Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
2. Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
5. Мониторинг и контроль состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование

Файлы: 1 файл

Концепция национальной безопасности.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, нынешнее состояние кыргызской экономики демонстрирует очевидную неустойчивость своей воспроизводственной базы, что в нынешних условиях является серьезной угрозой национальной безопасности. Такая ситуация в экономике усугубляется сложным положением в топливно-энергетическом комплексе. В постсоветский период топливно-энергетический баланс Кыргызской Республики претерпел существенные изменения. За этот период произошло значительное (в несколько раз) сокращение потребления угля, природного газа, топочного мазута и увеличение потребления электроэнергии ввиду несбалансированной тарифной политики, когда тарифы на электричество оказались неадекватно низкими по отношению к ценам на ГСМ, газ и топочный мазут. В 1990 году доля электроэнергии в топливно-энергетическом балансе составляла 26%, которая к 2010 году возросла до 70%.

Это стало основной причиной повышения нагрузок на электрические сети и в целом на отрасль электроэнергетики. Износ оборудования в отрасли электроэнергетики доходит до 60%. Линии электропередачи распределительных компаний, введенные в 60-70-х годах прошлого столетия, практически не обновлялись. Все это приводит к ежегодному большому количеству аварийных отключений. Большинство отключений происходит в зимнее время, так как нагрузки на сети в 3 раза превышают нагрузки в летнее время. В зимнее время надежность электроснабжения существенно снижается.

Электроснабжение республики находится в зависимости от Объединенной энергосистемы Центральной Азии и линий электропередачи, проходящих по территории Казахстана и Узбекистана. А новые системные линии электропередачи  по территории Кыргызской Республики в период с 1991 года практически не строились.

В сфере органических энергоносителей положение еще  более тревожное. Кыргызская Республика находится в полной зависимости  от поставок газа и мазута, а также  частично угля. При этом монопольные  поставщики непрерывно повышают цены и не гарантируют надежности поставок, особенно в зимнее время, а возможности угольной промышленности Кыргызстана используются недостаточно. Энергетическая зависимость становится «ахиллесовой пятой» кыргызской экономики, и если не предпринять решительные меры по диверсификации топливно-энергетического баланса республики, то угрозы в этой сфере, при их реализации, могут иметь самые разрушительные последствия для республики.

 

Рост масштабов теневой экономики и коррупции

во всех сферах жизни общества

 

В настоящее время  серьезной проблемой для страны становятся коррупция и теневая  экономика, масштабы которых в республике достигли уровня, представляющего реальную угрозу безопасности, политическим и  экономическим основам государства. Наблюдаемая тенденция роста коррупционных проявлений в органах государственной власти и управления, правоохранительных и фискальных органах и других силовых структурах препятствует эффективной реализации социально-экономических программ, увеличивает социальное расслоение общества, рост социальной напряженности и тем самым подрывает доверие населения к институтам государственной власти. За последние годы республика прочно закрепилась в списке самых коррумпированных стран мира.

Высокий уровень коррупции  и теневой экономики, объем которой достигает, по различным оценкам специалистов, от 40 до 60% ВВП, на сегодняшний день становятся довольно серьезным барьером для развития легального малого и среднего бизнеса, создавая неравные условия для конкуренции. Кроме того, эти негативные явления, соприкасаясь с легальным сектором, толкают его к уходу в тень, таким образом, снижая налогооблагаемую базу, способствуя дестабилизации бюджетной сферы страны. Рост масштабной коррупции и теневой экономики способствует созданию дисбаланса в развитии различных секторов экономики.

При этом коррупционные проявления имеют место среди всех ветвей и органов власти, становятся причиной сохранения большой доли теневой экономики, высокого уровня социальной напряженности, а также создают благоприятные условия для принятия должностными лицами политических, организационно-управленческих решений в угоду интересам ряда внутренних и внешних сил, вопреки национальным интересам и безопасности республики. С системной коррупцией связаны, как искусственное банкротство многих бюджетообразующих предприятий, так и в целом стагнация промышленного производства.

Коррупционные проявления существенно снижают доверие деловых кругов, в том числе и иностранных инвесторов, к органам государственной власти и управления, а также к правоохранительной и фискальной системе Кыргызской Республики, тем самым уводя бизнес в тень и снижая инвестиционную привлекательность республики.

Коррупционные проявления в правоохранительной системе создают  условия для незаконной деятельности организованных преступных группировок и наркомафии, процветания контрабанды, и что немаловажно, для деятельности спецслужб иностранных государств, международных религиозно-экстремистских, террористических и сепаратистских организаций. При этом, представители последних, используя коррупционные связи в правоохранительной системе, получают возможности для переброски через границу оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, финансовых средств, агитационной экстремистской литературы и рекрутов, а также для ухода от ответственности.

Основными проблемами в борьбе с коррупцией являются: во-первых, недостаток высокопрофессиональных специалистов, во-вторых, отсутствие системного подхода к пониманию коррупции как сложного социального явления, в-третьих, слабость консолидации усилий правоохранительных органов и всего общества.

В целом, коррупция в  Кыргызстане стала одной из составляющих в системе государственного управления. Для решения этой проблемы необходимы системные меры и политическая воля со стороны государства, а также согласованные действия власти, бизнеса и общества. В настоящее время руководством республики предпринимаются решительные меры по искоренению этого явления из нашей жизни и создания условий для свободного развития экономики.

 

Преступность, наркомания, алкоголизм и безработица

 

Национальные интересы Кыргызской Республики в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения  экономической и социально-политической основы этих противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и создания системы контроля за уровнем преступности.

Усилия общества и  государства должны быть направлены на формирование системы мер действенной  профилактики и на воспитание законопослушных  граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом  и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека, на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений. Она может быть эффективной только в случае осуществления ее на прочной законодательной основе, соответствующей реальным характеристикам, целям и задачам современной уголовной политики.

Правовое регулирование  в сфере борьбы с преступностью  должно включать в себя комплекс взаимодополняющих и иных нормативных правовых актов, отдельных норм, относящихся к уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, административному, гражданскому, международному и другим отраслям права.

Главной опасностью на сегодняшний день является сращивание криминала с отдельными представителями власти и управления. В настоящее время объявленная преступности война затронула лишь отдельных представителей ОПГ, однако не пресекла корни этого антиобщественного явления. Она продолжает оказывать свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества и даже проникла в систему школьного образования, где понятия и стереотипы криминального поведения становятся нормой для всё большего количества учащихся. За последний год подростковая преступность выросла на 12,4%, что еще раз подтверждают сложность существующей проблемы школьного рэкета и подростковой преступности в целом.

Анализ преступности среди несовершеннолетних свидетельствует  о том, что на уровень криминализации подростковой среды влияет множество факторов, в том числе, пробелы законодательного регулирования, несовершенство правоприменительной практики, социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Питательной средой правонарушений является правовой нигилизм, недостаточная воспитательная и профилактическая работа, неблагополучная обстановка в семье, низкая мотивация к учебе, конфликты с родителями и сверстниками, а также широкое распространение наихудших образцов массовой западной культуры, проповедующей жестокий индивидуализм, культ насилия, чуждой традициям и менталитету народа Кыргызстана.

Необходима координация действий всех органов государственной власти, структур исполнительной власти, правоохранительных органов и общественных объединений. Осуществлять профилактику таких негативных явлений в подростковой среде, как школьный рэкет, насилие и правовой нигилизм нужно на новом, современном уровне с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая интересы и психологию несовершеннолетних.

Наряду с общеуголовной  преступностью в последние годы все большее распространение  в обществе получают наркомания и  алкоголизм, которые имеют устойчивую тенденцию роста – за последние двадцать лет количество только наркозависимых людей выросло почти в 8 раз. По данным медиков на наркологическом учете состоит около 11 тыс. человек, количество лиц с алкогольной зависимостью превысило 41 тыс. человек. И это только лица, состоящие на учете в наркологических диспансерах, реально же по оценкам экспертов и международных организаций их численность как минимум в десять раз больше. Такое количество социально деградировавших граждан представляет серьезную угрозу правопорядку и стабильности в обществе, так как ими совершаются значительная часть общеуголовных преступлений, и они легко могут подпасть под воздействие различных деструктивных сил.

В условиях, когда в  республике наблюдается высокая  безработица и трудоизбыточность  с низкой конкурентоспособностью трудовых ресурсов неконтролируемая иммиграция граждан Узбекистана, Таджикистана и Китая может вызвать определенную социальную напряженность и рост националистических настроений среди коренного населения. Численность безработных в Кыргызстане по итогам статистического обследования в 2011 году составила более 212 тысяч человек. Общее давление на рынок труда Кыргызстана за счет естественного прироста собственного трудоспособного населения и притока иностранной рабочей силы из указанных стран в ближайшее время может возрасти до 200-250 тысяч человек. Экономика республики не способна поглотить такое количество новых трудовых ресурсов, что может породить жесткую конкуренцию между местным населением и иностранцами за рабочие места. Это при определенных обстоятельствах приведет к требованиям со стороны общества к правительству ограничить въезд иностранной рабочей силы в республику.

 

 

 

 

 

Недостаточная развитость информационно-коммуникационных технологий и слабая защита информационного пространства страны

 

Технологический прогресс и развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) стали определяющими в стремительном их использовании во всех сферах жизни кыргызского общества - процессах государственного управления, взаимодействия и обмена информацией государственных органов, бизнес-сообщества и граждан, в научных исследованиях и инновационной деятельности, образовании, социальном обеспечении и медицинском обслуживании, обеспечении торговли продуктами и услугами, досуге.

Вследствие этого, использование ИКТ вызывает изменения в социальной, технологической и правовой сферах, существующих процедурах и механизмах. Давая возможности для развития свободы слова и самовыражения, ИКТ порождают новые вызовы государству и гражданскому обществу в виде запрещенной к распространению информации и противоправных действий, совершенных с использованием ИКТ. Усиление законодательных и практических мер против цензуры, необходимо сопровождать созданием правовых норм и механизмов, обеспечивающих эффективное противодействие противоправным проявлениям в информационной сфере.

Принимая во внимание растущее использование сети Интернет с особой остротой встает вопрос защиты информационной инфраструктуры, требующей широкого диапазона мер в области сетей связи и их информационной безопасности, борьбы с кибер-преступностью. Оперативное реагирование и эффективное противодействие противоправным действиям, требует развития сети центров реагирования на компьютерные инциденты и организации их взаимодействия с правоохранительными органами.

Существующие и потенциальные  угрозы в сфере информационной безопасности относятся к числу наиболее серьезных вызовов XXI века. Эти угрозы от широкого круга источников проявляются в подрывных действиях, направленных как против физических лиц, бизнеса, государственных органов, так и против правительства. Их последствия несут в себе существенный риск для общественной безопасности, безопасности государств и стабильности глобально связанного между собой международного сообщества как единого целого.

В Кыргызстане слабо контролируется ввоз, производство и реализация несертифицированного (зачастую контрафактного) телекоммуникационного оборудования, оргтехники, средств связи, программного обеспечения, специальных технических средств съема информации, а также ее защиты.

Недостаточное внимание уделяется вопросам формирования и  реализации единой государственной политики по обеспечению информационной безопасности, координации деятельности органов власти и управления Кыргызской Республики по ее укреплению. Мероприятия, нацеленные на защиту информационной сферы, недостаточно обеспечены финансовыми ресурсами.

Вследствие вышеназванных  причин наблюдается усиление угроз  национальной безопасности Кыргызской Республики в информационном пространстве страны по следующим направлениям:

- стремление сопредельных  государств к доминированию в  информационном пространстве Кыргызской Республики (включая получение доступа к информации с ограниченным доступом) и как следствие вытеснение его из внутреннего рынка;

Информация о работе Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики