Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:34, реферат
1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
2. Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
5. Мониторинг и контроль состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование
Концепция
национальной безопасности Кыргызской Республики
Преамбула
Национальная безопасность
- гарантированное состояние
Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики - официально принятая система взглядов, идей и принципов по защите личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз безопасности во всех сферах жизнедеятельности на длительный период.
Правовую основу Концепции национальной безопасности составляют Конституция Кыргызской Республики, Законы Кыргызской Республики «О национальной безопасности Кыргызской Республики» и «О Совете обороны Кыргызской Республики», другие законы и нормативно-правовые акты Кыргызской Республики, а также вступившие в силу в установленном законом порядке международные договоры в сфере обеспечения национальной безопасности, участницей которых является Кыргызская Республика.
1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
По данным Международного валютного фонда, в среднесрочной перспективе может быть замедление роста мировой экономики из-за кризиса государственного долга и проблем в банковской сфере в некоторых развитых странах.
В настоящее время страны Европы испытывают значительные сложности, выраженные в углублении финансовой нестабильности. Особенно это заметно в таких странах, как Греция, Испания и Португалия. В силу сложившегося положения следует также ожидать снижения активности международных финансовых организаций и традиционных стран-доноров в центральноазиатском регионе, в частности, в Кыргызстане.
С учетом замедления экономического роста в мире, в Китае также возможно снижение темпов экономического роста. По этой причине может измениться транзитная роль Кыргызстана в регионе, приносившая республике немалые выгоды.
Хотя Кыргызстан и является членом ВТО, ввиду слабости экономики и ее экспортного потенциала, а также незначительной вовлеченности в мировые экономические процессы, негативные последствия глобального кризиса скажутся на республике через соседние государства, с которыми осуществляются основные внешнеэкономические связи – Россию, Китай и Казахстан.
Россия и Казахстан, являясь стратегическими партнерами Кыргызской Республики, оказывают на экономику республики существенное влияние поставками топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров, техники и оборудования, а также в результате денежных переводов кыргызских трудовых мигрантов, работающих в этих странах. В случае падения мировых цен на нефть и газ их экономика испытает серьезные трудности, что окажет негативное влияние также на нашу экономику.
Республика в определенной степени будет также испытывать влияние глобальных политических процессов, в том числе так называемой «арабской весны» 2011 года, в результате которой сменились власти в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене. Хотя Кыргызстан в результате апрельской революции и принятия новой Конституции встал на путь демократического развития, политическая нестабильность и военные конфликты в отдельных странах Ближнего Востока и Северной Африки составляют потенциальную угрозу государствам центральноазиатского региона через возрастание роли исламского фактора.
Исламская Республика Иран играет одну из главных ролей в важнейшем регионе планеты - Западной Азии, куда входят Ближний и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря и Центральная Азия. Таким образом, являясь одновременно и средневосточной, и кавказской, и центральноазиатской, и каспийской страной, омываемой также водами Персидского и Оманского заливов Индийского океана, Иран занимает важнейшее военно-стратегическое положение, позволяющее ему контролировать морские и наземные пути между Европой и Азией. Поэтому обострение международной обстановки в этом регионе будет иметь определенные последствия и для центральноазиатских республик.
Ситуация в Афганистане продолжает входить в число ключевых угроз для стабильности Центральной Азии, поскольку до настоящего времени власти этой страны сталкиваются с большими трудностями в решении фундаментальных проблем в социально-экономической, политической и военной сферах.
Тем не менее, выгодное географическое положение, способное оказать существенное влияние на геополитическое соперничество в Евразии и мире в целом, предопределяет стратегический интерес многих ведущих стран к Афганистану. Предстоящий вывод контингента международных сил из Афганистана может внести изменения и в складывающуюся ситуацию в Пакистане, так как движение «Талибан» проявляет высокую активность в Белуджистане и Вазиристане – провинций на территории Пакистана, граничащих с Афганистаном. По данным компетентных органов республики на территории этих провинций под покровительством «Талибана» расположены базы по подготовке боевиков ИДУ и других религиозно-экстремистских организаций, оперирующих в Центральной Азии.
Вышеперечисленные угрозы региональной безопасности требуют постоянного совершенствования системы международного сотрудничества. Кыргызстан решает проблемы в этой сфере, стараясь максимально использовать членство в СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС, деятельность которых направлена на развитие дружественных отношений с партнерами и совершенствование всестороннего сотрудничества в решении проблем сохранения стабильности и устойчивого развития.
На сегодня определенную роль в вопросах безопасности в центральноазиатском регионе играют такие международные организации как ООН, Европейский Союз, НАТО, ОБСЕ. Наибольшую активность в этом направлении проявляют программа НАТО «Партнерство ради мира» и Совет Евро-Атлантического Партнерства (СЕАП). Европейский Союз работает в основном в сфере энергетической безопасности в интересах диверсификации поставок энергоресурсов в страны Европы. ОБСЕ главным образом отслеживает соблюдение государствами региона прав человека и осуществляет мониторинг демократических правил и процедур при проведении различных выборов.
В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) немаловажное значение имеет проведение совместных командно-штабных, тактико-специальных и антитеррористических учений спецподразделениями органов национальной безопасности и внутренних дел, другими министерствами и ведомствами, обеспечивающими безопасность.
На текущий момент Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является в определенной степени механизмом обеспечения национальной и региональной безопасности на пространстве СНГ. Развивается также сотрудничество ОДКБ и ШОС в борьбе с терроризмом и экстремизмом в Центральной Азии. В этой связи 14 июня 2011 года подписан протокол о сотрудничестве между двумя организациями, что даст возможность более эффективно координировать усилия по противодействию экстремисткой деятельности.
Следующий этап развития ОДКБ направлен на повышение эффективности и развитие способности Организации оперативно реагировать и упреждать возможные угрозы и предпосылки к ним как для национальной, так и для коллективной безопасности государств-участников ОДКБ.
Исходя из текущей
экономической ситуации, несоизмеримости
отечественной экономики с
Решение о создании Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) было стратегически выверенным шагом, сделанным его государствами-членами на пути углубления партнерских отношений в регионе. Показателем возрастающей роли ШОС может служить ее признание международным сообществом. ООН предоставила ШОС статус наблюдателя и подписала с ней меморандум о сотрудничестве.
В настоящее время роль ШОС, как действенного механизма обеспечения безопасности на пространстве Евразии, становится все более весомой. Для Кыргызской Республики наиболее приоритетными направлениями регионального взаимодействия в рамках ШОС является экономическое сотрудничество и обеспечение региональной безопасности.
Осознавая важную стратегическую роль Центральноазиатского региона, Кыргызстан придает первостепенное значение вопросам дальнейшего углубления региональной интеграции, что является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития. Со всеми соседями по региону заключены договоры о вечной дружбе и добрососедстве. Основой объединения усилий соседних государств в этом направлении являются борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и преступностью, решение общих социально-экономических и экологических проблем, и другие региональные проблемы.
Вместе с тем, сохраняющиеся проблемы взаимоотношений между странами Центральной Азии, если их своевременно не снять, могут в будущем стать препятствием на пути углубления интеграционных процессов. Определенные вопросы в отношениях между государствами-членами СНГ обусловлены источниками угроз, которыми являются пограничные вопросы, использование гидроэнергетических ресурсов Тянь-Шаня и Памира, углеводородных ресурсов Каспийского моря, вызывающих разнонаправленность их политических и экономических интересов.
Центральная Азия также играет важнейшую роль в системе энергетической безопасности, обладая крупными запасами нефти, газа, угля и урана, а также вовлеченностью ведущих иностранных компаний в их добычу. Кыргызстан в этом отношении обладает достаточно крупными запасами угля (в советское время ежегодно добывалось около 4 млн. тонн) и большим гидроэнергетическим потенциалом. На фоне ожидаемого увеличения спроса на уголь в прилегающих к региону странах – в КНР, Индии и Пакистане – возникают благоприятные условия для его экспорта из Кыргызстана.
Во время глобальной энергетической нестабильности местные ресурсы могут сыграть важную роль в обеспечении регионального энергетического баланса, чему будет способствовать растущее в регионе разнообразие экспортных маршрутов. Железная дорога Китай - Кыргызстан - Узбекистан станет для республики одним из каналов экспорта угля в южном направлении. В целом эта дорога послужит определенным толчком для развития экономик центральноазиатских республик, прежде всего, Кыргызстана.
При этом следует учитывать тот факт, что географическая близость региона и расположение внутри континента обеспечивает для сопредельных стран-потребителей центральноазиатских энергетических ресурсов высокий уровень безопасности их доставки по сравнению с морскими маршрутами.
В сфере гидроэнергетики инвесторы проявляют интерес к Кыргызстану и Таджикистану, странам, где формируется около 90% водных ресурсов региона. Но участие иностранных компаний в освоении гидроэнергоресурсов блокируется нерешенностью водно-энергетических проблем в регионе.
Таким образом, анализ складывающейся ситуации в мире и регионе указывает на то, что в целом Кыргызстан находится в окружении дружественных государств, активно сотрудничая с ними в торгово-экономической и политической сферах. Участие республики в различных региональных структурах (ОДКБ, ШОС) служит определенной гарантией защиты от внешней агрессии и проникновения экстремистско-террористических групп и других угроз.
Вместе с тем, следует отметить, что в сфере международной и региональной безопасности увеличиваются дестабилизирующие элементы и факторы неопределенности. Формирование эффективной системы региональной безопасности остается на повестке дня всех стран Центральной Азии. Поэтому назрела настоятельная необходимость в диверсификации политики партнерства в Центральной Азии с выходом за пределы существующих структур безопасности. Регион остро нуждается в постоянно действующей площадке, где все заинтересованные стороны могли бы сотрудничать в вопросах безопасности. Предложения на этот счет еще в начале 90-х годов прошлого столетия были внесены Казахстаном, однако не были поддержаны государствами Азии. Кыргызстан располагает всеми условиями, чтобы стать региональным центром принятия решений в этой сфере, где могла бы базироваться центральноазиатская организация аналогичная ОБСЕ, которая позволила с успехом решить проблемы безопасности в Европе и мире в 70-х годах двадцатого века.
Отсутствие динамики в международной политике в связи с известными событиями в республике стало в последнее время ослаблять позиции республики в отстаивании национальных интересов в окружающем мире.
Необходимость переформатирования всего комплекса международных отношений республики и выработки нового взгляда на внешнюю политику также обусловлена критическим сочетанием новых угроз международного характера и сохраняющихся в регионе различных нерешенных вопросов между центральноазиатскими государствами.
Отсутствие единого подхода к таким важным региональным проблемам как водопользование, энергетика, процессы миграции, вопросы делимитации и демаркации границ, противостояние угрозам террористического и наркотического характера определяет разнонаправленность внешнеполитических предпочтений государств. Разумеется, республика не может не учитывать интересы других участников международных процессов в регионе, однако открыто должна заявить о своих национальных интересах, с которыми им также необходимо считаться. Исходя из этого Кыргызская Республика выступает за создание в регионе соответствующего международного механизма по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии, что позволит гласно и объективно рассматривать все проблемы в этой сфере.
Информация о работе Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики