Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа

Описание работы

В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.

Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.

Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Гондарев дисс.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

В финансовой подсистеме региона значимое место принадлежит налоговому управлению, в рамках которого обеспечивается распределение региональных долей налогов между территориями пропорционально объемам их региональных внутренних продуктов. При этом реализуется принцип, когда региональные налоги находятся в зависимости от объемов экономической деятельности территориальных хозяйствующих субъектов, а местные - от уровня благосостояния граждан и развитости социальной инфраструктуры в пределах соответствующего территориального образования.  

Современная структура и динамика доходов бюджетов субъектов территориальных образований, региональных и местных органов самоуправления отражает существующие принципы распределения налоговых полномочий, что приводит к значительной дифференциации доли собственных источников финансовых ресурсов в бюджетах территорий по сравнению с общей суммой их доходов; рост эффективности государственно-территориального управления региональной экономикой требует преодоления диспропорциональности бюджетной системы России, а также укрепления финансовой базы регионов; это позволит сократить высокую степень дотационности территориальных бюджетов, многоканальности предоставления им централизованной финансовой помощи, а также неравномерность размещения налогового потенциала.

Финансовые мероприятия образуют составную часть управления региональной экономикой, отражающая специфический пространственный аспект процессов воспроизводства материальных благ и факторов производства регионального значения и, тем самым, реализующая важнейшую функцию управления процессами территориального разделения труда, специализацией и комплексным экономическим развитием региона.

Системная целостность финансового блока региона представлена реальным диапазоном возможных форм его реализации, главной из которых выступают федеральные целевые программы территориального развития, определяющие масштабы селективной поддержки регионов, направленной на ускоренное развитие в них приоритетных отраслей, стимулирование предпринимательской активности, усиление экспортного потенциала территорий.

Наиболее значимым направлением модернизации финансовой подсистемы региона выступает обеспечение экономически обоснованного изменения пропорций налоговых поступлений в бюджеты разных уровней (в целях сокращения дотационности региональных и местных бюджетов). Рационализация налогового компонента региональной экономической политики способствует увеличению собственной доходной базы нижестоящих бюджетов и уменьшает издержки осуществления межбюджетных трансфертов (посредством многоканальной транспортировки финансовых ресурсов). Поскольку федеральный бюджет не в состоянии полностью дотировать дефициты нижестоящих территориальных бюджетов, существует необходимость увеличения доли закрепленных за территориальными образованиями налогов (в частности, за счет преобразования в них той части регулирующих доходов, которая уже передана территориям в порядке сбалансирования их бюджетов, что будет способствовать их большему налоговому самообеспечению и усилению заинтересованности местных администраций в развитии финансового потенциала своих территорий).

Экономическая эффективность развития  регионального образования (включая его бюджетообразующую составляющую) зависит не столько от его количественных параметров, сколько от жесткости контроля за движением соответствующих средств и их использованием по назначению; рациональное использование бюджетных ассигнований определяет возможность осуществления самостоятельной  экономической политики каждого субъекта РФ.

В целом эффективность финансовой подсистемы региона обеспечивается созданием региональной  системы управления бюджетными потоками, гарантирующей их максимальную независимость от деятельности иных (негосударственных) финансовых институтов и, тем самым, способствующей росту эффективности бюджетно-финансовых расчетов внутри данной территории. 

Доминантными тенденциями в развитии финансовой организации региона является приоритет жестких бюджетных ориентиров: в налоговой сфере - приоритет мобилизации реальных доходов; в трансфертной сфере - приоритет социальных расходов; в финансовой сфере - приоритет сокращения дефицита федерального бюджета и покрытия его за счет неинфляционных источников. Рыночный механизм на региональном уровне диктует необходимость проведения жесткой финансово-кредитной политики, обеспечивающей регионам реальный переход от формирования и реализации эффективного спроса к формированию и реализации эффективного предложения.

Концептуальная направленность развития финансовой подсистемы региона возможна лишь в том случае, если в перспективный долгосрочный период рыночно-трансформационных действий сводится к необходимости проведения такой финансово-кредитной политики, при которой верхний предел инфляционного роста цен допускается в размере не более одного процента в месяц. Ужесточение экономической политики в области расходования регионального бюджета означало бы снижение ставок банковского процента, что позволило бы предприятиям безопасно и предсказуемо использовать банковский кредит для ускорения оборота и инвестиций. Кроме того, сегодня происходит сокращение неплатежей в результате более свободного и системного функционирования рыночного механизма и трансформации накоплений в инвестиции, а не в спекулятивные сделки.

Особое место в структуре перспективных приоритетов финансовой подсистемы региона занимает реформирование налоговой системы (упрощение налогового регламента, облегчение фискального бремени, увеличение рентных платежей природоэксплуатирующих предприятий). В налоговой сфере перспективные особенности региональной экономической политики в настоящее время состоят в переходе от «перераспределительного» приоритета (рост доли региона в распределении совокупных налоговых поступлений) к качественному повышению эффективности использования регионального и местного бюджетов, а также созданию консолидированных фондов совместной федерально-региональной компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов теоретического и прикладного характера.

1. Многоуровневость регионально-организуемого  строения системы макронационального производства выступает исходной основой пространственного размещения ее доминантных экономических форм. Поскольку локализация как фундаментальный процесс развития современной экономики существует в пространственном движении созидательной сферы общества, то территориально-локализованные координаты оптимального размещения производительных сил порождают конкурентное преимущество данного региона. Это придает механизму регионального экономического роста "точечный" характер.

2. Специфика региональной организации  экономической системы состоит в ее институциональном оформлении, поскольку в реальности "регионом" выступает институционально-организованный сегмент территориально-государственного устройства. В рамках такого подхода базовые региональные экономические подсистемы предстают не просто составляющими регионального менеджмента, а уже как необходимые формы рационального построения механизма устойчивого развития экономики данного региона на базе интенсивной реализации ее абсолютных и относительных конкурентных преимуществ, профилирования производственно-технологического потенциала, особенностей ее природных, трудовых и социальных ресурсов. 

3. Совокупность базовых региональных  экономических подсистем выступает существенным фактором эффективной специализации экономики региона, долгосрочным импульсом генерирования самостоятельных источников ее финансирования, условием устойчивого развития реального сектора макроэкономики на ее региональном уровне, способом обеспечения системной поддержки малого бизнеса (в том числе и как формы самозанятости трудоспособного населения региона), основой создания региональной инфраструктуры активизации инновационно-инвестиционных усилий предпринимательства.

4. В функциональном отношении  становления базовых региональных  экономических подсистем есть инструмент объективной оценки фактического состояния наличного ресурсно-финансового потенциала региона и формирования оптимального механизма его эффективного использования, преодоления необходимо возникающих различий в уровне развития между регионами, а также укрепления их финансовой самостоятельности (прежде всего, - посредством последовательной реализации концепции бюджетного федерализма). Формирование базовых региональных экономических подсистем призвано обеспечить стратегически-целенаправленное развитие экономики региона, определив перспективные координаты ее динамики, а также условия, способы и сроки достижения поставленных целей. Долгосрочные ориентиры динамики базовых региональных экономических подсистем способствуют концептуальному формированию институционального механизма стимулирования инновационно-инвестиционной активности в регионе (посредством создания в нем благоприятных условий для бизнес-сообщества), умножения числа хозяйствующих субъектов, придают системный импульс ускоренному социально-экономическому развитию данного региона.         

5. Однако реальное становление  базовых региональных экономических  подсистем как необходимых институтов механизма эффективного функционирования российской макроэкономической системы приняло затяжной проблемный характер, во многом обусловленный недооценкой их роли в организационном оформлении роста экономики региона. Отсутствие целенаправленных действий государства по формированию базовых региональных экономических подсистем (объясняемое отчасти тем, что такая политика выступила бы реальным инструментом, ускоряющим процесс "регионализации" иерархической вертикали власти), затянувшееся состояние неполноты и противоречивости обеспечивающей реализацию соответствующнй нормативной-правовой базы (особенно в сфере межбюджетных отношений, регионального налогообложения и финансово-кредитных ресурсов), приверженность традициям административного регулирования региональной экономики, игнорирование возможностей "регионально-точечного" ускорения макроэкономического развития, - всё это придает особую теоретическую и практическую актуальность исследованию комплекса проблем, связанных с полноценным возникновением базовых региональных экономических подсистем как особого феномена в системе ценностей и институтов современной экономической цивилизации.

6. Исследование показало, что становление  и реализация потенциала базовых региональных экономических подсистем как особого социального феномена есть необходимый элемент механизма экономической институционализации региона как субъекта и сферы локализованного фрагмента общественного производства. Вместе с тем механизмы формирования и реализации региональной экономической политики, являясь объективными атрибутами экономической субъектности регионально-территориального структурирования народнохозяйственной системы, отражают сложные процессы рыночной реорганизации иерархического строения российской макроэкономики (посредством перехода от основания преимущественно "вертикально-иерархического" - к основанию преимущественно "горизонтально-иерархическому").

7. Региональная экономика, будучи  сферой противоречивого взаимодействия  при определении баланса экономических интересов центра и региона, выступает долгосрочным инструментом их краткосрочного компромисса, согласовывая, с одной стороны, ограниченные федеральные финансово-бюджетные возможности с безграничными региональными социально-экономическими потребностями, с другой; именно этому способствует становление базовых региональных экономических подсистем. 

8. Менеджмент базовых региональных  экономических подсистем как управленческий фактор динамичного развития экономики региона, выступает объективным индикатором реальной меры экономической самостоятельности данного региона, обеспечивая приоритет косвенным методам регулирования экономического движения региона - стратегическому планированию, целевой ориентации, рыночным методам экономического развития, росту инновационно-инвестиционной активности. Поэтому присущая региональной экономике многофакторность формально-горизонтальных и многовекторность неформально-вертикальных связей (осложняемых вклиниванием потребностей, интересов и возможностей местного сообщества) позиционирует региональную экономику как объект системного (концептуально-теоретического и функционально-прикладного) научного анализа. В настоящее время сложились необходимые предпосылки для формирования «высокоавтономной» модели экономических отношений между центром и регионами, которая предполагает создание базовых региональных экономических подсистем, способствующих опосредованному механизму государственного регулирования экономики. В рамках такого механизма не только существенно снижается степень прямого государственного воздействия на хозяйственные пропорции и использование административных мер  для регулирования частного сектора, но и возрастает роль исследуемых в работе базовых региональных экономических подсистем.

9. Эффективность базовых региональных экономических подсистем должна оцениваться по степени осуществления правительственных программ финансовой поддержки регионов, оценки реального ресурсно-финансового потенциала региона, эффективности специализации регионов,  возможности генерирования самостоятельных источников финансирования  развития общественного сектора экономики региона, обеспечения системной поддержки предпринимательства (особенно – малого и среднего бизнеса, в том числе и как формы самозанятости трудоспособного населения региона), преодоления объективно сложившихся различий между регионами, а также укрепления их финансовой самостоятельности.

10. Основными инструментами формирования  базовых региональных экономических подсистем выступают - стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов для реализации приоритетных (для данного региона) инвестиционных проектов (действенным инвестиционным законодательством, предусматривающим обеспечение инвесторам стабильных условий деятельности, предоставление государственных гарантий за счет средств региональных бюджетов, налоговых льгот, бюджетных инвестиций, кредитов и субсидий, инвестиционных налоговых и субсидированных кредитов и т.д.), а также размещение региональных заказов на поставку продукции для удовлетворения общерегиональных потребностей. Кроме того, экономическое и социальное развитие многих дотационных регионов обеспечивается разнообразными льготами (налоговыми, кредитными, тарифными, лицензионными, таможенными) при отсутствии необходимых стимулов для частных инвестиций и ограниченными возможностями для предоставления льготных инвестиционных кредитов.

11. В условиях реального становления  базовых региональных экономических подсистем сфера деятельности органов исполнительной власти регионов охватывает значительный диапазон экономических функций и социальных обязательств, число и объем которых постоянно расширяется, доминируя над функциями выполнения полномочий и обязательств федерального уровня. Тем не менее, проводимые в стране рыночные реформы не могут ограничиться только сферой экономической реорганизации общественного производства, так как актуализировалась проблема реорганизации на рыночных началах сферы базовых региональных экономических подсистем: соотношение региональных и государственных финансов, мера самостоятельности местных бюджетов, перспективы экономической автономии, реальность и механизм расширения прав и пределов компетенции регионального уровня власти, целесообразность и долгосрочные последствия передачи им части государственных полномочий. Рост экономической и производственной автономии каждого региона на базе ускоренного развития базовых региональных экономических подсистем входит сегодня необходимым элементом в механизм сбалансированного, ускоренного и устойчивого роста национальной макроэкономической системы.

Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом