюджетного  дефицита,  на  практике  это   разделение   оказывается   весьма

условным.

       В переходных  экономиках монетизация дефицита  государственного бюджета

обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний  долг,

и  это  исключает  льготное  финансирование  из  иностранных  источников,  а

возможности   внутреннего   долгового   финансирования   также   практически

исчерпаны,  что  часто  является   главной   причиной   высоких   внутренних

процентных  ставок.   Этот   способ   финансирования   целесообразен,   если

официальные  валютные  резервы  ЦБ  истощены,  в  силу  чего  урегулирование

платежного баланса остается первостепенной задачей,  причем  предполагается,

что экономика выдержит высокую  инфляцию.

      Если   правительство   избирает    эмиссионный    способ    бюджетного

финансирования,  то  ЦБ  обычно  сопровождает  свои  кредитные   ограничения

частному   сектору   введением    соответствующих    лимитов    кредитования

государственных предприятий и  организаций. Без таких лимитов  возникает  риск

полного вытеснения частного сектора  с кредитного  рынка  и  резкого  падения

инвестиционной активности.

Наиболее сильное отрицательное  воздействие на  платежный  баланс  в  аспекте

изменения уровня резервов иностранной  валюты оказывает  дефицит  госбюджета,

который непосредственно финансируется  Центральным Банком.

      В результате происходит  рост предложения денег, и на  руках у населения

накапливается избыток наличных средств. Он  неизбежно  порождает  увеличение

спроса на отечественные и импортные  товары, а также на различные  финансовые

активы, включая зарубежные, что  в свою  очередь,  приводит  к  росту  цен  и

создает давление на платежный баланс.

      Механизм восстановления  равновесия платежного баланса  в этих  условиях

основан  на  "связывании"  избыточного  денежного  предложения  при   помощи

"вливания" иностранных  валютных  резервов,  что  позволяет   стабилизировать

денежный рынок. Монетизация дефицита государственного бюджета  вызывает  тем

меньшее повышение уровня внутренней инфляции, чем  более  открытой  является

экономика и чем больше валютных резервов Центральный  Банк  может  истратить

на  поддержку  относительно  фиксированного  обменного  курса   национальной

валюты и восстановление равновесия платежного баланса.

      Рост инфляции  в результате монетизации бюджетного  дефицита оказывается

более  значительным  в  режиме  гибкого  валютного   курса,   хотя   расходы

официальных валютных резервов при  этом относительно уменьшаются.

      Наибольший рост  инфляции  возникает  в  условиях  абсолютно  свободных

колебаний валютного курса,  за  счет  которых  восстанавливается  равновесие

денежного рынка. В последнем случае уровень  официальных  валютных  резервов

ЦБ остается практически неизменным

 

 

                     2. Внешнее долговое финансирование

 

      Альтернативные   возможности   внешнего    льготного    финансирования

бюджетного  дефицита  (например,  получение  безвозмездных  субсидий   из-за

рубежа  или  льготных  займов  по  низким  ставкам  с  длительными   сроками

погашения)  являются  наиболее  привлекательными,  так  как  в  этом  случае

дефицит не только не оказывает негативного  воздействия на  экономику,  но  и

может  оказаться  весьма  полезным,  если  такое  финансирование  связано  с

производительным использованием ресурсов.

      Нередко, однако, возможности  льготного  финансирования  в  переходных

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг