Информация и информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 416.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Очевидно, что эти требования наиболее полно могут быть реализованы  с помощью автоматизированной системы. Однако опыт упорядочения систем управленческой отчетности на различных предприятиях показывает, что внедрению автоматизированной системы управленческого учета  должна предшествовать достаточно большая "бумажная" работа. Ее выполнение позволяет промоделировать различные  особенности управленческой отчетности предприятия и тем самым ускорить процесс внедрения системы и  избежать многих дорогостоящих ошибок.

 

 

Автоматизированные информационные системы

 

Термин "автоматизированные системы управления" (АСУ), впервые  появился в России в 1960-е гг. ХХ века в связи с применением компьютеров  и информационных технологий в управлении экономическими объектами и процессами, что дало возможность повысить эффективность  производства, лучше использовать ресурсы, избавить управленцев от выполнения обязательных рутинных операций.

 

 

Для любого предприятия возможность  повышения эффективности производства в первую очередь определяется эффективностью существующей системы управления. Скоординированное  взаимодействие между всеми подразделениями, оперативная обработка и анализ получаемых данных, долговременное планирование и прогнозирование состояния  рынка - вот далеко не полный перечень задач, которые позволяют решить внедрение современной автоматизированной системы управления (рис. 9.2).

 

 

В связи с этим, говоря о возросшем интересе российских предприятий к внедрению автоматизированных систем управления, нельзя не отметить, что в настоящее время на отечественном  рынке преобладают две основные тенденции их разработки и внедрения.

 

 

Первая заключается в  том, что предприятие пытается постепенно внедрить системы автоматизации  лишь на отдельных участках своей  деятельности, предполагая в дальнейшем объединить их в общую систему  либо довольствуясь "кусочной" ("лоскутной") автоматизацией. Несмотря на то, что  этот путь на первый взгляд кажется  менее затратным, опыт внедрения  таких систем показывает, что минимальные  затраты в подобных проектах чаще всего оборачиваются и их минимальной  отдачей, а то и вовсе не приносят желаемого результата. К тому же сопровождение и развитие таких  систем чрезвычайно затруднено и  затратно.

 

 

Вторая тенденция- комплексное внедрение систем автоматизации, что позволяет охватить все звенья системы менеджмента - от низового уровня производственных подразделений до верхнего управленческого уровня. В этом случае такая система включает в себя:

 

•автоматизацию многих направлений  деятельности предприятия (бухгалтерский  учет, управление персоналом, сбыт, снабжение  и т. д.);

•автоматизацию основных технологических процессов предприятия;

•автоматизацию собственно управленческих процессов, процессов  анализа и стратегического планирования.

 

 

В настоящее время в  мировой практике для обозначения  полнофункциональных интегрированных  АСУ, используемых предприятиями, применяют  следующие названия:

 

 

MRP (Material Requirement Planning - Планирование  материальных потребностей),

 

 

MRP II (Manufacturing Resource Planning - Планирование  производственных ресурсов),

 

 

ERP-система (Enterprise Resource Planning -Планирование ресурсов предприятия),

 

 

ERP-II и CSRP (Customer Synchronized Relationship Planning - Планирование ресурсов, синхронизированное  с покупателем).

 

 

Какая-либо однозначная и  общепринятая общая классификация  ИТ- предприятий отсутствует. Возможный вариант обобщенной структуры современных информационных технологий, внедряемых на промышленных производствах различного типа, приведен на рис. 9.2, на котором сделаны следующие общепринятые сокращения (часть из них была представлена выше):

 

•САПР - системы автоматизированного  проектирования/изготовления (Computer Aided Design / Computer Aided Manufacturing - CAD/CAM);

•АСТПП - автоматизированные системы технологической подготовки производства (Computer Aided Engineering - CAE);

•АСУТП - автоматизированные системы управления технологическими процессами (Supervisory Control And Data Acquisition - SCADA);

•АСУП - комплексная автоматизированная система управления предприятием (Enterprise Resource Planning - ERP)

•WF - потоки работ (WorkFlow);

•CRM - управление отношениями  с клиентами;

•B2B - электронная торговая площадка ("онлайновый бизнес");

•DSS - поддержка принятия управленческих решений;

•SPSS - статистический анализ данных;

•OLAP - анализ многомерных  данных;

•MIS - управляющая информационная система, (АРМ) руководителя;

•SCM - управление цепями поставок;

•PLM - управление жизненным  циклом продукции (характерно для дискретного  производства);

•ERP-II - расширение ERP-системы  за контуры производства (т. е. ERP + CRM + B2B + DSS + SCM+ PLM и т. п.);

•HR - "Управление персоналом"; можно рассматривать и как  самостоятельную задачу, и как  входящую в состав ERP (что и отображено на рисунке в виде двух связей);

•LAN - локальные вычислительные сети (Local Area Net);

•WAN - глобальные (внешние) сети и телекоммуникации (Wide Area Net).

 

 

С точки зрения внедрения  информационных технологий, все предприятия  можно разделить на два больших  класса: предприятия с дискретным типом производства (дискретное производство) и предприятия с непрерывным  производством (непрерывное производство). Для непрерывного производства внедрение  САПР (CAD/CAM) сводится в основном к  внедрению графических систем.

 

 

В то же время возрастает роль ТПП, и задачи ТПП значительно  расширяются в сторону технологических  расчетов, моделирования технологических  процессов. Автоматизированные системы  технологической подготовки производства - АСТПП (CAE) - начинают играть решающую роль в организации производства (процесс в непрерывном производстве практически невозможно организовать без технологических расчетов и моделирования).

 

 

Для непрерывного производства весьма актуальным становится внедрение  автоматизированных систем управления технологическими процессами - АСУТП (SCADA), от эффективности которых прямо  зависит эффективность производства. Основу большинства SCADA-решений составляют несколько программных компонентов (база данных реального времени, устройства ввода/вывода, предыстории типовых  и аварийных ситуаций и т. д.) и  администраторов (доступа, управления, сообщений). Своя особая специфика присуща  и внедрению на непрерывном производстве комплексной автоматизированной системы  управления предприятием - АСУП.

 

Интегрированная информационная среда

 

Несмотря на значительное расширение в последнее время  рынка информационных услуг и  продуктов, информационное обеспечение  системы управления предприятием остается все еще на недостаточном уровне. Информационно-телекоммуникационные системы функционируют в основном в интересах высших уровней управления и, как правило, без необходимого их взаимодействия. Такое положение  приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем.

 

 

Единое информационное пространство предприятия представляет собой  совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, которые функционируют  на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим защищенное информационное взаимодействие всех участников, а также удовлетворение их информационных потребностей в соответствии с иерархией  обязанностей и уровнем доступа  к данным.

 

Интегрированная информационная среда рассматривается как комплекс проблемно-ориентированных, взаимоувязанных  и взаимодействующих информационных подсистем. Концептуальная модель КИС  в должной мере должна отражать эту  среду (рис. 9.3).

 

Интегрированная информационная среда как основа единого информационного  пространства включает в себя следующие  главные компоненты (рис. 9.4):

 

•телекоммуникационную среду, коммуникационное программное обеспечение (ПО), средства организации коллективной работы сотрудников (Groupware);

•информационные ресурсы, информационные системы и механизмы предоставления информации на их основе:◦ERP-система;

◦ПО управления электронным  документооборотом;

◦ПО информационной поддержки  предметных областей;

◦ПО оперативного анализа информации и поддержки принятия решений;

◦ПО управления проектами; встроенные инструментальные средства и другие продукты (например, CAD/CAM/CAE/PDM-системы, ПО управления персоналом и др.);

 

 

•организационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование и  развитие информационной среды,

•систему подготовки и  переподготовки специалистов и пользователей  информационной среды.

 

 

Создание интегрированной  информационной среды должно осуществляться с учетом следующих требований:

 

•вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь  создаваемых корпоративных и  проблемно-ориентированных информационных сред;

•единство организационных, технических и технологических  принципов построения информационной среды;

•существование единой системы  передачи данных на основе различных  физических носителей (оптоволоконные, спутниковые, радиорелейные и др. каналы связи) как основы для горизонтальной и вертикальной интеграции информационных сред и компьютерных сетей;

•строгое соблюдение международных  и российских стандартов в области  информационно-вычислительных сетей, протоколов и средств связи, информационных ресурсов и систем;

•обеспечение доступа  пользователей к открытым и защищенным базам данных различного назначения;

•обеспечение информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности информации, распространяемой в информационной среде;

•создание систем и средств  коллективного доступа в компьютерной сети;

•развитие информационных ресурсов и проблемно-ориентированных систем на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования  различных аппаратных платформ и  операционных систем;

•применение модульного принципа при проектировании центров и  узлов хранения и обработки информации, абонентских пунктов и рабочих  мест пользователей;

•использование сертифицированных  программно-технических решений  и унифицированных компонентов  функционирующих систем и сетей;

•мониторинг информатизации, учет, регистрация и сертификация информационных ресурсов;

•развитие механизмов и средств предоставления информационного сервиса конечных пользователей, сертификации и лицензирования информационных услуг;

•использование организационных  и методических материалов, системных  требований, стандартов и рекомендаций по интеграции сетей, систем, баз данных и автоматизированных кадастров.

 

 

Несомненно, анализ общего состояния  информатизации, тенденций и перспектив ее развития должен базироваться на определенных предпосылках и методологических требованиях, без учета которых затруднительно говорить о ее успехах или неудачах. Этими предпосылками и требованиями могут быть следующие:

 

•трезвая, реалистическая оценка конкретных возможностей информационной техники и технологии как инструментов, многократно усиливающих человеческие возможности, но не снимающих с человека ответственности за их использование;

•недопустимость стихийного неуправляемого развития информатизации, что предполагает необходимость  программ ее развития. Необходимость  единого центра, ответственного за сохранение и развитие информационного  пространства, обновление и использование  информационных ресурсов, информационных технологий, за выработку информационной политики в целом;

•понимание комплексного и системного характера информации, осознание ее роли в самоорганизации  систем, практическая реализация в  информационной технике и технологии;

•изучение состояния информатизации на наиболее успешных предприятиях, анализ зарубежных программ развития информационной технологии с точки зрения их инструментария и эффективности влияния на управленческие и производственные процессы. Недопустимость бездумного копирования и механического  переноса их на свои процессы;

•необходимость совершенствования  планирования и управления, пересмотра приоритетов в развитии предприятия, обеспечивающих информатизацию;

•поддержка разработок, связанных  с информационными технологиями. Необходимость создания своеобразных "полигонов" для информатизации, опыт которых можно было бы транслировать  в другие подразделения организации.

 

 

Эволюция КИС

 

На развитие корпоративных  информационных систем основополагающее влияние оказывало развитие компьютерных систем и технологий, лежащих в  основе их применения.

 

 

К первому этапу следует  отнести системы обработки данных, в которых пользователь "напрямую" участвовал в постановке задачи и  получении результата (рис. 9.5).

 

Этот период продолжался  с начала 60-х годов ХХ века до начала 90-х. В это время появились мультипрограммные  операционные системы, устройства прямого  доступа к данным, Для информационных систем планирования ресурсов производства в это время был сформулирован  стандарт MRPII.

Информация о работе Информация и информационная культура