Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
2. Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
5. Мониторинг и контроль состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование

Файлы: 1 файл

Концепция национальной безопасности.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, вышесказанное свидетельствует о тенденции осложнения межнациональной ситуации в республике и усилении фактора этнорегионализма в жизни общества. Для Кыргызстана, являющегося полиэтническим обществом, формирование и укрепление национального единства является одним из основных условий обеспечения стабильности, безопасности, территориальной целостности и суверенитета государства, реализации стратегических приоритетов его социально-экономического и политического развития.

 

Ухудшение образовательного, нравственного и культурного

потенциала  населения, усиление влияния нетрадиционных религиозных течений в жизни общества, напряженная демографическая ситуация в отдельных регионах республики, нерешенность вопросов регулирования внешней и внутренней миграции

 

В условиях Кыргызстана  человеческий ресурс превращается в  главный фактор общественного развития, только через активное его использование республика может проявить свою конкурентоспособность.

Человеческий капитал  включает в себя накопленный населением запас физического и нравственного  здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемый в разнообразных областях деятельности и в сфере потребления.

Основными причинами, приведшими к возникновению угроз в этой сфере являются недостаточно эффективное  использование имеющихся финансовых и кадровых ресурсов, разрыв между ступенями и уровнями системы образования, разрыв в возможности получения и качестве предоставляемого школьного образования между городом и селом, недостаточный уровень компетентности специалистов, являющихся выпускниками организаций профессионального образования, нехватка педагогических кадров, невозможность для системы образования в ее настоящем состоянии успевать за требованиями более динамичного рынка труда.

Проблема доступности  образования для детей из социально-незащищенных слоев населения стала одной из самых актуальных проблем общественного развития последних лет. В республике сохраняется определенная доля детей, не посещающих школу и другие учебные заведения. Одной из причин непосещения детьми школы является социально-экономическое неблагополучие в семьях.

По официальным данным Министерства образования и науки в 2011-2012 учебном году по этой причине не обучались около 2 тыс. детей по всей республике.

Культурно-образовательная  база, включающая в себя сети сельских библиотек, домов культуры, музеев, музыкальных школ и других учреждений, могла бы стать альтернативным источником информирования и повышения образовательного уровня жителей регионов. На деле в сфере культурного обслуживания населения в силу ряда объективных причин пока не воссоздана целостная система сельских домов культуры. Около 40% библиотек нуждаются в капитальном и текущем ремонте, лишь 20% имеют телефоны, не используются современные информационные коммуникационные технологии.

В настоящее время в силу снижения культурно-образовательного и интеллектуального потенциала населения религиозная обстановка в республике характеризуется определенным усилением влияния зарубежных нетрадиционных течений исламской и христианской религий на отдельные сферы деятельности общества. Это обстоятельство обусловлено значительным количеством молельных домов, мечетей, религиозных учебных заведений, проникновением и распространением среди населения идей таких сектантских христианских течений, как церковь Муна, церковь Иисуса Христа и др., а также «Хизб ут- Тахрир», «Акрамия», «Салафия» и «Ваххабизм», которые официально проповедуя мирный характер ислама, практически реализуют экстремистскую трактовку его канонов. Ожидается, что в этом направлении активизируют свою деятельность в Центральной Азии эмиссары и фонды из Европы, Америки и государств Персидского залива. В связи с чем следует усилить контроль за их прибытием в республику за счет повышения эффективности миграционной политики государства.

Поэтому на сегодняшний день регулирование миграционных процессов в Кыргызстане является одним из основных вопросов обеспечения национальной безопасности. Основными причинами, вызвавшими стихийную внутреннюю миграцию и отток населения за пределы республики, являются ошибки государства в проведении экономических реформ. Преобразования на селе в начале 90-х годов не обеспечили эффективность использования земельных наделов, имущества и развития региональной экономики, в том числе переработки сельхозпродукции. А злоупотребления и промахи в реструктуризации и приватизации промышленных предприятий повлекли за собой повсеместное падение производства и безработицу среди городского населения.

В результате внутренней миграции продолжает сокращаться население  стратегически важных приграничных районов, увеличивается нагрузка на инфраструктуру агломераций крупных городов и растет дисбаланс в развитии регионов республики. Наиболее острой проблемой в этом плане является приграничная миграция, так называемая «ползучая миграция» граждан соседних государств вдоль южной границы республики.

Внешняя трудовая миграция, кроме положительных последствий  в виде смягчения ситуации на рынке  труда и создания дополнительного  источника поступления валюты от работающих за рубежом граждан, имеет  и немало негативных последствий  для страны. Это выражается в выезде за рубеж квалифицированной и наиболее активной части населения, ухудшении демографической ситуации, распаду семей, снижении рождаемости и темпов роста населения. Существуют опасения по поводу окончательного невозвращения многих мигрантов в Кыргызстан, поскольку идет процесс массового принятия гражданства стран пребывания. Складывающаяся обстановка в совокупности с фактами организации незаконного вывоза и торговли людьми наносит ущерб национальным интересам Кыргызстана.

Существует ряд проблемных аспектов, связанных с прибытием и пребыванием в Кыргызстане определенной категории иностранных граждан, число которых в республике увеличивается высокими темпами. Либеральное миграционное законодательство и несовершенство иммиграционного контроля создают условия для незаконной трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан, наносящих значительный экономический ущерб республике. С другой стороны, это приводит к вытеснению местных трудовых ресурсов и расширению масштабов использования неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономике республики.

Таким образом, решение  проблем внешних и внутренних перемещений населения, неконтролируемого притока иностранной рабочей силы необходимо рассматривать как один из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности Кыргызстана. Реализация миграционной политики государства без учета стратегических аспектов местоположения нашей республики в системе международных и региональных отношений может нанести непоправимый ущерб безопасности страны.

 

Недостаточная эффективность системы управления в республике

 

Система управления государством является основным инструментом развития общества и обеспечения его безопасности. Но если она по своему построению и  методам работы не справляется с  этой задачей ввиду своей архаичности и отсталости, и к тому же деградирует под воздействием коррупции, клановости и некомпетентности, то она, напротив, превращается в угрозу для общества. Именно из-за этих причин система управления в республике два раза за последнее время привела к революциям, едва не приведшим к гражданской войне.

Реальные результаты управленческих усилий государства, достигнутые за последние двадцать лет – производство ВВП на душу населения (1300 долларов США за 2011 год), низкий уровень жизни населения (более 33% населения в 2010 году за чертой бедности), более 60% пенсионеров получают пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера – говорят об их очень слабой эффективности. За годы независимого развития экономика Кыргызстана из индустриально-аграрной превратилась в мелкотоварную аграрно-сервисную систему.

Индикатором неблагополучия в сфере управления также служит массовый выезд граждан республики за ее пределы в связи с неблагоприятными социально-экономическими условиями. Это говорит о том, что прежняя система управления полностью исчерпала свои возможности по выводу республики на передовые рубежи современного развития.

Госаппарат за годы независимости  постоянно растет, его численность  в 2011 году достигла почти 60 тыс. человек, расходы из госбюджета на него составили в целом 18,7 млрд. сом в год. Одним из показателей неэффективности системы госуправления является хроническая несбалансированность доходов и расходов государственного бюджета, постоянно высокий его дефицит.

Многочисленная армия  чиновников, обилие законов, подзаконных актов, инструкций, злоупотребление разрешительными полномочиями с их стороны, слабость правоохранительных и судебных органов – все это в совокупности признаки неэффективной управленческой системы Кыргызстана. Это создает высокие административные и коррупционные барьеры, отпугивающие как иностранных, так и отечественных инвесторов.

К тому же государственный  служащий не имеет мотивации к  качественному труду, размыты и  порой не определены конечные результаты его деятельности.

Политика правительства по управлению собственными активами характеризуется пассивностью и отсутствием эффективных планов развития и контроля за их использованием. Государственные предприятия были предоставлены сами себе, что приводило к недопоступлению доходов государству от их деятельности.

В связи с вышеизложенным, в рамках мер по созданию эффективной  системы управления государством, необходимо предусмотреть разработку соответствующих концепций реформирования тех или иных направлений. В частности, по административно-территориальной структуре, в правоохранительной и судебной системах, и других сферах с разработкой в последующем государственных программ их реализации.

В настоящее время  созданы конституционные условия  для создания эффективной системы  управления государством и, если не решить эту проблему в самое ближайшее время, в условиях жесткой конкуренции в мире и регионе неадекватность управленческого фактора может в еще большей степени угрожать безопасности Кыргызстана.

 

Состояние экономики и уязвимость системы энергообеспечения республики

 

Экономика Кыргызстана  находится под неблагоприятным  воздействием ряда внешних и внутренних факторов, что препятствует экономическому росту и увеличению благосостояния большинства населения. К внешним факторам относятся кризисные явления в мировой экономике, а также у основных торговых партнеров - России и Казахстана, рост мировых цен на продовольственные товары и нефтепродукты, введение в действие условий Таможенного союза. К внутренним факторам относятся зависимость внутреннего рынка от импорта продовольственных товаров и топлива, высокие процентные ставки по кредитам для развития бизнеса, вероятность инфляционных всплесков из-за сезонных колебаний цен на продовольственные товары, отсутствие обоснованной среднесрочной тарифной политики на электро- и тепловую энергию и др.

Среди стран Центральной  Азии экономика республики показывает наихудшие результаты по сравнению  с уровнем 2000 года. За прошедшие десять лет Казахстан, Узбекистан и Таджикистан увеличили объемы своих ВВП в 2 с лишним раза, а Кыргызстан – в 1,5 раза. В СНГ ситуация аналогичная. Реальный сектор остается наиболее слабым звеном экономической системы Кыргызстана. Ни промышленность, ни сельское хозяйство не стали базой расширенного воспроизводственного процесса в экономике республики и основой быстрого экономического роста. Здесь доминирует сфера услуг, где главную роль играют масштабные реэкспортные внешнеторговые операции с китайскими товарами. Однако и эта транзитная роль Кыргызстана в свете мирового кризиса и снижения внешнеторговой активности Китая, может потерять свою значимость для нашей экономики.

Промышленность за годы независимости вносила незначительный вклад в экономическое развитие страны - в структуре ВВП она занимала в разные годы 13-19%, в то время как перед распадом СССР – 46,2% (1990 год). Эта незначительная доля промышленности еще сохраняется благодаря золоторудному месторождению «Кумтор», разрабатываемому канадской компанией. Сельское хозяйство республики, несмотря на определенные вливания со стороны государства и внешние кредитные линии, в течение длительного времени не демонстрирует динамичного развития, ограничиваясь простым воспроизводством. В отрасли сохраняется высокий уровень мелкотоварного производства, не способного конкурировать с импортной продукцией и внедрять современные технологии и оборудование. К тому же не удалось в должной мере наладить связи между сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью, где государство должно играть ведущую роль. Именно за счет более глубокой переработки сельхозпродукции Кыргызстан мог бы превратиться в центр производства экологически чистой продукции. Однако отсутствие соответствующей инфраструктуры препятствует решению этой задачи.

Все это позволяет  различным мафиозным структурам во взаимодействии с коррумпированными элементами в системе госуправления забирать по заниженным ценам продукцию у фермеров, затем перепродавая ее втридорога, перераспределять в свою пользу доходы крестьян, лишая их стимулов к развитию производства.

В результате роль отечественного производства в удовлетворении потребностей населения в различных товарах продолжает снижаться, что несет прямую угрозу экономической безопасности республики. По статистическим данным доля потребительских товаров республиканского производства в объеме розничного товарооборота в последние годы составляет 35-36%, с учетом насыщения внутреннего рынка за счет контрабанды доля отечественных производителей наверняка будет еще ниже. Такая ситуация в случае резкого изменения внешнеторговых условий может вызвать серьезный дефицит на потребительском рынке республики, нанести ущерб продовольственной безопасности и привести к масштабным социальным катаклизмам.

Значительное сокращение роли промышленного производства, сопровождаемое уменьшением инвестиций в основной капитал, сужает воспроизводственные возможности республики, в результате становится невозможным не только расширенное, но даже простое воспроизводство экономики. И такая тенденция наблюдается уже в течение длительного времени. Кыргызстан по этому показателю (инвестициям в основной капитал) находится на предпоследнем месте в СНГ – хуже только в Армении. Ввиду низкой сберегательной способности нашей экономики, упор в экономической политике должен быть сделан на прямые иностранные инвестиции, на их привлечение в производственную сферу. Самое негативное влияние на привлечение прямых иностранных инвестиций оказывает коррупция – зарубежные инвесторы под давлением коррупционеров вынуждены отказываться от планов по вложению своих средств в экономику республики. Только за два последних года прямые иностранные инвестиции в основной капитал существенно сократились: в 2010 году - на 20,1%, в 2011 – на 21,8%.

Информация о работе Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики