Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка КР и Центрального банка РФ, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей. В этой работе я также рассмотрела состояние денежно-кредитной политики Кыргызстана и России в современных условиях и частично коснулась приоритетов денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы в КР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....2

Глава 1 Теоретические основы денежно-кредитной политики
§ 1.1 Сущность денежно-кредитной политики………………………. ……...4
§ 1.2 Механизм денежно-кредитной политики……………………………...11
Глава 2 Денежно-кредитная политика Российской Федерации и Кыргызской Республики в современных условиях
§ 2.1 Денежно-кредитная политика КР………………………………………27
§ 2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2009-2011 г.
в КР ……………………….………………………………………………………..35
§ 2.3 Принципы денежно-кредитной политики в РФ и состояние денежной сферы за 2009 г...…………………………………………………………………44


Заключение………………………………………………………………………..55
Список литературы……………………………………………………………….58
Приложения……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика ее цели и инструменты..doc

— 2.59 Мб (Скачать файл)

3. Обязательные резервные требования (ОРТ) 

- инструмент, используемый  в качестве регулятора объема  денежных агрегатов, банковского  кредита и спроса на ликвидность,  а также как средство снижения риска неплатежеспособности банковской системы. В качестве резервных активов используются средства коммерческого банка на корреспондентском счете в НБКР. Объем ОРТ рассчитывается еженедельно и определяется в процентах от среднедневного объема депозитов за предыдущую неделю. В настоящее время норма ОРТ составляет 10% , а в состав депозитной базы включаются все депозиты, за исключением депозитов в иностранной валюте со сроком до погашения более 1 года. Базовый (расчетный) период выполнения ОРТ составляет 2 недели. За выполнение ОРТ НБКР выплачивает компенсацию, за несоблюдение взимает плату.

 

4. Операции рефинансирования (кредитование) банков  

-инструмент прямого  воздействия, на денежную массу  используемый для корректировки  уровня резервов в коммерческих банках в случае возникновения дефицита финансовых средств.

4.1. Кредит "овернайт" 

Предоставляется в национальной валюте на один день, под залоговое  обеспечение, для поддержания краткосрочной  ликвидности банка. В качестве залогового обеспечения принимаются государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР, имеющие дату погашения не позднее последнего дня квартала, в который осуществляется выдача кредита "овернайт". Процентная ставка устанавливается в размере 1,5 от учетной ставки НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого банка.

4.2. Кредит последней инстанции 

Предоставляется в исключительных случаях коммерческим банкам, испытывающим серьезные финансовые проблемы, на срок не более 6 месяцев. Процентная ставка устанавливается Правлением НБКР. Используется по инициативе коммерческого банка при условии наличия программы оздоровления банка.

 

5. Операции на валютном рынке - операции с иностранной валютой на межбанковском валютном рынке. В отчетном месяце общий объем операций по покупке/продаже долларов США на валютных торгах составил 46,7 млн. долларов США, сократившись на 5,8 процента по сравнению с мартом. Общий объем операций Национального банка составил 7,0 млн. долларов США, из них 3,6 млн. долларов США – покупка и 3,4 млн. долларов США – продажа. Также в отчетном месяце НБКР проводил операции по продаже евро, объем которых составил 200 тыс. евро.  

5.1. Валютные интервенции  

Операции по покупке/продаже  иностранной валюты. Проводятся с  целью предотвращения резких колебаний обменного курса сома. Операции проводятся по инициативе НБКР.

5.2. SWAP-операции 

Соглашение об обмене иностранной валюты на эквивалентную  сумму в национальной валюте на определенный срок, по окончании которого участники SWAP-соглашения возвращают друг другу основные суммы и процентные платежи, оговоренные при заключении сделки. Применяется для воздействия на уровень краткосрочной ликвидности коммерческих банков (до 5 дней). Операции проводятся по заявкам коммерческих банков.

(Инструменты НБ КР в табличном варианте см. Приложение 2)17

 

 

 

  • 2.2   Основные направления денежно-кредитной политики на 2009-2011 г. в Кыргызской Республике.

Для начала просмотрим ожидаемые результаты реализации денежно-кредитной политики за 2008-2010 г. 

Один из сценариев развития экономики, представленных в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2008-2010 гг., предполагал 22% рост инфляции. В связи с продолжением влияния внешних шоков конца 2007 года при сохранении высоких инфляционных ожиданий, экономика в 2008 году фактически развивалась в большей степени по вышеупомянутому сценарию.   В этих условиях НБКР в течение 2008 года продолжал проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики, результатом которой стало сокращение темпов прироста широких денег М2 в январе-октябре 2008 года до 13,2 % (26,3 % в аналогичном периоде 2007 года), инфляции до 16,6 процентов (20,1 в аналогичном периоде 2007 года).  

Источники формирования предложения денег. Темпы прироста денежных агрегатов по итогам 10-ти месяцев 2008 года весьма заметно снизились по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, и находятся в диапазоне 11,1 – 13,2 процента.  

на 1.11.2008 г на 1.11.2007 г. 

ü деньги вне банков М0 – 11,1 процента; 22,2 процента 

ü широкие деньги М2 – 13,2 процента; 22,4 процента 

ü широкие деньги М2Х - 12,5 процента; 17,0 процента 

Меры, предпринятые НБКР по ужесточению денежно-кредитной политики, Правительством Кыргызской Республики в области фискальной политики и улучшение ценовой ситуации на продовольственных и сырьевых рынках, привели к недопущению более значительного всплеска инфляции, вызванной существенным ростом цен на основные продукты питания и энергоносители, а также позволили снизить потенциал ценового роста и ограничили монетарную составляющую инфляции на конец октября т.г. в пределах 9,0 процента. Наибольший вклад в рост общего уровня цен в отчетном году внесли немонетарные факторы – 81,6 процента. 

Сильная зависимость отечественной экономики от мировой ценовой конъюнктуры и ограниченные возможности страны противостоять внешним и внутренним шокам обусловили сохранение высоких темпов инфляции в Кыргызстане и ожидается, что значение инфляции в 2008 году (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) сложится на уровне около 20 %.  В течение 10 месяцев 2008 года Минфин и Нацбанк – два эмитента государственных ценных бумаг (ГЦБ), - проводили совместную работу по согласованию действий на первичном рынке ГЦБ. В результате объем государственных казначейских векселей (ГКВ) в обращении на конец сентября составил 2,3 млрд. сомов, увеличившись за 9 месяцев на 30,0 %; объем Нот НБКР в обращении составил 1,8 млрд сомов, увеличившись на 23,3 процента.           Рассмотрим состояние налично-денежного обращения в КР за 2007-2008 годы. Так, общая сумма денег в обращении на 1 января 2009 г. составила 30 803, 3 млн. сомов. Рост денег в обращении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 3 241,4 млн. сомов, прирост – 11,8 %, из них 1 362,4 млн. сомов находились в кассах коммерческих банков, а остальные вне банковской системы. Динамика денег в обращении представлена на графике 1.

График 1. Динамика денег в обращении.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Возвратность наличных денег в кассы коммерческих банков в целом по республике за декабрь 2008 года составила 96,6 %, что на 5,5 % пункта больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Поступило в кассы  коммерческих банков за декабрь 2008 года 22 978,5 млн. сомов, что на 5 636,8 млн. сомов, или 32,5 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. Из касс коммерческих банков было выдано 23 788,3 млн. сомов, что на 4 745,7 млн. сомов или 24,9 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. Изменение показателей поступлений, выдач наличных денег и их возвратности в кассы коммерческих банков представлено на графике 2.

 

График 2. Изменение поступлений, выдач наличных денег и их возвратности в кассы коммерческих банков.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что касается уровня процентных ставок по выдаваемым кредитам, то его в Нацбанке оценили как "высокий" и заявили, что он имеет тенденцию к повышению. В свою очередь это отрицательно влияет на показатели финансового посредничества и рост экономики в целом. По данным НБ КР, в среднем уровень процентных ставок по кредитам на конец 2007 года составил 25 процентов в национальной валюте и 18 процентов - в иностранной. В Нацбанке также отмечают, что сохраняется высокий спрэд процентных ставок: на конец 2007-го в сомах – 20,5 процента, в иностранной валюте чуть ниже – 12,6 процента. Это обусловлено четырьмя факторами: большим спросом на кредитные средства, высокими рисками, недостаточной конкуренцией в банковской системе и относительно низкими процентными ставками по привлекаемым депозитам.18 Если мы обратимся к основным тенденциям рынка кредита и депозита, то представляется следующая картина:

 

График 3. Спрэд по кредитно-депозитным операциям коммерческих банков

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средневзвешенная процентная ставка депозитной базы в национальной валюте составила 6,4 процента, увеличившись с начала года на 0,4 п.п., а ставка по депозитам в иностранной валюте выросла на 0,1 п.п., до 1,7 процента. Средневзвешенная ставка кредитного портфеля действующих коммерческих банков в национальной валюте составила 24,1 процента, повысившись на 0,4 п.п., а ставка по кредитам в иностранной валюте выросла на 0,6 п.п., до 20,1 процента. В результате спрэд по депозитно-кредитным операциям коммерческих банков в национальной валюте увеличился на 0,1 п.п., составив 17,8 процента, а по кредитам и депозитам в иностранной валюте – 18,4 процента, увеличившись на 0,6 п.п. (граф. 3). 

 

 

 

 

 

 

График 4. Динамика объема вновь выданных кредитов и вновь принятых депозитов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом за 2008 год общий объем вновь принятых коммерческими банками депозитов составил 20,2 млрд. сомов, увеличившись по сравнению с аналогичным показателем 2008 года на 12,2 процента. Объем выданных кредитов за период, составил 4,3 млрд. сомов, сократившись на 20,6 процента за счет сокращения кредитов, выданных как в национальной, так и иностранной валютах (граф. 4).  

Рис. 1 Кредитные вложения коммерческих банков Кыргызской Республики в разрезе валют за 1998-2008 гг. (млн. сомов)19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

За 1998-2008 гг. объем кредитных  вложений в Кыргызской Республике увеличился в 14,9 раза. Как следует из анализа  в структуре кредитов в разрезе  валют наибольший удельный вес занимают кредиты в иностранной валюте. Так, если на конец 1998 года доля кредитов в иностранной валюте составляла 72,1%, а в национальной валюте - 27,9%; то  на конец 2008 года  - 64,8%, и 35,2% соответственно.

 

Рис. 2 Динамика процентных ставок по выданным кредитам за 1998-2008 гг.

 

При разработке денежно-кредитной программы учитывались возросшая неопределенность на мировых финансовых и товарных рынках, новизна условий проведения денежно-кредитной политики в связи с разразившимся мировым финансовым кризисом, малые масштабы и высокая степень открытости экономики Кыргызстана, обуславливающие нестабильную динамику спроса на денежные активы. Режим плавающего обменного курса, постепенный переход от канала обменного курса на процентный канал предложения денег позволят в среднесрочной перспективе смягчить воздействие внешних шоков и будут способствовать поддержанию международных резервов на приемлемом уровне. 

Денежно-кредитная политика в 2009 году будет осложнена значительной степенью неопределенности, связанной как с внешними макроэкономическими факторами в регионе, так и с ходом структурных реформ, проводимых в Кыргызской Республике.  

К внешним рискам, которые могут оказать воздействие на макроэкономическую ситуацию в республике, в первую очередь, следует отнести высокий уровень неопределенности влияния мирового финансового кризиса на экономику Кыргызской Республики и стран основных торговых партнеров, а также следующие факторы:                                                                 Ø   волатильность цен на энергоносители и золото;       Ø   снижение спроса на отечественные товары в регионе;      Ø   сокращение рабочих мест в России, Казахстане и ряде других стран;   Ø сокращение инвестиций в капитал местных коммерческих банков со стороны материнских банков;          Ø нерешенность проблем глобальной продовольственной безопасности.  Внутренние риски:            Ø   продолжительность проблем в энергетическом секторе;     Ø неопределенность влияния новой редакции Налогового кодекса на экономику и доходы государственного бюджета;       Ø   удорожание тарифа на газ в связи с ожидаемым ростом закупочных цен;    Ø   неисполнение прогнозных показателей в бюджетно-налоговом секторе; 

20Целью денежно-кредитной политики в среднесрочном периоде является ужесточение денежно-кредитной политики в ответ на ценовые шоки в сочетании с мерами Правительства КР позволили стабилизировать инфляционную динамику, но устойчивость еще не достигнута. Кризисные явления в мировой финансовой системе привносят дополнительные риски для мировой экономики в целом и экономики нашей страны в частности. Вступление экономики некоторых ведущих мировых стран в фазу рецессии, ожидаемое падение темпов экономического роста, как в развитых, так и в развивающихся странах, включая страны-торговые партнеры Кыргызской Республики, скажутся на темпах экономического роста и в нашей стране.

В этой связи основной задачей денежно-кредитной политики на ближайший период будет недопущение укоренения высоких темпов инфляции в экономике, поскольку закрепление инфляции на текущем уровне двузначных чисел может оказать отрицательное влияние на экономический рост в долгосрочном периоде. С другой стороны, чрезмерно жесткая денежно-кредитная политика также может быть нежелательной в случае, если риски снижения экономического роста будут существенными. Таким образом, НБКР будет отслеживать развитие макроэкономических процессов для того, чтобы находить оптимальный баланс между риском инфляционного давления и риском отсутствия экономического роста.  Количественным критерием денежно-кредитной политики в 2009 году будет снижение инфляции ниже уровня 15 процентов (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года), что создаст основу для достижения среднесрочной цели денежно-кредитной политики. 

В случае развития экономики по благоприятному сценарию, проведение денежно-кредитной политики НБКР в 2009-2011 годах будет исходить из ожидаемых тенденций развития реального, налогово-бюджетного и внешнего секторов экономики и будет направлена на выполнение целевого показателя по инфляции ниже 15 % в 2009 году с последующим снижением этого показателя до однозначного уровня. 

В случае замедления темпов развития экономики на фоне глобального финансово-экономического кризиса до уровня 4 процентов в денежно-кредитной программе будет более существенное снижение темпов прироста денежных агрегатов. Такая ситуация возможна (помимо внешних шоков) в случае неэффективного использования скудных внутренних ресурсов, и распыления или не целевого использования внешнего финансирования. С точки зрения проведения денежно-кредитной политики в этих условиях, неизбежной составляющей такой ситуации будет необходимость увеличения вклада чистых внутренних активов банковской системы в прирост широких денег, снижение темпов прироста валовых резервов. В этих условиях потребуется, как минимум, повышение бюджетной дисциплины, расширение спектра государственных ценных бумаг - чтобы довести основные макроэкономические показатели до приемлемого уровня, что позволит рассчитывать на возобновление притока инвестиций в республику для восстановления экономического роста. 

Информация о работе Денежно-кредитная политика