Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-рассмотреть понятие и сущность финансов, эволюцию теоретических взглядов на содержание категории «финансы» и функции финансов;
-выявить причины возникновения и закономерности развития финансовых отношений;
-раскрыть элементы и звенья финансовой системы РФ, определить составные элементы финансовой системы и особенности, характерные каждому звену структуры.
Введение 3-4
1 Понятие финансовой системы в современной рыночной экономике 5-16
1.1 Сущность финансов и финансовых отношений 5-13
1.2 Роль финансов в рыночной экономике 13-16
2. Финансы в рыночной экономике зарубежных стран 17-22
3. Финансовая система Российской Федерации и пути ее
совершенствования 23-33
3.1 Устройство финансовой системы Российской Федерации 23-28
3.2 Пути совершенствования финансовой системы Российской
Федерации 28-33
Заключение 34-35
Список использованной литературы
Оживление и регулирование экономики является одной из первоочередных государственных задач, к решению которой подключаются местные органы управления. В середине восьмидесятых годов был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов Соединенных Штатов Америки. Им был задан вопрос, что они считают самыми неотложными задачами. Почти 90% мэров назвали таковыми экономическое развитие городов и обеспечение безопасности граждан. Опрос дал следующие результаты:
-увеличение занятости - каждый четвертый мэр поставил эту проблему на первое место по значению и важности, 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных задач;
-рост доходной базы городов, главным образом за счет расширения налоговой базы;
-сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;
-развитие индустриальной и коммерческой базы;
-уничтожение трущоб и развалин, помощь беднейшим районам.
Рассмотрим, какими методами государственные органы и муниципальные власти США и других стран влияют на экономическое развитие в условиях частной собственности.
Государственное регулирование экономики в США началось еще президентом Ф. Рузвельтом после депрессии 1929-1932 гг., когда безработица достигла уровня 25%. В пятидесятые-шестидесятые годы:
федеральное правительство старалось включать в регулирование экономики городские власти. Основным инструментом являлось финансовое воздействие.
Последнее время часто
можно слышать рассуждения
Но вернемся к методам
финансового воздействия. Налоговая
политика западных стран, как правило,
рассчитана на привлечение частного
капитала. Стимулирующее воздействие
налоговых льгот можно
В ряде стран практикуется поощрение капитальных вложений в отсталых регионах, например, вложений на территориях, находящихся на окраинах промышленных городов, вложений на реконструкцию и модернизацию действующего производства. Местными органами выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению и доходящая до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета в ряде случаев может выплачиваться субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.
Начиная с 1985 г. во многих странах применяются методы поощрения создания на территориях муниципалитетов в областях, переживающих структурный кризис, новых высокотехнологичных производств. Например, в Германии, во Франции введена специальная надбавка к капиталовложениям за каждое вновь созданное рабочее место.
С течением времени ранее высокоразвитые передовые отрасли под воздействием научно-технической революции могут прийти в упадок и сдерживать экономический рост региона. Например, в Великобритании на промышленные районы, переживающие депрессию, приходится более половины национальной территории, на которой сосредоточено около четверти населения страны. Это Шотландия, Уэльс, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуолл, Мерсейсайд. В Бельгии - это районы каменноугольной и угольно-металлургической промышленности, которые занимают 36% территории страны. Для этих регионов главной является задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификации рабочей силы.
Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия практикуют государственные инвестиции в отсталые районы, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на выгодных условиях. Государство предоставляет субсидии и займы целевого назначения.
Для оживления экономической деятельности используются такие нормы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленности, субсидирование цен - льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования - займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.
Финансовое воздействие
на развитие экономики может быть
не только стимулирующим, но и сдерживающим.
Речь идет о регулировании развития
районов с высокой
Проблема чрезмерной концентрации населения особенно остра в Японии. 60 млн. человек, или более половины населения страны, живут на территории, составляющей 10 тыс. км . Особенно густо заселен район Токайдо, где расположены три крупнейших города: Токио, Нагоя, Осака. В этих условиях особую роль приобретают налоги на продажу земли и на пользование ею.
Органы управления на всех уровнях осуществляют финансовое воздействие на развитие экономики и через контроль за ценами. Во многих странах местные органы власти выступают регуляторами цен на продукцию отраслей общественного пользование. Необходимость регулирования цен обусловливается потребностями производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам. Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли предприятий отраслей общественного пользования обычно до 5-7% на основной капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы, если нормы прибыли превышают установленный уровень. Аналогичное положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным регионам. В Греции регулируются цены на основные продукты питания. В отдельных городах США и Англии введены твердые цены на жилье для категорий населения, доход которых ниже определенной черты.
К другим формам финансового воздействия на экономику относятся:
- приобретение участков
земли для развития
- оказание частным предприятиям помощи в рекламе и реализации выпускаемой продукции, ее экспорте;
- строительство необходимых дорог, мостов, автостоянок;
- техническая помощь частным предприятиям;
- предоставление кредитов на льготных условиях;
- поддержка мелких
Как видим, в условиях частной собственности на землю и средства производства роль государственных и местных органов управления в развитии экономики велика и многообразна.
Германия, как и прежде, стремится предоставить максимальную свободу предпринимателям и не давать государственных команд отдельным из них. Тем не менее государственное воздействие на экономику очень сильно. Одно из проявлений: государство ведет борьбу с созданием картелей и слиянием предприятий. Именно Германия до окончания второй мировой войны была страной крупных картелей, обладающих огромной экономической и политической мощью. Затем был издан закон, устанавливающий правила конкуренции и создающий благоприятные условия для развития свободной конкуренции. Так, законодательно запрещены договоры о ценах между предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется федеральным ведомством по картелям на основании заключения независимой комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна лежать свободная конкуренция.
Финансовое воздействие на экономику осуществляется во многом через банковскую систему. В Германки она состоит из центрального банка и сети независимых от него коммерческих банков. Немецкий федеральный банк - единственный орган, имеющий право вводить в обращение деньги. Он контролирует обращающуюся денежную массу и стоимость кредита.
Коммерческие банки хотя и независимы и работают на свой страх и риск, но испытывают сильное государственное воздействие. Им устанавливаются минимальный уставный капитал, квалификация менеджеров банка, предельные объемы предоставляемых кредитов. Делается это в интересах клиентов банка.
Центральный банк регулирует процентные ставки и этим влияет на деловую активность.
Законы о конкуренции
не распространяются на транспорт, добычу
угля и стали, банковское дело, коммунальные
службы (снабжение водой и
Кроме того, к ряду отраслей применяется политика государственного протекционизма.
Говоря о финансах зарубежных стран, следует иметь в виду, что они не имеют единой бюджетной системы. Это относится как к федеральным, так и к унитарным государствам. Финансы крупных регионов штатов, земель, департаментов, провинций и местных органов управления - городов, графств обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Наша страна переходит к аналогичному бюджетному устройству.
Глава 3. Финансовая система Российской Федерации и пути ее совершенствования
3.1 Устройство финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система
Государственные и муниципальные финансы:
а) бюджетная система;
б) государственный кредит
Финансы хозяйствующих субъектов:
а) коммерческие организации;
б) некоммерческие организации;
в) финансовые посредники.
"Финансовая деятельность
государства и муниципальных
образований представляет
Государственная бюджетная система Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими составляющими:
-федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ;
-территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);
-бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) – это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
-перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
-регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
-стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
-контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
Государственный кредит выделяется
в самостоятельное звено
Необходимость государственного
кредита обусловлена темпами
роста государственных
Внебюджетные фонды - это
форма аккумуляции и
Информация о работе Финансовая система Российской Федерации и пути ее совершенствования