Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
2. Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
5. Мониторинг и контроль состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование

Файлы: 1 файл

Концепция национальной безопасности.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

Территория Афганистана остается основным очагом распространения наркоугрозы в страны центральноазиатского региона, откуда не прекращается рост объема контрабанды наркотиков в Россию и на восточно-европейские рынки по так называемому «северному маршруту» через территории центральноазиатских государств, используемых в качестве транзитного коридора.

Этому также благоприятствует наличие достаточно развитых трансграничных и трансконтинентальных железнодорожных  и автомобильных дорог, воздушных  сообщений, связывающих Центральную Азию со странами СНГ. При этом часть наркотиков оседает в регионе, что в свою очередь приводит к вовлечению населения стран региона в преступную деятельность, связанную с их незаконным оборотом, ухудшению ситуации с общеуголовными правонарушениями и в сфере немедицинского употребления наркотиков.

Наркобизнесу присущи  такие транснациональные черты, как организованность, создание устойчивых наркотрафиков, налаженный механизм отмывания  денег, наличие влиятельных покровителей в государственных органах, в том числе и в силовых ведомствах. Более того, в последние годы наркоэкспансия становится все более агрессивной, превращается в главный источник угрозы генофонду, питает транснациональную организованную преступность, терроризм, экстремизм, невиданную ранее наркокоррупцию, вследствие чего становится одним из главных факторов, угрожающим национальной безопасности республики.

Кыргызстан, являясь наркотранзитным  государством и став объектом экспансии  международного наркобизнеса, вынужден предпринимать адекватные меры противодействия незаконному обороту наркотиков и наркомании. В силу этого борьба с наркотизмом (наркопреступностью, наркобизнесом) является в Кыргызстане одним из важнейших факторов обеспечения стабильности в обществе и успешного развития государства.

Практика работы правоохранительных органов республики, экспертные оценки аналитиков Кыргызстана и международных  экспертов свидетельствуют о  прогрессирующей динамике незаконного  оборота наркотиков в Кыргызской Республике.

Благодаря целому ряду превентивных мер Кыргызстану удалось сформировать систему противодействия незаконному обороту наркотиков во главе с воссозданным государственным органом по контролю наркотиков. Тем не менее, эта работа требует постоянного совершенствования на концептуальном, правовом, программном и организационном уровнях.

Важной задачей в  сфере противодействия наркотрафику является концентрация усилий правоохранительных органов не только на пресечении каналов поставки наркотиков и прекурсоров, но и всех его элементов и сопутствующих факторов. Необходим ряд мер, направленных на борьбу с «отмыванием» преступных доходов от наркобизнеса, выявление и конфискацию финансовых источников наркотрафика и связанных с ним терроризма и коррупции. В целях оперативного реагирования на изменения в структуре, динамике и тенденциях наркотрафика организуется непрерывный его мониторинг, дается анализ и прогноз наркоситуации.

Неотъемлемой составной  частью государственной политики в  области борьбы с наркотрафиком  является участие Кыргызской Республики в международном сотрудничестве на двусторонней и многосторонней основе. При этом исключительное значение отводится развитию и совершенствованию международных связей и сотрудничества в рамках ООН, ОБСЕ, Европейского Союза, Организации Экономического Сотрудничества, ШОС, ОДКБ, с другими международными организациями и зарубежными странами.

 

Обострение водно-энергетических проблем

в центральноазиатском  регионе

 

Кыргызская Республика является одной из немногих стран  мира с наиболее высокой обеспеченностью  водными ресурсами. Запасы воды в ледниках, площадь которых превышает 8 тыс. кв. км, составляют 700 куб. км. Ежегодный средний сток реки Нарын - главной водной артерии и основного энергетического ресурса нашей страны - составляет 27 куб. км. Это 73% водных ресурсов бассейна реки Сырдарья и 25% водных ресурсов центральноазиатского региона.

В Центральной Азии существует определенная конкуренция за использование воды и противоречия между государствами региона, вызванные ее использованием на различные взаимно противоположные цели. В Казахстане, Узбекистане и Туркменистане вода потребляется в сельском хозяйстве в летнее время, в Кыргызстане и Таджикистане вода используется для выработки электроэнергии в зимнее время. При этом, если Казахстан, Узбекистан и Туркменистан располагают достаточными запасами нефти, газа и угля и могут самостоятельно удовлетворять свои энергетические потребности, то Кыргызстан и Таджикистан вынуждены их импортировать. Применявшийся ранее подход, когда Кыргызстан и Таджикистан экспортировали электроэнергию в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан и попутно осуществляли попуски воды для ирригации летом, а взамен зимой получали уголь и газ, больше не работает в силу различных причин.

В последние годы, конкуренция  за воду и противоречия нарастают  на фоне климатических изменений и сокращения водных ресурсов. Государства центральноазиатского региона проявляют стремление к обеспечению своего участия в распределении воды, принимают меры по строительству собственных водохранилищ, а также по самообеспечению электроэнергией. Это лишает Кыргызстан преимуществ от накопления воды и возможности увеличения экспорта электроэнергии.

Обострение водно-энергетических проблем в регионе может быть усугублено глобальными процессами изменения климата. На территории Кыргызстана находится около 45% всех ледников Центральной Азии, они являются одним из основных источников питания рек и особую тревогу вызывают прогнозы их состояния.

Серьезным вызовом станет изменение и сезонность распределения  стока. В этом случае возможно значительное уменьшение стока рек страны, что может привести к недостаточной обеспеченности водными ресурсами, снижению энергетического потенциала и продуктивности земельных ресурсов не только в Кыргызстане, но и в целом в регионе.

При этом до 2020-2025 годов ожидается увеличение поверхностного стока за счет усиленного таяния ледников, далее прогнозируется его уменьшение приблизительно до 42-20 куб. км, что составляет от 44 до 88% объема стока в 2000 году. Последствия этого процесса, несомненно, скажутся на условиях проживания и хозяйственной деятельности в Кыргызской Республике, а также в соседних, преимущественно равнинных, государствах. В конечном итоге, это может привести к еще большему обострению противоречий между соседними странами по поводу распределения водных ресурсов.

 

 

 

Незавершенность международно-правового оформления

государственных границ между отдельными странами региона

 

Незавершенность международно-правового оформления государственной границы Кыргызской Республики с Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан, не прикрытие в инженерном отношении государственной границы, и полное отсутствие на них необходимой пограничной инфраструктуры, приводят к целому комплексу угроз суверенитету, территориальной целостности и пограничной безопасности:

  • конфликты и приграничные инциденты;
  • контрабанда;
  • незаконная миграция;
  • разграбление природных и производственных ресурсов;
  • добровольная продажа без документального оформления гражданами Кыргызской Республики своих земельных участков, жилых строений и подсобных помещений на приграничных территориях гражданам сопредельных государств;
  • использование пастбищ республики гражданами сопредельных государств без оформления соответствующих соглашений с органами власти Кыргызской Республики;
  • попытки незаконного освоения и использования приграничных земельных участков Кыргызской Республики гражданами сопредельных государств.

Это требует от государства  изыскания принципиально новых  подходов по защите безопасности на государственной границе, включающих не только силовые элементы, но и целый комплекс экономических, политических, социальных и идеологических мер противодействия этим угрозам.

В настоящее время  линии прохождения границ являются местом многочисленных межгосударственных противоречий, в которых сталкиваются, как стратегические интересы стран-соседей, так и ежедневные вопросы жизни населения по обе стороны границы. С Республикой Узбекистан переговоры по делимитации кыргызско-узбекской государственной границы ведутся с февраля 2000 года. К настоящему времени произведена делимитация 993 км границы, протяженность которой 1375 км, где имеются 58 спорных участков в пределах границ Джалал-Абадской, Ошской и Баткенской областей, по которым требуется дополнительное изучение и согласование.

С Республикой Таджикистан  переговоры по делимитации и демаркации государственной границы ведутся с декабря 2001 года. Не менее сложным будет продолжение переговоров по делимитации, которые во многом идентичны с вопросами делимитации кыргызско-узбекской границы. Общая протяженность границы с Таджикистаном составляет 970,8 км, которая пролегает по территории Ошской и Баткенской областей. На настоящий момент описано 506,1 км прохождения линии границы, или 56,2%, имеется более 20 несогласованных участков площадью примерно 1724 га.

Затягивание процессов юридического оформления госграниц на фоне усиливающейся в последнее время миграции кыргызского населения на север республики и страны ближнего зарубежья формирует реальные условия для конфликтов в приграничных зонах. Это требует от Кыргызстана изыскания принципиально новых подходов по обеспечению безопасности на государственной границе, включающих не только силовые элементы, но и целый комплекс экономических, политических, социальных и идеологических мер противодействия этим угрозам.

 

Нерешенность демографических проблем Ферганской долины

 

Ферганская долина расположена  в Центральной Азии, в которую  входят части территорий современного Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В истории Центральной Азии Ферганская долина всегда играла значительную роль, являясь с древнейших времен до сегодняшнего дня средоточием различных цивилизаций - центром земледелия, ремесла, материальной и духовной культуры. Вместе с тем, здесь все время существовал тугой узел самых разных проблем, противоречий и межэтнических конфликтов на экономической и социальной почве, к которым теперь добавились пограничные проблемы.

Неразвитость во всех трех частях Ферганской долины экономической инфраструктуры, ограниченность земельных и водных ресурсов, массовая безработица, а также усиленный рост религиозного экстремизма стали потенциальными источниками конфликтных ситуаций.

С учетом указанных проблем  Ферганская долина в настоящее время  является одним из регионов с высоким  конфликтным потенциалом. Здесь при проживании приблизительно 15-16 млн. человек с учетом жителей таджикской и кыргызской частей, наблюдается самая высокая плотность населения на земле - 600-700 человек на 1 кв. км (больше только на юге Китая и в Бангладеш). Уровень рождаемости чрезвычайно высок, в результате чего население долины в не столь отдаленной перспективе достигнет по различным оценкам 19-20 млн. человек.

Таким образом, демографическое давление в Ферганской долине с каждым годом будет только возрастать, и эта угроза будет постоянным источником нестабильности и сепаратизма для соседних республик. Периодически повторяющиеся межэтнические столкновения в этом регионе в основном обусловлены демографическим фактором и ограниченностью ресурсов для жизнедеятельности, прежде всего земли, когда подрастающее поколение долины каждый раз требует для себя условий для создания семьи и земли для строительства своего дома, которой фактически уже не осталось, поскольку все занято посевами хлопчатника. Объективно говоря, хроническая межэтническая напряженность и сепаратистские тенденции в отдельных частях Ферганской долины это проблема, которую можно решить только на основе добрососедства и учета взаимных интересов соседних государств. Однако, как показывает исторический опыт, переговоры только по границам не дали результата за последние двадцать лет, а для решения всего комплекса проблем всей Ферганской долины будет недостаточно усилий только трех соседних государств. Видимо без участия международного сообщества решить эту проблему не удастся и настало время вынести ее на обсуждение в ООН, ОБСЕ или другие международные форумы.

 

Внутренние  угрозы

 

Усиление сепаратистских тенденций, межэтнических противоречий, фактора этнорегионализма и местничества в системе общественных отношений

 

Процессы национального  самоопределения и роста сепаратистских и националистических настроений в мире не обошли стороной и Кыргызстан. После трагических событий 2010 года на юге страны национализм и сепаратизм превратились в главный идеологический инструмент мобилизации масс, который активно используется также в политической борьбе. В результате стали отмечаться конфликты на межнациональной почве, преимущественно в местах компактного проживания других этносов. Анализ в сфере межнациональных отношений свидетельствует, что ситуация в некоторых регионах республики носит сложный, противоречивый и непредсказуемый характер – особенно в таких областях как Ошская, Баткенская, Джалал-Абадская и Чуйская.

Серьезное опасение вызывают участившиеся случаи, когда в качестве субъектов межнациональных конфликтов выступает молодежь и несовершеннолетние. Имевшие место факты в селах Андарак в Баткенской области, Жаны-Жер и Маевка в Чуйской области призошли именно из-за хулиганских побуждений несовершеннолетних школьников разных национальностей.

Угроза усиления межэтнических  противоречий как никогда реальна  и требует решительных и адекватных мер противодействия со стороны государства и общества. Она усугубляется тем, что на нее накладывается усиление фактора этнорегионализма и местничества в жизни общества, что негативно отражается на усилиях правительства по укреплению единства народа Кыргызстана.

Для кыргызского общества все еще характерно глубоко укоренившееся  самоотождествление со своим родом и постоянный обмен услугами между сородичами, что самым существенным образом влияет на межрегиональные политические процессы и отношения, такие как распределение власти и влияния между людьми и группами. Исторически социальная ткань кыргызской общины всегда включала множество разнообразных субъектов и связей, неформальные механизмы принятия решений, «спрятанных» за общепринятыми типами поведения и структурами. Этнорегиональная солидарность и отношения покровительства, основанные на родовых связях, оказывают сильнейшее воздействие на формирование и поддержание местной идентичности и лояльности, отодвигая на второй план общенациональную идентичность кыргызов, не говоря уже об общегражданской идентичности всех жителей республики.

Роль этнорегиональных интересов значительно возросла в последнее время, в условиях политической нестабильности и экономических трудностей, которые переживает страна. Местные родовые сообщества в своих узких интересах активно влияют на политические и экономические процессы в регионах, разрушая единую ткань управления в республике, сводя на нет усилия правительства по преодолению кризиса. Особенно жестко они воздействуют на власти при решении кадровых вопросов, проталкивая на руководящие должности, пусть и некомпетентных, но представителей своего рода или региона. Тем самым они вносят элементы анархии в процессы управления, что в конечном итоге не в интересах всего народа и государства.

Информация о работе Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики