Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.
1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;
2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.
Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.
1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;
2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.
3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;
3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:
1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:
1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.
|
|Дубинин |Пансков |Пансков |
|Период
|февраль-|январь-д|январь-а|
|Показатели |декабрь |екабрь |вгуст |1996 г. |оябрь |
| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |- март |1997 г. |
| | | | |1997 г. | |
|Макроэкономические
|Темпы прироста ВВП в | | | | | |
|ценах сентября 1997 г. |- 12,8 |- 4,2 |- 5,0 |- 2,4 |0,4 |
|в расчете на год,% | | | | | |
|Законы о федеральном бюджете
и их исполнение
|(по определению Министерства финансов РФ) с элиминированием |
| сезонной составляющей (в среднем за период, в % к ВВП) |
|Законы о федеральном | | | | | |
|бюджете: |15,9 |18,8 |15,1 |15,5 |12,2 |
|доходы |26,8 |26,7 |19,5 |19,4 |15,5 |
|расходы |10,9 |7,9 |4,4 |4,0 |3,3 |
|дефицит | | | | | |
|Фактическое исполнение:|
| |13,7 |14,3 |11,6 |9,9 |11,3 |
|доходы |23,5 |15,6 |15,9 |12,3 |14,4 |
|расходы |9,9 |1,3 |4,4 |2,4 |3,1 |
|дефицит | | | | | |
|Степень исполнения | | | | | |
|законов о бюджете, %: | | | | | |
|доходы |85,9 |76,1 |76,6 |64,4 |93,2 |
|расходы |87,7 |58,6 |81,8 |63,5 |93,3 |
|дефицит |90,4 |16,6 |99,7 |60,0 |93,6 |
|доходы и расходы в |86,8 |67,3 |63,9 |63,9 |93,2 |
|среднем | | | | | |
Доходы федерального бюджета: анализ данных показывает, что наихудшая
финансовая политика в сфере доходов федерального бюджета проводилась в
сентябре 1996 - марте 1997 г.г. В этом периоде произошел бурный (почти 4-
кратный в реальном выражении рост выпуска КНО и проведения денежных
зачетов). В результате доля денежных суррогатов возросла с 1/6 до почти 1/2
налоговых доходов бюджета. Перелом в тенденции сокращения удельного веса
налоговых доходов в денежной форме в ВВП произошел в 5-ом периоде. Этот
перелом является одной и важнейших особенностей бюджетной политики,
проводившейся в течение апреля-ноября 1997 г., когда наиболее отрицательные
последствия политики предшествующего периода в основном пришлось
преодолеть.
Выполнение бюджетных обязательств: Динамика расходов федерального
бюджета отличалась значительными колебаниями. В течение 2-го, 3-го, 5-го
периодов проводилась умеренно жесткая политика по ограничению
государственных расходов, в 4-м периоде произошел существенный рост
бюджетных расходов, однако это не привело ни к сокращению бюджетных долгов
по заработной плате, ни к прекращению их роста. Напротив, принципиальной
особенностью 5-го периода стало существенное уменьшение накопленной в
предыдущие периоды
Управление бюджетным
дефицитом и государственным
огромного дефицита бюджета в 1-м периоде привело к инфляционной волне
осенью-зимой 1994-1995 г.г. и валютному кризису в «черный вторник» 11
октября 1994 . Поэтому во 2-м периоде бюджетная политика была ужесточена, в
результате чего произошло существенное сокращение дефицита федерального
бюджета. Избирательная кампания 1996 г. сопровождалась заметным увеличением
бюджетного дефицита и рекордно быстрыми темпами прироста государственного
долга, оформленного ценными бумагами (ГКО и ОФЗ). После завершения
избирательной кампании возврата к сокращению бюджетного дефицита не
произошло, напротив, его размеры возросли. В течение 5-о периода дефицит
бюджета был вновь сокращен. Хотя государственный долг продолжал
увеличиваться, темпы его прироста были значительно снижены - по сравнению с
3-м периодом более чем в 4 раза, с 4-м - почти в 3,5 раза.
Особенности
периода (расходы бюджета - 23,2 % ВВП), способствовала сохранению высоких
темпов экономического спада - 12,8 % в годовом выражении. Сокращение
бюджетных расходов о 17,4 - 21,1 % ВВП во 2-м - 4-м периодах заметно
уменьшило темпы экономического спада, однако не смогло прекратить его
полностью. Лишь существенное сокращение бремени государственных расходов,
снижение бюджетного дефицита, уменьшение
правительственных
финансовом рынке, сопровождавшееся падением реальных процентных ставок,
обеспечили необходимые условия для кредитования частного сектора
коммерческими банками и начала экономического подъема. В апреле-ноябре 1997
г. российский ВВП стал увеличиваться со скоростью 0,4 % в расчете на год.
Степень исполнения
законодательных и
бюджете: Степень исполнения законов о бюджете в 1994-1997 г.г. трудно
назвать слишком высокой, что свидетельствует, прежде всего, об их
малореалистичности. В наибольшей степени были исполнены секвестированный
бюджет 1997 г. и бюджет 1994 г. При этом следует иметь в виду, что в 1994
г. высокая степень исполнения «мягкого» бюджета привела к валютному
кризису, инфляционной волне и дополнительному падению реального
производства. Исполнение более жесткого бюджета в апреле-ноябре 1997 г.
способствовало началу макроэкономического подъема.
Однако, несмотря на внешне обнадеживающие показатели конца 1997 г.,
огромный государственный долг, нарастающим итогом
Таким образом, до ноября 1997 г. в экономике России отмечались
определенные позитивные тенденции - снижение инфляции, прекращение спада и
небольшой рост производства. Происходил рост денежной массы и кредитных
вложений в реальную сферу (на 38 % за год), процентные ставки для конечных
заемщиков снизились примерно с 70 до 30 % в ноябре, существенно возросли
иностранные инвестиции.[19] Однако эти позитивные тенденции развивались на
фоне ряда застарелых слабостей нашей экономики, прежде всего бюджетного
кризиса, связанного с плохим сбором налогов, высокими обязательствами
государства по расходам и неэффективной системой контроля за использованием
государственных средств и, как следствие, со значительным дефицитом
федерального бюджета. Покрывать его приходилось за счет растущих
заимствований и расходов по обслуживанию государственного долга (процентных
расходов). За 1997 г. эти расходы значительно возросли, составив 28 % всех
расходов бюджета против 16 % год назад. Структура государственного долга,
особенно внутреннего, неблагоприятна в силу преобладания коротких и дорогих
расходов по ГКО, вызывающих рост процентных расходов. Несмотря на
сокращение бюджетного дефицита (4,4 % против 6,6 % ВВП в 1997 г.) и
превышение доходов над
руб. за 5 месяцев) все больше средств Правительству пришлось использовать
на погашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировать их по
чрезмерно высоким ставкам доходности. Политическая нестабильность вызвала
ряд резких падений котировок российских государственных и корпоративных
ценных бумаг. В результате к середине 1998 г. в стране разразился новый
финансовый кризис, для преодоления которого Правительством был предпринят
ряд экстренных мер: изменение границ «валютного коридора», реструктуризация
задолженности по государственным ценным бумагам (выплата денежных средств
по ГКО будет производится поэтапно в течение 3 лет), введение временного
моратория на выплату российскими заемщиками денежных средств по иностранным
займам и др. В результате роста курса доллара по отношению к российскому
рублю произошла фактическая девальвация рубля, рост цен на импортные
товары, резко ухудшилась ситуация на рынке инвестиций. Финансовый кризис
дополнился политическим, Правительство России было отправлено в отставку.
Очевидно, что именно непоследовательность, ошибки в проведении бюджетной
политики явились одними из наиболее значительных, если не главенствующих
причин сегодняшнего кризиса.
Основные направления бюджетной политики до 2001 г., разработанные
Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной
политики называют следующие:
41. осуществление налоговой
повышение на этой основе собираемости налогов;
42. осуществление бюджетной
упорядочения бюджетного
процесса в Российской
43. полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее
субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
44. сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных
обязательств;
45. сокращение дефицита
46. снижение государственных
при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок
до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор
экономики;
47. совершенствование
Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет
подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих
успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта.
Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств
политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая
низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая
поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению
финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению
устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а,
следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
Глава 2.Проблемы бюджетного дефицита и способы его устранения.
2.1.Основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения.
Исследование его масштабов
в различных странах с
Бюджетный дефицит
- это сумма, на которую
превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности
государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В
зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.
Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного
долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет
не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой
долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень
внимательно.
В данной главе я рассматриваю основные виды бюджетных дефицитов.
Анализируются такие виды, как:
1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных
стабилизаторов.
2. Структурный дефицит
бюджета в условиях полной занятости.
3. Операционный дефицит
инфляционной части процентных
платежей по обслуживанию
4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита
и всей суммой выплат по долгу.
5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,
обусловленный,
Циклический дефицит государственного бюджета.
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является
результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"
(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить
амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к
частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в
индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система