Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
Надо четко понимать, что корпоративная ИС призвана упростить управление организацией, улучшить процессы, усилить контроль и обеспечить этим конкурентные выгоды. Только с такой точки зрения можно оценивать пользу от ее внедрения.
Следуя этой логике, становится понятно, что хотя корпоративная ИС предназначена в целом для обеспечения всех пользователей необходимой информацией, управление разработкой и внедрение КИС является прерогативой высшего руководства компании! Понимают ли это руководители?
Здесь тоже приходится бороться
с живучими стереотипами. "Зачем
мне корпоративная система, если
дела на предприятии и так идут
хорошо?". "Зачем, что-то ломать, если
все работает?". Но ведь ломать-то
чаще всего и не надо. На первом этапе
нужно лишь грамотно и корректно
формализовать и перенести
Внедрение новой ИС - сложный
процесс, длящийся от нескольких месяцев
для небольших ИС до нескольких лет
для ИС больших распределенных компаний
с широкой номенклатурой
К настоящему времени сложился
стандартный набор приемов
Критически важными для внедрения являются следующие факторы:
•наличие четко
•наличие стратегии внедрения и использования ИС;
•проведение предпроектного обследования предприятия и построения моделей "Как есть" и "Как будет";
•планирование работ, ресурсов и контроль выполнения плана внедрения;
•участие высшего руководства во внедрении системы;
•проведение работ по внедрению ИС специалистами по интегрированию систем совместно со специалистами предприятия;
•регулярный мониторинг качества выполняемых работ;
•быстрое получение
Перед началом разработки проекта внедрения необходимо:
•максимально формализовать цели проекта внедрения ИС;
•оценить минимально необходимые затраты и статьи расхода;
•установить высокий приоритет
проекта внедрения перед
•наделить руководителя проекта максимально возможными полномочиями;
•провести массовую просветительскую работу с персоналом предприятия с целью довести до каждого важность и необходимость предстоящих преобразований;
•разработать организационные меры для применения новых информационных технологий;
•распределить персональную ответственность по всем этапам внедрения и опытной эксплуатации.
Необходимо также определить функциональные сферы внедрения модулей информационной системы:
•организационное управление;
•организационно-
•управление бизнес-процессами;
•управленческий, планово-финансовый и бухгалтерский учет;
•управление персоналом;
•управление документацией;
•управление материально-техническим обеспечением;
•управление связями с клиентами и внешней средой.
Кроме того, что перечислено выше, надо задать технологические требования к внедрению ИС:
•системная платформа- внедрение и адаптация готового решения от производителя или разработка на заказ в соответствии с техническим заданием заказчика;
•интегрируемость - данные хранятся и обрабатываются в едином информационном пространстве; это обеспечивает их полноту, непротиворечивость, достоверность и возможность многократного использования; система может включать в себя вновь разработанные и уже используемые технологии и приложения;
•адаптируемость- система настраивается в соответствии с требованиями заказчика и на особенности информационного поля заказчика;
•распределенность- система может эффективно функционировать в территориально удаленных подразделениях и филиалах предприятия;
•масштабируемость- система может выполняться в виде каркаса, содержащего базовые модули, и дополняться в соответствии с требованиями изменяющейся внешней и внутренней среды.
Основные фазы внедрения информационной системы
Фаза "Предварительные работы по подготовке проекта внедрения ИС". В ходе предпроектного обследования предприятия (рис. 8.4) происходит сбор подробной информации о структурном построении организации, функциональных связях, системе управления, об основных бизнес-процессах, о потоках внутри предприятия (Control Flow, Doc Flow, Data Flow, Work Flow, Cash Flow), необходимой для построения соответствующих моделей и выбора объектов для автоматизации. Оцениваются сроки, ресурсы, виды и объемы работ, номенклатура и стоимость программно-аппаратных и телекоммуникационных средств, стоимость обучения персонала и т. д.
Фаза "Подготовка проекта". После завершения первой фазы осуществляется предварительное планирование и формирование процедур запуска проекта:
•формирование проектной и экспертной групп;
•распределение полномочий и ответственности;
•определение организационно-
•уточнение спецификаций и ожиданий заказчика;
•обучение группы внедрения, состоящей из специалистов предприятия-заказчика.
Последний, очень важный момент почему-то часто пропускается при составлении плана внедрения. А ведь от него в огромной степени зависит успех всего проекта! После начала финансирования проект считается запущенным к исполнению.
Фаза "Концептуальная проработка проекта". В течение этой фазы:
•формируется и утверждается концептуальный проект;
•достигается обязательное
однозначное понимание
•уточняются и конкретизируются цели и задачи проекта;
•определяются размеры прототипа системы;
•согласуются укрупненный
план работы, последовательность этапов
и условия опытной
При этом все указанные действия в обязательном порядке документируются, согласуются и утверждаются всеми заинтересованными и ответственными сторонами.
Фаза "Реализация проекта".
Во время проведения основных работ
по внедрению создается, устанавливается
и конфигурируется системная
среда, определяются процедуры системного
администрирования, устанавливаются
основные программно-аппаратные комплексы
и приложения. В системе настраиваются
организационно-штатные и
Рис. 8.17. Примерное содержание репозитория проекта внедрения
Осуществляется установка, конфигурирование и настройка сетевых и телекоммуникационных средств, производится перенос данных из прежних локальных систем и формирование интерфейсов с унаследованными и внешними системами. При этом все создаваемые модели, планы, рабочие программные продукты, докуменация помещаются в сквозной репозиторий проекта внедрения (рис. 8.17). Важной частью этого репозитория является система документации, формируемая в рамках проекта (рис. 8.18).
Отрабатываются системные
вопросы безопасности работы системы
в многопользовательском
Рис. 8.18. Примерный состав документации по процессу внедрения ИС
После окончания фазы реализации проект
внедрения считается
Современные корпоративные информационные системы (КИС) играют очень важную роль в бизнесе. КИС отражает концептуальную и физическую архитектуры организации и сопровождает ее многофункциональную деятельность (рис. 9.1).
Основой КИС предприятий на современном этапе являются так называемые системы планирования ресурсов предприятий(Enterprise Recourse Planning - ERP). Мировой опыт свидетельствует, что умело выбранная и внедренная ERP-система существенно улучшает управляемость предприятием и повышает эффективность его работы.
Управленческий учет и отчетность
Построение корпоративной информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией и соответствующих потоков данных и информации. Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих основных функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования (краткое содержание этих функций было рассмотрено выше).
В последние годы в сфере управления все активнее стали применяться понятие "принятие решения" и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений. Принятие и исполнение делового решения- акт формирования и целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке политики и программы (алгоритма) достижения этой цели.
Первым шагом на пути к эффективному управлению является создание системы сбора, оперативной обработки и получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия - системы для реализации управленческого учета.
Управленческий учет представляет
собой проблему для значительной
части руководителей
Следствием такого самопроизвольного подхода к формированию системы отчетности является то, что, как правило, возникает конфликт между той информацией, которую хочет получить руководство, и теми данными, которые могут предоставить исполнители. Причина этого конфликта очевидна - на разных уровнях иерархии предприятия требуется разная информация, а при построении системы отчетности "снизу-вверх" нарушается основной принцип построения информационной системы - ориентация на первое лицо. Исполнители обладают либо не теми видами данных, которые нужны руководству, либо нужными данными не с той степенью детализации или обобщения.
Большинство руководящих работников действительно получают отчеты о работе своих отделов, но эти сведения либо излишне пространны (например, подшивка договоров о продаже вместо сводного отчета с приведением цифр об общем объеме сбыта за указанный период), либо, наоборот, недостаточно полны. Кроме того, сведения поступают с запозданием - например, можно получить сведения о дебиторской задолженности через 20 дней по окончании месяца, а между тем отдел сбыта уже отгрузил товары заказчику с просроченным последним платежом. Неточные данные могут быть причиной неверных решений. Точные данные, полученные с запозданием, также теряют ценность.
Для того чтобы руководство предприятия могло получать данные, необходимые ему для принятия управленческих решений, необходимо строить систему отчетности "сверху вниз", формулируя потребности верхнего уровня управления и проецируя их на нижние уровни исполнения. Только такой подход обеспечивает получение и фиксирование на самом низшем исполнительском уровне таких первичных данных, которые в обобщенном виде смогут дать руководству предприятия ту информацию, в которой оно нуждается.
Важнейшими требованиями
к системе управленческого
•система должна быть ориентирована на лиц, принимающих решения, и на сотрудников аналитического отдела;
•система должна строиться "сверху вниз", руководители каждого уровня должны проанализировать состав и периодичность данных, необходимых им для выполнения своей работы;
•исполнители должны иметь возможность фиксирования и передачи "наверх" установленных их руководством данных;
•данные должны фиксироваться там, где порождаются;
•информация разной степени детализации должна становиться доступной всем заинтересованным потребителям сразу же после ее фиксирования.