Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
2. Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
5. Мониторинг и контроль состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование

Файлы: 1 файл

Концепция национальной безопасности.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

- увеличение технологического  отрыва от ведущих мировых  держав, усиливающее зависимость  Кыргызской Республики от закупок зарубежной техники для обеспечения важных национальных информационных инфраструктур;

- деятельность спецслужб других государств, международных экстремистских, террористических и других преступных сообществ, антиобщественных организаций и групп в информационной сфере Кыргызской Республики, их интерес к обладанию информационным оружием и его применению.

 

Деградация экосистем, истощение и нерациональное использование

природных ресурсов, недостаточная эффективность существующей системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

 

Устойчивое  развитие ценральноазиатского региона во многом стало зависеть от реакции на глобальные вызовы, с которым столкнулось все мировое сообщество. Последствия изменения климата уже выросли до степени непосредственной угрозы, и горные страны, такие как Кыргызстан, оказались первыми в списке риска.

Изменение климата негативно  воздействует на состояние здоровья населения, являясь дополнительной причиной преждевременной смерти и потери трудоспособности людей, что неблагоприятно влияет на уровень жизни населения.

Одним из вызовов двадцать первого века является возрождение старых и распространение новых опасных инфекционных заболеваний в результате глубоких экологических изменений. Наиболее серьезное из них за последнее время - это глобальное потепление, которое может вызвать рост различных инфекционных болезней.

Тенденция частоты проявления чрезвычайных ситуаций, также напрямую связанных с изменением климата, таких как оползни, сели и паводки, снежные лавины, подтопления, прорывы высокогорных озер и другие, увеличивается, нанося колоссальный ущерб экономике страны.

Серьезную угрозу представляют хвостохранилища вследствие своей  слабой защищенности от стихийных бедствий, близости к основным водным артериям региона Центральной Азии, населенным пунктам и государственным границам.

Нерациональное использование  ограниченных природных ресурсов, в первую очередь воды, в сочетании с ростом населения, увеличением общей потребности ведет к сокращению производительности сельского хозяйства и экономики в целом, способствует миграции и конфликтным ситуациям в обществе, что в конечном итоге ослабляет государство. В республике около 660 тысяч человек продолжают использовать воду из оросительных каналов и рек для питьевых нужд, что усугубляет санитарно-эпидемиологическую обстановку. В настоящее время 20% водопроводов не соответствуют требованиям санитарных норм, не имеют достаточных зон санитарной охраны, комплексов водоочистных сооружений, обеззараживающих установок. Из-за резкого увеличения количества новостроек вокруг Бишкека и медленного строительства водопроводов, определенная часть их населения не имеет доступа к чистой питьевой воде.

Более 60% населения страны, проживающего в сельской местности, напрямую зависят от использования природных ресурсов как источника средств выживания, что оказывает сильнейшее воздействие на них. Основной природный ресурс - горные пастбища, которые составляют 40% от территории страны и 85% земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому особого внимания заслуживает нерациональное использование пастбищ, которое может вызвать проблемы с обеспечением продовольственной безопасности, как отдельных регионов, так и страны в целом.

Все большую тревогу  вызывают обезлесение, которое повышает уязвимость земельных ресурсов по отношению  к таким неблагоприятным природным явлениям, как эрозия, сели и оползни.

Угрозу безопасности Кыргызстана представляет рост количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  при недостаточно эффективных механизмах реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом достаточно долго сохраняются объемы недофинансирования со стороны государства мероприятий в этой сфере.

Анализ показывает, что  количество чрезвычайных ситуаций в стране не снижается, а наоборот, проявляет тенденцию роста, где в основном большой ущерб наносится селевыми потоками, сильными ветрами, снежными лавинами, подтоплением грунтовыми водами, случаются транспортные аварии, пожары, существует угроза от токсичных и радиоактивных хвостохранилищ.

По последним данным всего в республике насчитывается 5000 оползней, 3103 селевых рек, более 30 тысяч снеголавинных очагов, около тысячи из которых представляют угрозу, 330 прорывоопасных озёр различных категорий опасности, 92 объекта с токсичными и радиоактивными отходами горнорудного производства. Все это представляет высокий риск возникновения трансграничных экологических катастроф, в том числе, радиационно-опасных, в зону которых подпадают территории Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, где проживают миллионы человек.

 

4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства

 

Система обеспечения  национальной безопасности – это специально созданная в стране и конституированная совокупность правовых норм и принципов, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений, обеспечивающих надежную защиту национальных интересов Кыргызстана.

Обеспечение безопасности может быть достигнуто осуществлением единой государственной политики в сфере гарантий безопасности, системы мер экономического, политического, организационного, идеологического порядка, соответствующих угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Система обеспечения  национальной безопасности Кыргызстана основывается на следующих принципах:

  • законности;
  • соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
  • необходимой достаточности;
  • транспарентности;
  • интеграции национальной системы с международными системами безопасности;
  • взаимной ответственности личности, общества и государства.

Обеспечение национальной безопасности не может происходить  вне правового поля, не должно приводить  к нарушениям Конституции, прав и  свобод граждан, законов и других законодательных актов республики. Поэтому процесс законодательного обеспечения действий в этой сфере должен быть непрерывным и соответствовать возникающим вызовам и угрозам. И законодательство, и организационная структура системы безопасности должны в одинаковой мере защищать как интересы отдельного человека, так и государства, и вместе с тем не должны ущемляться интересы всего общества. Однобокость системы, ее преимущественная направленность на защиту интересов одного субъекта безопасности, может вызвать несвоевременность ее реакции на угрозы в других, что чревато разрушительными последствиями для всей страны. При этом необходимо твердо придерживаться принципа взаимной ответственности за поддержание безопасности со стороны и государства, и общества, и гражданина. Если одна из сторон проигнорирует свои обязанности по обеспечению безопасности, или, что еще хуже, своими действиями нанесет ущерб безопасности других субъектов, то в конечном итоге, пострадают все.

Безусловно, система обеспечения  национальной безопасности должна содержать достаточные силы и средства, необходимые для полноценной защиты интересов личности, общества и государства, для эффективного отражения внешних и внутренних угроз. Объем ресурсов, выделяемых для этих целей должен определяться реальными возможностями экономики.

В условиях Кыргызстана  только опора на все общество может обеспечить эффективность противодействия угрозам и вызовам, поэтому максимальная информированность населения и гражданского сектора о проводимой политике в этой сфере, широкое привлечение СМИ для освещения проблем безопасности, то есть транспарентность является одним из основных принципов обеспечения безопасности.

Для республики ввиду сложной ситуации в межгосударственных отношениях в регионе важнейшим принципом является активное задействование международных факторов обеспечения своей безопасности, формирование нескольких поясов стабильности и сотрудничества в регионе с привлечением ведущих мировых держав и международных организаций. Главной целью здесь будет органичное встраивание собственной системы в сеть международных структур безопасности в регионе, к формированию которых республика должна приложить максимум усилий через свои национальные институты безопасности.

Нормативно-правовое регулирование национальной безопасности является важнейшей составляющей государственной политики в этой сфере. В соответствие с новыми условиями и факторами, порождающими изменения в комплексе внешних и внутренних угроз, необходимо усовершенствовать всю систему законодательного обеспечения безопасности страны, заключить новые международные договора, гарантирующие защиту национальных интересов Кыргызстана.

За годы суверенитета в Кыргызской Республике приняты  законы, и изданы другие нормативные  правовые акты, регулирующие правоотношения в различных сферах национальной безопасности. Прежде всего, это законы, регулирующие порядок организации и финансирования органов обеспечения национальной безопасности, регламентирующие деятельность спецслужб и правоохранительных органов в современных условиях, а также законы о борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализацией доходов, полученных незаконным путем.

Однако, поскольку обеспечение  национальной безопасности это не только деятельность спецслужб, оборона страны или обеспечение внешнеполитических интересов, но и научно-технические, экономические, политические, морально-этические и другие не силовые аспекты, необходимо также совершенствование законодательства и в названных направлениях.

Так, в целях укрепления приграничных территорий Кыргызской Республики и обеспечения ее национальной безопасности был принят Закон Кыргызской Республики «О придании особого статуса отдельным приграничным территориям Кыргызской Республики и их развитии». Однако его действенность могла бы быть гораздо выше при более тесной увязке с другими нормативно-правовыми актами.

Поэтому дальнейшее совершенствование законодательства в сфере национальной безопасности должно осуществляться в направлении создания единой целостной системы, позволяющей регулировать весь спектр правоотношений в данной области.

При этом перспективными направлениями развития законодательства в области национальной безопасности являются:

в сфере улучшения  межэтнической и межрегиональной  ситуации: усиление ответственности  за разжигание межэтнической вражды, формирование и укрепление национального  единства народа Кыргызстана;

в сфере обеспечения территориальной целостности государства: завершение процессов делимитации и демаркации отдельных участков государственной границы;

в сфере обеспечения  информационной безопасности: создание эффективных государственных механизмов по обеспечению информационной безопасности, а также участия в этой деятельности гражданского общества;

в сфере миграции: предотвращение процессов сокращения населения  приграничных районов и дисбаланса в развитии регионов республики, а  также сокращение внешней миграции, которая выражается в выезде за рубеж квалифицированной и трудоспособной части населения, ухудшении демографической ситуации, снижении рождаемости и темпов роста населения.

В настоящей Концепции нашли отражение в обобщенном виде основные направления предупреждения и нейтрализации внешних и внутренних угроз, которые будут реализованы в дальнейшем в виде комплекса практических мер внешней и внутренней политики:

в сфере международных отношений

  • инициирование проведения в Бишкеке международной конференции по проблемам безопасности в Центральной Азии;
  • формирование необходимой международной базы и сотрудничество с международными организациями и государствами мирового сообщества в области борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом;
  • интеграция национальной безопасности Кыргызстана в систему региональной и глобальной безопасности, при сохранении независимой внешней политики;
  • расширение и укрепление сотрудничества с региональными и международными организациями в деле обеспечения безопасности страны;
  • стимулирование вопроса о демографической ситуации в Ферганской долине на международном уровне;

в пограничной сфере и миграции населения

  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства, поддержание мира и спокойствия в пограничном пространстве и добрососедских отношений с соседними государствами;
  • разработка и реализация специализированных государственных программ всестороннего развития приграничных территорий;
  • совершенствование и развитие системы иммиграционного, пограничного, таможенного и санитарного контроля;
  • установление оптимального режима государственной границы, направленных на развитие приграничных отношений с соседними государствами и на защиту национальных интересов с введением на этих территориях в необходимых случаях прямого государственного управления;
  • проведение ревизии частных земельных участков вдоль государственной границы с целью выявления иностранных граждан, незаконно владеющих земельными наделами и другими видами недвижимого имущества, и возврата их в собственность Кыргызской Республики;
  • совершенствование миграционного законодательства и института иммиграционного контроля, направленного на борьбу с незаконной миграцией иностранных граждан в республику, их предпринимательской и трудовой деятельностью без соответствующих разрешений, и защиту внутреннего рынка труда;
  • разграничение функций между органами исполнительной власти и улучшение межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с нелегальной миграцией;

Информация о работе Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики