Фондовые биржи и их роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Помимо инвесторов и эмитентов на рынке ценных бумаг участвуют такие субъекты, которые не имеют непосредственного отношения к ценным бумагам, а осуществляют различного рода услуги для нормальной организации и деятельности рынка ценных бумаг. К таким субъектам относят брокеров, дилеров и др. Причем, их услуги платные, что и составляет их доход.
Таким образом, существование рынка ценных бумаг обеспечивает возможность удовлетворить потребности всех заинтересованных субъектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Ценные бумаги в условиях рынка
1. Необходимость, сущность и функции ценных бумаг
2. Виды ценных бумаг
3. Доход на ценные бумаги
ГЛАВА 2. Фондовый рынок
1. Первичный рынок ценных бумаг
2. Вторичный рынок ценных бумаг и фондовой биржи
3. Основные операции и механизм деятельности фондовой биржи
4. Становление и основные результаты деятельности фондового рынка в Украине
ГЛАВА 3. Проблемы фондового рынка в экономике Украины
1. Общие проблемы развития национального рынка Украины
2. Проблемы уровня ликвидности ценных бумаг
3. Проблемы национальных и международных бирж листинга ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

41_Фондовая биржа.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Предшествовать формированию больше объемного рынка ценных бумаг имеет преобразование больших и средних государственных предприятий в открытые акционерные общества. В свою очередь, в процессе приватизации должны шире использоваться возможности инфраструктуры фондового рынка (размещение акций через фондовые биржи, привлечение к распространению акций торговцев ценными бумагами и т.п.).   

Акционерные общества, созданные в процессе приватизации, из самого начала деятельности должны ориентироваться на стандарты выпуска акций в нематериализованной форме. Необходимое обособление функции ведение регистрации изменения права собственности на акции открытых акционерных обществ и передачи ее независимым уполномоченным лицам. Реестры акционеров наибольших предприятий-монополистов должны перейти у системы Национального депозитария.    

Система ведения продажи акций в процессе приватизации должна строиться с учетом возможности ее дальнейшего привлечения у системы биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами. Компьютерная сеть, Национальная сеть центров сертификатных аукционов, созданные в процессе приватизации, должны органически войти в систему фондового рынка, в особенности внебиржевого рынка ценных бумаг.   

На этапе первичного размещения акций предприятий, которые приватизируются, использование клирингово-рассчетной и депозитарной инфраструктуры фондового рынка поможет осуществить органический переход к вторичному обороту этих ценных бумаг на фондовом рынке.

Налогообложение и страхование на фондовом рынке   

На первом этапе функционирования и развития фондового рынка Украины должны быть обеспечены законодательством гарантии безналогового режима перехода отечественных и иностранных инвестиций в акции, облигации и прочие ценные бумаги открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке, исключение двойного налогообложения дивидендов, других доходов от деятельности с ценными бумагами.   

В процессе становления и развития украинского национального рынка ценных бумаг льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и доходности от ценных бумаг должно устанавливаться в приоритетных областях экономики, которые имеют общенациональное значение.    

Страхование рисков на фондовом рынке должно обеспечивать в первую очередь эмиссионную деятельность открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации как через институциональных инвесторов (инвестиционных страховых и пенсионных фондов и компаний), так и индивидуальных инвесторов, граждан Украины и других стран мира, который собственные сбережения инвестируют в украинские ценные бумаги.

Информационное, техническое и кадровое обеспечение фондового рынка   

Для обеспечения достаточной прозрачности фондового рынка должно обеспечиваться широкое информирование о доходности операций с ценными бумагами и риски, связанные как с эмитентами, так и с деятельностью посредников на фондовом рынке.   

Эта информация будет обеспечиваться путем установления процедур и стандартов раскрытия информации об эмиссиях ценных бумаг, эмитентов, цены и объемы торговли ценными бумагами. Подавать такую информацию должны эмитенты, посредники, системы биржевой и внебиржевой торговли, Комиссия по ценным бумагам через официальные и специальные издания.   

Государство будет оказывать содействие внедрению передовых технологий, необходимых для поддержки рынка ценных бумаг.   

Для кадрового обеспечения функционирования фондового рынка в Украине должна быть созданная система подготовки отечественных специалистов.

Место национального фондового рынка на мировом рынке капиталов   

Фондовый рынок Украины может стать составной частью мирового рынка финансовых ресурсов, предоставляя иностранным инвесторам надежный механизм для осуществления портфельных инвестиций в экономику Украины.    

Необходимой предпосылкой для этого может стать отладки сети предприятий, которые будут специализироваться на работе с ценными бумагами, фондовых бирж и системы Национального депозитария, связанного с эффективной системой платежей. Национальный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций из стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Украины на мировом рынке.    

Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, что бы обеспечивала защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами из ценных бумаг.

 

Президент Украины Виктор Ющенко своим указом от 24 ноября (текст размещен на официальном веб-сайте Президента) утвердил основные направления развития фондового рынка Украины на 2005-2010 гг.

В т.ч. документом предусматривается:

- в АО должность корпоративного  секретаря с возложением на  него функций по организации  мероприятий по корпоративному управлению;

- оценка эффективности управления  АО через показатель их капитализации  на фондовых биржах,

- образование системы специализированных  судов для рассмотрения корпоративных  споров в АО;

- использование органами местного  самоуправления облигаций местных займов для реализации региональных социально-экономических программ;

- механизм открытого размещения  ценных бумаг АО на фондовых  биржах;

- создание на основе Национального  депозитария Украины центрального  депозитария ценных бумаг;

- свободный, оперативный, бесплатный доступ инвесторов к информации об эмитентах и профессиональных участниках фондового рынка;

- введение административной и  уголовной ответственности за  использование инсайдерской информации  во время осуществления операций  с ценными бумагами и препятствование в доступе к информации об эмитентах

 

 

2. Проблемы уровня ликвидности  ценных бумаг

 

Риск ликвидности банка - риск невыполнения в текущем моменте времени своих обязательств в качестве заемщика и расчетного центра. Существует два источника возникновения риска ликвидности банка. Во-первых, это риск ликвидности банковской системы, когда недостаток ликвидных средств испытывают все операторы финансового рынка. Во-вторых, это индивидуальный риск конкретного банка, связанный с особенностями структуры его активов и пассивов.

Следует отметить, что риск ликвидности присущ банковской системе в целом в силу того, что сбережения, служащие источником для формирования ее пассивов, по срокам короче, чем потребность в заимствованиях со стороны реального сектора экономики, являющегося конечным заемщиком. В то же время не следует забывать, что доход от трансформации краткосрочных пассивов в долгосрочные активы - один из важнейших элементов доходов банка. Этот доход, с одной стороны, является доходом, возникающим как премия за процентный риск, образующийся из-за разницы в срочности активов и пассивов, а с другой стороны, он является премией за риск ликвидности.

В актуальности этой проблемы для российского рынка можно было убедиться в августе 1995 года, когда многие российские банки оказались неспособными пережить глобальный кризис ликвидности. Следует отметить, что тогда без вмешательства финансовых властей, сделавших существенные денежные инъекции, можно было бы  говорить о крахе банковской системы. Августовский кризис показал, что бывают периоды, когда рынок оказывается неспособным к саморегулированию, и обеспечение жизнестойкости как финансовой системы, в честности, так и экономической системы в целом, требует оперативного и прямого вмешательства государства.

Следует отметить, что рынок с известной периодичностью испытывает проблемы с ликвидностью. Эти проблемы хотя и не приводят е системному кризису, но все же вызывают существенные колебания цен ликвидных финансовых инструментов, а также приводит к существенному сокращению емкости денежного рынка.

Количественное и качественное выражение проблемы ликвидности для банка.

Количественная оценка проблемы поддержания ликвидности банка непосредственно связана с тем, какую цену он должен заплатить, восстанавливая ее в неблагоприятной для себя ситуации и используя следующие инструменты рынка:- привлекая межбанковские кредиты по завышенным ставкам продавая ликвидные активы (такие, как, например, государственные облигации) по заниженной цене;

- покупая валюту, в которой возникла потребность для поддержания ликвидности, по завышенному курсу;- привлекая ломбардные кредиты под залог ГЦБ;- заключая сделки REPO с ценными бумагами.

Качественная оценка проблемы ликвидности призвана дать ответ на три вопроса:1) Какова реальная потребность в ликвидных средствах и насколько она действительно покрывается имеющимися в наличии ликвидными активами.2) Может ли быть покрыт имеющий место дефицит ликвидности на рынке, емкость которого существенно снижается в условиях общего, пусть и локального, кризисаликвидности.3) Готов ли банк заплатить цену поддержания ликвидности, то есть покрывает ли она выгодами, получаемыми от трансформации краткосрочных пассивов в долгосрочные активы.

Таким образом, риск ликвидности выражается в следующих рисках:- в риске прекращения деятельности;- в валютном риске;- в процентном риске.

Совершенно очевидно, что детальная оценка проблемы ликвидности не исчерпывается традиционными методами анализа баланса, но требует гораздо более глубоких исследований:- денежных потоков банка;- динамики счетов клиентов банка в разных конъюнктурных условиях;- емкости разных сегментов рынка;- потенциальных объемов привлечения;- ликвидности и цены ликвидации рыночных активов.

Анализ денежных потоков

Этот анализ требует оценки входящих и выходящих кумулятивных денежных потоков на временном горизонте не более трех месяцев.

К входящим денежным потокам относятся:

- определенные поступления (возврат ранее выданных кредитов;

- погашение неликвидных долговых  обязательств других эмитентов;

- поступления от эмиссии собственных долговых обязательств по уже заключенным договорам;

- поступления от совершенных  сделок по продаже долговых  обязательств других эмитентов);

- вероятные поступления (поступления от ликвидации рыночного портфеля долговых обязательств).

К исходящим денежным потокам:

- определенные списания (возврат ранее привлеченных депозитов;

- оплата купленной иностранной  валюты; текущие клиентские списания - списания текущего дня, подтвержденные  платежными поручениями; оплата  купленных долговых обязательств;

- погашение долговых обязательств;

- вероятные списания (списание с расчетных счетов в соответствии со статистической моделью).

Составление схемы денежных потоков решает четыре задачи:

1) формирование текущей платежной  позиции банка;

2) формирование прогноза среднесрочной платежной позиции;

3) дает количественную оценку  переизбытка или дефицита ликвидности;

4) позволяет оценить процентную  позицию банка.

Составление этой схемы предполагает использование трех источников информации:- оперативных подразделений, ведущих базы данных о заключенных сделках;- подразделений, отвечающих за ведение корреспондентского счета банка в учреждении ЦБ, а также за счет клиентских поступлений и списаний;- аналитические подразделения, моделирующие вероятностные поступления и списания.

Достоверность и оперативность данных из первых двух источников информации требуют использования в банке современных автоматизированных систем обработки информации. Достоверность аналитических данных требует более подробного исследования применяемых методик оценки вероятностных денежных потоков.

Оценка ликвидности портфеля государственных ценных бумаг

Портфель государственных ценных бумаг традиционно считается резервом ликвидности. Однако, для того, чтобы оценить, в какой мере он может выполнять эту функцию, требуется провести детальный анализ следующих параметров:

- структуру портфеля, долю в  нем ценных бумаг с ближними  сроками погашения;

- доли каждого из выпусков, имеющихся  в портфеле в оборотах рынка;

- чувствительности цены каждого из выпусков к процентной ставке;

- прогноз процентных ставок, а, следовательно, и цен соответствующих  бумаг в случае неблагоприятной  рыночной конъюнктуры.

В модель управления ликвидностью необходимо интегрировать возможные действия банка по увеличению пассивов за счет операций с портфелем ГКО - ОФЗ.

Здесь возможны два типа операций:- ликвидация части портфеля;- ломбардный кредит под залог ценных бумаг. Что касается продажи части портфеля, то для этой цели лучше всего выбрать наиболее ликвидные выпуски.

Информация о работе Фондовые биржи и их роль в рыночной экономике