Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
Компания и её информационные службы должны быть организованы таким образом, чтобы система управления помогала отслеживать изменения во внешнем мире и формировать соответствующие изменения в стратегии и политике компании. Таким образом, одной из главных задач ИС предприятия является обеспечение информационного взаимодействия между внешним окружением и внутренней средой (рис. 5.4).
Каковы источники формирования информационных ресурсов предприятия?
В компании имеется внешняя
и внутренняя информация в зависимости
от источника ее возникновения. Она
отражает взаимопроникающие
Любое предприятие, получающее
ресурсы, в том числе и информационные,
перерабатывает их в продукты своей
деятельности. При этом оно порождает
специфическую внутреннюю среду, которая
формируется совокупностью
Рис. 5.4. Внешняя и внутренняя среды предприятия
Информация внутренней среды
отражает финансово-экономическое
состояние предприятия и
Внутренняя информация, как правило, точна и адекватно отражает состояние предприятия.
Примеры внутренней информации: планы, приказы, распоряжения, отчеты, производственные данные, движение финансов и других ресурсов, подготовка персонала, сферы применения продуктов деятельности, методы и каналы сбыта, техника продаж, заказы, поставки.
Источники внутренней информации: директорат и администрация предприятия, планово-финансовые подразделения, бухгалтерия, ИТ-отделы и вычислительные центры, отделы главного инженера и главного механика, производственные подразделения, юридические, эксплуатационные и ремонтные службы, отделы логистики, закупки и сбыта.
Внешняя среда - экономические, политические и социальные субъекты, действующие за пределами предприятия, связи и отношения с ними. Это, соответственно, экономические, политические, социальные, технические, технологические, научные и другие отношения с партнерами, потребителями, конкурентами, государственными органами и общественными организациями.
Информация внешней среды часто неполна, противоречива, приблизительна, разнородна, неадекватно отражает состояние внешней среды.
Примеры внешней информации: рынок и его нестабильность, требования и ожидания потребителей, "происки" конкурентов, тенденции в деловой среде и состояние мировых рынков, спрос и предложения, изменения в законодательстве.
Источники внешней информации и формы ее подачи чрезвычайно разнообразны. Укажем самые важные из них.
Общая информация о состоянии
экономики: информационно-аналитические
обзоры, специализированные печатные
издания, газеты, Internet-сайты. Например,
сервер "РосБизнесКонсалтинг" (www.rbc.ru)
предоставляет следующую
Специализированная
Официальная информация из государственных органов и органов управления - законы, указы, постановления, нормативные документы, сообщения таможенных и налоговых органов.
Информация по ценам на
товары: журналы и бюллетени, каталоги,
сайты в Internet. В российской части
Всемирной паутины это в
Тематическая информация. Основной источник - российские и зарубежные информационные поисковые Internet-системы: Google, Yahoo!, AltaVista, Rambler, Яndex и многие другие. Системы выполняют поиск документов по ключевым словам с учетом морфологии языков. Поиск осуществляется по тематическим серверам и заявленным разделам.
Совокупность внешней
и внутренней информации, обслуживающие
системы и технологии, ИТ-специалисты
и персонал ИТ-подразделений составляют
информационно-технологический
Информационная стратегия как ключевой фактор успеха
В известной книге Ксавьера
Гилберта "Менеджмент" дается точная
оценка роли информационных технологий
в современном бизнесе. Многие компании
предлагают рынку новые виды продукции,
но оказываются не в силах обеспечить
устойчивое конкурентное преимущество.
У них есть только продукция. Другие
составляющие конкурентного успеха
отсутствуют. Системы сбыта не соответствуют
продаваемым товарам или
Когда конкуренция принудит
компанию к снижению расходов или
к повышению прибыли, эти отсутствующие
элементы, может быть, наконец, появятся,
и тогда функциональные службы начнут
действовать согласованно. Изменения
идут шаг за шагом: сначала бухгалтерия,
затем инженерное обеспечение, в
конце - планирование и маркетинг. Такая
"лоскутная" стратегия едва ли
пригодна в ситуации общеотраслевых
сдвигов. Она не может направлять
динамику изменений, не в силах создать
новую модель конкуренции и обратить
разовое изобретение или
Действительно, эффективная
инновация не сводится только к новой
продукции. Нужен набор конкурентных
качеств - дизайн продукта, организация
производства, направленность маркетинга,
каналы сбыта и предоставление услуг.
В результате потребителям будет
предъявлено новое качество - более
привлекательное соотношение
Стратегии, направленные на
повышение ценности производимой продукции
и на ее удешевление, обычно исключают
друг друга. Быстрота изменений позволяет
добиться оптимизации главных
Новые победители внедряют свои
новаторские подходы очень
Примеров того, как работает такой подход, достаточно. Широко известно исследование, проведенное известным агентством McKinsey, которое показало, что если товар попадает на рынок с шестимесячным отставанием от графика, компания теряет 36% прибыли, потенциально возможной за период жизни этого товара. Если, с другой стороны, он попал на рынок вовремя, но при этом расходы на разработку и внедрение оказались на 50% выше заложенных в смету, совокупная прибыльность уменьшается всего на 3,5%. Компании Toyota, Nissan и Honda тратят на создание новой модели в среднем 24 месяца. У компаний Ford, Chrysler и General Motors на это уходит от 36 до 48 месяцев. При этом японские компании тратят на разработку модели от 1 до 1,5 млрд долларов, а американские - от 3,2 до 4 млрд долларов.
Большинство компаний, которые
рискнули провести реинжиниринг основных
бизнес-процессов с
Само по себе информационное обеспечение не является длительно действующим фактором успеха. Если исходить из возможностей современных информационных технологий и слепо искать, где бы в компании их применить, почти наверняка получите негодную корпоративную стратегию. Информационное обеспечение всего лишь помогает реализовать возможности, создаваемые формулой конкуренции. Технологии широко доступны, а вот творческие формулы конкуренции, ориентированные на быстроту реакции и обновление производства, достаточно редки.
Новое оружие конкуренции - обновление
и скорость реакции на происходящие
изменения. Чтобы действовать быстро,
нужна инициатива и ответственность
руководителя, нужны рабочие группы,
включающие специалистов разных профессий,
располагающих общей
Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия
Развитие информатизации бизнеса показало, что ИТ и бизнес взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, информационные технологии и построенные на их основе информационные системы должны быть полностью интегрированы в деятельность предприятия. С другой стороны, бизнес должен постоянно чувствовать поддержку со стороны ИТ и не только открывать для себя новые возможности, но и развивать их, чтобы извлечь максимальную выгоду из новых технологий. Таким образом, ИТ постепенно смещаются в центр парадигмы управления предприятием.
Взаимодействие между технологиями и бизнесом - сложная и комплексная проблема. Оно подвержено влиянию большого числа факторов, включая структуру бизнеса, организационно-функциональное построение предприятия, бизнес-правила, политику, корпоративную культуру, опыт и знания управленцев, внутренние технологические процессы, внешнее окружение.
Менеджеры должны постоянно принимать эти факторы во внимание, чтобы успешно внедрять и использовать новые ИТ или управлять существующими системами.
Вычислительные и
Организации создают ИС, чтобы
повысить эффективность и
Рис. 5.2. Внешние и внутренние факторы, вызывающие изменения в структуре и политике компании
На рис. 5.2 отражены внешние и внутренние факторы, вызывающие изменения в структуре и политике компании в соответствии с моделью конкурентных сил Портера [Porter Michael E. Competitive Strategy]. Процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов развития компании показан на рис. 5.3.
Разделение систем ИТ на внешние и внутренние подсистемы необходимо для эффективной компенсации "давления" внешних и внутренних факторов. Чтобы выжить в современных условиях, компания должна постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению.
Фирма не может сегодня, по определению, оставаться стабильной - она должна успевать меняться, чтобы:
Для этого недостаточно просто формулировать и передавать руководящие указания по цепочке многоуровневой управленческой иерархии компании.
Рис. 5.3. Процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов развития компании