Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
Очевидно, что эти требования
наиболее полно могут быть реализованы
с помощью автоматизированной системы.
Однако опыт упорядочения систем управленческой
отчетности на различных предприятиях
показывает, что внедрению
Автоматизированные
Термин "автоматизированные
системы управления" (АСУ), впервые
появился в России в 1960-е гг. ХХ века
в связи с применением
Для любого предприятия возможность
повышения эффективности
В связи с этим, говоря
о возросшем интересе российских
предприятий к внедрению
Первая заключается в том, что предприятие пытается постепенно внедрить системы автоматизации лишь на отдельных участках своей деятельности, предполагая в дальнейшем объединить их в общую систему либо довольствуясь "кусочной" ("лоскутной") автоматизацией. Несмотря на то, что этот путь на первый взгляд кажется менее затратным, опыт внедрения таких систем показывает, что минимальные затраты в подобных проектах чаще всего оборачиваются и их минимальной отдачей, а то и вовсе не приносят желаемого результата. К тому же сопровождение и развитие таких систем чрезвычайно затруднено и затратно.
Вторая тенденция- комплексное внедрение систем автоматизации, что позволяет охватить все звенья системы менеджмента - от низового уровня производственных подразделений до верхнего управленческого уровня. В этом случае такая система включает в себя:
•автоматизацию многих направлений деятельности предприятия (бухгалтерский учет, управление персоналом, сбыт, снабжение и т. д.);
•автоматизацию основных
технологических процессов
•автоматизацию собственно
управленческих процессов, процессов
анализа и стратегического
В настоящее время в
мировой практике для обозначения
полнофункциональных
MRP (Material Requirement Planning - Планирование материальных потребностей),
MRP II (Manufacturing Resource Planning - Планирование производственных ресурсов),
ERP-система (Enterprise Resource Planning
-Планирование ресурсов
ERP-II и CSRP (Customer Synchronized Relationship Planning - Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем).
Какая-либо однозначная и общепринятая общая классификация ИТ- предприятий отсутствует. Возможный вариант обобщенной структуры современных информационных технологий, внедряемых на промышленных производствах различного типа, приведен на рис. 9.2, на котором сделаны следующие общепринятые сокращения (часть из них была представлена выше):
•САПР - системы автоматизированного проектирования/изготовления (Computer Aided Design / Computer Aided Manufacturing - CAD/CAM);
•АСТПП - автоматизированные
системы технологической
•АСУТП - автоматизированные системы управления технологическими процессами (Supervisory Control And Data Acquisition - SCADA);
•АСУП - комплексная автоматизированная система управления предприятием (Enterprise Resource Planning - ERP)
•WF - потоки работ (WorkFlow);
•CRM - управление отношениями с клиентами;
•B2B - электронная торговая площадка ("онлайновый бизнес");
•DSS - поддержка принятия управленческих решений;
•SPSS - статистический анализ данных;
•OLAP - анализ многомерных данных;
•MIS - управляющая информационная система, (АРМ) руководителя;
•SCM - управление цепями поставок;
•PLM - управление жизненным циклом продукции (характерно для дискретного производства);
•ERP-II - расширение ERP-системы за контуры производства (т. е. ERP + CRM + B2B + DSS + SCM+ PLM и т. п.);
•HR - "Управление персоналом"; можно рассматривать и как самостоятельную задачу, и как входящую в состав ERP (что и отображено на рисунке в виде двух связей);
•LAN - локальные вычислительные сети (Local Area Net);
•WAN - глобальные (внешние) сети и телекоммуникации (Wide Area Net).
С точки зрения внедрения информационных технологий, все предприятия можно разделить на два больших класса: предприятия с дискретным типом производства (дискретное производство) и предприятия с непрерывным производством (непрерывное производство). Для непрерывного производства внедрение САПР (CAD/CAM) сводится в основном к внедрению графических систем.
В то же время возрастает
роль ТПП, и задачи ТПП значительно
расширяются в сторону
Для непрерывного производства
весьма актуальным становится внедрение
автоматизированных систем управления
технологическими процессами - АСУТП (SCADA),
от эффективности которых прямо
зависит эффективность
Интегрированная информационная среда
Несмотря на значительное
расширение в последнее время
рынка информационных услуг и
продуктов, информационное обеспечение
системы управления предприятием остается
все еще на недостаточном уровне.
Информационно-
Единое информационное пространство
предприятия представляет собой
совокупность баз и банков данных,
технологий их ведения и использования,
информационно-
Интегрированная информационная
среда рассматривается как
Интегрированная информационная среда как основа единого информационного пространства включает в себя следующие главные компоненты (рис. 9.4):
•телекоммуникационную среду, коммуникационное программное обеспечение (ПО), средства организации коллективной работы сотрудников (Groupware);
•информационные ресурсы, информационные
системы и механизмы
◦ПО управления электронным документооборотом;
◦ПО информационной поддержки предметных областей;
◦ПО оперативного анализа информации и поддержки принятия решений;
◦ПО управления проектами; встроенные инструментальные средства и другие продукты (например, CAD/CAM/CAE/PDM-системы, ПО управления персоналом и др.);
•организационную
•систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.
Создание интегрированной информационной среды должно осуществляться с учетом следующих требований:
•вертикальная и горизонтальная
интеграция имеющихся и вновь
создаваемых корпоративных и
проблемно-ориентированных
•единство организационных, технических и технологических принципов построения информационной среды;
•существование единой системы передачи данных на основе различных физических носителей (оптоволоконные, спутниковые, радиорелейные и др. каналы связи) как основы для горизонтальной и вертикальной интеграции информационных сред и компьютерных сетей;
•строгое соблюдение международных и российских стандартов в области информационно-вычислительных сетей, протоколов и средств связи, информационных ресурсов и систем;
•обеспечение доступа пользователей к открытым и защищенным базам данных различного назначения;
•обеспечение информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности информации, распространяемой в информационной среде;
•создание систем и средств
коллективного доступа в
•развитие информационных ресурсов
и проблемно-ориентированных
•применение модульного принципа при проектировании центров и узлов хранения и обработки информации, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;
•использование
•мониторинг информатизации, учет, регистрация и сертификация информационных ресурсов;
•развитие механизмов и средств предоставления информационного сервиса конечных пользователей, сертификации и лицензирования информационных услуг;
•использование
Несомненно, анализ общего состояния
информатизации, тенденций и перспектив
ее развития должен базироваться на определенных
предпосылках и методологических требованиях,
без учета которых
•трезвая, реалистическая оценка
конкретных возможностей информационной
техники и технологии как инструментов,
многократно усиливающих
•недопустимость стихийного неуправляемого развития информатизации, что предполагает необходимость программ ее развития. Необходимость единого центра, ответственного за сохранение и развитие информационного пространства, обновление и использование информационных ресурсов, информационных технологий, за выработку информационной политики в целом;
•понимание комплексного и системного характера информации, осознание ее роли в самоорганизации систем, практическая реализация в информационной технике и технологии;
•изучение состояния информатизации на наиболее успешных предприятиях, анализ зарубежных программ развития информационной технологии с точки зрения их инструментария и эффективности влияния на управленческие и производственные процессы. Недопустимость бездумного копирования и механического переноса их на свои процессы;
•необходимость
•поддержка разработок, связанных
с информационными
Эволюция КИС
На развитие корпоративных информационных систем основополагающее влияние оказывало развитие компьютерных систем и технологий, лежащих в основе их применения.
К первому этапу следует
отнести системы обработки
Этот период продолжался
с начала 60-х годов ХХ века до начала
90-х. В это время появились