Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 19:02, курсовая работа
Помимо инвесторов и эмитентов на рынке ценных бумаг участвуют такие субъекты, которые не имеют непосредственного отношения к ценным бумагам, а осуществляют различного рода услуги для нормальной организации и деятельности рынка ценных бумаг. К таким субъектам относят брокеров, дилеров и др. Причем, их услуги платные, что и составляет их доход.
Таким образом, существование рынка ценных бумаг обеспечивает возможность удовлетворить потребности всех заинтересованных субъектов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Ценные бумаги в условиях рынка
1. Необходимость, сущность и функции ценных бумаг
2. Виды ценных бумаг
3. Доход на ценные бумаги
ГЛАВА 2. Фондовый рынок
1. Первичный рынок ценных бумаг
2. Вторичный рынок ценных бумаг и фондовой биржи
3. Основные операции и механизм деятельности фондовой биржи
4. Становление и основные результаты деятельности фондового рынка в Украине
ГЛАВА 3. Проблемы фондового рынка в экономике Украины
1. Общие проблемы развития национального рынка Украины
2. Проблемы уровня ликвидности ценных бумаг
3. Проблемы национальных и международных бирж листинга ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уменьшение риска, связанного с торговлей фьючерсными контрактами, способствуют опционные соглашения, представляющими собой торговлю предварительными контрактами. Источником дохода для покрытия фактической цены по сравнению с ценой при заключении опционного соглашения выступает премия. Она является величиной риска, что позволяет покупателю опциона заблаговременно знать, что он может потерять, если откажется от его приобретения. А это может быть при следующих обстоятельствах. Субъект, занимающийся сельскохозяйственным производством, в марте хочет купить трактор, который стоит несколько миллионов карбованцев. Но в это время у него нет денег, они будут лишь в сентябре, после реализации его товара. За указанное время цены на трактор могут измениться. Чтобы реализовать свои интересы, покупатель (хочет приобрести трактор, а денег нет) и продавец (хочет реализовать трактор и за отсрочку платежа получить процент) заключают контракт, называющийся опционом, в соответствии с которым покупатель обязуется заплатить за трактор установленную сумму и определенную сумму за опцион. Продав опцион, субъект, имеющий трактор, обязан его продать. Субъект, купивший опцион, получает право приобрести трактор, но может от него и отказаться. При этом он теряет процент за опцион, а продавец его получает.
На бирже реального товара существуют также и срочные соглашения, которые не сопровождаются выпуском фьючерсных контрактов. Они заключаются на обусловленное ранее количество товара, то есть лот, соглашение о поставке которого оформляется в виде биржевого документа, указывающего точно определенные обязанности сторон. Их называют варратом. Это унифицированная складская записка, свидетельство биржи о гарантии наличия товара в ее распределительной сфере.
Формирование товарных бирж в Украине создаст условия для концентрации в определенных местах большого количества товаров, что будет способствовать образованию цены равновесия, устранению дефицита и затоваривания.
Функционирование биржи неразрывно связано с системой посредничества и деятельностью таких ее субъектов, как посредники. Они делятся на маклеров, брокеров, дилеров или джоберов. Какие между ними различия? Для бирж, которым в значительной мере свойственны черты публично-правового учреждения, наиболее распространенным типом посредника является маклер. Маклером называют посредника, который выполняет свои функции, как правило, не имея права осуществлять соглашения за свой счет и принимать на себя обязанности контрагента. На биржах, организованных в форме ассоциаций и акционерных предприятий, более типичными посредниками являются дилеры или джоберы, осуществляющие операции за свой счет, а помогают им реальные посредники - брокеры.
Все соглашения, осуществляемые на фондовой бирже, подразделяются на соглашения за наличность и соглашения на срок. Первые соглашения, которые еще называют кассовыми, простейшие. К ним относятся операции, которые должны быть выполнены в течение 2 -3 дней после заключения соглашения. За это время продавец должен передать покупателю проданную ценную бумагу, а покупатель заплатить за нее наличными обусловленную сумму. Чаще всего такие соглашения заключаются на фондовые ценности небольшой стоимости. Однако это не исключает проведения операций, особенно в периоды значительных конъюнктурных колебаний, и на крупные суммы. Особенностью таких соглашений является быстрота и простота оформления. Чаще всего они осуществляются устно.
Срочные соглашения более сложные, они представляют собой договор, по которому один субъект должен передать другому обусловленное количество ценных бумаг по фиксированному курсу, но не сразу, а в установленный срок, а покупатель обязан их принять и заплатить продавцу указанную денежную сумму. Сроки, на которые заключаются такого рода соглашения, колеблются от одного до трех месяцев. Для срочных соглашений обязателен минимальный объем покупки-продажи, меньше которого соглашение не может быть заключено.
Срочные соглашения многовариантны и подразделяются на следующие основные виды: твердые соглашения, соглашения с премиями, онкольные операции, соглашения на разность.
Твердое соглашение обязуют продавца ценных бумаг передать их покупателю в указанный срок в количестве и по курсу, зафиксированным в данном договоре. В таком случае повышение или понижение курса реализуемой ценной бумаги к моменту ее поставки не сказывается на выполнении операции.
Соглашение с премией предусматривает, что один из контрагентов, уплачивая другой стороне определенное вознаграждение (премию), приобретает право отказаться от соглашения или изменить его начальные условия.
Онкольные соглашения (от английского on call - по требованию) характеризуются тем, что в день их заключения конкретная цена ценных бумаг не фиксируется. При таком соглашении в качестве основы принимается цена, сложившаяся в результате котировки на фондовой бирже в день, указанный в соглашении. В обусловленный день “на требование” происходит реализация соглашения.
Распространенными являются срочные соглашения на разность. Их сущность заключается в том, чтобы одна из сторон получила разницу между курсом на день заключения соглашения и курсом на день его выполнения. Например, продавец на разность обязуется передать покупателю 7 сентября ценные бумаги по курсу, указанному в соглашении. Но фактически в этот день курс увеличился на 10%. Следовательно, выигрывает покупатель, так как эту разницу уплачивает продавец. Выплатой разницы и завершается вся операция. Юридические соглашения на разность во многих странах запрещены.
Фондовая биржа - сложный технический организм, имеющий собственную инфраструктуру, оценки состояния и развития которой представляют интерес как для самих бирж, так и для контролирующих организаций государства. Крупнейшие биржи объединяются в ассоциации, союзы с целью координации и консолидации своей деятельности, что не исключает конкурентной борьбы между ними. Такие объединения, как Европейские товарные биржи, разрабатывают типовую документацию, в частности, формы контрактов.
В Украине принят и действует ряд нормативных актов, заложивших основу для функционирования ценных бумаг. Одним из главных нормативных актов, регулирующих взаимоотношения между всеми участниками, является Закон Украины “ О ценных бумагах и фондовой бирже”. В соответствии с этим Законом фондовая биржа создается лишь как акционерное общество. Ее основателями могут быть лишь торговцы ценными бумагами и их должно быть не менее 20. Основатели должны внести в уставной фонд биржи определенную сумму.
Акционерами фондовой биржи в нашей стране могут стать как предприниматели, крупные банки, так и любой гражданин, вложивший свои сбережения в акции.
Фондовая биржа Украины основывается на бесприбыльных началах и должна действовать на принципах ликвидности, то есть свободного превращения ценных бумаг в деньги без финансовых потерь для владельца, стабильность рынка, широкой гласности и доверия. Это позволит ей выполнять роль: средства привлечения денежных сумм для инвестиций в производственную и социальную сферы; перераспределения капиталов между различными отраслями и предприятиями; средства централизации капиталов, стабилизации сбережений представителей различных слоев населения, создания условий для развития в стране предпринимательской деятельности.
Организацию украинского рынка ценных бумаг и создание необходимых условий для его функционирования приняла на себя Украинская фондовая биржа (УФБ). Среди ее акционеров (всего их около 30) такие крупные республиканские банки, как Укринбанк, Агропромбанк, Укрсоцбанк, Агропромбанк “Украина”, Сберегательный банк Украины, региональные банки в Одессе, Днепропетровске, Харькове, Донецке, Ужгороде, Крыму.
Исходя важной регулирующей роли фондовой биржи в экономической жизни страны установлено, что она является субъектом особой государственной регистрации. Ее регистрирует Кабинет Министров Украины, тогда как товарную - исполком местного Совета (как и всех субъектов предпринимательской деятельности на общих началах). Особенностью государственного регулирования работы биржи является то, что министерство Финансов назначает своих представителей, уполномоченных следить за соблюдением положений устава и правил фондовой биржи и имеющих право принимать в работе ее руководящих органов. Такая практика имеет место в странах с развитой экономикой: например, в Англии, США функционируют государственные комиссии по надзору за фондовыми биржами. Правительство намерено идти на признание правопреемства в отношении ценных бумаг и осуществлять компенсацию потерь от их обесценивания.
Закон предусматривает также особые условия прекращения деятельности фондовой биржи. Одним из них является возникновение ситуации, когда в бирже остается 10 членов и в течение 6 месяцев в ее состав не будут приняты новые члены. Таким образом законодатель пытается не допустить возникновения монополистов в сфере фондового рынка.
На УФБ в соответствии с действующим законодательством могут выпускаться и находиться в обращении как государственные, так и негосударственные ценные бумаги, заключаться кассовые соглашения и соглашения на срок.
Первые торги на УФБ произошли 6 февраля 1992 г. В настоящее время, кроме основной биржи, функционируют 25 ее филиалов по всей Украине. 13 декабря 1993 г. состоялись первые электронные торги.
Практика функционирования фондового рынка показывает, что рынок негосударственных ценных бумаг развивается более высокими темпами. На 1 июля 1993 г. в Украине были зарегистрированы 218 негосударственных эмитентов, которыми было выпущено ценных бумаг на общую сумму 41,1 млрд. крб. Большинство этих ценных бумаг - акции. Их выпущено на сумму 40,9 млрд. крб., а облигаций - только на 2,2 млрд. крб. В тоже время видна тенденция роста объемов соглашений по реализации кредитных ресурсов по сравнению с продажей акций и других ценных бумаг. На бирже производятся и такие операции, как реализация экспортных квот, валютные торги и т.д. Это говорит о том, что биржа находится на “голодном пайке” (в стране не создан рынок ценных бумаг на первичном уровне), нет товара фондовой биржи - ценных бумаг, а жить всем, кто там работает, нужно.
ГЛАВА 3. Проблемы фондового рынка в экономике Украины
1. Общие проблемы развития национального рынка Украины
Система регулирования фондового рынка
С целью приведения в порядок фондового рынка и повышение дисциплинированности его участников, поддержание доверия к фондовому рынку и его динамическому развитию государство осуществляет регулирование рынка ценных бумаг.
Главным принципом регулирования фондового рынка есть первоочередная реализация общенациональных интересов и обеспечения гарантий и безопасности инвестиционной деятельности в экономике Украины.
Система регулирования должна выполнять такие функции:
определение ключевых направлений фондового рынка и роли участников этого рынка;
создание для участников рынка благоприятного законодательного и регулирующего окружения;
создание препятствий и установления ответственности за действия, которые могут привести к дезорганизации рынка, его разрушению, недобросовестной конкуренции и обмана инвесторов, манипулирование ценами и мошенничества с финансовыми ресурсами, в том числе по доверительным операциям.
Государственное регулирование фондового рынка будет осуществляться путем принятия законодательных и других нормативных актов, лицензирование и контроль за деятельностью фондового рынка. С целью обеспечения единой государственной политики в этой сфере создается специальный государственный орган - Комиссия по ценным бумагам.
В границах своих полномочий государственное регулирование фондового рынка будут осуществлять также Министерство финансов Украины, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины и прочие государственные органы.
Государственное регулирование фондового рынка должно осуществляться в таких направлениях:
обеспечение обязательного опубликования всей существенной информации о рынке ценных бумаг (условия выпуска и оборота ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние управления деятельностью эмитентов, объем, характер и тенденции в торговли ценными бумагами и т.п.);
лицензирование и регулирование деятельности финансовых посредников, в том числе тех, которые занимаются доверительной деятельностью на фондовом рынке, надзор за ее осуществлением, установление экономических нормативов относительно адекватности собственных финансовых ресурсов посредников, объема и характера операций, которые ними проводятся;
надзор за деятельностью организованных систем торговли ценными бумагами, установление в случае необходимости обязательных для выполнения правил торговли, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;
привлечение к административной и уголовной ответственности личностей, которые используют внутреннюю информацию, то есть, которая не была оглашена, с целью получения дохода или предотвращения убытков по операциям с ценными бумагами;
обеспечение прав собственников ценных бумаг, прежде всего паевых (доступ к финансовой отчетности эмитентов, участие в управлении (реализация права голоса, беспрепятственное и быстрое засвидетельствование прав собственности на ценные бумаги и т.п.).
Государство будет оказывать содействие установлению и развитию эффективной и стабильной системы платежей для обслуживания соглашений по ценным бумагам, доступа на фондовый рынок эмитентов независимо от их размера и стартовых финансовых возможностей.
Комиссия по ценным бумагам будет выполнять как функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о ценных бумагах и применении санкций за его нарушение, так и функции регулирования фондового рынка, то есть издание в границах, предусмотренных законодательством, нормативных актов, которые регулируют деятельность участников фондового рынка, в том числе банковских учреждений. Комиссия по ценным бумагам осуществляет надзор за размещением ценных бумаг украинских эмитентов на международных фондовых рынках и эмитентов других государств на украинском фондовом рынке.
Информация о работе Фондовые биржи и их роль в рыночной экономике