Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 15:28, курсовая работа
Описание работы
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность.
Наш мир уже в 15 – 16 веках пережил
эпоху чисто рыночной экономики без вмешательства
государства в экономику. Ряд кризисов
и мировых войн вынудил государство не
только вмешиваться в экономику, но и создавать
свой сектор. На протяжении последующих
200 лет, вопрос о размере государственного
сектора и роли государства в экономике
неоднократно обсуждался в научном мире.
Он и сейчас является одним из важнейших
вопросов экономики.
Проблема государственного
вмешательства в экономику является основной
для любого государства, независимо от
того, рыночная ли это экономика или же
распределительная.
В распределительной экономике
все проще: государство берет на себя все
права и обязанности по производству и
распределению товаров и услуг. То есть
о регулировании говорить не приходится:
государству просто некого регулировать.
В таком случае речь идет о замещении всего
многообразия форм собственности и способов
ответа на вопрос "Что, как и для кого
производить?" одной единственной формой
собственности - государственной, а ответ
на основной экономический вопрос - строгой
централизацией и распределением. Однако
такая система на деле показала свою неэффективность.
Остается рыночный путь развития. Но в
рыночном хозяйстве государству приходится
постоянно корректировать глубину влияния.
Перед государством не стоят такие задачи,
как непосредственное производство и
распределение ресурсов, товаров и услуг.
Но оно не имеет и права свободно распоряжаться
ресурсами, капиталом и произведенными
товарами, как это делается в распределительной
экономике. Государственная политика
просто не имеет права отставать от изменений
в рыночной системе, иначе оно превратится
из эффективного стабилизатора и регулятора
в бюрократическую надстройку, тормозящую
развитие экономики.
ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ
Нормальное функционирование
любой экономической структуры невозможно
без государственного регулирования.
На протяжении всей истории своего существования
государство решало не только проблемы
поддержания законности, порядка, обороноспособности,
но и выполняло определенные экономические
функции. Государство выступает как экономический
агент, обладающий правом и возможностью
принуждения (например, в сфере налоговой
политики), законодательной деятельности,
а также выступает как экономический субъект,
обладая определенной собственностью.
С развитием и углублением общественного
разделения труда и обобществления средств
производства возникает необходимость
государственного регулирования экономики.
Оно становится субъектом хозяйствования
в масштабе всего общества, непосредственным
его представителем в хозяйственных делах.
Экономическая роль государства
реализуется в разнообразной хозяйственно-организаторской
деятельности путем регулирования макроэкономических
процессов – расширенного воспроизводства,
темпов роста и направлений развития отраслей
народного хозяйства, использования национального
дохода, обеспечения участия страны в
международном экономическом сотрудничестве
и т.д.
Выясняя необходимость участия
государства в экономических процессах,
обратимся к системе свободной конкуренции.
В совокупность ее признаков входит очень
большое число участников, свобода их
доступа на рынок, наличие у каждого из
них полного объема коммерческой информации,
свободное ценообразование, отсутствие
инфляции и монополизма. В такой экономике
государству нет никакой нужды, скажем,
проводить антиинфляционное регулирование,
подстегивать инвестиции или выполнять
какие-то иные подобного рода функции.
Эффективно работающий рыночный
механизм позволит решать ряд стоящих
перед обществом проблем. Он соединит
интересы производителей и потребителей,
заставит их действовать согласованно,
с ориентацией друг на друга. И происходит
это естественным путем, без команд и приказов.
Просто тем, кто продает товары, становится
выгодным обеспечить потребности покупателей,
делать все, чтобы произведенное поскорее
ушло в потребление. Следует подчеркнуть,
что речь здесь идет только о тех потребностях,
которые выражаются через спрос. Если
его нет, производитель не обратит на данную
потребность ни малейшего внимания.
Однако существуют области,
где механизм свободной конкуренции не
срабатывает и требуется вмешательство
государства.
1. Это правильная организация
денежного обращения. Государство,
выправляя несовершенство рыночной
системы, берет на себя организацию
предложения денег. В экономике
всех стран есть и не могут
не существовать центральные
банки и государственная денежная
политика.
2. Предоставление государством
так называемых общественных товаров.
Все члены общества удовлетворяют свои
потребности товарами индивидуального
спроса. Эти товары подвержены принципу
исключения, который гласит что те, кто
желает и в состоянии платить, получают
продукт, а те, кто не в состоянии или не
желает платить эту цену, исключают данный
товар из своего потребления (одежда, автомобиль
и т.д.). Но существуют определенные виды
товаров и услуг, которые рыночная система
вообще не намерена производить, потому
что они не приносят ей никакой выгоды
(освещение улиц, строительство дорог,
содержание библиотек и т.д.). Все это и
составляет общественные товары, основной
чертой которых является неделимость
и неисключаемость. Все на равных условиях
пользуются данным товаром или услугой.
Такими видами общественных товаров являются:
национальная оборона, содержание правоохранительных
органов, единая энергетическая система,
национальные сети коммуникации, вакцинация,
хлорирование питьевой воды, дорожная
разметка и др. Все эти блага служат интересам
общества в целом, издержки на их производство
не зависят от количества потребителей
и здесь не обойтись без государства. Чтобы
общество могло воспользоваться такими
благами и услугами, государственный сектор
должен обеспечить их производство и финансировать
с помощью принудительных взысканий и
налогов.
3. Компенсация внешних
издержек (экстерналий). Механизмы рынка
устроены так, что не стимулируют предпринимателей
беречь природу и невоспроизводимые ресурсы.
Государство применяет административные
и экономические методы борьбы с отрицательными
экстерналиями.
4. Излишне неравномерное
распределение доходов, которые
в рыночной экономике формируются
только по результатам конкуренции;
отсюда и дифференциация в
доходах в фундаментальной науке,
в государственном управлении. Оно
не распространяется на тех, кто появляется
на рынке только в качестве потребителей
– детей, стариков, инвалидов. И если государство
не принимает мер для «социальной компенсации»
этим слоям населения, ставится под угрозу
общественная стабильность.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
В ЭКОНОМИКЕ
Вмешательство государства
в экономику преследует определенные
функции.
Как правило, оно корректирует
те "несовершенства", которые присущи
рыночному механизму и с которыми он сам
либо справиться не в состоянии, либо это
решение неэффективно. Государство берет
на себя ответственность за создание равных
условий для соперничества предпринимателей,
для эффективной конкуренции, за ограничение
власти монополий. Оно также заботится
о производстве достаточного количества
общественных товаров и услуг, так как
рыночный механизм не в состоянии должным
образом удовлетворять коллективные потребности
людей.
Участие государства в экономической
жизни диктуется еще и тем, что рынок не
обеспечивает социально справедливое
распределение дохода. Государству надлежит
заботиться об инвалидах, малоимущих,
стариках.
Ему также принадлежит сфера
фундаментальных научных разработок.
Это необходимо, потому что для предпринимателей
это очень рискованно, чрезвычайно дорого
и, как правило, не приносит быстрых доходов.
Поскольку рынок не гарантирует право
на труд, государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращению
безработицы.
В целом государство реализует
политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан.
Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Государство, обладая значительной
собственностью, стало субъектом хозяйствования:
самым крупным продавцом и покупателем.
Общепризнано, что современная
рыночная экономика не может существовать
без государственной, хозяйственной деятельности.
Дискутируются лишь масштабы вмешательства
государства в экономику. Так, классики
экономической теории (А. Смит, Д. Риккардо)
считали, что рыночная экономика должна
развиваться на основе саморегулирования,
т. е. без участия каких-либо внешних сил,
в том числе и государства.
Экономическая роль государства
в той или иной стране определяется долей
национального дохода, сосредоточенного
«в руках» государства.
Если государству принадлежит
почти весь национальный доход, то это
чисто государственная экономика. В таком
случае управление осуществляется из
единого центра, а экономическую систему
называют административно-командной,
или тоталитарной. Подобная экономика
имела место в Советском Союзе, в других
социалистических странах.
Таким образом, процесс развития
экономики зависит от решения вопроса:
какова доля государства в экономической
деятельности?
Если государство распоряжается
10-50 % национального дохода, то такая экономика
является смешанной, т. е. одна часть национального
дохода сосредоточена в руках государства,
а другая - в руках частных владельцев.
Доля национального дохода,
которой распоряжается государство, может
колебаться под влиянием внешних обстоятельств,
например войны.
Почему растет государственный
сектор? Главными причинами являются:
рост расходов на оборону и военно-космические исследования;
рост народонаселения;
решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;
решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.
Таким образом, вмешательство
государства в экономику, вызвано стремлением
правительства смягчить неэффективность
и «несправедливость», связанные с функционированием
рыночной экономики.
В нынешних годах наблюдался
как бы обратный процесс: усилился интерес
к рыночному механизму. Причиной явилось
снижение эффективности государственного
сектора. Однако это не означает, что происходит
полное свертывание государственного
вмешательства. Государство всегда будет
иметь свою долю в рыночной экономике.
Регулирование государством
рынка (частного капитала) направлено
на достижение следующих экономических
целей:
1. Экономический рост. Эта
цель предполагает увеличение
объемов производства материальных
благ, улучшение их качества, обеспечение
более высокого уровня жизни.
2. Экономическая эффективность.
Эта цель требует получения
наибольших (наилучших) результатов
при минимальных затратах имеющихся
ограниченных производственных
ресурсов.
3. Полная занятость трудоспособного
населения. Реализация этой цели
позволит обеспечить всех, кто
может и желает работать, занятием
(рабочим местом) в соответствии
с их потребностями и квалификацией.
4.Стабильный уровень цен.
Значительное повышение или снижение
общего уровня цен дестабилизирует
экономику в целом, возникают
напряжение, различного рода сложности
в экономической деятельности (инфляция
и дефляция), которых крайне важно
избегать.
5. Экономическая свобода.
Предприниматели, хозяйствующие субъекты
рыночной экономики должны обладать
в своей экономической деятельности
высокой степенью свободы.
6. Справедливое распределение
доходов. С позиции рыночной экономики
доходы, полученные в результате
конкурентной борьбы, справедливы. Принцип:
«На равный капитал - равная прибыль» действует
как тенденция. Уравнительное распределение
недопустимо. В то же время ни одна группа
граждан в цивилизованном обществе не
должна пребывать в нищете, когда другие
купаются в роскоши.
7. Экономическая обеспеченность.
В обществе, к сожалению, существуют
хронически больные, нетрудоспособные,
престарелые и другие иждивенцы.
Необходимо обеспечить их нормальное
существование за счет средств
государственного бюджета и различных
социальных и благотворительных
фондов.
8. Торговый баланс. Предполагается
поддержание разумного соотношения
экспорта и импорта внешней
торговли национальной экономики,
а также баланс международных
финансовых сделок.
Анализ перечисленных целей
позволяет отметить, что некоторые из
них могут противоречить другим или взаимно
исключать друг друга. Например, экономический
рост и полная занятость могут вызвать
повышение цен и породить инфляцию. Стремление
обеспечить равенство в распределении
может снизить мотивацию к творческому,
рискованному труду и тем самым замедлить
экономический рост.
Следовательно, общество вынуждено
разработать систему приоритетов в осуществлении
задач, которые будут различны для разных
периодов времени, для отдельных стран
и регионов.
Выработка конкретных программ
достижения крупных экономических целей
общества лежит в основе экономической
системы того или иного государства.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Существование государства
связано с выполнением им совокупности
функций общего и экономического свойства.
Общие функции государства
могут быть сформулированы в следующем
виде:
- защита государственного строя;
- предотвращение и устранение
социально опасных конфликтов;
- регулирование экономических
и других общественных отношений;
- осуществление общей для страны
внутренней политики как системы ее конкретных
проявлений: социальной, экономической,
финансовой, научной, культурной, образовательной
и другой политики;