Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
Информационная система
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без определения ее миссии, задач, архитектуры, инфраструктуры, конфигурации, средств телекоммуникаций и персонала, взаимодействующего с компьютерами. В связи с этим повторим приводившееся выше определение.
Информационная система -
взаимосвязанная совокупность концепций,
методов, технологий, технических и
программных средств, используемых
для сбора, обработки, хранения и
выдачи информации потребителю в
интересах достижения поставленной
цели. Современное понимание
Информационная система
В крупных организациях, наряду с персональным компьютером, в состав технической базы информационной системы может входить универсальная ЭВМ (Mainframe). Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, конечного пользователя, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
История развития информационных систем и цели их использования на разных этапах представлены в таблице 5.2 и на рисунке 5.1.
Первые информационные системы появились в 1950-х годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
1960-е годы знаменуются
изменением отношения к ИС. Информация,
полученная с их помощью,
В 1970-х и 1980-х гг. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
Таблица 5.2. Изменение подхода к использованию информационных систем
Период времени Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования
1950-1960 гг. Бумажный поток расчетных документов Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
1960-1970 гг. Основная помощь в подготовке отчетов Управленческие ИС для производственной информации Ускорение процесса подготовки отчетности
1970-1980 гг. Управленческий контроль производства и реализации Системы поддержки принятия решений Выработка наиболее рационального решения
1980 гг. - настоящее время Управление стратегией развития предприятия Системы для высшего звена управления Поддержка управления возможностями бизнеса
Рис. 5.1.
К середине 1990-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и применяются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, вовремя предоставляя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Информационная стратегия как ключевой фактор успеха
В известной книге Ксавьера
Гилберта "Менеджмент" дается точная
оценка роли информационных технологий
в современном бизнесе. Многие компании
предлагают рынку новые виды продукции,
но оказываются не в силах обеспечить
устойчивое конкурентное преимущество.
У них есть только продукция. Другие
составляющие конкурентного успеха
отсутствуют. Системы сбыта не соответствуют
продаваемым товарам или
Когда конкуренция принудит
компанию к снижению расходов или
к повышению прибыли, эти отсутствующие
элементы, может быть, наконец, появятся,
и тогда функциональные службы начнут
действовать согласованно. Изменения
идут шаг за шагом: сначала бухгалтерия,
затем инженерное обеспечение, в
конце - планирование и маркетинг. Такая
"лоскутная" стратегия едва ли
пригодна в ситуации общеотраслевых
сдвигов. Она не может направлять
динамику изменений, не в силах создать
новую модель конкуренции и обратить
разовое изобретение или
Действительно, эффективная
инновация не сводится только к новой
продукции. Нужен набор конкурентных
качеств - дизайн продукта, организация
производства, направленность маркетинга,
каналы сбыта и предоставление услуг.
В результате потребителям будет
предъявлено новое качество - более
привлекательное соотношение
Стратегии, направленные на
повышение ценности производимой продукции
и на ее удешевление, обычно исключают
друг друга. Быстрота изменений позволяет
добиться оптимизации главных
Новые победители внедряют свои
новаторские подходы очень
Примеров того, как работает такой подход, достаточно. Широко известно исследование, проведенное известным агентством McKinsey, которое показало, что если товар попадает на рынок с шестимесячным отставанием от графика, компания теряет 36% прибыли, потенциально возможной за период жизни этого товара. Если, с другой стороны, он попал на рынок вовремя, но при этом расходы на разработку и внедрение оказались на 50% выше заложенных в смету, совокупная прибыльность уменьшается всего на 3,5%. Компании Toyota, Nissan и Honda тратят на создание новой модели в среднем 24 месяца. У компаний Ford, Chrysler и General Motors на это уходит от 36 до 48 месяцев. При этом японские компании тратят на разработку модели от 1 до 1,5 млрд долларов, а американские - от 3,2 до 4 млрд долларов.
Большинство компаний, которые
рискнули провести реинжиниринг основных
бизнес-процессов с
Само по себе информационное обеспечение не является длительно действующим фактором успеха. Если исходить из возможностей современных информационных технологий и слепо искать, где бы в компании их применить, почти наверняка получите негодную корпоративную стратегию. Информационное обеспечение всего лишь помогает реализовать возможности, создаваемые формулой конкуренции. Технологии широко доступны, а вот творческие формулы конкуренции, ориентированные на быстроту реакции и обновление производства, достаточно редки.
Новое оружие конкуренции - обновление
и скорость реакции на происходящие
изменения. Чтобы действовать быстро,
нужна инициатива и ответственность
руководителя, нужны рабочие группы,
включающие специалистов разных профессий,
располагающих общей
Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия
Развитие информатизации бизнеса показало, что ИТ и бизнес взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, информационные технологии и построенные на их основе информационные системы должны быть полностью интегрированы в деятельность предприятия. С другой стороны, бизнес должен постоянно чувствовать поддержку со стороны ИТ и не только открывать для себя новые возможности, но и развивать их, чтобы извлечь максимальную выгоду из новых технологий. Таким образом, ИТ постепенно смещаются в центр парадигмы управления предприятием.
Взаимодействие между технологиями и бизнесом - сложная и комплексная проблема. Оно подвержено влиянию большого числа факторов, включая структуру бизнеса, организационно-функциональное построение предприятия, бизнес-правила, политику, корпоративную культуру, опыт и знания управленцев, внутренние технологические процессы, внешнее окружение.
Менеджеры должны постоянно принимать эти факторы во внимание, чтобы успешно внедрять и использовать новые ИТ или управлять существующими системами.
Вычислительные и
Организации создают ИС, чтобы
повысить эффективность и
Рис. 5.2. Внешние и внутренние факторы, вызывающие изменения в структуре и политике компании
На рис. 5.2 отражены внешние и внутренние факторы, вызывающие изменения в структуре и политике компании в соответствии с моделью конкурентных сил Портера [Porter Michael E. Competitive Strategy]. Процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов развития компании показан на рис. 5.3.
Разделение систем ИТ на внешние и внутренние подсистемы необходимо для эффективной компенсации "давления" внешних и внутренних факторов. Чтобы выжить в современных условиях, компания должна постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению.
Фирма не может сегодня, по определению, оставаться стабильной - она должна успевать меняться, чтобы:
Для этого недостаточно просто формулировать и передавать руководящие указания по цепочке многоуровневой управленческой иерархии компании.
Рис. 5.3. Процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов развития компании