Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.

1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;

2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.


Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.

1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;

2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;

Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.

3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;

3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:

1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:

1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.

Файлы: 1 файл

Ещё Курсовая.docx

— 183.98 Кб (Скачать файл)

не могут  увязываться  с  определенными  расходами  бюджета  за  исключением

целевых  бюджетных  фондов,  а  также  в  случае  централизации  средств  из

бюджетов другого уровня.

    Принцип  гласности   означает:  обязательное  опубликование   в  открытой

печати утвержденных бюджетов, отчетов  об их исполнении,  полноту  информации

о  ходе  исполнения  бюджетов,  доступность  иных   сведений;   обязательную

открытость для общества и СМИ  процедур рассмотрения и  принятия  решений  по

проектам бюджетов, в том числе  по вопросам,  вызывающим  разногласия  внутри

представительного  органа  или  между  исполнительным   и   представительным

органами государственной власти.

    Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей  прогноза

социально-экономического    развития    соответствующей    территории;     и

реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

    Принцип адресности и  целевого характера бюджетных  средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение  конкретных  бюджетополучателей

с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

     Концепции государственного  бюджета.

    В любом бюджете   доходы  и  расходы  должны  быть  сбалансированы.  При

дефиците бюджета - превышении расходов над доходами -  должны  быть  указаны

источники  финансирования  дефицита  (перечень   источников   финансирования

различен для разных уровней  бюджетной  системы  РФ).  Законодательством  РФ

установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например,  размер  дефицита

федерального  бюджета  не  может   превышать   суммарный   объем   бюджетных

инвестиций  и   расходов   на   обслуживание   государственного   долга   РФ

(государственный долг  -  долговые  обязательства  РФ  перед   физическими  и

юридическими    лицами,    иностранными    государствами,     международными

организациями  и  иными  субъектами  международного  права).  Для   покрытия

дефицита  бюджета  используются  государственные  заимствования   -   займы,

привлекаемые  от  физических  и  юридических  лиц,  иностранных  государств,

международных  финансовых  организаций,  по   которым   возникают   долговые

обязательства  РФ  как  заемщика  или  гаранта  погашения   займов   другими

заемщиками,  выраженные  в  иностранной  (внешние)  или  российской   валюте

(внутренние заимствования).

    Существует три основных  точки зрения на сбалансированность  бюджета.

    Одни  экономисты  предполагают   ,  что  бюджет  должен  быть  ежегодно

сбалансированным   Долгое   время   ежегодная   сбалансированность   бюджета

считалась  главной  целью  финансовой  политики  государства.   Однако   при

ближайшем рассмотрении  становится  очевидным,  что  ежегодно  балансируемый

бюджет  в  основном  исключает  фискальную  деятельность   государства   как

антициклическую, стабилизирующую  силу.  Ежегодно  балансируемый  бюджет   на

самом деле углубляет  колебания  экономического  цикла,  вызывает  ускорение

инфляции  .  Стремясь  балансировать  бюджет  ,правительство   должно   либо

увеличить  ставки  налога;  либо  сократить  государственные  расходы,  либо

использовать сочетание этих двух мер. Проблема  в том ,  что  все  эти  меры

являются сдерживающими  по  своему  характеру;  каждая  из  них  еще  больше

сокращает , а  вовсе  не  стимулирует  совокупный  спрос.  Однако  некоторые

экономисты  до  сих  пор  поддерживают  концепцию  ежегодно   балансируемого

бюджета,( думая ри этом  больше  не  об  опасности  дефицитов  ии  растущего

государственного долга как  таковых , а о том , что , с  их  точки  зрения  ,

ежегодно  балансируемый  бюджет  необходим  для  того  ,  чтобы   ограничить

нежелательное  и   неэкономичное    расширение   государственного   сектора.

Бюджетные дефициты, по их мнению, являются яркой демонстрацией  политической

безответственности.

