Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:34, реферат
1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
2. Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
5. Мониторинг и контроль состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование
Одной из главных причин такого положения является недостаточное финансирование образования, относительно низкая заработная плата учителей и других работников системы образования, деградация материально-технической базы учебных заведений. Если в ближайшее время не остановить этот процесс, то Кыргызстан окончательно превратится в поставщика малограмотной дешевой рабочей силы на рынки других государств.
Недоступность качественного образования, наряду с проблемами морально-патриотического воспитания молодежи, развития сферы культуры на фоне сильного и разнообразного воздействия со стороны различных религиозных и псевдорелигиозных организаций, а также иностранных СМИ, приводит к общей деградации и идеологической дезориентации населения, результатом чего становятся проявления экстремизма, терроризма, сепаратизма и рост уголовной преступности.
Учитывая, что в Кыргызстане человеческий фактор является главной опорой развития общества, государства и экономики, здоровое и образованное население – это фундаментальный приоритет всей государственной и общественной политики.
Таким образом, национальными интересами Кыргызстана в современный период, а также на длительную перспективу являются:
Для защиты своих национальных интересов Кыргызская Республика должна проводить рациональную и прагматичную внутреннюю и внешнюю политику, которая позволила бы исключить негативное воздействие на них различных угроз. Для этого, прежде всего, необходимо чтобы в обществе обеспечивалась социальная стабильность, межэтническое и межконфессинальное согласие.
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности
Кыргызской Республики
Угроза национальной
безопасности – это прямая или
косвенная возможность
Они подразделяются по масштабу воздействия – на глобальные, региональные и локальные, вероятности осуществления – на реальные и потенциальные, способу осуществления – прямого воздействия и косвенные, которые проявляются через изменение других явлений и процессов.
На каждом этапе исторического развития на первый план, в зависимости от реальности угроз и разрушительных последствий их осуществления выдвигаются те или иные из них. В современный период наиболее реальными угрозами, требующими адекватной реакции со стороны государства и общества, являются следующие.
Внешние угрозы:
Внутренние угрозы:
Внешние угрозы
Усиление противоречий между ведущими державами мира
на глобальном уровне и в Центральной Азии, а также между некоторыми странами региона
Современная военно-политическая обстановка в мире характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью развития событий, усилением соперничества ведущих мировых и региональных держав, ростом сепаратизма, национального и религиозного экстремизма. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов дестабилизирует международную обстановку, провоцирует напряженность и гонку вооружений, способствует усилению межгосударственных противоречий. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные военные конфликты различного уровня. Глобальное соперничество в региональном измерении порождает осложнение ситуации в различных точках планеты, которые выливаются в гражданские противостояния вплоть до вооруженных столкновений внутри государств.
В этом контексте следует рассматривать обострение ситуации во всем Большом Ближнем Востоке, включающем в себя также Саудовскую Аравию, Иран и страны Персидского залива, где сталкиваются попытки одних геополитических игроков взять под абсолютный контроль основные источники местных нефтяных ресурсов, чтобы гарантированно диктовать условия ее поступления на рынки других геополитических игроков – своих конкурентов из Восточной Азии. Такое изменение геополитической конфигурации, естественно, выдвигает на первый план поиск альтернативных источников энергетических ресурсов со стороны последних.
Поэтому центральноазиатский регион также стал в последние годы объектом соперничества ведущих мировых держав, таких как США, Россия, Китай, за вовлечение его государств в орбиту своего влияния и взятие под контроль их ресурсов, прежде всего, их нефтегазовых запасов. В этой связи Россия и Китай будут продолжать укреплять политические, военные, экономические, культурные взаимоотношения со странами региона, по линии таких организаций, как СНГ, ОДКБ и ШОС, что, несомненно, в интересах Кыргызстана. Усиливается проникновение в эту зону противоборства и Европейского Союза, озабоченного поиском альтернативных источников углеводородного сырья, составляя конкуренцию Китаю, как основному потребителю местных энергетических ресурсов.
Большое значение имеют достигнутые недавно договоренности стран ОДКБ о не размещении иностранных военных баз и объектов без согласия всех членов этой организации, что существенно задевает интересы США в этом регионе.
С другой стороны, США и их союзники предпринимают все меры для укрепления своих позиций в центральноазиатских республиках, как в стратегическом плане, так и в целях обеспечения безопасных путей вывода своих войск и сил НАТО из Афганистана.
В перспективе следует ожидать, что Китай, опираясь на ШОС, и в партнерстве с Россией будет еще более активно участвовать в решении комплекса проблем безопасности в регионе, чтобы не допустить превращения его в «тыловую» базу уйгурских сепаратистов. Также он будет самостоятельно развивать тесные отношения со странами Центральной Азии, обеспечивая реализацию своих стратегических целей, прежде всего касающихся освоения местных природных ресурсов.
Таким образом, ключевым фактором внутриполитической стабильности каждого из государств Центральной Азии становится готовность учитывать разнонаправленные интересы России, США и Китая. Каждое из этих государств рассматривает Центральную Азию в качестве зоны своих стратегических интересов. Определенным фактором усиления противоречий между ними могут стать неожиданные внутренние изменения в отдельных странах региона, или резкие повороты в международной политике их правительств. Ключевым вопросом здесь является сохранение хрупкого баланса отношений между государствами региона, нарушение которого может привести к широкомасштабному кризису между ними. Поэтому Кыргызстан должен опережать динамику изменений обстановки в регионе, более того, прогнозировать сдвиги в позиции мировых держав по тому или иному вопросу отношений между соседними республиками и своевременно вырабатывать соответствующие меры реагирования. Республика вносила и будет вносить свой вклад в совместные действия со странами СНГ и Запада в области борьбы с международным терроризмом экстремизмом, решения социально-экономических проблем, нераспространения ядерного оружия и наркобизнеса.
Расширение масштабов международного терроризма
и религиозного экстремизма
Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане и Пакистане, где сконцентрированы основные идеологические и боевые силы терроризма, религиозного экстремизма и специальные лагеря подготовки боевиков «Аль-Каиды», «Движения Талибан», «Исламского движения Узбекистана», «Исламского движения Восточного Туркестана», «Группы джихада» или «Союз исламского джихада», и других, несет серьезную угрозу безопасности во всем регионе. В современных условиях, особенно после вывода из Афганистана в 2014 году сил США и НАТО, это создает реальные предпосылки для проникновения эмиссаров и боевиков указанных организаций, а также активизации террористических и экстремистских проявлений в странах Центральной Азии, в том числе и в Кыргызской Республике.
Надо признать, что
благоприятные условия для
Религиозный экстремизм и международный терроризм в настоящее время представляет масштабную угрозу для Кыргызской Республики. По своей сути религиозно-экстремистские и террористические организации, консолидировав свои силы на базе единой экстремистской идеологии, становятся мощными преступными интернациональными структурами, имеющими широкую сеть своих единомышленников и в нашей республике.
Для реализации своих
планов по ускорению исламизации
и радикализации общества стран
центральноазиатского региона международными
экстремистско-
В случае развития успеха движения «Талибан» в Афганистане после вывода коалиционных сил в 2014 году, в северных провинциях предполагается возникновение нового витка межэтнической напряженности. Перемещение театра военных действий к северным границам Афганистана создаст реальные условия для возможного проникновения бандформирований на территорию Таджикистана и далее в южные регионы Кыргызской Республики, с целью дестабилизации общественно-политической обстановки, организации масштабных террористических акций и, в конечном итоге, попыток реализации планов по построению исламских государств на территории Центральной Азии.
Первоочередными задачами по противодействию терроризму и религиозному экстремизму являются развитие международного сотрудничества в этой сфере, а также принятие и совершенствование законодательных актов, обеспечивающих создание единой правовой основы антитеррористической деятельности.
Необходимо также нацелить государственную политику в области религии на противодействие экстремистским проявлениям в этой сфере, обеспечить эффективную защиту светского характера государства, закрепленного в Конституции Кыргызской Республики, укреплять взаимодействие с традиционными религиями при реализации права граждан на свободу вероисповедания.
Деятельность международной наркомафии в Центральной Азии
Проблема незаконного оборота наркотических средств продолжает оставаться одной из самых злободневных и актуальных не только в Центральной Азии, но и во всем мире.
Информация о работе Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики