Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка КР и Центрального банка РФ, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей. В этой работе я также рассмотрела состояние денежно-кредитной политики Кыргызстана и России в современных условиях и частично коснулась приоритетов денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы в КР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....2

Глава 1 Теоретические основы денежно-кредитной политики
§ 1.1 Сущность денежно-кредитной политики………………………. ……...4
§ 1.2 Механизм денежно-кредитной политики……………………………...11
Глава 2 Денежно-кредитная политика Российской Федерации и Кыргызской Республики в современных условиях
§ 2.1 Денежно-кредитная политика КР………………………………………27
§ 2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2009-2011 г.
в КР ……………………….………………………………………………………..35
§ 2.3 Принципы денежно-кредитной политики в РФ и состояние денежной сферы за 2009 г...…………………………………………………………………44


Заключение………………………………………………………………………..55
Список литературы……………………………………………………………….58
Приложения……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика ее цели и инструменты..doc

— 2.59 Мб (Скачать файл)

 

      В том случае, когда излишние  расходы толкают экономику к   инфляционной спирали,  используют  "политику  дорогих денег» (рестрикционная),  её  цель   -   ограничить предложение денег, для того, чтобы понизить расходы и сдержать  инфляционное давление. Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Эта политика  обеспечивается  путем  повышения  процентных  ставок  за

пользование кредитом и воздействия на банковскую  ликвидность.  Сдержанность ЦБ  в рефинансировании   коммерческих   банков   вынуждает последних осуществлять жесткую политику  кредитования.  При  недостаточности экономических методов центральный банк вводит административные  ограничения: понижает  норму  потолка  предоставляемых  кредитов,  лимитирует   депозиты, сокращает объем  потребительского  кредита.  Она  также  используется  для предотвращения   утечки   капиталов   за   границу.   Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, следовательно, ограничить предложения денег

  Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

 

Таким образом, в механизме  действия денежно-кредитной политики можно выделить пять последовательно связанных рычагов:

  • Приведение в действие инструментов денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, дисконтирование, изменение нормы обязательных резервов);
  • Увеличение и сжатие объема денежной массы;
  • Движение ставки процента на денежном рынке;
  • Динамика совокупного спроса, связанная, в частности, с активизацией и ослаблением инвестиционной деятельности в экономике;
  • Изменение совокупного предложения как реакция на изменение совокупного спроса. 14

 

Каждый из указанных  элементов запускается предыдущим и в свою очередь приводит в действие последующий рычаг. Поэтому сбой в работе любого рычага ослабляет результативность проведения денежно-кредитной политики.  Так например, слабая реакция инвесторов на заметное снижение процентной ставки, вызванной, в свою очередь,  существенным расширением объема денежной массы, не вызовет адекватного расширения совокупного спроса, а конечном итоге и совокупного предложения, на что было направлено действие денежно-кредитной политики в целом. При этом может наблюдаться усиление инфляционных процессов. Данная ситуация может быть связана с нестабильной политической ситуацией в стране, подавляющей инвестиционную активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Денежно-кредитная политика в КР и РФ в современных условиях.

  • 2.1    Денежно-кредитной политики в Кыргызской Республике.

 

15Как уже раннее было сказано, что основополагающей целью денежно-кредитной политики является стабилизация экономики в целом. Главный смысл реформ заключается в отходе от монополии государства в банковском деле, создании новой двухуровневой банковской системы. Первый уровень представлен Нацбанком, второй - коммерческими банками. Оба эти уровня относительно самостоятельны и обособлены (исходя из задач и функций), но в, то, же время имеют много общего и тесно взаимосвязаны друг с другом, образуя единую банковскую систему.

В Конституции КР установлено, что Правительство и НБКР обеспечивают проведение единой денежно-кредитной  и валютной политики. Деятельность Нац. банка  и коммерческих банков регулируется специальными законами: Законом « О Национальном банке КР « и Законом « О банках и банковской деятельности». Определение цели деятельности, задач, функций и организации Нацбанка и коммерческих банков специальными законодательными актами подчеркивает особый правовой статус данных финансовых институтов. Исходя из данных законов, следует, что Нацбанк не входит в структуру правительства и не является органом исполнительной власти. И поэтому, вмешательство органов государственной власти в решение вопросов, отнесенных к компетенции Нац. банка, не допускается (ст. 6 закона о НБКР). Следовательно, Нацбанк является одним из независимых государственных органов, наделенный особым статусом и полномочиями, его деятельность направлена на регулирование количества денежной массы в стране, кредитных потоков, поступающих из банковской системы в экономику и общего уровня процентных ставок (т.е. стоимости использования денег).

Почему денежно-кредитная  политика так важна для нормального  функционирования экономики? Главным  образом потому, что стабильность стоимости национальной валюты и стоимость кредитов значительно воздействуют на реальные аспекты экономики, а именно: эволюцию потребления, активность национальной  экономики, уровень занятости населения и т.д.

Регулирование количества денег в обращении и предоставляемых кредитов особенно важно потому, что с ними тесно связана функция поддержания стоимости национальной валюты (т.е. среднего уровня цен). Если бы выпуск банкнот и предоставление банкам кредитов были не ограничены, чрезмерное количество средств платежа в обращении привело бы к постоянно растущему уровню цен (инфляции), что имело бы серьезные негативные последствия для экономики. Стабильность стоимости денег является тем условием, при котором экономика работает бесперебойно и эффективно. Она представляет собой «общественное благо», поскольку выгодна для всего национального сообщества: облегчается проведение обменных операций, создаются благоприятные условия для накопления и инвестирования средств, так как сокращается риск потери покупательной способности денег; удается избежать порождаемых инфляцией случайных и социально несправедливых отклонений в распределении доходов и богатства; укрепляются и получают возможность эффективно функционировать кредитные и финансовые рынки.

С другой стороны, очень важен общий уровень процентных ставок в связи с тем, что желание людей делать сбережения зависит помимо прочего (например, уровня дохода на душу населения и его распределения), главным образом, от выгодности сбережений: еще более важно-то, что поскольку большинство экономических инициатив требуют инвестиций, основанных в большинстве на кредитах, предоставляемых банковскими и финансовыми институтами, стоимость последних оказывает воздействие на перспективную доходность, следовательно, оббьем инвестиций и новых инициатив. Наконец, государство обязано выплачивать процент по выпущенным им долговым инструментам, когда оно занимает денежные средства для покрытия бюджетного дефицита. Именно поэтому возникает необходимость сохранять эти платежи в интересах всего общества на самом низком уровне, особенно если общий оббьем государственного долга, слишком велик (как это произошло в Кыргызстане).

 

Как заявил в интервью ИА «24.kg», бывший председатель НБ КР Марат Алапаев16 основной целью денежно–кредитной политики, проводимой НБ КР является достижение поддержания стабильности цен. Основным критерием, целевым ориентиром является показатель индекса потребительских цен, т. е инфляция. В данной ситуации очень показательным являются два вектора в денежно–кредитной системе с начала мирового финансового кризиса.

Первый этап начался  в 2007 – 2008 гг., когда экономика Кыргызстана  столкнулась с резким повышением цен на продовольственные товары, ростом цен на зерно, на энергоносители. И в данной ситуации, как делают все ЦБ других стран, резко ужесточил денежно–кредитную политику. В чем это выражалось? В первую очередь, увеличили учетную ставку, использовали все имеющиеся инструменты для изъятия избыточной ликвидности, установили контроль над денежными агрегатами. И все эти предпринятые меры были направлены на уменьшение предложения денег в экономике для того, чтобы монетарную составляющую часть инфляции свести к минимуму.

Второй этап начался  с конца 2008 - начала 2009 года, когда  уже инфляционное давление отошло на второй план, и мы столкнулись с нестабильностью в финансовом секторе, с замедлением темпов экономического роста, снижением деловой активности внешнего и внутреннего спроса. И на этом фоне денежно–кредитная политика повернулась на 180 градусов и это отразилось на том, что мы значительно смягчили учетную ставку где-то на 15%, и сейчас она находится на уровне 0,9%. Мы допустили на рынок больше продовольствия, денежных агрегатов, перестали изымать избыточную ликвидность коммерческих банков и допустили больше предложений денег в экономику, чтобы стимулировать внутренний спрос. И когда проблемы инфляции отошли на второй план, мы занялись подъемом экономического роста.  

 

Если говорить о политике, которую НБ КР будет  проводить в ближайшей перспективе, то установлены ориентиры совместно с Правительством, потому что проводимая ЦБ КР денежно–кредитная политика является частью общей государственной макроэкономической политики. В рамках этого направления НБКР будет проводить прикладные исследовательские работы в области денежно-кредитной политики и макроэкономического моделирования, в том числе и совместно с центральными банками Швейцарии других стран, с МВФ и другими международными финансовыми институтами (Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития и другие). 

Нынешние ориентиры  на краткосрочный период таковы, что на этот год целевой показатель установили на уровне 7,5%, коридор составил 9, 5%. По итогам 2009 года мы имели в течение года дефляцию и год закончился с нулевой инфляцией. Конечно, мы не сбрасываем на второй план определенное инфляционное давление, так как будут повышены тарифы, ожидается рост цен на определенные товары и услуги, и в этой связи денежно–кредитная политика НБКР будет направлено на нахождение разумного баланса. С одной стороны, это содействие экономическому росту, с другой стороны - это недопущение резкого роста цен. Поэтому для нас целевые ориентиры это, прежде всего, экономический ост, т. е рост реального ВВП на 5,5% в 2010 году, и коридорная инфляция на 7,5% - 9,5%. Как известно, объем золотого резерва достаточно возрос и золотовалютные резервы приблизительно составляет 1 700 млрд. сомов. И в данном направлении мы столкнулись с тем, что ЦБ всех промышленно развитых стран снизили свои ключевые ставки и, соответственно, ставки по инструментам, в которых находятся наши резервные активы, тоже значительно снизились и у нас стоит проблема эффективного управления золотовалютного резерва. То есть, основной доход ЦБ формируется за счет управления золотого валютными резервами. И в данной ситуации, так называемый однополярный финансовый мир несколько меняется. Сейчас другие страны претендуют на то, чтобы их валюты стали резервными валютами, и мы в этом направлении тоже работаем, и будем рассматривать возможность изменения структуры нашего золотовалютного резерва. Наш валютный портфель состоит частично из золота, частично специальным правом заимствований и частично из валютного пакета, который состоит из различных традиционных валют: евро, доллар, канадские, австралийские, японские валюты. Однако, возможно, в структуру золотовалютного резерва мы включим и нетрадиционные валюты: китайский юань и российский доллар. Например, в лучшие времена доходность долларовых активов составляла 5%, а сейчас она составляет 0,25%. И поэтому мы должны менять структуру резервов. Но все-таки основным критерием в управлении золотовалютным резервом является обеспечение безопасности и ликвидность. Поэтому мы не можем заниматься спекулятивной деятельностью в Forex, как это предлагают некоторые наши политики. Экономика республики по-прежнему подвержена влиянию шоков, которые усугубились кризисными явлениями на мировых финансовых рынках. При значительном изменении ситуации на мировых рынках, повышении тарифов и административно устанавливаемых цен на товары и услуги, а также в случае пересмотра официальных прогнозных данных по макроэкономическим показателям, в том числе по республиканскому бюджету, целевые показатели денежно-кредитной политики могут быть изменены. 

Но не стоит забывать, что денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста. Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Это и должна обеспечить денежно-кредитная политика государства. 

Инструменты  денежно-кредитной политики Национального  банка КР.

 

Для достижения поставленных целей денежно-кредитной политики Национальный банк намерен использовать, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, имеющиеся в его распоряжении инструменты, работая над их совершенствованием.

1. Операции на открытом рынке  

инструмент, используемый для регулирования ("стерилизации"/ пополнения) уровня ликвидности в  банковской системе.

1.1. Аукционы по продаже нот НБКР 

Ноты НБКР - это государственные краткосрочные ценные бумаги, которые выпускаются НБКР в бездокументарной форме и используются в качестве инструмента денежно-кредитной политики, предназначенного для регулирования денежной массы в обращении. Номинальная стоимость одной ноты составляет 10 000 сом. Ноты выпускаются в обращение на срок 7, 14, 28 дней. Размещение нот осуществляется на еженедельных аукционах. Право участия в аукционах имеют коммерческие банки, первичные дилеры, как это определено соответствующими положениями НБКР, и финансово-кредитные учреждения, лицензируемые НБКР, имеющие корреспондентские/текущие счета в НБКР. Правительство КР не несет обязательств по нотам НБКР. 

1.2. Покупка/продажа государственных ценных бумаг на условиях РЕПО (т.е. с обязательством их обратной продажи/покупки в определенную дату в будущем и по заранее оговоренной цене) на вторичном рынке  

Операции проводятся как по инициативе НБКР, так и  комбанков на регулярной основе. Доходность операций определяется исходя из уровня текущих ставок на финансовом рынке. Средний срок операций РЕПО - 6 месяцев.

1.3. Прямая покупка/продажа ГЦБ на вторичном рынке  

Данные операции позволяют  предоставлять или изымать ликвидность  на более длительный период, соответствующий  дате погашения торгуемой ГЦБ. Операции проводятся как по инициативе НБКР, так и коммерческих банков.

2. Учетная ставка - инструмент, используемый как основной ориентир при определении стоимости денежных ресурсов в экономике. Размер учетной ставки привязан к текущей доходности нот НБКР сроком обращения 28 дней, устанавливаемой на еженедельных аукционах по размещению нот НБКР. Национальный банк Кыргызстана снизил учетную ставку до 14,75 процента.

Информация о работе Денежно-кредитная политика