Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 19:02, курсовая работа
Помимо инвесторов и эмитентов на рынке ценных бумаг участвуют такие субъекты, которые не имеют непосредственного отношения к ценным бумагам, а осуществляют различного рода услуги для нормальной организации и деятельности рынка ценных бумаг. К таким субъектам относят брокеров, дилеров и др. Причем, их услуги платные, что и составляет их доход.
Таким образом, существование рынка ценных бумаг обеспечивает возможность удовлетворить потребности всех заинтересованных субъектов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Ценные бумаги в условиях рынка
1. Необходимость, сущность и функции ценных бумаг
2. Виды ценных бумаг
3. Доход на ценные бумаги
ГЛАВА 2. Фондовый рынок
1. Первичный рынок ценных бумаг
2. Вторичный рынок ценных бумаг и фондовой биржи
3. Основные операции и механизм деятельности фондовой биржи
4. Становление и основные результаты деятельности фондового рынка в Украине
ГЛАВА 3. Проблемы фондового рынка в экономике Украины
1. Общие проблемы развития национального рынка Украины
2. Проблемы уровня ликвидности ценных бумаг
3. Проблемы национальных и международных бирж листинга ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Прогнозные расчеты на 1999 г., касавшиеся объемов украинского экспорта, были достаточно стабильны, что связано с сырьевой структурой последнего. Однако вызывают большие сомнения оптимистичные оценки роста экспорта в нынешнем году - вследствие: 1) неблагоприятных прогнозов динамики мировых цен на энергоресурсы и 2) ограничений роста производства соответствующей продукции из-за недостаточных инвестиций. Оценки роста импорта более неопределенны, что объясняется зависимостью данного параметра от динамики доходов населения, а также динамики реального обменного курса рубля (т.е. от различия между внутренней инфляцией и темпами девальвации). Есть основания предполагать, что в качестве основного выступит сценарий, согласно которому будет наблюдаться рост импорта при стабилизации экспорта.
В качестве ведущих факторов снижения роста потребительских цен в 1999 г. предполагались ограничение роста денежного предложения и ограничение роста цен производителей. Это означало, что посткризисное восстановление доходов населения будет компенсироваться ростом предложения потребительских товаров, при этом цены производителей будут невысоки. В действительности же оказался реализован сценарий, подразумевающий комбинацию действующих факторов из различных "связок", а именно: рост доходов производителей при увеличении объема продаж на внутреннем рынке - одновременно с ростом доходов при стабильном уровне реализации продукции на внешнем рынке. Необходимо отметить, что в 2000 г., при определенных условиях, возможен "реверсивный" сценарий, предполагающий стабилизацию объемов производства и незначительный рост цен производителей вместе с заметным ростом потребительских цен. В качестве условий реализации данного сценария могут выступить падение мировых цен на основные группы экспортных товаров Украины одновременно с ростом реальных располагаемых доходов населения.
Динамика обменного курса рубля в текущем году будет зависеть от соотношения основных компонентов спроса и предложения иностранной валюты. Предложение иностранной валюты будет определяться активным сальдо по текущим операциям внешнеплатежного баланса - главным образом превышением объемов экспорта над импортом. Сокращение притока иностранной валюты может быть традиционно обусловлено оттоком капитала из страны. Роль дополнительного (хотя, как это ни парадоксально, несравненно менее значимого) компонента сыграют платежи, связанные с обслуживанием внешнего долга, скорректированные на поступления внешних кредитов от международных финансовых организаций.
При сохранении банковского кризиса и депрессии на украинском финансовом рынке прогноз относительно уровня процентных ставок становится бессмысленным. Однако условия, при которых стоимость свободных финансовых ресурсов не имеет критериев, делают кредит для предприятий недоступным, а банковские депозиты - достаточно рискованными вложениями и для физических, и для юридических лиц.
Программа для нормализации ситуации, предлагаемая украинскими биржевиками.
Операции, осуществляемые на украинском фондовом рынке, показывают, с одной стороны, то, что его зарождение произошло, а с другой, - что он может и законсервироваться, не стать тем институтом, который является ядром современных рыночных отношений, если не произойдет настоящее разгосударствление и приватизация, не будут созданы акционерные общества, самостоятельные предприятия, не появятся ценные бумаги, которые будут отражать реальный капитал - средства производства, землю, товар. Лишь в этом случае можно надеяться на создание условий для рыночной среды, перемещения капитала от инвестора к производителю, перелива его из одной отрасли в другую.
Экономические и социальные реформы в нашей стране находятся в прямой зависимости от формирования эффективной модели фондового рынка. В связи с этим заслуживают внимания те предложения по корректированную рынка капиталов в Украине, которые содержатся в Концепции, разработанной Украинской фондовой биржей.
УФБ считает необходимым создание централизованного фондового рынка Украины, который должен состоять из трех ведущих элементов: единой национальной фондовой биржи, единого клирингового банка, единого Центрального депозитария.
Первый институт - фондовая биржа является местом котировки, осуществления операций с ценными бумагами и заключения соглашений. Фондовая биржа способствует установлению единой цены на ценные бумаги, поскольку их стоимость определяется рыночным путем в процессе торгов. Это дает возможность противодействовать спекуляциям ценными бумагами вследствие создания их искусственного курса в разных регионах, а также делает невозможной продажу фиктивных бумаг.
Другой институт - клиринговый банк специализируется на расчетах по операциям с ценными бумагами. Во Франции например, его функции выполняет Французский Национальный банк. Требует решения, кто будет заниматься этим в нашей стране.
Третий институт - Центральный депозитарий, который уже создан при УФБ, занимается хранением, учетом и перемещением ценных бумаг. Такая структура способствует введению единой сквозной нумерации ценных бумаг, унификации правил осуществления операций по проведению платежей и доставке ценных бумаг.
Однако в развитых странах применяется более прогрессивная форма обращения ценных бумаг - в виде компьютерных записей на счет. Безбумажная форма ценных бумаг гарантирует высокий уровень их безопасности - невозможность подделки, похищения и противозаконных операций, экономит значительные затраты на их выпуск и доставку (транспортировку), а также гарантирует, что количество ценных бумаг на руках у инвесторов равняется количеству выпущенных ценных бумаг.
УФБ считает, что к котировке и учету (хранению) в Центральном депозитарии ценные бумаги могут приниматься лишь в дематериализованной форме на предъявителю Такая форма будет упрощать заключение соглашений, а также корпоративные действия и учет бумаг.
Развитие украинского рынка ценных бумаг требует решения ряда важных, в том числе и законодательных вопросов. К ним, прежде всего, относятся: определение концепции рынка ценных бумаг и фондовой биржи, разработка методики оценки имущества всех объектов народного хозяйства. Осуществление этого вместе с другими рыночными мерами обеспечит не только появление достаточного количества ценных бумаг, но и внедрение системы допуска (листинга) этих бумаг. Листингирование будет способствовать организационному упорядочению национального рынка ценных бумаг - на УФБ будут поступать лишь те из них, которые прошли оценку основных фондов и анализ всей хозяйственной деятельности в Министерстве финансов Украины. В то же время листинг повысит гарантии для инвестора, позволит формировать биржевой реестр и биржевые бюллетени, которые отражают обращение и котировки ценных бумаг на фондовом рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Украинский рынок ценных бумаг на данный момент находится на стадии формирования и становления. Несмотря на объективные трудности сделаны попытки к созданию эффективного и справедливого рынка ценных бумаг.
Так, в механизме регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственным имеет место и самоуправляемая организация, которая на протяжении долгого времени не имела законодательного закрепления. Так, в частности, создание и деятельность такой организации в Украине определяется Положением о саморегулируемой организации рынка ценных бумаг, утвержденное приказом ГКЦБФР от 11 декабря 1996 года., закрепляющее стандарты поведения, которым должны следовать все участники саморегулируемой организации. Принятие этого Положения стимулирует развитие внебиржевого рынка ценных бумаг, обеспечат его прозрачность и регулируемость.
Положительным моментом является принятие Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины в 1995 году, закрепившая указание о необходимости повышения эффективности функционирования рынка ценных бумаг. При этом требует учитывать рекомендации международной организации независимых экспертов, так называемой «Группы Тридцати». Концепция также закрепляет необходимость учреждения системы Национального депозитария, который мог бы обеспечивать быстрый обмен ценных бумаг на деньги и наоборот и системы независимых от эмитентов регистраторов, в обязанности которых входит засвидетельствование изменения прав собственности на ценные бумаги. Посредническая деятельность должна включать, кроме учреждений, специализирующихся на работе с ценными бумагами, торговцев, а также инвестиционные фонды и инвестиционные компании, банковские учреждения, доверительные общества.
Вместе с тем анализ правоприменительной практики дает основание констатировать наличие в нормативно-правовой базе в части вопроса о рынке ценных бумаг нечетко определенных, коллизионных положений и пробелов, которые негативно влияют как на фондовый рынок в целом, так и на каждого участника в отдельности.
Так, в частности, именно, несовершенство законодательства о доверительных обществах привело к значительным финансовым скандалам в Украине. С этой целью была создана Временная депутатская следственная комиссия по проверке фактов фальсификации отдельных положений Декрета КМУ « О доверительных обществах» и контроля за исполнением п.3 Постановления Верховного Совета Украины « О проекте Закона Украины о внесении изменений и дополнений в Декрет КМУ « О доверительных обществах». В своем отчете, утвержденным Постановлением Верховного Совета от 31 октября 1996 года указанная комиссия пришла к выводу о том, что Декрет « О доверительных обществах» не разрешил проблемы создания и нормального функционирования первичного рынка приватизационных ценных бумаг, не выполнил задачи по снижению риска покупателя в процессе размещения вкладов в объекты приватизации. ”Законодательная неопределенность, непроведение правовой экспертизы проекта Декрета, отсутствие четкой системы контроля в сфере деятельности финансовых посредников, безответственность местных органов исполнительной власти всесторонне содействовали активизации созданию и негативной деятельности псевдодоверительных обществ, трастов, страховых компаний, инвестиционных фондов и иных субъектов предпринимательства в части привлечения имущества и, что наихудшее, денежных средств граждан. Непринятие своевременных оперативных мер со стороны властных структур, контролирующих и правоохранительных органов привело к распространению в Украине финансового мошенничества в опасных для государства широкомасштабных размерах, массового ограбления населения, в первую очередь социально не защищенного.”
Таким образом, на сегодняшний день в Украине возникла реальная необходимость в принятии новых законодательных актов, которые регулировали бы деятельность доверительных обществ, поскольку действующее законодательство и в частности, Декрет КМУ “ О доверительных обществах”, уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.
Печальным фактом является то, что Декрет Кабинета Министров “ О доверительных обществах” является далеко не единственным нормативным актом, который не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Кроме этого законодатель допускает массу коллизионных положений и пробелов, что порождает множество вопросов, ответы на которые никто не может дать.
Так, в частности, Ст. 11 Закона
“ О национальной депозитарной
системе и особенностях
В завершении хочу указать на то, что Закон Украины “ О ценных бумагах и фондовой бирже” также должен быть пересмотрен. Так, в частности Закон не закрепил создание таких необходимых институтов фондового рынка, как саморегулируемые организации, независимые регистраторы, депозитарии и клирингово-расчетные учреждения. Помимо этого, одной главы о фондовой бирже в данном Законе не достаточно для ее нормального функционирования.
Таким образом, необходимо собрать все нормативные акты, регламентирующие деятельность рынка ценных бумаг в единый сборник законодательства. Это, на мой взгляд, даст реальную возможность проанализировать правовые нормы, выявить и устранить все коллизии, пробелы и неточности, предоставив возможность фондовому рынку развиваться в полной мере.
СПИСОК ИСПЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги:
Журналы и газеты :
Информация о работе Фондовые биржи и их роль в рыночной экономике