Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа
В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.
Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.
Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В финансовой подсистеме региона значимое место принадлежит налоговому управлению, в рамках которого обеспечивается распределение региональных долей налогов между территориями пропорционально объемам их региональных внутренних продуктов. При этом реализуется принцип, когда региональные налоги находятся в зависимости от объемов экономической деятельности территориальных хозяйствующих субъектов, а местные - от уровня благосостояния граждан и развитости социальной инфраструктуры в пределах соответствующего территориального образования.
Современная структура и динамика доходов
бюджетов субъектов территориальных образований, региональных
и местных органов самоуправления отражает
существующие принципы распределения
налоговых полномочий, что приводит к
значительной дифференциации доли собственных
источников финансовых ресурсов в бюджетах
территорий по сравнению с общей суммой
их доходов; рост эффективности государственно-
Финансовые мероприятия образуют составную часть управления региональной экономикой, отражающая специфический пространственный аспект процессов воспроизводства материальных благ и факторов производства регионального значения и, тем самым, реализующая важнейшую функцию управления процессами территориального разделения труда, специализацией и комплексным экономическим развитием региона.
Системная целостность финансового блока региона представлена реальным диапазоном возможных форм его реализации, главной из которых выступают федеральные целевые программы территориального развития, определяющие масштабы селективной поддержки регионов, направленной на ускоренное развитие в них приоритетных отраслей, стимулирование предпринимательской активности, усиление экспортного потенциала территорий.
Наиболее значимым направлением модернизации финансовой подсистемы региона выступает обеспечение экономически обоснованного изменения пропорций налоговых поступлений в бюджеты разных уровней (в целях сокращения дотационности региональных и местных бюджетов). Рационализация налогового компонента региональной экономической политики способствует увеличению собственной доходной базы нижестоящих бюджетов и уменьшает издержки осуществления межбюджетных трансфертов (посредством многоканальной транспортировки финансовых ресурсов). Поскольку федеральный бюджет не в состоянии полностью дотировать дефициты нижестоящих территориальных бюджетов, существует необходимость увеличения доли закрепленных за территориальными образованиями налогов (в частности, за счет преобразования в них той части регулирующих доходов, которая уже передана территориям в порядке сбалансирования их бюджетов, что будет способствовать их большему налоговому самообеспечению и усилению заинтересованности местных администраций в развитии финансового потенциала своих территорий).
Экономическая эффективность развития регионального образования (включая его бюджетообразующую составляющую) зависит не столько от его количественных параметров, сколько от жесткости контроля за движением соответствующих средств и их использованием по назначению; рациональное использование бюджетных ассигнований определяет возможность осуществления самостоятельной экономической политики каждого субъекта РФ.
В целом эффективность финансовой подсистемы региона обеспечивается созданием региональной системы управления бюджетными потоками, гарантирующей их максимальную независимость от деятельности иных (негосударственных) финансовых институтов и, тем самым, способствующей росту эффективности бюджетно-финансовых расчетов внутри данной территории.
Доминантными тенденциями в развитии финансовой организации региона является приоритет жестких бюджетных ориентиров: в налоговой сфере - приоритет мобилизации реальных доходов; в трансфертной сфере - приоритет социальных расходов; в финансовой сфере - приоритет сокращения дефицита федерального бюджета и покрытия его за счет неинфляционных источников. Рыночный механизм на региональном уровне диктует необходимость проведения жесткой финансово-кредитной политики, обеспечивающей регионам реальный переход от формирования и реализации эффективного спроса к формированию и реализации эффективного предложения.
Концептуальная направленность развития финансовой подсистемы региона возможна лишь в том случае, если в перспективный долгосрочный период рыночно-трансформационных действий сводится к необходимости проведения такой финансово-кредитной политики, при которой верхний предел инфляционного роста цен допускается в размере не более одного процента в месяц. Ужесточение экономической политики в области расходования регионального бюджета означало бы снижение ставок банковского процента, что позволило бы предприятиям безопасно и предсказуемо использовать банковский кредит для ускорения оборота и инвестиций. Кроме того, сегодня происходит сокращение неплатежей в результате более свободного и системного функционирования рыночного механизма и трансформации накоплений в инвестиции, а не в спекулятивные сделки.
Особое место в структуре перспективных приоритетов финансовой подсистемы региона занимает реформирование налоговой системы (упрощение налогового регламента, облегчение фискального бремени, увеличение рентных платежей природоэксплуатирующих предприятий). В налоговой сфере перспективные особенности региональной экономической политики в настоящее время состоят в переходе от «перераспределительного» приоритета (рост доли региона в распределении совокупных налоговых поступлений) к качественному повышению эффективности использования регионального и местного бюджетов, а также созданию консолидированных фондов совместной федерально-региональной компетенции.
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов теоретического и прикладного характера.
1. Многоуровневость регионально-
2. Специфика региональной
3. Совокупность базовых
4. В функциональном отношении
становления базовых
5. Однако реальное становление
базовых региональных
6. Исследование показало, что становление
и реализация потенциала базовы
7. Региональная экономика, будучи сферой противоречивого взаимодействия при определении баланса экономических интересов центра и региона, выступает долгосрочным инструментом их краткосрочного компромисса, согласовывая, с одной стороны, ограниченные федеральные финансово-бюджетные возможности с безграничными региональными социально-экономическими потребностями, с другой; именно этому способствует становление базовых региональных экономических подсистем.
8. Менеджмент базовых
9. Эффективность базовых региональных экономических подсистем должна оцениваться по степени осуществления правительственных программ финансовой поддержки регионов, оценки реального ресурсно-финансового потенциала региона, эффективности специализации регионов, возможности генерирования самостоятельных источников финансирования развития общественного сектора экономики региона, обеспечения системной поддержки предпринимательства (особенно – малого и среднего бизнеса, в том числе и как формы самозанятости трудоспособного населения региона), преодоления объективно сложившихся различий между регионами, а также укрепления их финансовой самостоятельности.
10. Основными инструментами
11. В условиях реального
Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом