Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.
1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;
2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.
Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.
1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;
2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.
3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;
3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:
1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:
1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.
|Социальная политика
|Охрана окружающей среды
|Финансовая помощь районам и
городам (дотация)
|Национальная оборона
|Промышленность, энергетика и строительная индустрия |419 926 |
|Прочие расходы
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий
год ниже, чем в целом по России,
и у которых собственных
полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих
расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов
Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя
менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100
% плановых расходов
особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ
(в том числе и Алтайскому краю) осуществляется помощь из федерального
бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований
(подробнее об этом - в разделе 2.5 настоящей работы).
Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют
третий уровень бюджетной
Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования
(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,
предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам
ведения местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены, дополнительны
расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов,
однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при
которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании,
уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы
покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики
Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях)[12] превращает
органы местного самоуправления в постоянных просителей. В конце 1994 г.
собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9 %, поселков - 11,9 %,
сельских районов - 11,8 %, сельских поселений - 5,8 %[13]. Очевидно, что
для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить
задачу финансового
последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного
бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до
31 %.[14]
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех
расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру,
42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство,
67 % - на образование.[15] Таким образом, важнейшие направления
государственной политики финансируются не с федерального, а с местного
уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения
местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию
формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления
за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям
бюджетов муниципальных
Этот закон является следствием общероссийской политики в области
финансирования местных бюджетов: финансирование производится за счет
перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не
путем разграничения между уровнями самих доходов.
Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления
собирали платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со
стимулированием их работы и необходимости их дотирования было бы гораздо
меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов,
если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно
говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.
Объем и структура финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации
из федерального бюджета в 1992 - 1997 г.г. (в % к ВВП) [16]
| |Индивидуальные |Единые правила распределения |
| |согласования |финансовой помощи |
| |1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г.|1996 г.|1997 г.|
| | | | | | |(январь|
| | | | | | |- |
| | | | | | |сентябр|
| | | | | | |ь) |
|Субвенции |0,79 |0,69 |0,42 |0,12 |0,12 |0,04 |
|Трансферты |0,00 |0,00 |0,36 |0,86 |0,68 |0,87 |
|Трансферты за счет |0,00 |0,00 |0,00 |0,31 |0,36 |0,34 |
|НДС | | | | | | |
|Средства, |0,61 |1,95 |2,54 |0,42 |0,81 |0,16 |
|переданные по | | | | | | |
|взаимным расчетам | | | | | | |
|Ссуды за вычетом |0,09 |0,03 |0,02 |0,00 |0,23 |0,27 |
|погашения | | | | | | |
|Недоперечислено |0,00 |0,00 |0,00 |0,02 |0,05 |0,00 |
|отчислений из | | | | | | |
|бюджетов субъектов | | | | | | |
|РФ в целевые | | | | | | |
|бюджетные фонды | | | | | | |
|Всего |1,49 |2,68 |3,33 |1,72 |2,24 |1,70 |
. Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской
Федерации на 1999 г. и на период до 2001 г., одобренной Правительством РФ
23.04.98, предусмотрен целый комплекс необходимых мероприятий. Программа
стабилизации экономики и
упорядочению межбюджетных отношений, в числе которых:
Бюджетная политика Российской Федерации
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по
определению основных задач и количественных параметров формирования доходов
и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из
основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная
политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием
Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее
марта) предшествующего года.
Так как наиболее важными
направлениями бюджетной
бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным
дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной
политики может быть оценена по результативности деятельности органов
исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных
финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику,
поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может
выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной
политики.
В качестве критериев
эффективности бюджетной
следующие[17]:
уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
уровень выполнения бюджетных обязательств;
величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного
бюджета;
уровень монетизации бюджетного дефицита;
величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного
дефицита;
динамику валового внутреннего продукта;
уровень безработицы;
степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,
характеризующие специфику современного этапа в развитии российской
экономики:
масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия
бюджетного финансирования;
величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.
Для иллюстрации оценки эффективности российской бюджетной политики
приведем конкретные данные в соответствии с перечисленными выше критериями
(Источники: Минфин РФ, ЦБР РФ, Госкомстат РФ, ИЭА) за период - 1994 - 1997
г.г.[18]
|Периоды |1 |2 |3 |4 |5 |
|Вице-премьеры, |А. Шохин|А. |В. |В. |А. |
|курировавшие финансовую|
|политику | | |ков |А. | |
| | | | |Лившиц | |
|Министры финансов |С. |В. |В. |А. |А. |
|
|Дубинин |Пансков |Пансков |
|Период
|февраль-|январь-д|январь-а|
|Показатели |декабрь |екабрь |вгуст |1996 г. |оябрь |
| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |- март |1997 г. |
| | | | |1997 г. | |
|Доходы федерального бюджета
(по определению МВФ)
|с элиминированием сезонной
составляющей
|(в среднем за период, в % к
ВВП)
|Наличными деньгами и | | | | | |
|денежными суррогатами: | | | | | |
|Все доходы |12,0 |12,4 |10,3 |9,0 |10,6 |
|в том числе: | | | | | |
|налоговые доходы |11,9 |10,8 |8,7 |8,0 |8,6 |
|неналоговые доходы |0,1 |1,6 |1,7 |1,0 |2,1 |
|Удельный вес в | | | | | |
|налоговых доходах, в % | | | | | |
|наличных денег |98,9 |89,6 |82,3 |85,3 |91,7 |
|денежных суррогатов |1,1 |10,4 |17,7 |14,7 |8,3 |
|Выполнение бюджетных
|Расходы федеральн. | | | | | |
|бюджета (по определению|23,2
|МВФ) в % к ВВП | | | | | |
|Просроченная зад-ть по | | | | | |
|оплате труда из-за | | | | | |
|отсутствия бюджетн. | | | | | |
|финансир-ния на конец | | | | | |
|периода: | | | | | |
|млрд. руб. |915 |2736 |6107 |11305 |4940 |
|во всей зад-ти по опл. |17,3 |17,3 |17,0 |21,5 |10,1 |
|труда, % |4,4 |6,6 |14,9 |27,7 |9,1 |
|в фонде оплаты труда, %| | | | | |
|Дефицит бюджета и
|Дефицит фед. бюджета | | | | | |
|(по определению МВФ) в |11,1
|% к ВВП | | | | | |
|Государственный долг, | | | | | |
|оформленный ГКО-ОФЗ, на|
|конец периода, в % к |1,0 |3,2 |7,9 |11,3 |12,6 |
|ВВП | | | | | |
|Прирост гос. долга, | | | | | |
|оформлен-ного ГКО-ОФЗ, | | | | | |
|процентных пунктов ВВП:|
| |0,08 |0,18 |0,59 |0,48 |0,14 |
|в среднем в месяц |1,0 |2,2 |7,1 |5,8 |1,7 |
|в пересчете на год | | | | | |
|Периоды |1 |2 |3 |4 |5 |
|Вице-премьеры, |А. Шохин|А. |В. |В. |А. |
|курировавшие финансовую|
|политику | | |ков |А. | |
| | | | |Лившиц | |
|Министры финансов |С. |В. |В. |А. |А. |