Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка КР и Центрального банка РФ, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей. В этой работе я также рассмотрела состояние денежно-кредитной политики Кыргызстана и России в современных условиях и частично коснулась приоритетов денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы в КР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....2

Глава 1 Теоретические основы денежно-кредитной политики
§ 1.1 Сущность денежно-кредитной политики………………………. ……...4
§ 1.2 Механизм денежно-кредитной политики……………………………...11
Глава 2 Денежно-кредитная политика Российской Федерации и Кыргызской Республики в современных условиях
§ 2.1 Денежно-кредитная политика КР………………………………………27
§ 2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2009-2011 г.
в КР ……………………….………………………………………………………..35
§ 2.3 Принципы денежно-кредитной политики в РФ и состояние денежной сферы за 2009 г...…………………………………………………………………44


Заключение………………………………………………………………………..55
Список литературы……………………………………………………………….58
Приложения……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика ее цели и инструменты..doc

— 2.59 Мб (Скачать файл)

 

  • 2.3   Принципы денежно-кредитной политики в РФ.

 

Банк России намерен совместно с  Правительством  Российской  Федерации активно воздействует  на  улучшение условий,  в которых осуществляется денежно-кредитная  политика.  В  первую  очередь   это   касается   создания благоприятных   предпосылок    для    активного    функционирования    рынка межбанковских кредитов и восстановления  доверия  к  государственным  ценным бумагам и укрепления на этой  основе  такого  важного сегмента  финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых  Центральным банком РФ Основных направлениях денежно-кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.

Основные  направления  единой  государственной  денежно  - кредитной политики включают следующие положения:

  • концептуальные  принципы,  лежащие  в  основе  денежно  -   кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно -  кредитной политики;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно  -  кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год,  оценку  перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз  развития экономики Российской Федерации;
  • прогноз основных показателей платежного баланса  Российской  Федерации;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно  -  кредитной политики,  заявляемые  Банком  России,   включая интервальные  показатели  инфляции,  денежной  базы,  денежной  массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • варианты  применения  инструментов  и  методов  денежно  -  кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров  при  различных сценариях экономической конъюнктуры;

Денежно-кредитное регулирование в России осуществляется с использованием ряда денежных индикаторов, согласованных с МВФ. Устанавливаются максимальные лимиты на чистые кредиты «широкому»21 правительству (в млрд. руб.) а также минимальные лимиты на чистые и валовые международные резервы (в млрд. долл.). 

               

  Конечной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством РФ, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

Для текущей оценки адекватности проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по общему уровню инфляции Банк России использует показатель базовой инфляции, который в большей степени характеризует результаты воздействия монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике. Базовая инфляция более тесно связана с количественными индикаторами денежно-кредитной политики. Реализация конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, измеряемой по ИПЦ, до запланированного уровня в течение ряда лет осуществлялась Банком России через установление в качестве промежуточной цели диапазона темпов прироста денежного агрегата М2. Причина ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом потребительских цен заключается в том, что, несмотря на явную тенденцию к снижению скорости обращения денег, ее количественные параметры не являются точно предсказуемыми.

Скорость обращения  денег зависит от целого ряда факторов, состав и степень влияния которых  в настоящее время подвержены значительным и зачастую трудно прогнозируемым изменениям. Не завершен процесс монетизации расчетов, сама платежная система находится на стадии совершенствования путем внедрения современных технологий проведения валовых платежей.22

Как свидетельствует  опыт, Банк России имеет больше возможностей контролировать денежную базу. При  этом на уровень совокупного денежного предложения, измеряемого денежной массой, со временем можно будет воздействовать косвенно, через процентные ставки денежного рынка. Банк России считает целесообразным перейти в течение нескольких лет к системе управления, опирающейся преимущественно на процентную ставку, сохранив на первом этапе в качестве ориентиров денежно-кредитной политики показатели денежной массы (М2) и денежной базы.

В настоящее время  главными инструментами контроля над  денежными показателями служат: со стороны Банка России - интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России по фиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства Российской Федерации - изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России.

Такая система управления не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных  показателей, так как в ней  отсутствуют элементы “тонкой настройки”. Причина этого кроется в том, что приток или отток ликвидности по линии интервенций Банка России на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики.

Для повышения эффективности  денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы. С этой целью Банк России планирует использовать по мере необходимости все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на кратко-, средне- и долгосрочную ликвидность банковской системы - от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм обязательных резервов.

Предполагается, что по мере практического распространения  этих инструментов регулирования денежного  предложения роль процентной ставки будет возрастать.

Возрастание роли процентных ставок Банка России в управлении денежным предложением для достижения цели по инфляции означает, что относительная  стабильность обменного курса рубля  будет результатом достижения целей денежно-кредитной политики. В то же время Банк России будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке.

Использование режима плавающего валютного курса объективно обусловлено  высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Уровень накопленных на сегодня международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. В долгосрочном плане на динамику реального эффективного курса российского рубля к резервным валютам будут оказывать влияние повышение эффективности российской экономики, а также возможность абсорбировать положительное сальдо платежного баланса за счет накопления резервных фондов и увеличения чистых выплат по внешнему долгу.

 

Инструменты денежно-кредитной политики

 

 

  В первом полугодии 2009 г. на фоне продолжающегося мирового финансового кризиса Банк России стремился поддерживать уровень ликвидности банковского сектора, достаточный для обеспечения его устойчивого функционирования. Реализация комплекса мер, направленных на решение этой задачи, позволила снизить волатильность процентных ставок на межбанковском рынке и нормализовать ситуацию с ликвидностью банковского сектора. В значительной степени этому способствовала стабилизация внутреннего валютного рынка.  

В течение всего первого полугодия 2009 г. Банк России совершенствовал существующие инструменты рефинансирования и неоднократно корректировал процентные ставки по своим операциям.  

По состоянию на 1.07.2009 количество кредитных организаций, заключивших  с Банком России генеральные кредитные  договоры на предоставление кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, составило 454 в 60 регионах России.   

В соответствии с Положением Банка  России от 12.11.2007 № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами"  кредитным организациям была предоставлена возможность получать под обеспечение нерыночными активами (векселя, права требования по кредитным договорам организаций) внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты по фиксированной процентной ставке, а начиная с февраля 2009 г. — также кредиты по фиксированным процентным ставкам, обеспеченные поручительствами кредитных организаций.  

Среди инструментов рефинансирования наиболее востребованными были внутридневные кредиты. Их объем за январь—июнь 2009 г. составил 11,3 трлн. руб. (за II квартал — 5,7 трлн. руб.), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 4,0 трлн. рублей.   

Объем кредитов Банка России, предоставленных в соответствии с Положением Банка России № 312-П, за январь—июнь 2009 г. составил 1149,1 млрд. руб.   

Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. Объем таких кредитов, предоставленных Банком России, за первое полугодие 2009 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 109,5 млрд. руб. и составил 194 млрд. руб.    

В январе—июне 2009 г. Банк России корректировал границы коридора процентных ставок по операциям Банка России, в связи с чем трижды была снижена ставка рефинансирования, как и процентная ставка по кредитам овернайт (на 1.07.2009 они составляли 11,5% годовых). Одновременно были снижены процентные ставки по другим операциям Банка России.   

В 2009 г. Банк России по-прежнему использовал в качестве инструментов рефинансирования операции по предоставлению кредитов без обеспечения, введенные в действие с октября 2008 года. За первое полугодие 2009 г. объем предоставленных кредитов без обеспечения на сроки от 5 недель до 1 года составил 2,23 трлн. рублей.   

Одним из основных рыночных инструментов рефинансирования в 2009 г. оставались операции прямого РЕПО Банка России. За первое полугодие 2009 г. посредством данных операций было предоставлено 20,1 трлн. руб.   

Объем операций "валютный своп" во II квартале 2009 г. составил 0,1 трлн. руб., за первое полугодие 2009 г. — 0,5 трлн. рублей.    

Операции по покупке и продаже облигаций федерального займа (ОФЗ) из собственного портфеля Банком России во II квартале 2009 г. не осуществлялись.   

В целях смягчения последствий  мирового финансового кризиса в январе 2009 г. Банком России было принято решение о переносе ранее установленных сроков поэтапного увеличения нормативов обязательных резервов с 1 февраля и 1 марта 2009 г. на 1 мая и 1 июня 2009 г. соответственно и о сохранении значений нормативов в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств до 1 мая 2009 года.   

В апреле 2009 г. в целях снижения нагрузки на кредитные организации по отчислениям в обязательные резервы Банк России принял решение о повышении нормативов обязательных резервов в четыре этапа (а не в два, как предусматривалось ранее) — на 0,5 процентного пункта на каждом этапе. Усредненная величина обязательных резервов возросла с 37 млрд. руб. в начале 2009 г. до 78,8 млрд. руб. в июне.

 Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах в Банке России, по состоянию на 1 июля 2009 г. составила 61,8 млрд. руб. (в результате первого этапа повышения нормативов обязательных резервов она увеличилась на 30,3 млрд. руб.), в том числе по обязательствам в валюте Российской Федерации — 32,5 млрд. руб. (увеличение на 16,7 млрд. руб.), по обязательствам в иностранной валюте — 29,3 млрд. руб. (увеличение на 13,6 млрд. рублей).

В отсутствие зрелого, конкурентного  финансового рынка и достаточно развитой банковской системы механизмы воздействия инструментов денежно-кредитной политики на уровень инфляции все еще слабы. Процентные ставки Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, который остается узким вследствие сохраняющегося взаимного недоверия банков. Этот же фактор наряду с отсутствием единого рынка межбанковских кредитов и должной конкуренции в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка в формировании ставок по депозитам и кредитам для клиентов банков. Наконец, набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые реально используются, сегодня, Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора, и потребуется некоторое время для его совершенствования и внедрения в практику денежно-кредитного регулирования.23

 

Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной  политики за 2009 г. в РФ.   

 В первом полугодии  2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей находились под влиянием продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.

Информация о работе Денежно-кредитная политика