Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:14, курсовая работа
Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка КР и Центрального банка РФ, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей. В этой работе я также рассмотрела состояние денежно-кредитной политики Кыргызстана и России в современных условиях и частично коснулась приоритетов денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы в КР.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1 Теоретические основы денежно-кредитной политики
§ 1.1 Сущность денежно-кредитной политики………………………. ……...4
§ 1.2 Механизм денежно-кредитной политики……………………………...11
Глава 2 Денежно-кредитная политика Российской Федерации и Кыргызской Республики в современных условиях
§ 2.1 Денежно-кредитная политика КР………………………………………27
§ 2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2009-2011 г.
в КР ……………………….………………………………………………………..35
§ 2.3 Принципы денежно-кредитной политики в РФ и состояние денежной сферы за 2009 г...…………………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………..55
Список литературы……………………………………………………………….58
Приложения……………………………………………………………………….59
В случае неконтролируемого
результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год, был достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.
Монетаристы считают, что рыночная экономика является внутренне
устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму. Монетаризм делает упор на деньгах. Представители этой школы считают, что связь между ВНП и денежной массой более прочная, нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И.Фишера: М*Y=P*G
(M - денежная масса, Y - скорость ден. обращения, Р - индекс цен, G - кол-во товаров).
Ведь если посчитать, что ВНП=PхG, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы), то ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении. Существует также тесная взаимосвязь между ставкой процента и темпом инфляции (измеряемым как индекс цен потребительской продукции). Когда темп инфляции растет, повышается и ставка процента, а когда темп инфляции падает, снижается и ставка процента. Эту взаимосвязь называют эффектом Фишера (Ирвин Фишер — автор известного уравнения обмена). Рост денежной массы может повысить или понизить ставку процента в зависимости от того, что действует сильнее — эффект Кейнса или эффект Фишера.2
В завершение темы об основных концепциях денежно-кредитной политики считаю необходимым отметить, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем, государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.
Главная задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса. А главной задачей кредитно-денежной политики ЦБ является поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке.
Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.3
Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом. В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства.
Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).
Инструменты денежно-кредитной политики
В XVIII в. А. Смит считал, что экономика будет управлять собой сама, без вмешательства государства, если ее будет направлять "невидимая рука"
личной выгоды. В такой системе государству отводилась роль "ночного сторожа". С тех пор многое изменилось, жизнь внесла свои коррективы, и сегодня не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной деятельности.
Существует три основных способа государственного воздействия на
экономику: прямое вмешательство; фискальная политика; денежная политика. Опыт показал, что ни одной из стран, пытавшихся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в рыночных экономиках государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики.
Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Он располагает набором средств, которые часто
называют инструментами денежно-кредитной политики. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Инструменты кредитно-денежной политики4
Инструменты политики |
Общая характеристика |
Резервная политика |
Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). |
Валютная политика |
Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает |
Политика открытого рынка |
Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг |
Учетная политика |
Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку |
Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы
воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования
определенных условий на денежном рынке и рынке капитала. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.
Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два
инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой. Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).
Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-
кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция — предотвратить "перегрев"
конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или
снизить темпы инфляции.
По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются для достижения внутренних и для достижения внешних целей; административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. При использовании прямых методов временные лаги5 сокращаются.
Косвенные инструменты регулирования денежно-кредитной
политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют
большой временной лаг, последствия их
применения менее предсказуемы, чем при
использовании прямых методов. Использования
косвенных методов непосредственно связана
со степенью развитости денежного рынка.
Переход к косвенным методам характерен
для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных
банков.
Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать по
разным признакам. Прежде всего, все методы монетарного воздействия на экономику условно можно подразделить на две группы: влияющие на развитие приоритетных отраслей, секторов экономики или регионов (структурная политика); влияющие на конъюнктуру в целом (конъюнктурная политика)6
Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:
Операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу
ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих век-
селей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской сис-
темы (количество денег в обращении) и процентные ставки.
Операции на открытом
рынке различаются в
• условий сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО);
• объектов сделок — операции с государственными или частными бумагами;
• срочности сделки — краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
• сферы проведения операций — охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
• способа установления ставок — определяемые центральными банком или рынком.7
Операции на открытом рынке проводятся ЦБ обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Схема проведения этих операций такова:
массы в обращении, и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае ЦБ начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.