Информация и информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 416.98 Кб (Скачать файл)

 

В 1990 году была предложена следующая  формула ИС на базе ERP: ERP= MRP II + FRP +DRP, где FRP - планированию подлежат не только материалы и время рабочих  центров, но и финансовые ресурсы, DRP - управление ресурсами дистрибуции.

Основные функции ERP-систем:

 

•ведение конструкторских  и технологических спецификаций, которые определяют состав производимых изделий, а также материальные ресурсы  и операции, необходимые для его  изготовления;

•формирование планов продаж и производства;

•планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;

•управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и  оптимизации складских и цеховых  запасов;

•планирование производственных мощностей: от стратегии всего предприятия  до планов использования отдельных  станков и оборудования;

•оперативное управление финансами, включая составление  финансового плана и осуществление  контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет;

•управление проектами, включая  планирование этапов и ресурсов, необходимых  для их реализации.

 

 

Позже в ERP-системы стали  включать дополнительный модуль APS (Advanced Planning and Scheduling) - методику планирования, использующую методы математической оптимизации  в составлении календарных планов, так как при решении даже вроде бы простых по постановке задач дискретного планирования для распределенной дистрибьюторской сети обыкновенные алгоритмы становятся неработоспособными из-за большой размерности обрабатываемых данных.

 

В конце 90-х гг. ХХ века был  разработана также методология "Планирование ресурсов предприятия, синхронизированное с запросами потребителя" (Customer Synchronized Resource Planning - CSRP), которая охватывает взаимодействие предприятия с клиентами: оформление наряд-заказа, техническое задание, поддержку клиентов, планирование ресурсов в зависимости от объема и состава клиентских заказов. Если стандарты MRP/MRPII/ERP ориентированы на управление запасами и мощностями, планирование, производство и продажу продукта, то в стандарт CSRP включен полный цикл жизненного цикла изделия- от его проектирования с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.

 

Этот новый тип КИС  в некоторых источниках стали  называть ERPII- системами, основа которых - управление взаимодействием компании с внешней средой. Там где можно, внутренние и конфиденциальные процессы становятся внешними и открытыми. Излишняя тайна корпоративной информации, которая усложняла деятельность, исчезает. На смену ей приходит четко  регламентированная политика в сфере  информационной безопасности и безопасности самих информационных систем.

Соединение ERP-системы с  технологиями OLAP, системой сбалансированных показателей (Balanced Score Card) и системой функционально-стоимостного управления привело к появлению и развитию систем BPM (Business Performance Management) - управление эффективностью бизнеса, которые позволяют  связывать операционные результаты деятельности предприятия с эффективностью реализации миссии компании [Амириди  Ю, Intersoft Lab, www.iso.ru/cgi-bin/main]. Какие задачи решают BPM-системы и какое место они занимают среди других программных продуктов автоматизации бизнес-процессов?

Для ответа на этот вопрос воспользуемся  материалами отчета "Успешный опыт управления эффективностью бизнеса: бизнес и технические стратегии" ("Best Practices in Business Performance Management: Business and Technical Strategies") Международного Института исследования хранилищ данных (Data Warehousing Institute - DWI) 2004 года. В этом отчете позиционируют BPM-системы, анализируя общую схему развития программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов за последние двадцать лет (рис. 11.2).

Сначала появились системы  автоматизации внутренних (бэк-офисных) процессов, прежде всего производства (управление запасами и автоматизация  управления производственными линиями) и бухгалтерского учета. Затем пришел черед процессов взаимосвязи  с внешней средой (процессы фронт-офиса): поставок, продаж, услуг, маркетинга. В конце двадцатого века организации перешли к автоматизации перекрестных процессов, затрагивающих работу несколько подразделений, внедряя технологии управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management - CRM), и технологии управления цепочками поставок (Supply Chain Management - SCM). И, наконец, вершина пирамиды, которую стали автоматизировать совсем недавно - это корпоративное управление. Для решения этой задачи в мире выделяют специальный класс программного обеспечения - BPM-системы.

 

Движение вверх по уровням  пирамиды отражает постепенный переход  от автоматизации оперативных бизнес-процессов  к автоматизации стратегии управления бизнесом. Процессы на более высоких  уровнях пирамиды контролируют процессы на более низких уровнях. Таким образом, BPM-системы предназначены для  автоматизации стратегического  планирования развития бизнеса и  одновременно для поддержки тактического (или оперативного) управления бизнес-процессами на разных уровнях. Задача BPM-систем - помочь в реализации стратегических целей  бизнеса в реальных условиях. Для  этого они должны обеспечивать пользователя нужной информацией в нужное время, чтобы повысить эффективность управления оперативной деятельностью.

 

Функциональная архитектура  классической BPM-системы складывается из трех составных частей. Первая часть - хранилище данных. Это базис BPM- системы. В нем консолидируется оперативная информация из различных автоматизированных модулей головного офиса и филиалов организации, из дочерних и партнерских компаний. Вторая составляющая - набор инструментов для поддержки технологий управления предприятием: финансового планирования, управленческого учета, прогнозирования, управления производственными и вспомогательными процессами и т. д. Третья компонента BPM - аналитические средства OLAP для оперативной работы с деловыми данными, которые накапливаются в хранилище.

 

Таким образом, BPM-системы  нельзя назвать чем-то принципиально  новым. Они объединяют известные  управленческие технологии и программные  решения, которые прежде применялись  локально и решали задачи отдельных  подразделений и пользователей. В чем же тогда преимущества и  новизна BPM-подхода? А дело в том, что BPM-система предназначена для поддержки полного цикла управления компанией. Это значит, что инструменты BPM взаимосвязаны и обеспечивают исполнение четырех основных этапов управления эффективностью бизнеса.

 

Разработка стратегии. Цель первого этапа - выделение целевых  показателей бизнеса (ключевых показателей  эффективности) и планирование количественных значений их метрик (Key Performance Indicators - KPI). Стратегическое планирование опирается  на одну из методологий BPM, известную  как система сбалансированных показателей(Balanced Scorecard - BSC).

 

Тактическое планирование. На втором этапе разрабатываются тактические  планы для достижения поставленных стратегических целей. Ориентирами  для разработки тактических (оперативных) планов становятся KPI. Основным инструментом оперативного планирования является бюджетирование различных аспектов деятельности предприятия.

 

Мониторинг и контроль исполнения. Третий этап в цикле  корпоративного управления - мониторинг и контроль исполнения бюджетных  и производственных планов. Фактические значения по статьям управленческого и финансового учетов вычисляются на основе собранных в хранилище первичных данных. Для сравнения намеченных и достигнутых показателей бюджетов и KPI используются инструменты "план-фактного" анализа на основе технологии многомерного анализа данных OLAP.

 

Анализ и регулирование. На заключительном этапе стратегические планы корректируются в соответствии с реальными условиями работы предприятия. Для планирования изменений  применяются инструменты прогнозирования  и моделирования различных сценариев  развития ситуации. В итоге цикл корпоративного управления - между  выбранной стратегией и ее практической реализацией - замыкается.

 

ERP-системы сфокусированы  на автоматизации управленческих  процессов, сопровождении бизнес-процессов и снижении операционных затрат, но неспособны обеспечить всеобъемлющий, легкий и быстрый доступ к необходимой управленческой информации. Кроме того, выяснилось, что не вся информация, необходимая как высшему руководству, так и менеджерам и специалистам на местах, имеется в наличии в ERP-системе. Эта ситуация усугубляется еще и тем, что зачастую в компаниях применяется не одна, а несколько ERP-систем, доставшихся в наследство в результате слияний и приобретений.

 

В противоположность этому BPM-системы обеспечивают целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности  компании реально оценивать свое текущее состояние и управлять  эффективностью своей деятельности на всех уровнях путем объединения  владельцев процессов, менеджеров, персонала  и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды  управления.

 

Отметим, что в этом смысле понятие "BPM-система" может употребляться  в двух значениях: как концепция  управления (т. е. определенный подход к принятию управленческих решений  и их практической реализации) и  как информационная система (комплекс программных средств, поддерживающих идеологию BPM и обеспечивающих ее практическую реализацию). Сказанное не означает, однако, что система BPM "отменяет" или "заменяет" ERP. На рис. 11.3 показано возможное взаимодействие ERP и BPM-систем [Духонин Е.Ю., Исаев Д.В. Газовая  промышленность, 2004, № 5].

Из приведенной схемы  видно, что важную роль в трансформации  данных из ERP- в BPM-систему играют так  называемые модули Data Maps - средства унификации данных, полученных из различных источников, и их приведение в соответствие с  едиными справочниками (процесс  конвертации данных). Эти средства используются и для обратной связи, например, для передачи результатов  стратегического или операционного  планирования в ERP-систему для последующего формирования более детальных планов.

Состав ERP-системы

 

ERP-системы предназначены  для управления всей финансовой  и хозяйственной деятельностью  предприятия. Они используются  для оперативного предоставления  руководству предприятия информации, необходимой для принятия управленческих  решений, а также для создания  инфраструктуры электронного обмена  данными предприятия с поставщиками  и потребителями. ERP-системы позволяют  использовать одну интегрированную  программу вместо нескольких  разрозненных. Единая система может  управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой,  выставлением счетов-фактур и  бухгалтерским учетом.

 

 

Реализуемая в ERP система  разграничения доступа к информации предназначена (в комплексе с  другими мерами информационной безопасности предприятия) для противодействия  как внешним угрозам (например, промышленному  шпионажу), так и внутренним (например, хищениям данных). Внедряемые в связке с системами контроля качества и  поддержки отношений с клиентами, ERP-системы нацелены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в средствах управления бизнесом.

 

 

В типизированных ERP-системах реализованы следующие основные функциональные блоки:

 

•Планирование продаж и производства. Результатом действия блока является разработка плана производства основных видов продукции.

•Управление спросом. Блок предназначен для прогноза будущего спроса на продукцию, определения объема заказов, которые  можно предложить клиенту в конкретный момент времени, определения спроса дистрибьюторов, спроса в рамках предприятия  и др.

•Укрупненное планирование мощностей. Используется для конкретизации  планов производства и определения  степени их выполнимости.

•Основной план производства(план-график выпуска продукции). Определяется продукция в конечных единицах (изделиях) со сроками изготовления и количеством.

•Планирование потребностей в материалах. Определяются виды материальных ресурсов (сборных узлов, готовых  агрегатов, покупных изделий, исходного  сырья, полуфабрикатов и др.) и конкретные сроки их поставки для выполнения плана.

•Спецификация изделий. Определяет состав конечного изделия, материальные ресурсы, необходимые для его  изготовления, и др. Фактически спецификация является связующим звеном между  основным планом производства и планом потребностей в материалах.

•Планирование потребностей в мощностях. На данном этапе планирования более детально, чем на предыдущих уровнях, определяются производственные мощности.

•Маршрутизация / рабочие  центры. С помощью этого блока  конкретизируются как производственные мощности различного уровня, так и  маршруты, в соответствии с которыми выпускаются изделия.

•Проверка и корректировка  цеховых планов по мощностям.

•Управление закупками, запасами, продажами.

•Управление финансами(ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами, планирование финансовой деятельности и др.).

•Управление затратами(учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг).

•Управление проектами/программами.

•Управление персоналом.

 

 

Кроме того, для ERP-систем практически  обязательным является наличие возможности  электронного обмена данными с другими  приложениями, а также моделирования  ряда ситуаций, связанных в первую очередь с планированием и  прогнозированием.

 

 

В соответствии с современными требованиями ERP-система должна помимо ядра, реализующего стандарт MRPII (или его аналога для непрерывного производства), включать следующие модули:

 

•управления логистическими цепочками (Distribution Resource Planning - DRP);

•усовершенствованного планирования и составления производственных графиков (Advanced Planning and Scheduling - APS);

Информация о работе Информация и информационная культура