    Идея бюджета, балансируемого  на циклической основе, предполагает ,  что

правительство  реализует  антициклическую  политику  и   в   то   же   время

балансирует  бюджет.  В  этом  случае  ,   однако   ,   бюджет   не   должен

балансироваться ежегодно. Достаточно , чтобы он был  сбалансирован   в  ходе

экономического цикла.

    Логическое  обоснование   этой  концепции  бюджета   просто,  разумно  и

привлекательно. Для того, чтобы  противостоять  спаду,  правительство  должно

снизить налоги  и  увеличить  расходы,  таким  образом  сознательно  вызывая

дефицит. В  ходе  последующего  инфляционного  подъема  необходимо  повысить

налоги и урезать  правительственные  расходы.  Возникающее  на  этой  основе

положительное  сальдо  бюджета   может   быть   использовано   на   покрытие

федерального  долга,  возникшего   в   период   спада.   Таким   образом   ,

правительственные   фискальные   действия    должны    создать    позитивную

антициклическую  силу,  и  правительство  даже  при   этом   условии   может

сбалансировать бюджет, но не на ежегодной  основе, а  в  период  в  несколько

лет.

    Сторонники этой  концепции   считают,  что  надо  стремиться  к  балансу

бюджета  в  течении   всего  цикла  деловой  активности.  С   точки   зрения

кейнсианцев, этого можно достичь  с помощью продуманной фискальной  политики.

Монетаристы  предлагают  придерживаться  рациональной   политики   денежного

обращения. Защитники этой  точки  зрения  пытаются  доказать  ,  что  бюджет

выступает инструментом антициклической  политики.

     Ключевая проблема  данной концепции в том  ,  что  подъемы  и  спады   в

экономическом цикле могут быть неодинаковы  по  глубине  и  длительности,  и

задача  стабилизации  вступает  в  противоречие  с  задачей  сбалансирования

бюджета в ходе цикла.

    Третий   подход   к   регулированию   бюджета   связан   с   концепцией

функциональных   финансов,   в   соответствии    с    которой    вопрос    о

сбалансированности   бюджета   –на   ежегодной   или   циклической   основе-

второстепенный  .  Первоначально   целью   федеральных   финансов   является

обеспечение  неинфляционной  полной  занятости,  то   есть   балансированной

экономики,  а  не  бюджета.  Если  достижение   этой   цели   сопровождается

устойчивым   положительным   сальдо   или   большим   и   все   возрастающим

государственным долгом- пусть будет  так. В соответствии с данной  концепцией

проблемы связанные с государственными дефицитами ли  излишками,  малозначимы

в сравнении с высшей степени  нежелательными  альтернативами  продолжительных

спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является  –  во-первых  и

прежде  всего-  инструментом  достижения  и  поддержания  макроэкономической

стабильности. Правительство не должно сомневаться , идея на  введение  любых

дефециотв или излишков для достижения этой цели.(

 

        2.  Характеристика  состояния  бюджетная  Российской   Федерации   и

           особенности  бюджетной политики, проводимой  в России.

Для  составления  и  исполнения  бюджетов   и   обеспечения   сопоставимости

показателей бюджетов всех уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации

используется  бюджетная  классификация   Российской   Федерации.   Бюджетная

классификация  является  группировкой  доходов  и  расходов  бюджетов   всех

уровней  бюджетной  системы  и  источников  финансирования  дефицитов   этих

бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

    Например, доходы бюджетов  РФ подразделяются на следующие  группы[3]:

