Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного
долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на
экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.
1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;
2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.
Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.
1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;
2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.
3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;
3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:
1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:
1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.
экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо
используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях -
на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного
аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро
сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне
отсутствия гарантированных
общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.
Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита
оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных
ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно
стабилизировать валютный курс.
Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том
случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства
сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях
снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги
данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.
Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги
сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту,
необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной
валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта
и увеличению импорта.
Если не удается
поддержать валютный курс
сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на
национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются
занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.
Поэтому первоначальное
стимулирующее воздействие
может быть ослаблено не только за счет "эффекта вытеснения", но и за счет
отрицательного "эффекта чистого экспорта", ухудшающего состояние платежного
баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с этим приток
капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному
снижению внутренних процентных ставок.
В итоге масштабы "эффекта вытеснения" относительно сокращаются, но
внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга
предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение
других стран, что может вызвать сокращение национального производства в
будущем.
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее
инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на
внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы
способствуют расширению импорта.
При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более
жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое
финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие
на платежный баланс.
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования
бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом
для переходных экономик в тех случаях, когда:
1. удается организовать концессионное финансирование;
2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой
внутренней норме прибыли;
3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных
перспектив расширения рынка;
4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
5. первоочередной задачей макроэкономической политики является
снижение вероятной инфляции.
3. Внутренне долговое
Если правительство выпускает в целях финансирования облигации
государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при
стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок
процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост
может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из
частного сектора.
В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично
потребительские расходы - снижаются, вызывая "эффект вытеснения", который
значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики.
Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки
относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди населения
ограничены, что типично для многих переходных экономик, то растущий частный
сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос на иностранные
активы, что неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по
капитальному счету.
Более того, если правительство намерено финансировать значительную
часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может
одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку
процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться
спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же
этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности
внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться
даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала.
В этом случае
экономические агенты будут
или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым
возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних
небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса.
Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации
национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике
правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих
операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения
внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более
сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной
стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в
последнем случае "эффект вытеснения"
оказывается более
В случае оптимистических ожиданий роста прибылей у частного бизнеса
этот "эффект вытеснения" может быть частично или полностью элиминирован
увеличением инвестиционного спроса. Таким образом, в обстановке доверия к
политике правительства и ЦБ один и тот же механизм - внутреннее долговое
финансирование дефицита государственного бюджета - может одновременно как
вызвать эффект вытеснения, так и частично элиминировать его. Чем менее
эластично внутреннее предложение в переходной экономике, тем значительнее,
при прочих равных условиях, может оказаться "эффект вытеснения".
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко
рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот
способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только
откладывает этот рост.
Если облигации
государственного займа
коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их
размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном
рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции,
способствующие росту
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных
облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие
(и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое
финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм
дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных
ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со
временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного
внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных
расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного
дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает
возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и
стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее
долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно
умеренными издержками только в тех случаях, когда:
1. сложно контролировать
предоставление кредитов
2. внутреннее предложение относительно эластично;
3. внешнее долговое
финансирование относительно
из-за значительного
бремени внешней
существующая
внутренняя задолженность
4.сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов
или представляется абсолютно неизбежной.
Глава 3.Государственный долг и методы его сокращения.
3.1. Государственный долг: его виды, причины возникновения и роста.
Проблема обслуживания
суверенного долга России
внимание экономистов и
результате которого российское государство оказалось на грани полного
банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в
разряд первостепенных.
Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период
времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных
сальдо бюджета. Обязательства государства перед банками – кредиторами,
физическими и юридическими лицами – владельцами государственных ценных
бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами,
зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами,
накапливаясь, превращаются в государственный долг. Его приходиться
выплачивать с процентами. Говорят,
что сегодняшние
это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами
государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и
одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату
государственных займов и процентов.
Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью
выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому
правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают к новым займам,
покрывая старые долги, они делают еще большие новые. В результате
государственные долги растут в разных странах различными темпами.
Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается
опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного
обращения.
Виды государственного долга.
Государственный долг
внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный
(от 1 до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются
краткосрочные долги. По ним вскоре
приходиться выплачивать
высокими процентами.
Государственные органы
среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги,
отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной
выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления
государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются
погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечением новых
заемных средств.
Внешний государственный
долг-это долг иностранным
организациям и отдельным
бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные
услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Внутренний долг-это
долг государства своему
с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые
обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими
и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов,
полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных
посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых
обязательств, гарантированных правительством РФ.