Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций
Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса
КУРС ЛЕКЦИЙ
РАЗДЕЛ І ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
План лекции
1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.
2. Сущность, предмет, функции
и структура экономической
3. История экономической науки.
4. Методологическая база экономической науки.
1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Человеческое общество на длительном пути развития создало различные культуры, религии и хозяйства. Но люди, прежде чем заняться политикой и искусством, наукой и идеологией, должны были есть, пить, иметь крышу над головой, одеваться. Материальная составляющая, таким образом, являлась и является весьма важной в жизни общества. Производство материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей, прошло множество этапов: от изготовления палки-копалки и топора – элементарных орудий труда первобытного человека для добывания пищи, до создания современных информационных и биологических технологий. Таким образом, производство является, пожалуй, главной составляющей экономики. Оно – двигатель человеческой цивилизации.
Экономика как подсистема человеческой цивилизации выполняет ряд функций: производственную функцию (основе жизнедеятельности общества лежит производство, которое создает жизненные блага); трансакционную функцию (обмен продуктами труда между предприятиями и деятельностью (способностями людей) в рамках данного производства); перераспределительную функцию (перераспределение средств, полученных в сфере материального и нематериального производства, через систему государственного бюджета в социальную сферу).
2. Сущность, предмет, функции и структура экономической теории. Экономическая теория представлена совокупностью наук, которые можно объединить в две группы: общую и частную экономическую теорию. Первая раскрывает сущность, содержание и закономерности развития экономических процессов в обществе в целом, безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая отражает отдельные функции экономического управления (теория учета, статистики, финансов и т.п.).
Предметом экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в процессе общественного развития, их взаимодействия с производительными силами, а также экономический механизм хозяйствования, учитывающий возможности общества в использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
Экономическая теория выполняет следующие функции: познавательная функция (постижение закономерностей развития экономики, формулирование принципов ее развития); методологическая (служит фундаментом или базой для других экономических наук); практическая (закономерности, формулируемые в экономической теории, используются в практической деятельности); прогностическая функция (касается прогнозирования экономической политики).
С точки зрения объекта исследования выделяются следующие разделы экономической теории:
– микроэкономика (изучает поведение участников экономических процессов на уровне предприятий, фирм, домашних хозяйств);
– макроэкономика (рассматривает процессы, происходящие в национальной экономике, показатели национального дохода, занятости, динамики цен);
– мировая экономика (рассматривает экономические отношения в мировом обществе).
Экономическая категория – это логическое понятие, отражающее в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений, процессов, механизмов.
Экономические законы – устойчивые, сущностные, повторяющиеся связи. Они объективны, но реализуются через деятельность экономического субъекта. Усложнение экономической жизни и переплетение хозяйственных связей, увеличение воздействующих факторов приводят к тому, что традиционные экономические законы модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода.
Используя научный метод познания окружающей нас экономической действительности, экономисты проводят позитивный и нормативный анализ. С помощью позитивной экономической теории экономист может высказывать суждения типа «если..., то...», которые затем находят подтверждение или опровергаются доступными фактами, либо статистическими данными. Например, согласно прогнозу, сокращение дотаций сельскохозяйственным предприятиям должно отразиться снижением цен на сельскохозяйственную продукцию. Этот прогноз может быть проверен, когда субсидирование сельхозпроизводителя сократится. Позитивный анализ не имеет задачей давать оценку – плох или хорош результат.
Нормативная экономическая теория используется для оценки ожидаемых альтернативных результатов в соответствии с основополагающими оценочными суждениями, рекомендаций относительно того, что должно иметь место. Так, в нашей республике принят курс на создание социально ориентированной рыночной экономики. Это означает, что разрыв между высоко- и низкодоходными группами не должен превышать 1:6. Нормативные утверждения имеют форму предписания, а не предсказания.
3. История экономической науки. Экономическая теория претерпела длительный исторический путь становления и развития. Древнейшие письменные источники содержат мысли и наставления по ведению хозяйства, целесообразности использования того или иного вида труда, а древние греки даже систематизировали их и составили свод советов по управлению домашним рабовладельческим хозяйством. Первую попытку систематизировать экономические знания о зарождающемся капиталистическом производстве предприняли меркантилисты. Главной заботой меркантилистов XVI–XVII вв. стало изыскание способов привлечения в государственную казну золота и серебра. Вклад меркантилистов в экономическую науку незначителен, так как результатом их исследований в области национальной экономики, протекционизма, валютного курса стал всего лишь набор предписаний для правительственного пользования. Появилось несколько произведений, ознаменовавших развитие новой науки – политической экономии. Это «Политическая арифметика» У. Петти, и «Очерк о природе торговли» Р. Кантильона о роли предпринимателя в экономике.
На смену меркантилистам пришли физиократы во главе с Ф. Кенэ. Заслугой физиократов было перенесение вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу материального производства. Единственным источником богатства считали природу, поэтому доход сводился к дарам природы. Только в сельском хозяйстве создавался продукт, поэтому труд сельскохозяйственных работников они считали производительным.
Новая фаза открылась двумя произведениями: «Экономической таблицей», которую подготовил глава школы физиократов Франсуа Кенэ, и фундаментальным трудом Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», заложившим основы классической школы политэкономии. Представители этого течения установили, что богатство нации возникает в материальном производстве. В их исследованиях раскрывалось содержание товаров, денег, заработной платы, прибыли, ренты.
В конце этого периода возникла концепция К. Маркса, основные положения которой составили содержание первого тома «Капитала» (1867). Маркс впервые выдвинул теорию развития капиталистической системы, соединив экономическую теорию с историческими факторами.
В последней трети XIX в. в экономической теории господствовали три школы: венская (австрийская), лозаннская и кембриджская. Наиболее характерной чертой их аналитического метода было использование предельных (маржиналистских) величин, заимствованных из математики, в решении ряда проблем. Маржиналисты предложили собственную субъективную концепцию: стоимость товара связывалась с его полезностью и ограниченностью, учитывались не только затраты, но и результаты, причем как в сфере обращения, так и в сфере производства.
Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX в. Его представители предприняли попытки определить закономерности оптимального режима хозяйствования экономических единиц в условиях свободной конкуренции и рыночного предпринимательства.
Институционально-
Кейнсианство и неокейнсианство в значительной степени связано с макроэкономическими процессами, с методами государственного регулирования. Кейнсианство сложилось в 30-е гг. XX в.
Теория неоклассического синтеза сформировалась в конце XIX – начале XX в. и представляла собой попытку соединить основные положения неоклассической теории и кейнсианской концепции макроэкономического равновесия и роста национального дохода. Неоклассический синтез явился попыткой определить стратегию в регулировании экономики, увязать рыночный механизм с системой монополизированной экономики.
4. Методологическая база экономической науки. Для исследования экономических явлений и процессов используется ряд методов:
1) общенаучные методы: метод научных абстракций позволяет изучить и исследовать в процессе анализа часть предмета, не принимая во внимание другие его составляющие; анализ – изучение каждой части единого целого отдельно; синтез – соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое; индукция – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению; дедукция – движение мысли от общего к частному; исторический подход – экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т. е. исторически;
2) математические методы: экономическое моделирование позволяет в формализованном виде определить причины и закономерности изменений экономических явлений, их последствия, дает возможность прогнозировать экономические процессы; математический анализ играет важную роль в изучении количественных связей, определении темпов роста, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании ВВП и т. д.;
3) статистические методы позволяют обрабатывать и изучать количественные показатели развития общественного производства и общества, их соотношения и изменения;
4) системная методология широко используется в анализе. Весь окружающий нас мир системен. Система – это совокупность элементов, определенным образом связанных и образованных под определенную цель;
5) экономический эксперимент – научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий. Цель эксперимента – доказательство правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития. Экономические эксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие увеличение объемов производства, рост производительности труда, снижение издержек производства и т. д.
Лекция 1.2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
План лекции
1. Потребности как предпосылка производства. Виды потребностей.
2. Экономические ресурсы как факторы производства.
3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике.
4. Экономические блага: классификация, характеристики.
1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. В основе определения потребности лежит понятие человеческих нужд: это и физические нужды в пище, одежде, тепле, и социальные нужды во взаимодействии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. С экономической точки зрения потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивидов, это и желание потребителя приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. Удовлетворение потребностей выступает как побудительная сила, мотив хозяйственно-экономической деятельности.
Потребности делятся на первичные (пища, одежда, жилище) и вторичные (развлечения, образование). В зависимости от субъекта различают потребности индивида, групп населения, общества в целом. Среди различных классификаций наиболее известная – пирамида Абрахама Маслоу, который выделяет 5 групп потребностей:
– физиологические потребности – пища, сон, индивид другого пола;
– потребности в безопасности (самозащите) – одежда, жилище;
– социальные потребности – общение, любовь, дружба;
– потребности в самоутверждении – уважение, признание в обществе;
– потребности в самовыражении – реализация таланта, творческого потенциала, самосовершенствование.
2. Экономические ресурсы как факторы производства. Источники любого производства – это экономические ресурсы или факторы производства, которые в экономической науке объединены в 4 группы: природные ресурсы, созданные природой; капитал, т. е. материальные объекты и финансовые ресурсы, созданные людьми; трудовые ресурсы; научные, интеллектуальные и информационные ресурсы (рис. 1.2.1).
Рисунок 1.2.1 – Экономические ресурсы как факторы производства
Понятие экономических ресурсов шире, чем понятие факторов производства, так как экономические ресурсы – это потенциальные ресурсы (например – целина), а факторы производства – это уже включенные в реальный процесс производства ресурсы (распаханная целина).
Природные ресурсы включают земельные, водные, лесные, биологические, минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Чтобы быть включенными в экономический процесс, природные ресурсы имеют денежную оценку и стоимость. Доход от владения и использования природных ресурсов называется рентой.
Капитал имеет две формы: денежную и материально-вещественную. Капитал в денежной форме – это финансовые ресурсы, которые можно давать в кредит и получать от этого доход, называемый процентом. Можно истратить финансовые (денежные) ресурсы на покупку ценных бумаг – акций и облигаций, которые также приносят доход в виде дивидендов. Доход в виде прибыли может быть получен при вложении (инвестировании) денежного капитала в покупку средств производства и организацию работы на промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, строительных и других предприятиях и фирмах.
Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда – это производственные здания и сооружения, станки, машины, оборудование, с помощью которых человек (работник) воздействует на предметы труда, то есть на сырье, материалы, топливо, энергию и другие компоненты будущего готового продукта или товара. Средства труда, выраженные в денежной форме, называются основными фондами предприятия (фирмы), денежная оценка предметов труда, в сумме с доходами от продажи готовой продукции образует оборотные (финансовые) фонды предприятия (фирмы).