 

|Код      |Наименование  групп                                             |

|1000000  |Налоговые доходы                                               |

|2000000  |Неналоговые доходы                                             |

|3000000  |Безвозмездные перечисления                                     |

|4000000  |Доходы целевых бюджетных  фондов                                |

|Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления»  подразделяется на подгруппы:  |

|Код      |Наименование  подгрупп                                          |

|3010000  |От нерезидентов                                                |

|3020000  |От бюджетов других  уровней                                     |

|3030000  |От государственных внебюджетных  фондов                         |

|3040000  |От государственных организаций  и др.                           |

|Подгруппа 3020000 «От бюджетов  других уровней» подразделяется  на статьи:  |          |

|Код      |Наименование  статей                                            |

|3020100  |Дотации                                                        |

|3020200  |Субвенции                                                      |

|3020300  |Средства, получаемые по  взаимным расчетам, в том числе         |

|         |компенсации  дополнительных расходов, возникших  в результате    |

|         |решений,  принятых органами государственной  власти              |

|3020400  |Трансферты и др.                                               |

 

 

    Доходы бюджета - это  денежные средства, поступающие  в  безвозмездном  и

безвозвратном порядке  в  соответствии   законодательством   в  распоряжение

органов государственной власти соответствующего уровня.  Расходы  бюджета  -

денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач  и  функций

государства и местного самоуправления.

    Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные  и  местные

налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления,  а

также  обособленно  учитываются   доходы   целевых   бюджетных   фондов.   К

неналоговым доходам относятся  доходы:

14. от использования, продажи   и  иного  возмездного   отчуждение  имущества,

   находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

15.  от  платных  услуг,  оказанных   государственными   или   муниципальными

   органами власти и учреждениями;

16. средства, полученные в результате  применения  мер  гражданско-правовой,

   административной  и   уголовной  ответственности   (штрафы,   конфискации,

   компенсации, возмещение  ущерба);

17. финансовая помощь и бюджетные  ссуды от бюджетов других уровней  и др.

    Помимо собственных,  в  бюджетах  2-го  и  3-го  уровней  выделяют  т.н.

регулирующие доходы - федеральные  или  региональные  налоги  и  платежи,  по

которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты  субъектов

или местные бюджеты на финансовый  год  или  на  долговременной  основе  (не

менее  чем  на  3  года)  по  разным  видам  таких  доходов  (в  отличие  от

закрепленных доходов, полностью  поступающих в соответствующий  бюджет).

    Расходы  бюджетов  в  зависимости  от  их   экономического   содержания

подразделяются на  текущие  расходы  (обеспечение  текущих  потребностей)  и

капитальные  (инвестиционные  нужды  и  прирост  запасов).  Формы   расходов

бюджетов:

ассигнования на содержание бюджетных  учреждений;

оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

трансферты населению;

ассигнования на осуществление  полномочий,  передаваемых  на  другие  уровни

власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих  из-за  решений

вышестоящих органов власти;

бюджетные кредиты юридическим  лицам;

субвенции и субсидии, юридическим  и физическим лицам;

инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

бюджетные ссуды, дотации, субвенции  и  субсидии  бюджетам  других  уровней,

внебюджетным фондам;

кредиты иностранным государствам;

средства на обслуживание и погашение  долговых обязательств.

    При этом под  дотацией  понимается  средства,  предоставляемые   бюджету

другого уровня на безвозмездной и  безвозвратной основе для покрытия  текущих

расходов, субвенция - средства, предоставляемые  на  той  же  основе  бюджету

другого уровня или юридическому  лицу  на  осуществление  целевых  расходов,

субсидия - средства, предоставляемые  бюджету  другого  уровня,  юридическому

или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Федеральный бюджет Российской  Федерации

Федеральный бюджет Российской Федерации  входит в  первый  уровень  бюджетной

системы РФ. Федеральный  бюджет  -  основной  финансовый  план  государства,

утверждаемый  Федеральным  Собранием  в  виде  федерального  закона.  Именно

федеральный   бюджет    является    основным    орудием    перераспределения

национального дохода и ВВП,  через  него  мобилизуются  финансовые  ресурсы,

необходимые для регулирования  экономического развития  страны  и  реализации

социальной политики на  территории  всей  России.  При  составлении  проекта

бюджета учитываются не  только  данные  о  прогнозируемых  размерах  доходов

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг