Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:14, курсовая работа
Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка КР и Центрального банка РФ, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей. В этой работе я также рассмотрела состояние денежно-кредитной политики Кыргызстана и России в современных условиях и частично коснулась приоритетов денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы в КР.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1 Теоретические основы денежно-кредитной политики
§ 1.1 Сущность денежно-кредитной политики………………………. ……...4
§ 1.2 Механизм денежно-кредитной политики……………………………...11
Глава 2 Денежно-кредитная политика Российской Федерации и Кыргызской Республики в современных условиях
§ 2.1 Денежно-кредитная политика КР………………………………………27
§ 2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2009-2011 г.
в КР ……………………….………………………………………………………..35
§ 2.3 Принципы денежно-кредитной политики в РФ и состояние денежной сферы за 2009 г...…………………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………..55
Список литературы……………………………………………………………….58
Приложения……………………………………………………………………….59
средств в обращении. В этом случае ЦБ проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым ЦБ увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
Операции на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий
эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику. Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны. Во-первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупают ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки поддерживают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно велик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы.
Изменение учетной ставки.
Учетная ставка8 — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды
КБ. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по
кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще иногда называют дисконтной политикой) выступая в роли «займодателя в последней инвестиции». Именно поэтому политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов. Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка.
Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование.
Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кризиса в 1998 г., что вынуждает ЦБ еще выше поднять ставку рефинансирования. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю, когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Понижение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики ЦБ на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
В системе денежно-кредитной политики процентные ставки выполняют
тройную роль:
1) являются индикатором монетарной стратегии;
2) выступают каналами трансмиссии импульса этой политики;
3) служат гибкими инструментами образования ссудного фонда и перелива кредитных ресурсов от кредиторов к заемщику.
Трояко проявляются и регулирующие функции политики процентных ставок:
1) регулирование
уровня сбережений и
2) регулирование уровня деловой активности;
3) воздействие на уровень инфляции.
Политика процентных ставок
Изменение норм резервирования.
Нормы резервирования означают, что КБ обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов КБ в чрезвычайных обстоятельствах.
Изменение норм резервирования — один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы обязательных банковских резервов были введены в США в 1863 г.
Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой
активности в стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка и воздействие внешних факторов, если экономика является открытой. Величина и динамика процента отражаются в движении нормы процента.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
Действенность политики обязательных резервов зависит, прежде всего, от их уровня, который не может фиксироваться раз и навсегда. Цель политики обязательных резервов - усилить зависимость кредитных учреждений от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточить, таким образом, контроль за их ликвидностью. Политика установления норм резервирования в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение.10
Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени
"денежности" различных компонентов денежной массы. В большинстве случаев на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой политике могут быть исключения. В ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) в последние годы действовали единые нормы резервирования. Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В России также достаточно высокая норма резервных требований (в 90-е гг. она колебалась от 22 до 16%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды норма резервных требований на прирост банковских депозитов повышалась до 100%. В Японии, напротив, норма резервирования в последние годы составляла 2,5%.
Рассмотренные инструменты
не исчерпывают арсенал денежно-
Некоторые иные методы регулирования денежно-кредитной сферы.11
Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.
Регулирование риска и ликвидности банковских операций.. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуру банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка; так, он в США — не более 10%, во Франции — 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств.
Помимо экономических методов, посредством которых центральный банк проводит денежно - кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.
При
нарушении коммерческими
банками банковского
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу»12. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Государство в лице ЦБ может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики.
Выделяют две разновидности кредитно-денежной политики:
Когда экономика сталкивается с безработицей и снижением цен,
прибегают к "политике дешевых денег» (экспансионистская) В её задачи входит сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится.