12. На различных этапах развития
российской экономики происходило
изменение роли самих регионов в развитии
национальной макроэкономики, что отражалось во временных приоритетах
определенных форм и инструментов базовых
региональных экономических подсистем.
Современный этап диктует целесообразность
перераспределения управленческих функций
федерального центра в пользу передачи
значительной их части на региональный
уровень власти. В конечном счете, должна
сформироваться "многоточечная"
система функционирования и развития
региональной экономики на базе внутри-
и межрегионального взаимодействия основных
субъектов общественного и частного секторов
экономики. В рамках такого подхода изменяется
и содержательная трактовка регионального
экономического развития - регионы должны
развиваться как относительно целостные
системы, в которых экономический рост
каждого региона достигается благодаря
динамике базовых региональных экономических
подсистем и их взаимодействию, одновременно
означающего и ускоренную макроэкономическую
динамику общенационального производства.
13. В системе координатных перспектив
базовых региональных экономических подсистем необходимо присутствие
таких пунктов, как повышение степени
открытости экономики региона (через минимизацию
входных и выходных барьеров); публичная
декларация региональных властей о принимаемом
ею обязательстве недопущения введения
подрывающих предпринимательскую активность
налогов; установление административного
контроля над ценами региональных монополий;
переход к заявительному принципу организации
и функционирования частного бизнеса;
обеспечение "прозрачности" регионального
бюджета посредством его казначейского
исполнения.
14. Не менее существенным условием
для формирования базовых региональных экономических подсистем становится
минимизация так называемого "законодательного
риска", который в перечне конкурентных
преимуществ находится для иностранных
инвесторов на приоритетных позициях.
В этом аспекте на общенациональном, так
и на региональном уровнях, период, когда
российское правовое обеспечение инвестирования
(как внутренним, так и внешним инвесторам)
было неконкурентоспособным, преодолено,
однако потребность в дальнейшей либерализации
регионального инвестиционного законодательства
сохраняется.
15. Базовые региональные экономические
подсистемы выступают основным объектом региональной экономической
политики: строительство, эксплуатация
и развитие объектов производственной
и социальной инфраструктуры региона,
то есть сферы преимущественного сосредоточения
деятельности органов местного самоуправления
(а также тех частных предприятий, которые
привлекаются к производству и оказанию
общественных услуг на основе конкурсного
размещения регионального и муниципального
заказов). На практике такой вывод требует
поддержки обозначившейся в настоящее
время тенденции сокращения в регионах
"муниципального" сегмента общественного
сектора регионального производства,
которая - что не менее важно - должна компенсироваться
ростом его "частного" сегмента. В
области региональной экономической политики
это означает, что базовые функции органов
региональной власти перемещаются преимущественно
в сферу организации функций менеджмента
и мониторинга региональной экономики
(включая участие региональных органов
власти в регулировании проблем занятости,
трудовых отношений и регионального рынка
труда).
16. Анализ базовых экономических
подсистем региона позволяет
объективно определить потенциал экономической
эффективности приватизации объектов
государственной собственности, обосновать
необходимость ускоренного перехода от
административного диктата цен и тарифов
к рыночным методам их становления (конкурсы,
торги, аукционы, тендеры и другие формы
конкурентного размещения государственных
заказов), поддержать тенденцию к сокращению
объемов внерегламентированного перераспределения
бюджетных средств, активизировать борьбу
с различными формами монополистической
деятельности в регионе.
17. Анализ долгосрочной динамики
структуры валового регионального
продукта (ВРП) показывает, что базовым
показателем состояния базовых экономических
подсистем регионов становится долгосрочный
тренд уровня той части ВРП, которая создается
в материальной сфере (особенно - в сфере
рыночных услуг, обеспечивающей региональному
бюджету реальные и самостоятельные финансовые
поступления). Соотношение данного показателя
региона с его среднероссийским уровнем
способно индикатировать объективную
экономическую дифференциацию российских
регионов (а показатель соотношения долей
валовой добавочной стоимости, создаваемых
в сфере рыночных услуг и в сфере материального
производства, по существу, характеризует
рыночную дифференциацию регионов).
18. Рыночный характер базовых
экономических подсистем регионов
проявляется и в степени перехода на систему
кредитования посредством обоснованной
программы региональных займов и инвестиций.
В настоящее время без такой системы, дополняющей
финансирование региональных расходов
из федерального бюджета, экономические
возможности регионов крайне ограничены.
Это означает, что именно система кредитования
становится наиболее эффективным для
центрального правительства источником
финансирования регионально-ориентированных
экономических и социальных проектов,
позволяющим производить целевую концентрацию
государственных бюджетных средств (образуемых
в результате налоговых отчислений).
19. Функциональная зависимость
рыночной эффективности базовых
экономических подсистем регионов от меры поддержки
государственными кредитными ресурсами
региональных и муниципальных предприятий,
занятых выполнением регионального заказа
или оказанием общественных услуг, поскольку
в этом случае общественные предприятия
региона становятся основными субъектами
в механизме осуществления региональной
экономической политики местных администраций.
20. Для практики проведения эффективной политики по развитию базовых экономических
подсистем регионов кредитование развития
регионов должно осуществляться посредством
специальной федеральной программы займов
и инвестиций, средства которой расходуются
именно на приобретение облигаций региональных
органов власти - или в форме прямого приобретения
региональных финансовых активов, или
через специально создаваемые корпорации
финансирования региональных займов.
21. Обязательным условием разрабатываемого
прогнозного сценария динамики развития базовых экономических
подсистем регионов Ростовской области
является требование учета места области
в контексте общероссийского экономического
сценария, что раскрывает реальные возможности
самостоятельного решения проблем областной
экономики.
22. В прикладном аспекте наличие детально
разработанной стратегии экономического
развития Ростовской области ее базовые
экономические подсистемы следует рассматривать
как «товар особого рода», как конкурентное
преимущество области, обеспечивающее
выход на межрегиональные и внешнеэкономические
связи, как дополнительный фактор роста
инвестиционной привлекательности хозяйственного
комплекса области. Уровень рыночной активности
предприятий Ростовской области не полностью
соответствует его фактическому экономическому
потенциалу. В этом аспекте необходимо
осуществить дополнительные административные
усилия, которые бы помогли снизить уровень
предпринимательских рисков, что существенно
повысило бы уровень конкурентоспособности
предприятий области по сравнению с другими
регионами. В прикладном плане необходимо
рассматривать и такой аспект риска, который
становится приоритетным в современной
экономике, как экологический риск. Для
его уменьшения необходимо, чтобы в областном
бюджете, помимо обычных ассигнований
на природоохранные мероприятия, выделялись
специальные средства для формирования
особого фонда финансирования проектов
по минимизации производственных рисков
экологического характера. Основным стратегическим
ориентиром развития базовых экономических
подсистем регионов Ростовской области
является рост уровня и качества жизни
его населения, к которому сводится социальный
смысл экономического развития региона.
В этих целях для повышения эффективности
использования сложившегося туристско-рекреационного
потенциала экономики Ростовской области
целесообразно создание специального
регионального фонда экономического
развития, источником формирования которого
должна стать дифференциальная рента
и доходы от использования благоприятных
природных ресурсов и транспортно-географического
положения области.
Список использованной
литературы
- Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г.
- Конституция Карачаево-Черкесской Республики
от 05.03.1996 г.
- Федеральный Закон “О государственной
поддержке малого предпринимательства” от 14.06.1995 г.
- Федеральный Закон “Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства” от 29.12.1995 г.
- Федеральный Закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” от 31.01.1998
г.
- Указ Президента РФ “Об упорядочивании
государственной предприятий и предпринимателей на территории
РФ” от 08.07.1994 № 1482
- Указ Президента РФ “Об организационных
мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской
Федерации” от 30.11.1992 № 1485
- Постановление Правительства РФ от 01.04.1993
№ 268 “О Фонде поддержки предпринимательства и развития
конкуренции”
- Постановление Правительства РФ от 04.12.1995
г № 1184 “О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства”
- Постановление Правительства РФ от 03.05.1999 г. № 481 “О государственной поддержке крестьянских
(фермерских) хозяйств”
- Постановление Правительства РФ от 19.07.1999 г. № 829 “О заявлении Правительства РФ и Центрального Банка РФ об экономической
политике в 1999 г”
- Федеральная программа государственной
поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг.
- Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг.
- Доклад Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
“О состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской
Федерации и мерах по его государственной поддержке” - Интернет htpp://www.ra.siora.ru, 1999 г.
- Доклад Министра Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства,
сопредседателя оргкомитета 2 съезда И.А. Южанова.
- Закон КЧР “О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике”
от 18.06.1996 г. № 84-12
- Закон КЧР “Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства
в Карачаево-Черкесской Республике” от 19.05.1997 г. № 269-20П
- Закон КЧР “О республиканском бюджете КЧР на 1998 г.” от 17.04.1998 г. № 413
- Закон КЧР “О республиканском бюджете КЧР на 1999 г.” от 23.04.1999 г. № 628
- Региональная программа государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике
на 1997-1998 гг.
- Региональная программа государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской
Республике на 1999-2000 гг.
- Региональная программа государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской
Республике на 2000-2001 гг.
- Республиканская целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на
1997-2000 гг.
- Постановление Правительства КЧР “О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских)
хозяйств на 1996-2000 гг.”
- Приложение к Постановлению Президиума Правительства КЧР от 30.04.1997 г. № 71
“О мерах по реализации постановления
Правительства КЧР от 18.12.1996 г. № 1499”
- Распоряжение Правительства КЧР от 11.06.1997 г. № 161-р “Об использовании бюджетных средств, выделенных
для оказания помощи фермерским хозяйствам”
- Аврамова Е., Овчарова Л. “Финансовый
кризис августа 1998 г.:
выдержал ли удар средний класс”// Вопросы
экономики. - 2000. -№ 2. - С. 54-66
- Автономов В.С. Предпринимательская функция в экономической системе. М.: 1990 г.
- Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных
проектов.//РЭЖ. – 1998. - № 3. - С. 55
- Алешин В.А., Дьяконов Л. “Безопасность предпринимательской деятельности в регионе”// Социально-политический
журнал. – 1998. № 2. - С. 179-186
- Аллен Дж. Основы свободного предпринимательства. М. 1992
- Альтернативы модернизации российской экономики.// Под ред. А. Бузгалина и др. М.: Таурус. 1997
- Апишев А. Фактор предпринимательства в экономике. М.: Луч.1995
- Архипов А. “Государство и малый бизнес: финансирование,
кредитование и налогообложение// Малое предприятие
– 1997.-№ 9. - С.9-11
- Афанасьев В. “Анатомия” отечественного малого бизнеса // РЭЖ. –1994. - № 2.
- Байчоров П. “Фермерские мытарства”. – Газета “День республики” от 31.01.1998. - С.1
- Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса. – “Экономист” М. –1999. - № 2. - С.75
- Блинов А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: Вчера, сегодня, завтра (учебно-методическое пособие) Краснодар,
1996. С.460
- Блинов А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса// РЭЖ. – 1994. - № 2.
- Богачев В., Кабаков В., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства. СПб. - 1995
- Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики - 1996. - № 7
- Виленский А. Финансовая поддержка малого предпринимательства// Экономист – 1999. - № 9. - С.88
- Виленский А. Условия регулирования малого бизнеса// Экономист. – 1999. - №2. - С.76
- Высоков В. “Малый бизнес:made in Russia: Научно-практическое пособие/ Донской государственный технический университет.
ОАО Коммерческий банк “Центр-инвест” Ростов –
на –Дону. 1999. - С.119
- Гальперин В., Игнатьев С., Моргунов В. Макроэкономика. СПб.: Экономическая школа. 1994. - Т.1. - С.47
- Гаранькина Л. Системная поддержка малого предпринимательства малого предпринимательства:столичная модель//РЭЖ.
– 1996. -№ 8.1
- Гаранькина Л. Основные элементы московской системы поддержки малого предпринимательства//РЭЖ. – 1996.-
№ 9.
- Городецкий А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике// Вопросы
экономики. -1995. - № 11. С. 48-57
- Горькова Т., Шаповалова Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве// Экономист. 1999. - № 6. - С.66-73
- Грегори Менкью Н. Макроэкономика. Общая редакция Р.Емцова и др. М.: Издательство Московского
Университета. 1994. - С.54-56
52 Гукасян Л.Е. “Комментарий
к статье 10 Закона Российской
Федерации “О
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности
на товарных рынках” Вестник
Министерства
Российской Федерации
по антимонопольной политике
и поддержке
предпринимательства
2000. № 3 - С. 80
- Доронин А. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение предпринимательской деятельности (причины падениярезультативности производства в России)// Мир безопасности.
1999. - № 6. - С.16-22
- Дунаев Э. Мелкое предпринимательство и его специфика в Российской Федерации// Российской журнал экономики.
– 1998. - № 3. -С.30-33
- Игнатов В.Г., О.Ю. Бородина Малое предпринимательство и его государственная поддержка в России. Ростов-на-Дону.
Роствское книжное издательство.1997
- Игнатов В.Г., О.Ю. Бородина органы власти и поддержка малого бизнеса. – М. Приор., 1998. - С.3
- Каллина Н.А. “О государственной поддержке малого бизнеса” Вестник Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства – 2000. - № 1. - С.50
- Князев В.Г. Налоги в механизме стимулирования малого предпринимательства// Финансы. – 1997.- № 8.- С.19-24
- Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения// Вопросы
экономики. -1996. - № 7. - С.46-58
- Колганов А. Особенности предпринимательства в переходной экономике// Экономист. – 1999. - № 1. - С.76
- Королев С. “Секреты малого бизнеса” // “Образование и бизнес” - 2000. - № 23 (47)
- Крайний В. Малый бизнес хочет использовать шанс. – “Интерфакс ВРЕМЯ”- 1999. - № 35 (217)
- Кротков А. За честную конкурентную политику: борьба с монополиями// Деловые люди. - 1998. - № 86. - С.28-31
- Кураков Л. И др. Рынок и антимонопольные экономические отношения//РЖ Экономика. -1998. - № 1. - С.7-12
- Лапина С., Лилюхина Н. Государственное предпринимательство в России// Вопросы экономики. – 1994. - № 3.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство – М.: Москва.: Инфра – М. 1997 – С. 320
- Леонтьев В. Экономические эссе. М., ИПЛ. 1990. -С.55-56
- Липсиц и др. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. 1998. - № 9. - С. 87-104
- Лисиненко И. Финансовые критерии оценки конкурентспособности фирмы// Страховое дело. - 1999. - № 3. - С.49-53
- Лиухто К. Влияние размера возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность// Вопросы экономики. - 2000.-№ 1. - С. 120
- Львов Ю. Основы экономики и организации бизнеса. СПб, ГМП,: “Формика”. –1992. - С.39
- Мачульская О., Балацкий Е. Особенности
малого предпринимательства в России// Проблемы прогнозирования. - 1999.
№ 2. - С.91-100
- Медынский В. Механизм конкуренции для предпринимателей: Реферат. Проблемные лекции// Российский журнал Экономика.
-1998. -№ 3. - С17-23
- Минервин И. Государственная политика поддержки предпринимательства за рубежом// Экономист. – 1993.
- № 12.
- Михеев И. “О новом курсе государственной
поддержки малого предпринимательства”// Финансовый бизнес. - 1997. -
№ 10.- С.5-7
- Мишин А.. Инвестиционная поддержка малого
бизнеса// РЭЖ. – 1998. - № 5. - С.62
- Новиков В.М., Шереги Ф. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?// “Финансы и статистика” РЭЖ.
– 1999. -№ 9-10. -С.51
- Основы предпринимательской деятельности. Под ред. Профессора В.М. Власова. Москва “Финансы и статистика”
1995
- Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. М., “Прогресс”. - 1976. - Т.1. - С.111
- Петров В. Конкурентоспособность: Анализ факторов, показателей и критериев, определяющих успех субъектов рынка в конкурентной борьбе на
различных уровнях экономической деятельности
(микро, мезо, макро, глобальном)// Риск.
-1999. - № 4. - С.4-11
- Поповская С. и др. Оценка монополизации российской экономики// Проблемы прогнозирования. - 1999. - № 2. - С.85-90
- Прохоров В.А. “Большие проблемы малого предпринимательства”// Предприниматель. –1997. - № 3-4. - С. 27-46
- Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблемы занятости: Материалы семинара,
г. Тула. Под общей ред. А.Ю. Чепуренко. – М.: 1995. – С.120
- Савин М., Смагин А. Правители зависят от качеств своих подданных: о роли малого бизнеса в становлении
гражданского общества// Независимая газета.
- 1999. – 21 июля. - С.3
- Семенцева Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе// РЭЖ. – 1997.
- № 5-6.
86. Серегин В.П., Бутина Е.А. “Задачи,
функции и структура Министерства
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства” Вестник МАП России.
- 1999. - № 1. - С.6
- Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства// Вопросы экономики. – 1999. - № 2. - С.29-39
- Серегин В., Бутина Г. Задачи, функции и структура Министерства Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства// Вестник МАП России. - 1999. июнь-июль -С.6
- Светуньков С.Г. Модели спроса и предложения
в пространстве «цена–объем-доход» Сайт «I. Markerting», 1999. http://e-management.webservis.ru/books/i000.htm
- Смирнов С. Власть и малый бизнес пока далеки друг от друга// Торговая газета. - 1999. - 7 июля
- Сущенко В. Предпринимательство на трех этапах российской модернизации (вторая половина XIX - XX вв.) Ростов-на-Дону: РГУ. 2000. – С.160
- Становление новой экономической системы. Программа развития реального сектора экономики. Удушение свободного
предпринимательства// РЭЖ. – 2000. - № 4. - С.7-15
- Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике.// Экономист. – 2000. - № 10. - С.42
- Федцов В. Предприниматели вытащат страну из экономической трясины// Российская газета. - 2000. - 11 январь
- Фонарева Н.Е. Поддерживать надо все конкурентоспособные структуры// Власть. - 1997. - № 12. - С. 3-8
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. Со 2-го изд.- М.: “Дело ЛТД”. - 1993. - С.40.
- Озов А.Г., Кизилов А.П. Трудовые ресурсы
Карачаево-Черкесии. - Ч. “Полиграфист”,
1997.
- Озов А.Г. “Когда стоят заводы”. Газета “День республики” 25.04.1997. - С.2
- Орлов А. “Малый бизнес: проблемы-перспективы” // Предприниматель № 3-4. С.12
- Орлов А. “Малое предпринимательство: старые и новые проблемы”// Малое предприятие. – 1997. -
№ 8. - С.12-14
- Пиляров А. – “Бизнесмену поможет Фонд”.
- Газета “Экономика и мы”. – Ч. 13.06.1997.
- С.3
- Починок А. Журнал “Коммерсант” 13.11.1999. - С.23
- Пэрн А.Л. Федеральная программа как инструмент поддержки предпринимательства. – Предприниматель. - 1997. - №
3-4. - С.17
- Рейтинг инвестиционной привлекательности// Эксперт.-1996. - № 47. - С.39
- Рыбак С. “Добровольная неволя” // Итоги. - 1998. - № 1-2. -С. 52-54
- Собрание постановлений Правительства СССР.9. 1990. -С.435-436.
- Хубиев В.И. “КЧР- годы реформ”// День республики. 12.05.1996. - С.2
- Хубиев Р., Петросян Д. Многопрофильные консалтинговые центры для поддержки предпринимательства. – Интернет.http://www/ptpu.ru.
- Шамхалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России// Проблемы теории и практики управления.
- 1998. - № 2. -С.94
- Шамхалов Ф., Котилко В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект// М.: Изд. “Экономика”1997. – С.352
- Шамхалов Ф., Нечипоренко В. Государственная
поддержка предпринимательства в России: учебное пособие.
М.: Экономика.1997.- С.158
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс. -1982.С. 169-170
- Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки// РЭЖ. - 1996. - № 5-6
- Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России// РЭЖ. – 1997. - № 5-6-7
- Шулус А., Быченко Н. Франчайзинговые формы предпринимательства (объективные основы, противоречия, принципы
господдержки)// РЭЖ. – 1998. - № 1
- Шуткин А.С. Единый налог с малого предприятия: иллюзия или реальность// Финансы. – 1997. -№ 6. - С.42-45
- Южанов И. Олигархи тоже начинали с малого. – Д.-Пресс. “Малое предприятие”. - 1999. - № 11
- Цыганов А.Г. Одним департаментом больше, что это даст малому бизнесу?// Экономика и жизнь. 1994. Октябрь.
- № 42. - С.18
- Цыганов А., Печеренский В. Монополии на свободном
рынке// Закон. - 1997. -№ 12. - С. 79-82
- Проблемы малого бизнеса // Экономика строительства. – 1997. - № 11. - С.50