Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:34, реферат
1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
2. Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
5. Мониторинг и контроль состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование
В то же время Кыргызстан, являющийся одновременно членом нескольких существующих систем безопасности (ОДКБ, ШОС и др.), должен активно продолжать работать в отстаивании собственных интересов в сотрудничестве с этими организациями. Данное сотрудничество создает множество благоприятных возможностей, но и выявляет ряд проблемных вопросов, особенно, когда речь идет о сотрудничестве с международными структурами безопасности, имеющими различное стратегическое видение и интересы, методы и состав участников. Это предопределяет динамичный характер отношений с ними, меняющихся в соответствии с изменением силы проявлений тех или иных угроз и вызовов безопасности Кыргызстана, а также при выборе средств и методов защиты национальных интересов в данный исторический момент.
2.Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
Национальные интересы Кыргызстана носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они органически включают в себя интересы личности, общества и государства.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности граждан, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовно-нравственном обновлении Кыргызской Республики.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Также рассматриваются интересы в международной, информационной, военной, пограничной, экологической, культурной, миграционной и других сферах.
Концепция национальной безопасности Кыргызстана представляет собой совокупность взаимосвязанных взглядов и идей по защите национальных интересов. Отдельные идеи или положения Концепции могут со временем терять свою актуальность ввиду изменения внутренней и внешней обстановки, однако это не касается национальных интересов.
В определенный исторический период времени весь комплекс национальных интересов может концентрированно выражаться в нескольких из них, имеющих решающее значение для сохранения и развития общества и государства. В настоящее время объективно ими являются следующие интересы.
При формировании отношений с другими государствами и международными институтами, а также расширении участия в интеграционных процессах ключевое значение для национальной безопасности Кыргызстана имеет сохранение суверенитета и территориальной целостности на основе универсальных принципов международного права.
После распада СССР границы между бывшими союзными республиками Центральной Азии стали источниками определенных угроз их территориальной целостности из-за неточностей и ошибок при их определении в рамках бывшего единого государства.
Для Кыргызстана как молодого государства обеспечение территориальной целостности является основой обеспечения своей безопасности и требует первостепенного внимания. Это обусловлено также перенаселенностью сопредельных территорий соседних государств и ползучей миграцией их граждан на нашу территорию, что в конечном итоге, может поставить вопрос о территориальной целостности республики и вызвать нежелательное обострение отношений с этими странами.
Успешное построение целостного суверенного государства возможно лишь при опоре на нравственные ценности и взаимоотношения между людьми и народами, населяющими его, на основах солидарности и интернационализма.
Кыргызстан относится к малочисленным и, одновременно, полиэтническим государствам, поэтому в условиях усиления глобальных угроз и вызовов безопасности, а также ужесточения конкуренции за ресурсы и жизненное пространство в отдельных регионах Центральной Азии, должен делать все от него зависящее, чтобы обеспечить единство и сплоченность своего населения. Речь может идти только о строительстве многонационального государства, в котором не должно быть дискриминации по этническому, языковому, религиозному и иным признакам. В противном случае, усиление этнократических тенденций, с какой бы стороны они не проявлялись – неизбежно приводит к обострению межэтнических отношений, вплоть до межнациональных столкновений, что пережила республика уже дважды за последние десятилетия.
Отсутствие общенациональной идеи, вокруг которой могло бы консолидироваться общество, слабо выраженная общегражданская идентификация жителей республики разных национальностей вызывают постоянную напряженность в межэтнических отношениях. Государством должны приниматься самые строгие меры по фактам разжигания межэтнической и межрегиональной розни, невзирая на национальную и языковую принадлежность.
В последние годы единство народа подвергается негативному воздействию политики этнорегионализма, проявления которого активно культивируются отдельными политическими силами, они вплетены в социальную ткань общества и зачастую порождают противоречия между регионами и, в конечном счете, ставят под вопрос целостность государства.
Преодоление центробежных проявлений в обществе является первостепенной задачей государства и всего народа Кыргызстана, так как в условиях нарастания различных угроз только его единство и сплоченность могут стать преградой на их пути.
Реализация и защита национальных интересов Кыргызстана, с учетом особенностей нашей республики, могут претворяться в жизнь только с участием всего населения. А это возможно только на основе высокоразвитой экономики, которая сможет обеспечить достойный уровень жизни населения, который станет основой стабильности в обществе.
Экономика Кыргызстана все последние годы по производству ВВП на душу населения далеко отстает не только от высокоразвитых стран мира, но и от соседних государств, бывших союзных республик, имевших в свое время приблизительно равный уровень развития.
Если в среднесрочной перспективе не удастся перестроить структуру производства в лучшую сторону – увеличить долю перерабатывающих отраслей промышленности, только за счет которых можно обеспечить высокие темпы роста экономики – то республика может надолго остаться среди развивающихся стран. Альтернативы высокоразвитой экономике у Кыргызстана нет, поскольку республика не располагает легко добываемыми природными ресурсами, за счет продажи которых можно было бы поддерживать высокий уровень жизни населения как гарантии безопасности. А имеющиеся отдельные месторождения полезных ископаемых имеют чрезвычайно сложные условия залегания и их разработка потребует огромных вложений, которыми мы не располагаем.
Республика может выиграть только за счет эффективного использования человеческого фактора, причем весьма ограниченного в количественном отношении. Поэтому экономическая политика должна сосредоточиться на достижении определенных показателей роста именно этого фактора – изменении в структуре рабочих мест в пользу индустриальных секторов, увеличении занятости трудоспособного населения, снижения внешней миграции, и, самое главное, достижение высокого качества рабочей силы. А это возможно только при соответствующем уровне жизни населения и его реальной образованности.
С другой стороны, кроме резкого подъема экономики, необходимо также решить проблему достаточно равномерного распределения доходов и благ в обществе. По данным Нацстаткомитета республики в настоящее время 10% наиболее обеспеченного населения имеет подушевой месячный доход в сумме 10,1 тыс. сом, а 10% наименее обеспеченного населения – всего 842 сома, т.е. разрыв более12 раз. В этом контексте для характеристики уровня и качества жизни населения нельзя ориентироваться только на средние показатели - необходимо добиваться повышения жизненного уровня большей части населения, находящейся на нижних ступенях социальной лестницы. Значительная часть пенсионеров получают пенсии ниже своего прожиточного минимума, что вызывает их обоснованное недовольство.
Если не создать высокоразвитую экономику и не обеспечить достойный уровень жизни большинству малоимущих граждан, то республика рискует остаться без значительной части своего трудоспособного населения, которое будет продолжать активно эмигрировать в другие страны и принимать их гражданство. Уже в настоящее время треть трудоспособного населения работает на экономику других стран. В конечном итоге, в результате «вымывания» человеческих ресурсов и выезда населения со значительных территорий может стать вопрос о сохранении самого кыргызского государства.
В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. Наличие эффективной системы государственного управления в республике ввиду ограниченности стратегических ресурсов является первоочередным условием решения проблем социально-экономического развития и обеспечения конкурентоспособности страны в регионе и в мире. При этом необходимо учесть изменение роли государства в обществе, где частный сектор производит около 90% ВВП и гражданское общество решает многие вопросы внутри социума.
Однако до настоящего
времени система
Создание эффективной системы управления должно идти по пути кардинальных перемен, предусматривающих совершенствование функций, а также оптимизацию места и роли министерств и ведомств в ней в условиях наличия свободной рыночной экономики. Они должны сопровождаться ликвидацией параллельных, дублирующих структур и распределением ограниченных функций между центральными органами и их территориальными подразделениями, а также все большей передачей функций и задач органам местного управления, в соответствие с возросшей ролью гражданского общества.
С учетом объективных особенностей Кыргызстана, инициатива в экономическом и социальном развитии должна принадлежать активному гражданскому обществу и его отдельным членам, а не только исключительно Правительству. Вместе с тем, в настоящее время гражданское общество Кыргызстана находится в стадии становления и слишком подвержено негативному влиянию различных сил (политических, родоплеменных, клановых и др.), особенно на фоне активизирующегося этнорегионализма.
Также в центре внимания управленческой системы постоянно должна оставаться проблема качества человеческого ресурса, его здоровья и интеллектуального состояния как главного фактора роста в условиях Кыргызстана.
Прогрессирующая урбанизация территорий в результате миграции населения из сельской местности в города сопровождается снижением доступности к качественной питьевой воде и адекватным системам канализации, значительным ростом загрязнения воздуха выбросами от стационарных источников и автомобильного транспорта, деградацией земельных ресурсов, экосистемы в целом, проблемой накопления твердых бытовых отходов, ростом количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Снижение качества среды постоянного обитания человека, нехватка природных ресурсов создают угрозу здоровью и безопасному развитию человека, повышает заболеваемость населения. Уровень заболеваемости населения республики различными болезнями, при снижении доступности и качества здравоохранения остается довольно высоким. Ежегодно организациями здравоохранения по республике в целом регистрируется более 2,6 млн. случаев заболеваний, показатель распространенности заболеваний, таким образом, приблизился к 50% от наличного населения, иначе говоря, каждый второй житель республики подвержен различным заболеваниям. Среди них на первом месте находятся сердечно-сосудистые болезни, на которые приходится более половины всех смертей в республике.
Наряду с миграцией населения за рубеж, значительное количество трудовых ресурсов выбывает из общественного производства в результате алкоголизма и наркомании, которыми в большинстве своем поражены молодые люди трудоспособного возраста. Почти 80% призывников страдают различными заболеваниями, что оказывает негативное влияние на боеспособность вооруженных сил республики. Все это значительно сужает человеческую ресурсную базу развития, на которую существенно влияние оказывает также уровень и качество образованности населения.
Поскольку перестройка структуры экономики республики в пользу эффективных производств потребует массового внедрения инновационных технологий и освоения значительных инвестиций, то соответственно повышается уровень требований к качеству рабочей силы. И если Кыргызстан не предложит таких работников инвесторам, то гарантировано их замещение зарубежной рабочей силой, что, безусловно, повлияет на состояние безопасности в республике.
Уровень и качество образования за последние годы значительно ухудшились. В школах и ВУЗах учебный процесс ведется слабыми педагогическими кадрами, процветает коррупция и поборы, школьный рэкет фактически превратил их в криминальные сообщества. Школьники Кыргызстана по интеллектуальным способностям в результате международного тестирования оказались на последнем месте, выпускники ВУЗов в подавляющем большинстве по качеству профессиональной подготовленности не соответствуют современным требованиям рынка труда и поэтому не могут трудоустроиться, пополняя армию мигрантов и безработных.
Информация о работе Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики