Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:34, реферат
1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
2. Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
5. Мониторинг и контроль состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование
- увеличение технологического отрыва от ведущих мировых держав, усиливающее зависимость Кыргызской Республики от закупок зарубежной техники для обеспечения важных национальных информационных инфраструктур;
- деятельность спецслужб других государств, международных экстремистских, террористических и других преступных сообществ, антиобщественных организаций и групп в информационной сфере Кыргызской Республики, их интерес к обладанию информационным оружием и его применению.
Деградация экосистем, истощение и нерациональное использование
природных ресурсов, недостаточная эффективность существующей системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Устойчивое развитие ценральноазиатского региона во многом стало зависеть от реакции на глобальные вызовы, с которым столкнулось все мировое сообщество. Последствия изменения климата уже выросли до степени непосредственной угрозы, и горные страны, такие как Кыргызстан, оказались первыми в списке риска.
Изменение климата негативно воздействует на состояние здоровья населения, являясь дополнительной причиной преждевременной смерти и потери трудоспособности людей, что неблагоприятно влияет на уровень жизни населения.
Одним из вызовов двадцать первого века является возрождение старых и распространение новых опасных инфекционных заболеваний в результате глубоких экологических изменений. Наиболее серьезное из них за последнее время - это глобальное потепление, которое может вызвать рост различных инфекционных болезней.
Тенденция частоты проявления чрезвычайных ситуаций, также напрямую связанных с изменением климата, таких как оползни, сели и паводки, снежные лавины, подтопления, прорывы высокогорных озер и другие, увеличивается, нанося колоссальный ущерб экономике страны.
Серьезную угрозу представляют
хвостохранилища вследствие своей
слабой защищенности от стихийных бедствий,
близости к основным водным артериям
региона Центральной Азии, населенным
пунктам и государственным гран
Нерациональное использование ограниченных природных ресурсов, в первую очередь воды, в сочетании с ростом населения, увеличением общей потребности ведет к сокращению производительности сельского хозяйства и экономики в целом, способствует миграции и конфликтным ситуациям в обществе, что в конечном итоге ослабляет государство. В республике около 660 тысяч человек продолжают использовать воду из оросительных каналов и рек для питьевых нужд, что усугубляет санитарно-эпидемиологическую обстановку. В настоящее время 20% водопроводов не соответствуют требованиям санитарных норм, не имеют достаточных зон санитарной охраны, комплексов водоочистных сооружений, обеззараживающих установок. Из-за резкого увеличения количества новостроек вокруг Бишкека и медленного строительства водопроводов, определенная часть их населения не имеет доступа к чистой питьевой воде.
Более 60% населения страны, проживающего в сельской местности, напрямую зависят от использования природных ресурсов как источника средств выживания, что оказывает сильнейшее воздействие на них. Основной природный ресурс - горные пастбища, которые составляют 40% от территории страны и 85% земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому особого внимания заслуживает нерациональное использование пастбищ, которое может вызвать проблемы с обеспечением продовольственной безопасности, как отдельных регионов, так и страны в целом.
Все большую тревогу
вызывают обезлесение, которое повышает
уязвимость земельных ресурсов по отношению
к таким неблагоприятным
Угрозу безопасности Кыргызстана представляет рост количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при недостаточно эффективных механизмах реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом достаточно долго сохраняются объемы недофинансирования со стороны государства мероприятий в этой сфере.
Анализ показывает, что количество чрезвычайных ситуаций в стране не снижается, а наоборот, проявляет тенденцию роста, где в основном большой ущерб наносится селевыми потоками, сильными ветрами, снежными лавинами, подтоплением грунтовыми водами, случаются транспортные аварии, пожары, существует угроза от токсичных и радиоактивных хвостохранилищ.
По последним данным всего в республике насчитывается 5000 оползней, 3103 селевых рек, более 30 тысяч снеголавинных очагов, около тысячи из которых представляют угрозу, 330 прорывоопасных озёр различных категорий опасности, 92 объекта с токсичными и радиоактивными отходами горнорудного производства. Все это представляет высокий риск возникновения трансграничных экологических катастроф, в том числе, радиационно-опасных, в зону которых подпадают территории Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, где проживают миллионы человек.
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
Система обеспечения национальной безопасности – это специально созданная в стране и конституированная совокупность правовых норм и принципов, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений, обеспечивающих надежную защиту национальных интересов Кыргызстана.
Обеспечение безопасности может быть достигнуто осуществлением единой государственной политики в сфере гарантий безопасности, системы мер экономического, политического, организационного, идеологического порядка, соответствующих угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Система обеспечения национальной безопасности Кыргызстана основывается на следующих принципах:
Обеспечение национальной
безопасности не может происходить
вне правового поля, не должно приводить
к нарушениям Конституции, прав и
свобод граждан, законов и других
законодательных актов
Безусловно, система обеспечения национальной безопасности должна содержать достаточные силы и средства, необходимые для полноценной защиты интересов личности, общества и государства, для эффективного отражения внешних и внутренних угроз. Объем ресурсов, выделяемых для этих целей должен определяться реальными возможностями экономики.
В условиях Кыргызстана только опора на все общество может обеспечить эффективность противодействия угрозам и вызовам, поэтому максимальная информированность населения и гражданского сектора о проводимой политике в этой сфере, широкое привлечение СМИ для освещения проблем безопасности, то есть транспарентность является одним из основных принципов обеспечения безопасности.
Для республики ввиду сложной ситуации в межгосударственных отношениях в регионе важнейшим принципом является активное задействование международных факторов обеспечения своей безопасности, формирование нескольких поясов стабильности и сотрудничества в регионе с привлечением ведущих мировых держав и международных организаций. Главной целью здесь будет органичное встраивание собственной системы в сеть международных структур безопасности в регионе, к формированию которых республика должна приложить максимум усилий через свои национальные институты безопасности.
Нормативно-правовое регулирование национальной безопасности является важнейшей составляющей государственной политики в этой сфере. В соответствие с новыми условиями и факторами, порождающими изменения в комплексе внешних и внутренних угроз, необходимо усовершенствовать всю систему законодательного обеспечения безопасности страны, заключить новые международные договора, гарантирующие защиту национальных интересов Кыргызстана.
За годы суверенитета в Кыргызской Республике приняты законы, и изданы другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в различных сферах национальной безопасности. Прежде всего, это законы, регулирующие порядок организации и финансирования органов обеспечения национальной безопасности, регламентирующие деятельность спецслужб и правоохранительных органов в современных условиях, а также законы о борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализацией доходов, полученных незаконным путем.
Однако, поскольку обеспечение
национальной безопасности это не только
деятельность спецслужб, оборона страны
или обеспечение
Так, в целях укрепления приграничных территорий Кыргызской Республики и обеспечения ее национальной безопасности был принят Закон Кыргызской Республики «О придании особого статуса отдельным приграничным территориям Кыргызской Республики и их развитии». Однако его действенность могла бы быть гораздо выше при более тесной увязке с другими нормативно-правовыми актами.
Поэтому дальнейшее совершенствование законодательства в сфере национальной безопасности должно осуществляться в направлении создания единой целостной системы, позволяющей регулировать весь спектр правоотношений в данной области.
При этом перспективными направлениями развития законодательства в области национальной безопасности являются:
в сфере улучшения
межэтнической и
в сфере обеспечения территориальной целостности государства: завершение процессов делимитации и демаркации отдельных участков государственной границы;
в сфере обеспечения
информационной безопасности: создание
эффективных государственных
в сфере миграции: предотвращение процессов сокращения населения приграничных районов и дисбаланса в развитии регионов республики, а также сокращение внешней миграции, которая выражается в выезде за рубеж квалифицированной и трудоспособной части населения, ухудшении демографической ситуации, снижении рождаемости и темпов роста населения.
В настоящей Концепции нашли отражение в обобщенном виде основные направления предупреждения и нейтрализации внешних и внутренних угроз, которые будут реализованы в дальнейшем в виде комплекса практических мер внешней и внутренней политики:
в сфере международных отношений
в пограничной сфере и миграции населения
Информация о работе Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики