Финансовая система Российской Федерации и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-рассмотреть понятие и сущность финансов, эволюцию теоретических взглядов на содержание категории «финансы» и функции финансов;
-выявить причины возникновения и закономерности развития финансовых отношений;
-раскрыть элементы и звенья финансовой системы РФ, определить составные элементы финансовой системы и особенности, характерные каждому звену структуры.

Содержание работы

Введение 3-4
1 Понятие финансовой системы в современной рыночной экономике 5-16
1.1 Сущность финансов и финансовых отношений 5-13
1.2 Роль финансов в рыночной экономике 13-16
2. Финансы в рыночной экономике зарубежных стран 17-22
3. Финансовая система Российской Федерации и пути ее
совершенствования 23-33
3.1 Устройство финансовой системы Российской Федерации 23-28
3.2 Пути совершенствования финансовой системы Российской
Федерации 28-33
Заключение 34-35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.83 Кб (Скачать файл)

Оживление и регулирование  экономики является одной из первоочередных государственных задач, к решению которой подключаются местные органы управления. В середине восьмидесятых годов был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов Соединенных Штатов Америки. Им был задан вопрос, что они считают самыми неотложными задачами. Почти 90% мэров назвали таковыми экономическое развитие городов и обеспечение безопасности граждан. Опрос дал следующие результаты:

-увеличение занятости - каждый четвертый мэр поставил эту проблему на первое место по значению и важности, 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных задач;

-рост доходной базы городов, главным образом за счет расширения налоговой базы;

-сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;

-развитие индустриальной и коммерческой базы;

-уничтожение трущоб и развалин, помощь беднейшим районам.

Рассмотрим, какими методами государственные органы и муниципальные власти США и других стран влияют на экономическое развитие в условиях частной собственности.

Государственное регулирование  экономики в США началось еще  президентом Ф. Рузвельтом после депрессии 1929-1932 гг., когда безработица достигла уровня 25%. В пятидесятые-шестидесятые годы:

федеральное правительство  старалось включать в регулирование  экономики городские власти. Основным инструментом являлось финансовое воздействие.

Последнее время часто  можно слышать рассуждения отечественных  экономистов о полной свободе  рынка, недопустимости государственного вмешательства в рыночную экономику, о том, что есть только две формы  хозяйства: или свободный рынок, или государственное регулирование, что якобы адекватно сохранению административно-командной системы. Думается, что требование полной свободы рынка и отказа от его государственного регулирования - естественная реакция на те времена, когда повсеместно действовали всевозможные ограничения и было тотальное господство плановых методов руководства экономикой.

Но вернемся к методам  финансового воздействия. Налоговая  политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие  налоговых льгот можно рассматривать  как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

В ряде стран практикуется поощрение капитальных вложений в отсталых регионах, например, вложений на территориях, находящихся на окраинах промышленных городов, вложений на реконструкцию и модернизацию действующего производства. Местными органами выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению и доходящая до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета в ряде случаев может выплачиваться субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.

Начиная с 1985 г. во многих странах  применяются методы поощрения создания на территориях муниципалитетов  в областях, переживающих структурный  кризис, новых высокотехнологичных  производств. Например, в Германии, во Франции введена специальная  надбавка к капиталовложениям за каждое вновь созданное рабочее  место.

С течением времени ранее  высокоразвитые передовые отрасли  под воздействием научно-технической революции могут прийти в упадок и сдерживать экономический рост региона. Например, в Великобритании на промышленные районы, переживающие депрессию, приходится более половины национальной территории, на которой сосредоточено около четверти населения страны. Это Шотландия, Уэльс, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуолл, Мерсейсайд. В Бельгии - это районы каменноугольной и угольно-металлургической промышленности, которые занимают 36% территории страны. Для этих регионов главной является задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификации рабочей силы.

Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия практикуют государственные  инвестиции в отсталые районы, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на выгодных условиях. Государство предоставляет субсидии и займы целевого назначения.

Для оживления экономической  деятельности используются такие нормы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленности, субсидирование цен - льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования - займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

Финансовое воздействие  на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Речь идет о регулировании развития районов с высокой концентрацией  производства и населения. Первоначально  эта проблема возникла в Великобритании и во Франции, что было вызвано  моноцентрической структурой хозяйства, где один город (или район) стоит  во главе иерархии городов и агломераций. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности ведет к обострению проблем народонаселения, сохранности окружающей природной среды, ресурсосбережения. В основе сдерживающих мер лежит дополнительное налогообложение, что широко практикуется в Нидерландах, или лицензирование предпринимательской деятельности, как во Франции, Великобритании, Италии.

Проблема чрезмерной концентрации населения особенно остра в Японии. 60 млн. человек, или более половины населения страны, живут на территории, составляющей 10 тыс. км . Особенно густо заселен район Токайдо, где расположены три крупнейших города: Токио, Нагоя, Осака. В этих условиях особую роль приобретают налоги на продажу земли и на пользование ею.

Органы управления на всех уровнях осуществляют финансовое воздействие на развитие экономики и через контроль за ценами. Во многих странах местные органы власти выступают регуляторами цен на продукцию отраслей общественного пользование. Необходимость регулирования цен обусловливается потребностями производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам. Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли предприятий отраслей общественного пользования обычно до 5-7% на основной капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы, если нормы прибыли превышают установленный уровень. Аналогичное положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным регионам. В Греции регулируются цены на основные продукты питания. В отдельных городах США и Англии введены твердые цены на жилье для категорий населения, доход которых ниже определенной черты.

К другим формам финансового  воздействия на экономику относятся:

- приобретение участков  земли для развития хозяйственной  деятельности;

- оказание частным предприятиям  помощи в рекламе и реализации  выпускаемой продукции, ее экспорте;

- строительство необходимых  дорог, мостов, автостоянок;

- техническая помощь частным  предприятиям;

- предоставление кредитов  на льготных условиях;

- поддержка мелких малорентабельных  предприятий.

Как видим, в условиях частной  собственности на землю и средства производства роль государственных  и местных органов управления в развитии экономики велика и многообразна.

Германия, как и прежде, стремится предоставить максимальную свободу предпринимателям и не давать государственных команд отдельным из них. Тем не менее государственное воздействие на экономику очень сильно. Одно из проявлений: государство ведет борьбу с созданием картелей и слиянием предприятий. Именно Германия до окончания второй мировой войны была страной крупных картелей, обладающих огромной экономической и политической мощью. Затем был издан закон, устанавливающий правила конкуренции и создающий благоприятные условия для развития свободной конкуренции. Так, законодательно запрещены договоры о ценах между предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется федеральным ведомством по картелям на основании заключения независимой комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна лежать свободная конкуренция.

Финансовое воздействие  на экономику осуществляется во многом через банковскую систему. В Германки она состоит из центрального банка и сети независимых от него коммерческих банков. Немецкий федеральный банк - единственный орган, имеющий право вводить в обращение деньги. Он контролирует обращающуюся денежную массу и стоимость кредита.

Коммерческие банки хотя и независимы и работают на свой страх и риск, но испытывают сильное  государственное воздействие. Им устанавливаются минимальный уставный капитал, квалификация менеджеров банка, предельные объемы предоставляемых кредитов. Делается это в интересах клиентов банка.

Центральный банк регулирует процентные ставки и этим влияет на деловую активность.

Законы о конкуренции  не распространяются на транспорт, добычу угля и стали, банковское дело, коммунальные службы (снабжение водой и электроэнергией), сельское хозяйство. В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что в этих отраслях конкуренция не может обеспечить успешного выполнения возложенных на нее функций. В этих отраслях большой удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не прибыль, а удовлетворение потребностей общества.

Кроме того, к ряду отраслей применяется политика государственного протекционизма.

Говоря о финансах зарубежных стран, следует иметь в виду, что  они не имеют единой бюджетной  системы. Это относится как к  федеральным, так и к унитарным  государствам. Финансы крупных регионов штатов, земель, департаментов, провинций и местных органов управления - городов, графств обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Наша страна переходит к аналогичному бюджетному устройству.

 

Глава 3. Финансовая система  Российской Федерации и пути ее совершенствования

3.1 Устройство финансовой  системы Российской Федерации

 

Финансовая система представляет собой структуру взаимосвязанных  подсистем, которая включает в себя государственные и муниципальные  финансы и финансы хозяйствующих субъектов, которые делятся следующим образом на звенья:

Государственные и муниципальные  финансы:

а) бюджетная система;

б) государственный кредит

Финансы хозяйствующих субъектов:

а) коммерческие организации;

б) некоммерческие организации;

в) финансовые посредники.

"Финансовая деятельность  государства и муниципальных  образований представляет собой  процесс планомерного образования,  распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач" - пишет М.В. Карасёва2.

Государственная бюджетная  система Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими составляющими:

-федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ;

-территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

-бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) – это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственный бюджет выполняет  следующие функции:

-перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

-регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

-стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

-контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонда государства. Государственный кредит - особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами и международными организациями по поводу финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства.

Необходимость государственного кредита обусловлена темпами  роста государственных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понимании она должна включать систему Центрального Банка РФ.

Внебюджетные фонды - это  форма аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых для  удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Данные фонды создаются в различных государствах на определённый срок или действуют постоянно. Государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования различных социально-экономических услуг населения, для стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуру, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации и пути ее совершенствования